Международные военно-политические организации

(Организация Варшавского договора (ОВД),

Варша́вский догово́р (Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи) от 14 мая 1955— док-т, оформивший создание военного союза европ.социалистических гос-в при ведущей роли Советского Союза — Организации Варшавского договора (ОВД) и закрепивший двуполярность мира на 44 года. Заключение договора явилось ответной мерой на присоединение ФРГ к НАТО. Подписан Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией на Варшавском совещании евр. гос-в по обеспечению мира и безопасности в Европе. Договор вступил в силу 5 июня 1955. 26 апр 1985, ввиду истечения срока действия, был продлён на 20 лет. В связи с преобразованиями в СССР и других странах Центральной и Восточной Европы в феврале 1991 гос-ва-участники упразднили её военные структуры, а 1 июля 1991 подписали Протокол о полном прекращении действия Договора. Албания прекратила участие в деятельности ОВД в 1961—1962 из-за идеологических разногласий; формально вышла в 1968 — после ввода войск ОВД в Чехословакию. Договор состоял из преамбулы и 11 статей. В соответствии с его условиями и Уставом ООН, государства — участники Варшавского договора обязывались воздерживаться в своих междунар. отношениях от угрозы силой или её применения, а в случае вооружённого нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению гос-вам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооруж. сил. Руководящие органы: 1) Политический консультативный комитет (ПКК) — для проведения консультаций и рассмотрения вопросов, возникающих в связи с осуществлением Варшавского договора 2) Комитет министров обороны – 1969 3) Объединенные вооруженные силы 4) Объединённое командование вооружёнными силами (ОВС) — для обеспечения взаимодействия вооруж. сил и укрепления обороноспособности стран — участниц Варшавского договора. 5) Военный Совет ОВС 6) Штаб ОВС 7) Технический комитет. В принятой в Москве в 1960 Декларации союзные гос-ва одобрили решение Советского правительства в одностороннем порядке отказаться от ядерных испытаний при условии, что западные державы также не возобновят ядерных взрывов, и призвали создать благоприятные условия для завершения выработки договора о прекращении испытаний ядерного оружия. Будапештское совещание ПКК (1966) — принята Декларации об укреплении мира и безопасности в Европе.

Организация Североатлантического договора (НАТО),

Военно-политич. блок, 4 апр 1949 – 12 стран подписали Североатлантический договор (США, Канада, Великобритания, Франция, Бенилюкс, Норвегия, Дания, Исландия, Италия, Португалия), Цели: — гарантировать свободу и безопасность всех своих членов в Европе и Сев. Америке в соответствии с принципами Устава ООН.1) выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе 2) служить форумом для проведения консультаций по проблемам без-ти 3) осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии против любого из гос-в-членов 4) способствовать эффективному предотвращению конфликтов и активно участвовать в кризисном регулировании 5) содействовать развитию всестороннего партнерства, сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона. Военные структуры: 1) военный комитет – высший орган 2) постоянный военный комитет 3) междунар. военный комитет 4) военная академия. Гражданские структуры: 1) постоянный совет 2) комитеты 3) группа ядерного планирования 4) генеральный секретарь. Высшим политическим органом НАТО является Североатлантический совет (Совет НАТО), состоит из представителей всех гос-в-членов и проводит свои заседания под председательством Генерального секретаря НАТО. Североатлантический совет может проводить свои встречи на уровне министров ин. дел и глав гос-в и правительств. Решения совета принимаются единогласно. В период между сессиями функции Совета НАТО выполняет Постоянный совет НАТО, куда входят представители всех стран-участниц блока в ранге послов. Высшим военно-политическим органом орг-и с дек 1966 стал Комитет военного планирования, который собирается 2 в год на свои сессии на уровне министров обороны, хотя формально состоит из постоянных представителей. В период между сессиями функции Комитета военного планирования выполняет Постоянный комитет военного планирования, в состав которого входят представители всех стран-участниц блока в ранге послов. Высш воен орган - Военный комитет из начальников генеральных штабов стран — членов и гражданского представителя Исландии, не имеющей регулярных вооруженных сил, и собирающийся не реже 2 раз в год на свои заседания. Военный комитет имеет в своем подчинении командования двух зон: Европы и Атлантики. Верховное главное командование в Европе возглавляется верховным главнокомандующим (всегда — амер. генералом). В его подчинении находятся главные командования на 3 европейских театрах военных действий: Североевропейском, Центральноевропейском и Южноевропейском. В период между заседаниями функции Военного комитета выполняет Постоянный военный комитет. К основ. органам НАТО относится также Группа ядерного планирования, проводящая свои заседания обычно дважды в год на уровне министров обороны, обычно перед заседаниями Совета НАТО. Исландия представлена в Группе ядерного планирования гражданским наблюдателем. Россия и НАТО. Создание блока в 1949 Москва восприняла как угрозу собственной безопасности. В 1954 в Берлине на совещании министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР советских представителей заверяли в том, что НАТО является сугубо оборонительной организацией. В ответ на призывы к сотрудничеству СССР предложил странам-членам НАТО своё вступление в альянс. Однако данная инициатива была отклонена. В ответ Советский Союз образовал в 1955 военный блок из государств, проводящих просоветскую политику, — Варшавский договор. После распада Варшавского договора и СССР отношения Российской Федерации и НАТО начали выстраиваться с учётом новых реалий. В янв. 2008 к исполнению обязанностей главы Постоянного представительства России при НАТО Дмитрий Рогозин, который сумел существенно повысить общественный интерес к вопросам отношений РФ и Организации Североатлантического договора. 2009 - министры ин. дел стран—членов объявили о возобновлении отношений с Россией, прекращенных после августовского кризиса на Кавказе. В июле 2009 помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Филипп Гордон заявил, что США готовы рассмотреть вопрос о присоединении России к НАТО на определённых условиях. Ранее Дмитрий Медведев отмечал, что присоединение России к НАТО пока невозможно, однако «мы хотим нормальных отношений с Североатлантическим альянсом. Мы готовы развивать партнерские отношения с альянсом». Россия сотрудничает с НАТО по вопросу военной операции в Афганистане. Российская сторона заключила с США и ФРГ соглашения о транзите через свою территорию военных грузов для войск, участвующих в Международных силах содействия безопасности.

Западноевропейский Союз (ЗЕС),

― орг-я, созд. в 1948 для сотрудничества в сфере обороны и безопасности. Включает в свой состав 28 стран с 4мя статусами: члены, ассоциированные члены, наблюдатели и ассоциированные партнеры. Амстердамский договор 1996 сделал ЗЕС «неотъемлемой частью развития Союза», предоставив ему оперативные полномочия в сфере обороны. Сейчас он все больше уступает свои функции подразделениям ЕС, развивающимся в рамках совместной внеш. политики без-ти. В нояб. 2000 Совет министров безопасности ЗЕС одобрил решение о постепенном реформировании этой орг-и и передаче её полномочий соответствующим структурам и агентствам ЕС. 1 янв 2002 в ЕС вошли такие учреждения ЗЕС, как Институт безопасности и спутниковый центр ЕС. Главная функция, оставшаяся у ЗЕС ― коллективная безопасность, её передача ЕС пока что отложена. Брюссельский пакт(17 март 1948) явл. учредительным документом ЗЕС. Основ. причинами подписания Брюссельского пакта были: -страх перед «советской военной угрозой» - опасения агрессии со стороны СССР и его союзников; - недопущение возрождения герм. милитаризма и новых попыток развязывания войны со стороны Герм. В годы холодной войны деятельность Североатлантического Альянса полностью заместила деятельность ЗЕС. Однако это не означало конец его существования. Первые шаги к «реставрации» организации были предприняты в середине 1980-х, но подлинное возвращение к активной деятельности ЗЕС произошло только после подписания Маастрихтского договора о ЕС в 1992. В 1996 орг-я стала выполнять оперативные функции в сфере обороны. Но в течение 2000-х влияние ЗЕС на обеспечение безопасности ЕС последовательно снижалось. Большинство его функций должно было заменить Лиссабонское соглашение. В 2010 было заявлено о планах прекращения деятельности ЗЕС до 2011.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: