Я честно погиб за рабочих…». «шашки вынем мы наголо, на последний наш бой…». Укрепление морального духа красных и белых войск

Раздел 8

Белые

Точно так же, как и у красных, организационная структура укрепления морального духа белых войск складывалась под воздействием ряда обстоятельств, детерминированных конкретно-исторической обстановкой в 1917 – 1920 гг.

Во-первых, военно-политическое руководство белого политического режима на Юге России, командование Добровольческой армии, ВСЮР, Русской армии на территории, им подконтрольной, вынуждено было действовать, в отличие от руководства большевистского политического режима, правящего в Советской России, автономно.

Белые в различных регионах бывшей Российской империи в годы Гражданской войны так и не смогли объединиться[964]. Не было обеспечено даже элементарное управление и координация. Так, летом 1919 г. произошло формальное подчинение главкома ВСЮР генерала Деникина Верховному правителю России адмиралу Колчаку. Это не сняло, однако, существенных разногласий, между лидерами Белого движения[965]. Более того, их разделяли огромные расстояния, заполненные во многих местах войсками противника и, как это ни парадоксально, отсутствовала оперативная связь. Телеграфная связь, например, осуществлялась через Америку, вкруговую[966].

Во-вторых, в годы Гражданской войны на Юге России существовало государственное образование белых со всеми его атрибутами. Оно эволюционировало к началу 1919г. к политическому режиму единоличной военной диктатуры, которую осуществляли до конца 1920г., то есть до поражения белых, последовательно генералы Деникин и Врангель. При всей специфике единоличной военной диктатуры вообще и ее существенных отличий во времена генерала Деникина и генерала Врангеля[967] у этой единоличной военной диктатуры имелось одно уникальное сходство. Армия являлась не столько объектом политики государства, сколько ее субъектом. Она по существу выступила государственно-несущим элементом в структуре государственного строительства на белом Юге России. Роль вооруженных сил во всех сферах функционирования белого социума являлась гипертрофированной[968].

Следовательно, правомочно говорить об исключительной централизации во всех сферах жизни белого социума, их милитаризации.

В-третьих, в отличие от централизации, присущей большевистскому политическому режиму, на белом Юге России было больше свободы для общественного мнения, так как цензурные ограничения здесь были менее жестки. Только РКП (б) однозначно была объявлена вне закона, остальные политические партии и организации вели свою деятельность в легальных условиях.

В-четвертых, единоличные военные диктаторы генералы Деникин и Врангель, в отличие от лидеров большевистского политического режима, не ставили целью взять под полный контроль общественные организации. Однако они всемерно противились тому, чтобы общественные организации активно влияли на внутреннюю жизнь армии. Здесь сказалось, в полной мере, недоверие генерала Деникина, да и Врангеля, к общественным организациям вообще[969]. Следовательно, правомочно говорить о системе деятельности командования Добровольческой армии, ВСЮР, Русской армии по укреплению морального духа войск, имея в виду, что в их лице олицетворялись, по большому счету, органы государственной власти и управления.

В-пятых, создание структурыдеятельности командования Добровольческой армии, ВСЮР, Русской армии по укреплению морального духа войск проходило, как и у красных, в комплексе с разработкой концептуальных основ проблемы морального духа войск и его укрепления в целях достижения победы над противником.

В-шестых, при создании системы, упомянутой выше, командованию белых пришлось учитывать, что в составе подчиненных им войск имелось большое количество офицеров.

Таким образом, суммируя приведенные выше суждения, можно сделать вывод, что становление и утверждение структуры деятельности органов государственной власти и военного управления по укреплению морального духа белой армии являлось неоднозначным процессом. Его в значительный степени детерминировал факт установления на территории, подконтрольной белым политическим режимам, единоличной военной диктатуры. Причем, общественные организации здесь, в отличие от Советской России, действовали не под жестким контролем. В то же время, от непосредственной работы по укреплению морального духа белых войск они были де-факто отстранены.

В системе органов государственной власти и управления на белом Юге России имелись четко структурированные субъекты деятельности по укреплению морального духа войск. А именно:

— высшее военно-политическое руководство Белого движения и командование вооруженных сил белых;

— специальные органы, которые занимались, в том числе и проблемой укрепления морального духа войск;

— командование частей и соединений.

В принципе, в данную структуру должны были бы входить институту Русской православной церкви. Однако церковь официально не благословила лидеров белых на борьбу с советской властью. Например, патриарх Тихон не дал благословления на использование его имени в названии формировавшегося на Юге России Легиона Святейшего патриарха Тихона[970].

Хотя, де-факто, по моему мнению, из-за вакханалии красного террора, острие которого было направлено и против церковнослужителей, РПЦ всемерно поддерживала Белое движение. И не только морально, но и организационно. Так, во ВСЮР численность военного духовенства составляла около 1000 священнослужителей, в Русской армии генерала Врангеля — более 500 человек[971], а в армии адмирала Колчака — около 2000 военных священников[972]. Учитывая такое специфическое положение, я счел возможным вывести РПЦ из числа субъектов организационной структуры укрепления морального духа белой армии. Оговорюсь лишь, что данная проблема ждет еще своего исследователя.

Высшее военно-политическое руководство Белого движения и командование вооруженных сил белых. Следует иметь в виду, что две категории должностных лиц, указанных выше, персонифицировались в высших эшелонах власти белых политических режимов с одними и теми же фигурантами. Причем, в ходе эволюции белых политических режимов к единоличной военной диктатуре эта персонификация нашла выражение в лице генералов Деникина и Врангеля.

Однако такое положение дел было не всегда. В период генезиса Белого движения на Юге России и развития его по восходящей линии (ноябрь 1917 – 1918 гг.) до установления единоличной военной диктатуры генерала Деникина (январь 1919 г.) высшее военно-политическое руководство персонифицировалось в лице генералов Алексеева и Корнилова. Они находились друг с другом в исключительно неприязненных отношениях[973] и играли разные роли: Алексеев — политический руководитель, Корнилов — военный руководитель.

После гибели генерала Корнилова в Первом Кубанском («Ледяном») походе и назначения командующим Добровольческой армией генерала Деникина генерал Алексеев принял на себя звание «Верховный руководитель Добровольческой армии». Он сохранил за собой общее политическое руководство Белым движением, оставив командование Добровольческой армией исключительной прерогативой генерала Деникина. Подобный статус-кво просуществовал до самой смерти генерала Алексеева (октябрь 1918 г.).

Ясно, что высшие военно-политические руководители Белого движения опирались в своей многоаспектной деятельности, в том числе и в решении задачи укрепления морального духа войск, на структуры законодательной и исполнительной власти, которые были совмещены в лице алексеевского и деникинского Особого совещания, а также правительств при единоличных военных диктаторах Деникине и Врангеле. Другие должностные лица, входившие в круг командования вооруженных сил, занимали соответствующее место в организационной структуре укрепления морального духа войск. Они строили свою деятельность в данной связи на базе директивных установок непосредственных начальников.

Специальные органы, которые занимались, в том числе, и проблемой укрепления морального духа войск. Подобные органы создавались и реформировались по ходу Гражданской войны. Они не всегда приобретали стройную структуру, которая занималась бы по-целевому проблемами морального духа войск. Однако в данную структуру можно, по моей оценке, включать следующие органы:

1. Военно-политический отдел при Верховном руководителе Добровольческой армии.

2. Осведомительно-агитационное агентство, преобразованное впоследствии в Отдел пропаганды Особого совещания при главкоме ВСЮР.

Особая часть при штабе главнокомандующего ВСЮР.

Военно-политический отдел при Верховном руководителе Добровольческой армии. Он создавался генералом Алексеевым в качестве сугубо рабочего аппарата Верховного руководителя Добровольческой армии. Военно-политический отдел имел стройную организационную структуру (см. прил.16). Анализ сохранившихся в РГВА некоторых распоряжений и информационных сводок, подготовленных силами аппарата военно-политического отдела[974], позволяет заключить, что документы и материалы, упомянутые выше, адекватно отражали взгляды генерала Алексеева на проблему укрепления морального духа войск.

Между тем, военно-политический отдел, вместо того, чтобы стать сугубо рабочим аппаратом Верховного руководителя Добровольческой армии генерала Алексеева, начал активно вмешиваться в компетенцию командующего Добровольческой армией генерала Деникина. Правда, тот смог быстро и решительно это пресечь[975].

Как только генерал Деникин после смерти генерала Алексеева стал главнокомандующим Добровольческой армией, совместив политическую и военную власть в своем лице, что было закреплено юридически[976], он упразднил военно-политический отдел за ненадобностью.

Однако анализ документов военно-политического отдела, сохранившихся в РГВА[977], позволяет сделать следующий вывод: несмотря на короткий срок его существования (июнь – октябрь 1918 г.), он все-таки сыграл роль органа, который прямо и косвенно, но все-таки занимался проблемами укрепления морального духа личного состава частей и соединений Добровольческой армии в период подъема Белого движения в Гражданской войне на Юге России.

ОСВАГ, преобразованное впоследствии в Отдел пропаганды Особого совещания при главкоме ВСЮР. Он был создан в конце декабря 1918 г. при главкоме Добровольческой армией[978]. По замыслу генерала А.И.Деникина, ОСВАГ должен был стать инструментом проведения в жизнь политической линии главкома в массах, идеологически обеспечить лозунги Добровольческой армии методами пропаганды и агитации [979]. Кроме того, он дополнительно возложил на себя функции контрразведки, и главком часто пользовался его информацией.

ОСВАГ имел стройную организационную структуру, разветвленный аппарат (см. прил.17), располагал большими силами и средствами. В 1919 г. в нем числилось 10 тысяч (!) штатных сотрудников[980]. Здесь важно подчеркнуть следующее обстоятельство. В начале 1919 г. в целях управления общественным мнением ОСВАГ циркулярно снабжал литературными и публицистическими произведениями редакции 80 газет (летом 1919 г. эта цифра составляла уже 100[981]). В августе 1919 г. на территории, подконтрольной белым, действовало 232 пункта и подпункта ОСВАГ, куда входили и особые местные отделы пропаганды на Дону и Кубани.

Деникин не жалел денег для ОСВАГ, понимая значимость его предназначения. Только за первые три месяца 1919 г. ему было отпущено 25 млн рублей[982]. Постоянно наращивались полиграфические мощности, что позволило к осени 1919 г. печатать ежедневно 300 тыс. листовок[983].

Несмотря на некоторые удачные акции, эффекта, ожидаемого генералом Деникиным от деятельности ОСВАГ, как показывает анализ источников и литературы[984], не произошло. Оригинальный замысел лидера белого Юга России на практике довольно часто реализовывался в отрицательные результаты.

Особая часть при штабе Главнокомандующего ВСЮР. По замыслу генерала А.И. Деникина, она должна была непосредственно «заведовать делами пропаганды в войсках и войсковых учреждениях»[985]. Особая часть тесно взаимодействовала с ОСВАГ в плане подготовки совместных акций, направленных и на свои войска и войска противника. Но достаточного эффекта деятельность данного органа не принесла, ибо объективные условия, вытекающие из конкретно-исторической обстановки, не способствовали качественному решению задачи укреплению морального духа войск, повышению уровня морально-психологического состояния личного состава ВСЮР.

Командование частей и соединений. Оно, являясь субъектами анализируемой структуры, проводило соответствующую работу по укреплению морального духа, повышению уровня морально-психологического состояния личного состава. Однако, в отличие от Красной армии, в распоряжении командиров белых соединений и частей не имелось специального аппарата[986], посредством которого осуществлялась бы непосредственная деятельность по укреплению морального духа личного состава.

Кроме того, командиры частей и соединений белых, выступая в качестве субъектов структуры деятельности по укреплению морального духа войск, обязывались при организации работы постоянно держать в поле зрения тот факт, что объектами в данной организационной структуре выступали не только солдаты, но и офицеры. Причем, что выше отмечалось, последних было много. Особенно в звене рота — батальон.

Таким образом, на белом Юге России в годы Гражданской войны существовала и функционировала структура деятельности органов государственной власти и управления по укреплению морального духа войск. Объединяющим началом среди субъектов данной структуры являлись военно-политическое руководство Белого движения и командование его вооруженных сил.

Итак, противоборствующие стороны, осознавая значимость морального духа в войне, в развитие концептуальных положений, выработанных в данной связи военно-политическими лидерами красных и белых, создали стройную структуру деятельности органов государственной власти и военного управления по укреплению морального духа Красной и Белой армии. Они объективно несли на себе отпечаток конкретно-исторической обстановки. Немаловажна роль в их создании и субъективного фактора, носителями которого выступили вожди красных и белых.

Организационная структура по укреплению морального духа Красной и Белой армии создавалась, утверждалась, видоизменялась по ходу Гражданской войны. В них есть схожие и различные субъекты. Различий больше, так как идеологические платформы, на которых строились данные структуры, исключительно разнятся. И они не смогли радикально сгладить даже такое существенное обстоятельство, что объекты проанализированных структур — рядовой состав Красной и белой армии — состояли, в основном, из однородного человеческого материала.

Более стройна, масштабна и многозвенна структура деятельности органов государственной власти и военного управления по укреплению морального духа Красной армии. Ее существенное отличие от аналогичной структуры у белых — наличие активных субъектов, предназначенных именно для решения задачи укрепления морального духа войск, морально-психологического состояния личного состава подразделений и частей, укрепления воинской дисциплины и правопорядка.

***

С точки зрения исторического опыта, нельзя не отметить такой уникальный аспект, как создание у противоборствующих сторон (по ходу Гражданской войны) организационной структуры укрепления морального духа войск. В Советской России ее создали в течение 1918 – начала 1919 г. усилиями правящей партии большевиков. Она обладала стройностью, и, особенно, жесткой централизацией. Все субъекты работали под перманентным контролем ЦК РКП (б).

У белых аналогичная структура, будучи централизованной, не отличалась достаточной стройностью. У ее субъектов не всегда хватало сил и средств для четкой организации деятельности по укреплению морального духа войск. Не было здесь и института, подобного институту военных комиссаров, который мог столь же жестко проводить в жизнь политическую линию высшего руководства.

В целом же, сам факт создания подобных структур свидетельствует о том, насколько серьезно подходили противоборствующие стороны к успешному разрешению проблемы укрепления морального духа войск.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: