Красные. Специфические условия складывания организационной структуры укрепления морального духа у красных. Основные субъекты структуры. Специфические условия

Специфические условия складывания организационной структуры укрепления морального духа у красных. Основные субъекты структуры. Специфические условия складывания организационной структуры укрепления морального духа у белых. Основные субъекты структуры.


И комиссары в пыльных шлемах

Склонятся молча надо мной…

Б. Окуджава

Генерал Дроздовский твердо

Вел свой полк вперед, вперед…

Из марша Дроздовского полка


О

пыт военной истории учит: любое государство прикладывает большие усилия, чтобы создать в вооруженных силах структуры, отвечающие за организацию деятельности по укреплению морального духа войск. Не явились исключением красные и белые в безумии братоубийства Гражданской войны. И у тех, и других складывалась и утверждалась определенная организационная структура, отвечавшая за состояние морального духа личного состава соединений и частей.

На создание организационной структуры, упомянутой выше, наложили существенный отпечаток некоторые обстоятельства, детерминированные спецификой конкретно-исторической обстановки, сложившейся в России в 1917 – 1920 гг.

Во-первых, руководство большевистского политического режима на территории, ему подконтрольной, буквально с первых дней Гражданской войны осуществляло создание стройной структуры деятельности всех звеньев государственного механизма по укреплению морального духа Красной армии. Это происходило в комплексе с разработкой концептуальных основ проблемы морального духа войск и его укрепления в целях достижения победы над врагом.

Характерно, что в условиях эскалации Гражданской войны не было ни одного звена в государственном аппарате молодой Республики Советов которое, хотя бы и опосредованно, но все же работало на решение проблемы, упомянутой выше.

Подобное логически вытекало из того, что страна превратилась (в соответствии с постановлением ВЦИК от 2 сентября 1918 г.[905]) в единый военный лагерь, функционировавший в рамках «военного коммунизма»[906]. Отсюда — исключительно высокий уровень централизации: в едином военном лагере не было ни одного органа, неподконтрольного ЦК РКП (б). Не случайно, В.И. Ленин охарактеризовал ЦК РКП (б) как «боевой орган партии в эпоху гражданской войны…»[907].

Даже создание 30 ноября 1918 г. (в соответствии с постановлением ВЦИК и СНК) Совета рабочей и крестьянской обороны, которому для превращения страны в военный лагерь, установления военного режима не только в армии, но и в продовольственном и транспортном деле, а также в области военной промышленности, предоставили всю полноту прав «в деле мобилизации сил и средств страны в интересах обороны»[908], не поколебало политической монополии ЦК РКП (б). Сам факт, что Ленин, политический лидер РКП (б), возглавил СТО — один из весомых аргументов в пользу тезиса, изложенного выше.

Именно тогда впервые всемерно развивавшаяся сеть общественных организаций превратилась в «приводные ремни» государственной машины. Надо полагать, у Троцкого имелись серьезные основания утверждать, что три года советского режима были годами Гражданской вои­ны. Вся остальная государственная работа «имела подчиненный характер»[909].

Во-вторых, решать проблему укрепления морального духа Красной армии высшему военно-политическому руководству страны пришлось в обстановке, когда основной контингент бойцов и командиров являлся малограмотным. Ленин, его соратники по руководству правящей большевистской партии приложили максимум усилий к ликвидации безграмотности, в первую очередь личного состава Красной армии, и добились впечатляющих успехов. К концу Гражданской войны в Красной армии грамоте обучили 100 тыс. человек[910].

Между тем, обучение проводилось сугубо с позиций классового подхода. В интересах ликвидации безграмотности в качестве вспомогательного и основного дидактического материала использовалась огромная фактура, сосредоточенная в печатной продукции, которой обильно снабжался фронт:

— вышло в свет более 8 млн листовок, воззваний, свыше 2,5 млн экземпляров плакатов[911];

— только в 1919 г. по наряду политуправления РВСР на фронт и в военные округа ежедневно отправлялось 520674 экземпляра газет;

—политуправление РВСР выпустило в свет и направило в войска в период с июля 1919 по июль 1920 гг. 18566 различных изданий[912];

— созданное же в конце октября 1919 г. Военное издательство выпустило в 1920 г. около 30 млн всевозможных литературных артефактов[913].

Но информация в данной печатной продукции была пронизана духом психологической войны с противником.

Сказанное можно распространить и на основное содержание материалов красноармейских библиотек, число которых непрерывно росло: в конце 1918 г. в Красной армии насчитывалось 1795 библиотек, а в 1920 г. их количество достигло 10029[914]. Нельзя не отметить, что постоянно расширялась сеть красноармейских клубов (к концу Гражданской войны в Красной армии насчитывался 1 клуб на 1455 красноармейцев[915]), театров, хоровых и музыкальных кружков.

В распоряжении советской власти находилось только в действующей армии в годы Гражданской войны более 400 красноармейских театров и 560 хоровых и музыкальных кружков. Всего в Красной армии было 1624 театра и около 15200 музыкальных и хоровых кружков[916]. Они активно участвовали в процессе ликвидации безграмотности бойцов Красной армии. Однако вся их работа пронизывалась духом классового подхода и проводилась исключительно идеологизированно и политизированно.

В-третьих, правящая коммунистическая партия постоянно усиливала контроль над Красной армией. Подобная политическая линия нашла рельефное отражение в небезызвестном постановлении ЦК РКП (б) о политике военного ведомства, опубликованном в «Правде» 26 декабря 1918 г. (см. прил.15). Но переломным моментом в дальнейшем усилении партийного контроля за Красной армией стал VIII съезд РКП (б) (1919 г.)[917]. На нем Ленин, выступая по военному вопросу, заявил: все основные вопросы военной стратегии обсуждались и решались в Центральном комитете партии[918].

В резолюции VIII съезда РКП (б) по военному вопросу отмечается, что революционный характер армии определяется, прежде всего, характером того советского режима, который эту армию создает, который ставит перед ней цель и превращает ее, таким образом, в свое орудие. С другой стороны, соответствие данного орудия советскому режиму достигается «классовым составом главной массы бойцов, организацией комиссаров и коммунистических ячеек, наконец, общим партийным руководством жизнью и деятельностью армии»[919] (подчеркнуто мной — Г.И.).

Усилиями правящей партии большевиков в короткие сроки создали организационную структуру укрепления морального духа Красной армии. К ее основным субъектам можно отнести: институт военных комиссаров; РВСР; политорганы; партийные организации войсковых формирований; командный состав.

Институт военных комиссаров. Он предназначался, в первую очередь, именно для решения задачи установления жесткого контроля над армией и непрерывного его усиления. В то же время, он стал важным субъектом структуры деятельности органов государственной власти и военного управления по укреплению морального духа Красной армии.

Организационные истоки института военных комиссаров — «Положение о военных комиссарах, членах Военных советов», принятое ВЦИК 6 апреля 1918 г. В нем впервые определялись права и обязанности комиссара. Подчеркивалось, что военные комиссары являются непосредственными политическими представителями советской власти в армии. Они назначаются из числа безупречных революционеров, способных в самых трудных обстоятельствах оставаться воплощением революционного долга[920].

Анализируемый институт сразу же стал жестко централизованной структурой. 8 апреля 1918 г. Наркомвоен издал приказ за № 270 о создании Всероссийского бюро военных комиссаров. Оно создавалось при Наркомвоене с целью согласования и объединения деятельности военных комиссаров и установления контроля над ними во всероссийском масштабе[921]. 10 июля 1918 г. Пятый Всероссийский съезд Советов закрепил законодательно введение института военных комиссаров и определил роль военкомов в Красной армии[922].

Важную роль в укреплении созданного института военных комиссаров сыграл съезд, созванный по инициативе ЦК РКП (б) в июне 1918 г. В его работе приняли участие более 350 военкомов[923]. В своем решении съезд записал, что военные комиссары являются непосредственными политическими представителями советской власти при армии и защитниками завоеваний пролетариата и беднейшего крестьянства. Подчеркивалось, что военный комиссар отвечал за благонадежность работы всего комсостава[924]. Характерно, что комиссары возводились в ранг не только политических, но и нравственных руководителей полка, первых защитников его «материальных и духовных интересов». Если командир полка является «главой полка», — отмечается в Инструкции для комиссара полка в действующих частях, изданной политотделом Южного фронта в 1919 г., — то комиссар «должен быть его отцом и душой»[925].

На военных комиссаров возлагались некоторые обязанности, выполнение которых способствовало в полной мере решению, в том числе и задачи укрепления морального духа Красной армии. К таким обязанностям можно отнести следующие:

— осуществление строгого контроля над старыми военными специалистами;

— участие в управлении войсками в боевой обстановке;

— обеспечение крепкой воинской дисциплины и точного проведения в жизнь приказов;

— воспитание личного состава бойцов и командиров в духе преданности коммунистической партии и советскому правительству и др.[926]

Такое внимание военным комиссарам со стороны правившего в Советской России политического режима (только через систему политических курсов для Южного фронта подготовили около 3200 военных комиссаров и политработников[927]) — не случайность. Военные комиссары, в основной своей массе, стали твердо проводить политику РКП (б) в войсках. Так, политический отдел 12 армии Южного фронта доносил, что в 539 полку 60 дивизии, где красноармейцы были «пропитаны духом партизанщины», вновь назначенный политический комиссар «принимает решительные меры к восстановлению революционной дисциплины»[928]. А политотдел 10 армии доносил, что нехватка комиссаров негативно сказывается на боеспособности частей, их моральном духе.[929]

Думается, есть основания утверждать следующее: институт военных комиссаров стал одним из важнейших субъектов складывавшейся и утверждавшейся структуры деятельности органов государственной власти и управления по укреплению морального духа бойцов и командиров Красной армии. Он сыграл одну из главных ролей в успешном функционировании всей организационной структуры, которая подвергается анализу[930].

РВСР былобразован в соответствии с постановлением ВЦИК от 2 сентября 1918 г. Его возглавил Троцкий. 6 сентября 1918 г. в г. Арзамасе он издал приказ за № 1/1, в котором уведомлялось, что Реввоенсовет Республики сформирован и приступил к своим обязанностям. Ему непосредственно подчинены:

— Всероссийский главный штаб[931];

—Центральное управление по снабжению армии;

— Военно-законодательный совет и все органы Наркомвоена[932].

Одновременно упразднялся Высший военный совет (создан 19 марта 1918 г.[933]), все функции и дела которого передавались в штаб РВСР. 30 сентября 1918 г. ВЦИК издал Положение о РВСР, которым конституировал Реввоенсовет Республики в качестве органа высшей военной власти в стране[934].

Политорганы. РВСР принял меры к совершенствованию организационной структуры в системе партийно-политической работы. Своим приказом за №94 от 14 октября 1918 г. он подчинил себе Всероссийское бюро военных комиссаров и возложил на него руководство деятельностью военных комиссаров. Теперь политическую деятельность военных комиссаров центральных управлений военного ведомства и полевых органов должен был объединять и направлять политический отдел Реввоенсовета Республики[935].

13 ноября 1918 г. РВСР издал приказ № 202 о слиянии политотдела при Реввоенсовете Республики с Всероссийским бюро военных комиссаров[936], а 5 декабря 1918 г. утвердили Положение о политотделах РВС фронтов и армий. В нем подчеркивалось, что политотделы, как органы реввоенсоветов фронтов и армий, создаются для ведения политической (партийной) и культурно-просветительной работы как в действующей армии, так и среди населения прифронтовой и фронтовой полосы[937].

Налицо все та же линия на ужесточение централизации в деле укрепления морального духа бойцов и командиров Красной армии. Между тем, в процессе дальнейшей централизации развитию и качественному укреплению сети армейских политорганов стало уделяться самое пристальное внимание. Только в годы Гражданской войны правящий большевистский политический режим в данной связи издал более 20 всевозможных нормативных актов[938].

Политорганы стали задающими генераторами в организации партийно-политической работы в Красной армии[939], в том числе и в сфере укрепления морального духа войск.

Партийные организации войсковых формирований. После ряда организационных перестановок они работали, в конечном итоге, под руководством политорганов. Их организационное укрепление, совершенствование форм и методов работы постоянно находились в поле зрения ЦК РКП (б). Так, VIII съезд РКП (б) в своей резолюции по военному вопросу одобрил инструкцию партийным организациям фронта и тыла и поручил ЦК организовать планомерное распределение по частям коммунистов армии и флота. В резолюции съезда указывается: «Быстрый численный рост коммунистических ячеек является важнейшей порукой того, что армия все больше будет пропитываться идеями и дисциплиной коммунизма»[940].

Правящая РКП (б) неукоснительно проводила политику, направленную на количественный рост числа коммунистов в действующей армии. Так, в течение 1919 г. на Южном фронте число членов РКП (б) увеличилось с 3882 до 6801 человека, а кандидатов в члены РКП (б) и сочувствующих — с 4093 до 6024 человек[941].

История показала: подобная политическая линия оказалась верной. Партийные организации сыграли, в конечном итоге, свою организующую и мобилизующую роль в частях и соединениях Красной армии. Так, в политическом донесении политотдела 9 армии Южного фронта летом 1919 г. сообщалось, что 5 полк — один из лучших полков 20 дивизии, так как в нем имеется мощная партийная организация, среди бойцов и командиров железная дисциплина, тесная товарищеская спайка[942].

Считаю, что позитивное влияние партийных организаций как субъекта структуры деятельности органов государственной власти и военного управления по укреплению морального духа бойцов и командиров Красной армии — историческая реалия. Она еще ждет персонального научного переосмысления.

Командный состав. Красная армия не имела априори своих офицерских кадров. Командиры полупартизанских формирований Красной гвардии не могли обеспечить в полном объеме решения задач, которые возложены на офицерский состав в любой армии мира, созданной по классическим образцам военной науки.

С первых дней формирования Красной армии руководству партии большевиков, пришедших к власти в стране 7 ноября 1917 г., пришлось обращаться за помощью к бывшим офицерам армии императорской России. Тем бывшим офицерам, которые были низведены советской властью до положения маргиналов. Как следствие, в добровольческий период комплектования Красной армии (февраль – май 1918 г.) их поступило 8 тыс.[943] Но с лета 1918 г. советской власти, несмотря на крайнюю антипатию к ним[944], пришлось перейти к мобилизациям в массовом порядке[945].

Это стало мощным источником пополнения офицерским составом Красной армии. Всего с 12 июля 1918 по 15 августа 1920 гг. в Красную армию призвали 48409 бывших офицеров, 10339 военных чиновников, 13949 врачей, то есть 72697 лиц в офицерских и классных чинах и 26766 человек младшего медперсонала [946].

Следует особенно заострить внимание на том, что мобилизованные офицеры находились под жестким контролем военных комиссаров.

Об этом рассказал, в частности, один из офицеров 59 Вяземского полка Советской дивизии, перешедший на сторону Добровольческой армии (его рассказ приведен в политической сводке Отдела пропаганды при председателе Особого совещания Добровольческой армии №149 от 14июня 1919 г.). Положение офицеров в полку со слов перебежчика очень неустойчивое, они «вечно находятся под подозрением». На них возлагается вся ответственность за любые неудачи. Между офицерами и комиссарами постоянно идет «глухая борьба».

Даже в том случае, когда военные комиссары признавали наличие у некоторых «военспецов» высоких военно-профессиональных качеств, контроль за ними не ослабевал. Так, военный комиссар 13 армии Южного фронта в одной из аттестаций писал: «Инспектор артиллерии — бывший полковник старой армии — технически вполне соответствует назначению, хорошо осведомлен об артиллерии, энергичен».

Однако далее в архивном документе указано, что бывший царский полковник относится к делу добросовестно, но только под контролем. Военком 13 армии особенно подчеркивает в своей аттестации, как показывает ее текстологический анализ, что аттестуемый им инспектор артиллерии может пребывать в занимаемой должности именно только под контролем[947].

Положение бывших царских офицеров, ставших «военспецами» являлось крайне тяжелым. Кроме комиссарского контроля над бывшими офицерами всегда висела угроза расправы над их близкими, взятыми в качестве заложников. Начальникам штабов военных округов было разослано следующее предписание:

«По приказанию Председателя Революционного Военного Совета Республики тов. Троцкого требуется установление семейного положения командного состава бывших офицеров и чиновников и сохранение на ответственных постах только тех из них, семьи которых находятся в пределах Советской России, и сообщение каждому под личную расписку — его измена повлечет арест семьи его и что, следовательно, он берет на себя, таким образом, ответственность за судьбу своей семьи… Все начальники обязываются всегда иметь адреса своих подчиненных бывших офицеров и чиновников и их семей»[948].

Заметим, что Троцкий идею заложников одобрил задолго до Гражданской войны. Изучая до 1917 г. политические и военные аспекты революционных событий во Франции XIX в., он, в частности, оправдывал этот институт, существовавший в Парижской коммуне. Коммуна издала декрет о заложниках и об их расстреле в ответ на зверства версальцев. Троцкий возвел подобную жестокость в принцип: «Институт заложников, по-видимиму, надо признать «имманентным» терроризму гражданской войны»[949].

Теперь в огне безумия братоубийства Троцкий материализовывал свои теоретические изыскания. Еще 2 декабря 1918 г. председатель РВСР в телеграмме В.И. Межлауку писал: «Одиннадцатая дивизия обнаружила свою полную несостоятель­ность. Части продолжают сдаваться без сопротивления. Корень зла в командном составе. Очевидно, Нижегород­ский губвоенком сосредоточил свое внимание на строевой и технической стороне дела, позабыв о политической. Предлагаю обратить особое внимание на привлекаемый ко­мандный состав, ставя на командные должности только тех бывших офицеров, семьи которых находятся в преде­лах советской России, и объявляя им под личную распи­ску, что они сами несут ответственность за судьбу своей семьи...»[950].

Не случайно, в политической сводке Отдела пропаганды при председателе Особого совещания Добровольческой армии №149 от 14 июня 1919 г. отмечалось, что офицеры остаются в Красной армии в значительной степени потому, что «боятся за свои семьи, остающиеся в качестве заложников в руках большевиков»[951].

Интересные сведения в данной связи несет «Петербургский дневник» З. Гиппиус. Она пишет, что когда бывшего царского офицера мобилизуют, то «их сразу арестовывают; и не только самого офи­цера, но его жену, его детей, его мать, отца, сестер, бра­тьев, даже двоюродных дядей и теток. Выдерживают офи­цера в тюрьме некоторое время непременно вместе с родственниками, чтобы понятно было, в чем дело, и если увидят, что офицер из «пассивных» героев — выпускают всех; офицера в армию, родных под неусыпный надзор. Горе, если прилетит от армейского комиссара донос на этого «военспеца»... Едут дяди и тетки, — не говоря о жене с детьми, — куда-то на принудительные работы, а то и запираются в прежний каземат»[952].

Правда, на VIII съезде РКП (б) приняли решение о более внимательном отношении к «старым военспецам». Съезд, в частности, высказался, как показывает текстологический анализ его резолюции по военному вопросу, за привлечение их к работе и наметил ряд практических мер по их подбору. В то же время, съезд однозначно решил: необходимо усилить контроль за ними, чтобы не допустить в ряды Красной армии провокаторов и изменников[953].

Видимо, не будет преувеличением сказать, что подобный контроль обусловливался не только отмеченным выше негативным отношением советской власти к бывшим царским офицерам вообще, но и практическим опасением, что указанная выше категория лиц сможет эффективно влиять на умы и сердца рядовых красноармейцев. Так, в РГВА сохранился аналитический обзор, подготовленный в аппарате РВСР, в котором, в частности, отмечается, что старые офицеры в Красной армии пытались «захватить, а в некоторых местах и захватывали не только командно-оперативную власть, но иной раз и политическое воздействие на части»[954].

Кроме того, налицо имелись многочисленные прецеденты перехода бывших офицеров армии царской России, поступивших на военную службу в РККА, к белым. Например, из 70 офицеров Генштаба, служивших на Украине и значившихся в «Дополнительном списке Генерального штаба» к 1.09.1919 г. лишь 5 остались в Красной армии[955].

Правящая партия большевиков взяла курс на подготовку «красных офицеров» из числа рабочих и крестьян. «Строя новую армию, — говорил Ленин, — мы должны брать командиров только из народа. Только красные офицеры будут иметь среди солдат авторитет и сумеют упрочить в нашей армии социализм», — говорил Ленин[956].

Политическую директиву лидера правящей большевистской партии облачили в партийное решение на VIII съезде РКП (б). Съезд предложил усилить формирование командного состава из пролетариев и полупролетариев, улучшить его подготовку в военном и политическом отношении, пересмотреть программы военных курсов. «Работа по обучению и воспитанию нового офицерства преимущественно из среды рабочих и передовых крестьян, — указывалось в резолюции VIII съезда РКП (б) по военному вопросу, — составляет одну из важнейших задач в деле создания армии»[957].

Следует подчеркнуть, что правящий большевистский политический режим на территории, ему подконтрольной, постоянно держал в поле зрения вопросы подготовки для вооруженных сил Советской Республики офицеров новой коммунистической генерации. По моим подсчетам, только в 1918 – 1920 г. в данной связи издали более 30 всевозможных нормативных актов[958].

На практике были достигнуты значительные успехи. К 1 июня 1920 г. в системе Главного управления военно-учебных заведений РККА имелось 128 различных курсов по подготовке командного состава всех родов войск, где обучалось 38192 курсанта[959].

Из них получались, как правило, хорошие командиры, имевшие авторитет среди рядовых бойцов. Так, военный комиссар 10 армии Южного фронта сообщал: «Красные офицеры производят хорошее впечатление, вид их бодрый, молодцеватый». По оценке военного комиссара, они «энергично взялись за дело»[960]. А в политическом донесении политического отдела 14 армии Южного фронта особое внимание акцентировано на том факте, что, например, в Бахмутском полку весь командный состав из коммунистов на своем месте. Настроение бодрое, революционное, отношение красноармейцев к командирам хорошее[961].

Часть командных кадров Красная армия получала за счет добровольных переходов офицеров из Белой армии. Но таких переходов было немного, происходили они практически всегда при поражениях белых и совершались не по политическим причинам. Например, из группы перебежчиков (37 человек) осенью 1919 г. 22 назвали в качестве причины усталость и разочарование, а 11 — наличие родных на территории, подконтрольной советской власти[962].

Пополнение бывшими белыми офицерами Красная армия получала за счет пленных, которых с 1919 г. (если они не были сразу же расстреляны) отправляли в тыл и после содержания в лагерях и тюрьмах направляли в войска. В советской печати сообщалось о состоявшемся в г. Самаре 19 октября 1919 г. собрании бывших офицеров и военных чиновников Сибирской белой армии, около 200 человек из которых «решили служить и скоро получат назначения»[963].

Анализ вышеизложенного позволяет синтезировать следующее обобщения:

— командные кадры Красной армии были укомплектованы;

— по всем объективным показателям они могли занять соответствующее место в организационной структуре укрепления морального духа войск.

Таким образом, в течение 1918 – начале 1919 г. усилиями правящей в Советской России партии большевиков была создана структура деятельности органов государственной власти и военного управления по укреплению морального духа Красной армии. Она, будучи строго централизованной, постоянно совершенствовалась. Все ее субъекты работали под жестким контролем руководящих органов правящей коммунистической партии.




double arrow
Сейчас читают про: