Реабилитационное сопровождение инклюзивного образования студентов с ограниченными возможностями здоровья
Методы
IV. Нарушение проводимости.
III. Нарушение возбудимости и проводимости
II. Нарушение возбудимости.
1. Экстрасистолы., (после каждого), три, квадра.
· В основе повреждение.
· Изменение стабильности ПП (снижение КУД)
· Предсердное: Р.
· AV: Р отсутствует или отрицательное после QRS.
· Желудочковая: Р отсутствует, QRS уширен и деформирован.
2. Пароксизмальная тахикардия. СН.
· Внезапное учащение до 140-220. Предсердная, AV, желудочковая.
1. Мерцательная аритмия.
· Р не регистрируется – ¦ различные по форме в VRR>0,15 с. ЧСС до 300-500.
2. Трепетания предсердий (macro-re-entry)
· Р не регистрируется – F – одинаковые. R-R могут быть одинаковы.
3. Трепетание и мерцание желудочков.
· Трепетание – желудочковые волны (синусоида) 150-300 одинаковые
· – желудочковые волны разные 150-500.
1. СА блокада. Выпадение цикла с 2RR, 3RR.
2. Внутрисердечная блокада. Р расширен и зазубрен.
|
|
3. AV блокада.
I ст. и PQ удлинен более 0,2 с.
II ст. типа Мобитца I: постепенное > PQ с последующим выпадением QRS
типа Мобитца II: PQ N или удлинен с внезапным выпадением QRS
III ст.. Предсердный ритм (60-90), желудочки ритм (< 60). Р в.
4. Внутрижелудочковая блокада.
· QRS – уширен
· V1 – V3 – М – обратная деформация QRS (правая ножка) или глубокий S (левая).
· V5 – V6 – широкий зазубренный или S (правая) или QRS (левая).
5. Синдромы возбуждения желудочков.
· WPW – укорочен PQ, - дельта волны, - ST ниже изолинии, Т отр.
· CLC. Укорочен PQ.
1. ЭКГ.
2. Холтеровское мониторирование.
3. ЧПЭС. Программирование электрической стимуляции. стимул.
4. Поздние потенциалы.
Основные дефиниции по теме “Медико-социальная реабилитация и здоровьесбережение»
Серия научно-методического обеспечения
реабилитационных услуг в сфере образования
Под редакцией А.Г. Станевского
Москва
Автор: доцент, кандидат медицинских наук В. И. Асламазова
Методические рекомендации на «Реабилитационное сопровождение инклюзивного образования студентов с ограниченными возможностями здоровья.Основные дефиниции по теме “Медико-социальная реабилитация и здоровьесбережение» относятся к научно-методическому обеспечению реабилитационной услуги в сфере инклюзивного образования по разделу «Основы медико-социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья» коррекционной дисциплины «Обучение жизни с инвалидностью» курса«Технологии социальной интеграции».
Материал содержит основные определения, используемые в нормативных документах:
1. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»
|
|
2. Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом» от 7.04.08 № 247.
3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов РФ» № 181-ФЗ (в новой редакции закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, 08.05.2010 № 83-фз, 19.07.2011 № 248-фз).
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 № 1013н «Классификации и критериев, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»
5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.08.2008 № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации»
6. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.04.2011 № 295н «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы»
Дефиниции позволяют студентам и их родственникам (или родственникам студента-ребенка-инвалида) правильно излагать мысли при взаимодействии со всеми медицинскими и социальными структурами в случае первичного оформления инвалидности и переосвидетельствования группы инвалидности в период обучения в МГТУ им. Н.Э.Баумана.
Методические рекомендации рассчитаны на административно-управленческий персонал, специалистов, преподавателей образовательных учреждений, обеспечивающих реабилитацию и социализацию лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного профессионального образования инвалидов, а также на студентов-инвалидов и их родителей.
Методические рекомендации, кроме того, могут использоваться как дополнительный материал для отработки студентом пропущенного занятия по данной теме и при проведении рубежного контроля.
Виды основных функций организма человека, определяющие инвалидность:
1. Психические функции (воля, восприятие времени и пространства, внимание, память, мышление, интеллект, эмоции, сознание, поведение, психомоторные функции)
2. Языковые и речевые функции (устная и письменная, вербальная и невербальная речь, голосообразование и пр.)
3. Сенсорные функции (слух, зрение, обоняние, осязание, тактильная, болевая, температурная и др. виды чувствительности)
4. Статодинамические функции (двигательные функции головы, туловища, конечностей, статики, координация движений)
5. Функции кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, кроветворения, внутренней секреции, иммунитета
6. Внешние и внутренние физические уродства (деформации лица, головы, туловища, конечностей, нарушения размеров тела и др.)
Виды реабилитации:
- медицинская
- профессиональная
- социальная
- с помощью спорта и физической культуры
Дефект – (лат. defectys – недостаток) – изъян, недостаток, отсутствие целостности ткани, органа, функции в организме.
Дефиниции – определения, состоящие из отличительных признаков каждого предмета, явления и т.д.
Жизнедеятельность – 1) совокупность видов деятельности, которые в основном составляют необходимые компоненты повседневной жизни в соответствие с полом и возрастом;
2) специфическая человеческая форма осознанного и активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.
Законный представитель инвалида - родители инвалида или любой человек (сурдопереводчик, преподаватель, дальний родственник или знакомый), имеющий на руках нотариально заверенную доверенность на ведение Ваших дел по оформлению инвалидности. Гражданин в возрасте 18 лет и старше может оформлять доверенность самостоятельно на любое совершеннолетнее лицо, а гражданину до 18 лет такую доверенность могут оформлять только его родители
|
|
Замещение - 1 ) качественное использование других сохранных функций неродственных органов и систем (для лиц с потерей слуха замещение за счет зрения, для лиц с потерей зрения замещение осуществляется за счет слуха и т.д.)
2) в образовании – одна из составляющих реабилитации инвалидов:
- использование специальных технологий поддержки и обучения
- использование пособий, дидактического материала
- использование технических средств обучения
Здоровьесбережение – комплекс мер, мероприятий и инструментов для обеспечения профилактики и сохранения здоровья в любой деятельности личности
Индивидуальная программа реабилитации инвалида – документ, который:
1)включает отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных, психологических и других реабилитационных мероприятий, направленных на коррекцию, компенсацию и замещение утраченных функций для создания возможностей инвалиду выполнять определенные виды деятельности,
2) содержит перечень бесплатных мероприятий в соответствии с законодательством и мероприятий, которые инвалид оплачивает сам или другое лицо или организация, независимо от форм собственности,
3) разрабатывается в обязательном порядке федеральным учреждением МСЭ по месту постоянного жительства на основании результатов реабилитационно-экспертной диагностики, оценки реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза.
Инвалид – (лат. invaliditus – слабость, немощность) – лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма из-за заболевания, последствий травмы, дефектов или уродств, приводящих к ограничению жизнедеятельности, и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Инвалидность – социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящим к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты
|
|
Индивидуальная программа реабилитации –
1- разрабатывается в обязательном порядке в бюро МСЭ по месту жительствана основании:
- результатов реабилитационно-экспертной диагностики,
- оценки реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза
2 – включает отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мероприятий, направленных на коррекцию, компенсацию и замещение утраченных функций для создания возможностей инвалиду выполнять определенные виды деятельности
3 – содержит перечень бесплатных мероприятий в соответствии с законодательством и мероприятий, которые инвалид оплачивает сам или другие лица или организации, независимо от их форм собственности
Инклюзивное образование – доступность образования для всех в плане приспособления к общеобразовательной среде. Базируется на принципах:
- ценность человека не зависит от его способностей и достижений
- каждый человек способен чувствовать и думать
- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
- все люди нуждаются друг в друге
- истинное образование может осуществляться в контексте реальных взаимоотношений
- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
- для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
- разнообразие усиливает все стороны жизни человека
Интегрированное обучение – объединение в единое целое элементов системы на основе их взаимосвязи и взаимодополняемости, совместное обучение в образовательной среде различных субъектов образовательного процесса
Категория «ребенок-инвалид» - определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты, в возрасте до 18 лет
Категория «инвалид» - устанавливается в возрасте 18 лет и старше
Квалификация –
- уровень подготовленности или мастерства
- степень готовности к выполнению труда по определенной специальности или должности
- уровень усовершенствования, определяемый разрядом, классом, званием и другими категориями
Классификации, используемые комиссией МСЭ для установления инвалидности:
- Основные виды нарушений функций организма
· Степени их выраженности
- Основные категории жизнедеятельности
· Степени выраженности ограничений этих категорий
Компенсаторные возможности организма – возможности организма частично или полностью возместить нарушенные функции организма
Компенсация - (лат. compensatio – уравновешивание, замещение) -
1)общий биологический принцип частичного или полного возмещения нарушенных функций организма за счет деятельности или перестройки неповрежденных родственных систем, отдельных органов или их частей
2) в образовании – одна из составляющих реабилитации:
- уменьшение выраженности и следствий дефекта за счет использования специальных технических средств и технологий коррекции и методов слухоречевого развития
- уменьшение выраженности и последствий нарушенных функций с помощью методов развития остатков функций
Коррекция – 1)исправление или приведение в соответствие
2) в образовании – одна из составляющих реабилитации:
- исправление нарушенных функций
- исправление (доразвитие) в процессе образования психических и физических функций из-за отклонений
- усвоение социального опыта
- исправление (преодоление) недостатков физических и сенсорных функций с помощью индивидуальных и групповых технических средств и специальных технологий обучения
Коррекция слуха – приведение в соответствие с нормой или близко к ней слуховой функции с помощью технических средств реабилитации, хирургического вмешательства
Кохлеарная имплантация – хирургическая реабилитация утраченного слуха с помощью специального экстра (речевой процессор)- и эндоэлектронного (собственно имплант, помещаемый в улитку) устройства
Критерии, используемыекомиссией МСЭ,для определения:
1. Условий установления групп инвалидности (I, II, III)
2. Условий установления степени ограничения способности к трудовой деятельности
Критерии установления групп инвалидности:
1 - по степени расстройства основных функций,
2 - по степени выраженности ограничений категорий жизнедеятельности
3 - по необходимости социальной поддержки
Критерии установления степени ограничения способности к трудовой деятельности:
1 - способность к воспроизведению специальных профессиональных знаний, умений и навыков в виде продуктивного и эффективного труда
2 - способность осуществлять деятельность на рабочем месте, не требующем изменений санитарно-гигиенических условий труда, дополнительных мер по организации труда, специального оборудования и оснащения, темпов, сменности, объема и тяжести работы
3 - способность взаимодействовать с другими людьми в социально-трудовых отношениях
4 - способность к мотивации труда
5 - способность соблюдать рабочий график
6 - способность к организации рабочего дня (организации трудового процесса во временн о й последовательности
Критерии степени ограничения способности к трудовой деятельности при умеренно выраженном расстройстве функций
1 степень ограничения – снижение квалификации, объема, тяжести и напряженности выполнения работы, невозможность продолжать работу по основной профессии при возможности выполнения других видов работ более низкой квалификации в обычных условиях труда
Критерии степени ограничения способности к трудовой деятельности при стойком выраженном расстройстве функций
2 степень ограничения – возможно выполнение деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и/или с помощью других лиц
Критерии степени ограничения способности к трудовой деятельности при значительно выраженном расстройстве функций
3 степень ограничения – полная неспособность к трудовой деятельности, в том числе в специально созданных условиях, или противопоказанности трудовой деятельности
Критерии установления групп инвалидности:
III группа – нарушение здоровья со стойким умеренно (2ст) выраженным расстройством функций, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности 1 степени
или ограничению категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты:
способность к самообслуживанию – 1 степень ограничения
способность к передвижению - 1 степень ограничения
способность к ориентации – 1 степень ограничения
способность к общению – 1 степень ограничения
способность к обучению – 1 степень ограничения
способность контролировать свое поведение – 1 степень ограничения
II группа – нарушение здоровья со стойким выраженным (3 ст.) расстройством функций, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:
способность к самообслуживанию – 2 степень ограничения
способность к передвижению - 2 степень ограничения
способность к ориентации - 2 степень ограничения
способности к общению - 2 степень ограничения
способности к обучению – 3 или 2 степень ограничения
способность контролировать свое поведение - 2 степень ограничения
способность к трудовой деятельности - 3 или 2 степеньограничения
Лечебно-профилактическое учреждение (ЛПУ) - поликлиника, больница, любой стационар, ведомственное медицинское учреждение, медсанчасть и др. государственного или частного подчинения, регионального или федерального уровня
Медико-социальная экспертиза (МСЭ) – определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством основных функций организма. Она осуществляется с целью:
1) освидетельствования лица с ограниченными возможностями здоровья на предмет инвалидности,
2) переосвидетельствования группы инвалидности,
3) определения в установленном порядке потребностей в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, и содействие в их реализации,
4) выдачи инвалиду индивидуальной программы реабилитации
Медицинская реабилитация –
- лечение,
- протезирование,
- профилактика прогрессирования ограничений жизнедеятельности
Нарушение здоровья – физическое, душевное и социальное неблагополучие, связанное с потерей, недоразвитием (аномалией), расстройством психологической, физиологической, анатомической структуры и/или функции организма человека
Образование предусматривает:
- обеспечение готовность личности к самоопределению и самореализации в основных сферах деятельности (трудовой, общественно-политической, общеобразовательной, культурно-досуговой, семейно-бытовой)
- способность личности к выбору сферы профессиональной деятельности
Ограничения жизнедеятельности – 1) отклонение от нормы деятельности человека вследствие стойкого или обратимого нарушения здоровья, которое характеризуется ограничением способности осуществлять самообслуживание, самостоятельное передвижение, ориентацию, общение, контролировать свое поведение, а также способности к обучению и трудовой деятельности;
2) полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Основные категории жизнедеятельности:
1.Способность к самообслуживанию
2.Способность к самостоятельному передвижению
3.Способность к ориентации
4.Способность к общению
5.Способность к обучению
6. Способность контролировать свое поведение
7.Способность к трудовой деятельности
Основные функции организма – преимущественно влияющие на процесс обучения:1) психические – восприятие, внимание, мышление, интеллект, память, эмоции, воля, сознание, поведение, психомоторные реакции,
2) языковые и речевые – устная и письменная речь, вербальная и невербальная коммуникация, голосообразующая способность,
3) сенсорные – зрение, слух, обоняние, осязание, тактильная, болевая, температурная и другие виды чувствительности,
4) статодинамические – двигательная функция головы, туловища, конечностей, статика, координация движений
Оценка показателей способности к трудовой деятельности производится с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков
Профессиональная деятельность - относительно постоянныйрод трудовой деятельности, занятости инвалида, владеющего комплексом специальных знаний, умений и навыков, полученных путем образования, обучения. Основной профессией следует считать выполняемую работу наиболее высокой квалификации или работу, выполняемую более длительное время
Профессия – род трудовой деятельности или занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний, умений и навыков, полученных путем образования, обучения
Реабилитационно-экспертный диагноз – основывается на клинико-функциональном диагнозе, в соответствии с которым устанавливается фаза реабилитационного процесса, и определяется реабилитационный потенциал
Реабилитационные мероприятия – комплексмедицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости. Имеется гарантированный список бесплатных мероприятий федерального и регионального уровня
Реабилитационный потенциал – комплекс биологических психофизиологических характеристик инвалида, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные и образовательные возможности (скрытые резервы)
Реабилитационный прогноз - предполагаемая вероятность реализации реабилитационного потенциала.
Реабилитация – (приставка re- придает слову значение «снова, обратно, еще раз», ability – возможность, способность, компенсация) –
1) это процесс и система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма
2) это система и процесс полного или частичного восстановления способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности в целях социальной адаптации инвалида, достижения им материальной независимости и интеграции в общество
Реабилитация с помощью спорта и физической культуры –
- создание и реализация комплексов мероприятий по использованию физкультуры и спорта
Реабилитация социальная – комплекс мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции инвалидов, восстановление их социального статуса и способностей к самостоятельной общественной и семейно-бытовой ориентации и социально-бытовой адаптации, различных видов патронажа и социального обслуживания. Достигается через:
- социальную адаптацию
- социально-бытовую адаптацию
- социально-средовую ориентацию
- социально-психологическую адаптацию
- социальные услуги
Речевые навыки – способность устного общения
Системы организма – сердечная, сосудистая, нервная, пищеварительная, выделительная, эндокринная и др., от сохранения функций которых зависит состояние здоровья
Социальная реабилитация –
- социально-средовая
- правовая,
- социально-бытовая адаптация
Социализация - 1)процесс освоения социально-культурного опыта инвалидом, готовящимся к самостоятельной жизни в обществе, результаты которого позволяют активно, компетентно и ответственно участвовать в различных видах социальной деятельности. Включает определенную систему ценностей, установок, знаний и умений, норм межличностного взаимодействия и правил поведения,
2) в более узком понимании – процесс формирования готовности к успешному исполнению комплекса социальных ролей, свойственных взрослому члену общества.
Социальная защита – система гарантированных государством постоянных и/или долговременных экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения, компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества
Социальная поддержка инвалида - Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Специальность – профессиональная деятельность в определенной области труда или знаний, усовершенствованная путем специальной подготовки
Способность контролировать свое поведение – 1) способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых норм, 2) способность оценивать поведение в сложных ситуациях, относящихся к отдельным сферам жизни, выполнение ролевых функций
1 степень нарушения – периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и/или постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции
2 степень нарушения – постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц
Способность к обучению - способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (социальными, культурными и бытовыми)
1 степень нарушения - способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках ГОС в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов и режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий
2 степень нарушения - способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий
Способность к общению - способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки (понимания) и передачи информации
1 степень нарушения – способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи
2 степень нарушения – способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств
Способность к ориентации - 1) способность определяться во времени и пространстве;
2) способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способности к определению времени и места нахождения
1 степень нарушения - способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и/или с помощью вспомогательных технических средств
2 степень нарушения – способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств
Способность к самообслуживанию – способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, а также способность выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены
1 степень нарушения – это нарушение способности к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема, с использованием при необходимости технических средств
2 степень нарушения – это нарушение способности к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц, с использованием при необходимости вспомогательных технических средств
Способность к самостоятельному передвижению - способность самостоятельно перемещаться в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в покое и перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом, в процессе бытовой, общественной, профессиональной деятельности
1 степень – нарушение способности к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств
2 степень – нарушение самостоятельного передвижения с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств
Способность к трудовой деятельности – 1) способность выполнять работу в соответствии с требованиями к ее содержанию, объему и условиям выполнения;
2) способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы, оцениваемым с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков