А) Требования к общему развитию и психологическим свойствам личности воина-оператора.
Развитое мышление. С психологической точки зрения мышление является высшим познавательным процессом, в котором интегрировано отражаются другие – ощущение, восприятие, внимание, представление, память и воображение.
Быстрое и успешное решение задачи в боевой обстановке, превращение сложного в простое, анализ поступающей информации, умение работать со сложной техникой т.д. – все это предполагает четкое понимание логических отношений между понятиями, выявление закономерностей и взаимосвязей между ними, способность к целеустремленной систематизированной интеллектуальной деятельности.
Оператор должен обладать способностью к логическому мышлению, вскрытию закономерностей, быстротой мыслительных процессов.
Наличие сложной техники предполагает техническую грамотность оператора, развитое техническое мышление.
Б) требования к психофизиологическим качествам.
Обусловлены спецификой обработки информации одного или нескольких типов, дефицитом времени, необходимостью быстрых и точных действий и т.д. Поэтому оператор должен иметь хорошо развитые психические свойства:
· внимание – объем, интенсивность, концентрация, переключение и устойчивость к помехам;
· наглядно-действенное и абстрактно-логическое мышление – скорость и точность репродуктивных (счетных и группировочных) операций;
· долговременную память – длительность сохранения и скорость воспроизведения информации;
· оперативную память – скорость и точность запоминания исходного материала, и воспроизведение преобразованной информации;
· кратковременную зрительную и слуховую память – объем, скорость и точность воспроизведения материала и сведений в условиях дефицита времени;
· восприятие длительности – оценка и «чувство времени»;
· простое и сложное сенсомоторное действие;
· скорость простой, скорость и точность сложной сенсомоторной реакции;
· эмоциональную устойчивость – сохранение или повышение работоспособности в условиях опасности, аварийных ситуациях, дефицита информации, неожиданного воздействия внешних факторов.
Кроме перечисленных качеств оператор должен обладать способностью к быстрой выработке и перестройке сенсомоторных и умственных навыков, психической и физической выносливостью, особенно выносливостью к утомлению и напряжению, высокой работоспособностью.
Психологическое и психофизиологическое обследование проводится с целью определения степени развития у кандидатов основных психических познавательных процессов:
· свойств внимания, памяти и мышления,
· уровня интеллектуального развития,
· нервно-психической устойчивости,
· изучения некоторых личностных характеристик, зависящих от индивидуальных свойств высшей нервной деятельности.
Для определения степени развития основных психических познавательных процессов используется набор специальных тестов, предназначенный для оценки устойчивости, распределения, концентрации и объема внимания при длительной работе, высоком темпе и степени развития утомления, оценки глазомера, оперативной, кратковременной и зрительной памяти, профессионально важных качеств для специалистов операторского профиля.
Некоторые используемые методики:
«МИОМ» (методика исследования особенностей мышления)
«ПРОГНОЗ» (методика оценки нервно-психической устойчивости) и «НПН-А»
«ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛИНИИ», «КООРДИНАТЫ», «КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ», «КОЛЬЦА», «ОТМЕТКА КРУЖКОВ» - методики оценки зрительного анализатора
«АКУМЕТРИЯ» (шепотная речь), «ТОНАЛЬНАЯ АУДИОМЕТРИЯ», «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ», «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОРОГА МАСКИРОВКИ», «ОТОТОПИКА» (звуковая ориентация), «РЕЧЕВАЯ ПОМЕХА», и др. – методики оценки слухового анализатора.
Дополнительные методики.
При характеристике зрительного анализатора операторов оцениваются:
концентрация внимания и его устойчивость;
способность испытуемого к быстрому и точному информационному поиску и считыванию координат точек с экрана;
способность к логическим суждениям на основе работы зрительного анализатора;
объем и устойчивость внимания при длительной однообразной работе, темп психических процессов и степень утомляемости испытуемого;
проявление оперативной памяти, устойчивости и распределения внимания.
При характеристике слухового анализатора операторов оцениваются:
порог слухового восприятия по воздушной проводимости в правом и левом ухе;
достаточность дифференциальной чувствительности к восприятию изменений интенсивности звука и высоты тона;
низкий порог маскировки;
развитость чувства ритма;
выносливость нервной системы к слуховому анализатору.
Напомню также, что отбор должен осуществляться с опорой не только на статические оценки общих и индивидуальных качеств испытуемых, но и на основе выявления динамики профессионально важных качеств, возможностей их развития. При осуществлении профотбора в отечественной психологии принят личностный подход. Психическая структура деятельности оператора должна изучаться в единстве процессуального и личного, а ее формирование проходит более успешно, если в нее включены во взаимосвязи прежде всего высшие морально-психологические, интеллектуальные и эмоционально-волевые функции, социально значимые личные качества воина-оператора.
От профессионального отбора необходимо дифференцировать подбор.
отбор | Проводится прежде всего в случае, когда в наличии избыток претендентов, в крайнем случае их число равно числу нужных специальностей (профессий). |
подбор | Проводится при комплектовании экипажей, боевых расчетов и т.п. в случае, когда количество претендентов равно количеству вакантных должностей. |
Инженерно-психологическая оценка систем "человек-машина"
Литература
Справочник по инженерной психологии. - М.: Машиностроение. 1982.
Основы инженерной психологии. - М.: Высшая школа. 1977.