Фактологические жанры
Лист вопросов-ответов
Лист вопросов-ответов (от англ. Q&A: question-and-answer form) – жанровая разновидность PR-текста, позволяющая в форме ответов на возможные или наиболее часто задаваемые вопросы поддерживать паблицитный капитал организации (фирмы). (АДК, с. 157)
Отличительной особенностью этого текста является то, что информация подается в форме ответов на вопросы. Такой способ подачи позволяет обратить внимание аудитории на детали новостного события, и, соответственно, позволяет составителю текста «актуализировать» те из них, которые являются наиболее значимыми для базисного субъекта.
Составляется лист вопросов-ответов достаточно просто: PR-специалист сам формулирует вопросы и ответы на них. Безусловно, вопросы должны соответствовать «информационным ожиданиям» аудитории, иначе ощущения беседы не сложится, а именно иллюзия общения является особенностью этого жанра. Последовательность вопросов-ответов должна дать читателю возможность составить целостный образ новостного события, в то же время в листе вопросов-ответов отсутствуют диалогические единства – нескольких вопросов и ответов, объединенных одной темой.
Ответы даются от первого лица множественного числа, в тексте присутствуют различные средства выражения личностного начала. Вопросы не должны быть слишком длинными, а ответы – слишком короткими. (Вопрос: «Возможно ли, что в следующем году предприятие N повысит на 5% рентабельность производства, в результате чего выйдет в лидеры среди предприятий подобной специализации на территории своего региона?» Ответ: «Да». Разумеется, таких мини-диалоговых единств в грамотном листе вопросов-ответов быть не должно).
Лист вопросов-ответов имеет заголовок, отражающий сущность новостного события, часто встречается подзаголовок (например, такой, как «Наиболее часто задаваемые вопросы»). Как правило, объем листа вопросов-ответов составляет не более двух страниц и не более 5-7 вопросов-ответов.
Факт-лист - жанр ПР-текста, в виде краткого документа отржающий профиль организации, представляющий факты-подробности новостного события, дополнительные данные о фирме, организации.
Факт-лист наряду с бэкграундером «поддерживает» основную информацию, заключенную в пресс-релизе, и является компонентом пресс-кита. В отличие от бэкграундера, фактлист не является связным текстом, а представляет собой набор фактов или тезисов, предназначенных для использования или цитирования журналистами.
Примерное содержание факт-листа:
краткое описание компании
имена руководителей и менеджеров
специфика работы с клиентами
описание технологии производства
текущие цифры
основная продукция
краткая история
Основное требование к факт-листу - возможность оперативного отбора справочной информации. Оперативность и фактологичность являются основными принципами при составлении факт-листа, а также определяют принципы оформления факт-листа как составляющей пресс-кита.
Обращаем внимание на то, что:
Факт-листы могут различаться неодинаковой степенью опосредуемости - «подготовленностью» к непосредственному опубликованию.
Необходима рубрикация и графическое выделение содержательных частей текста. Многостраничный и к тому же нерубрикованный факт-лист неудобен в пользовании, как неудобен и чрезмерно раздробленный текст.
Факт-лист может присутствовать в пресс-релизе как дополнение («Справка») и под такой же рубрикой появиться в печати. Стало быть, рассчитывая на то, что факт-лист может быть опубликован, то и отправлять его нужно в СМИ (в данном случае, в печатные СМИ) в виде, «пригодном к употреблению». «Сырые» факт-листы предполагаются там, где журналист будет работать самостотятельно и ему нужны факты и информация к размышлению для оценки значимости события, проведения параллелей и прочей журналисткой работы.