Глава I
Афоризмами называют очень краткие, семантически емкие законченные суждения, высказанные определенным автором, заключенные в точную, метафорическую форму и поэтому легко запоминающиеся и воспроизводимые.
Можно выделить несколько особенностей жанра афоризма. Во-первых, это глубина и емкость содержания при точности и краткости формы. Афоризм ---это не просто некоторые мысли по поводу определенной темы, это итог размышлений, заключенный в единственно возможную, точную форму, без примесей случайного и несущественного. И эта краткая форма как бы впитывает всю мощь предшествующих размышлений автора по данной теме так, что за видимой краткостью угадывается подлинная глубина содержания. В этом жанровая особенность взаимодействия формы и содержания в афоризме.
Тесно с ней связана вторая существенная черта афоризма - структурность и системность. Движение мысли автора происходит не спонтанно (что характерно, например, для жанра эссе), но подчинено строгой структуре, логике, ход которой определен всеми предшествующими размышлениями. Эта логика не может быть определена читателем (слушателем) непосредственно, она скрыта за художественностью формы. Слова подбираются таким образом, чтобы мысль звучала убедительной без всяких видимых глазом доказательств. Но под этой внешней «нелогичностью» стоит четкая, единственно возможная структура развития мысли.
На этом основано огромное воспитательное воздействие афоризма на сознание. Можно сказать, что это еще одна его жанровая особенность. Сила такого воздействия кроется во взаимодействии эмоциональности мости формы и продуманной логичности содержания. Утверждение некоторых истин, основоположений не доказывается методической логикой, но через яркие, точные образы непосредственно «входит» в сознание и надолго остается там.
Ещё одна черта афористического жанра личностный характер. Афоризм - это всегда мысль конкретного автора на тему, которая его волнует, с которой связаны его личностные переживания и внутри которой он имеет возможность показать не только знание предмета, но и свое непосредственное отношение к нему. В этом афоризм похож на жанр эссе и отличен, например, от очерка. Момент отношения и оценки является ключевым. Оценивая некоторый предшествующий опыт или современное состояние какого-либо вопроса, автор здесь же намечает, высказывает, проектирует собственное авторское решение вопроса. И делает это в такой форме, что убедительность ее не вызывает сомнений и не требует доказательств. С одной стороны, это оценка личностная, но с другой - автор при этом уподобляется прожектору, который высвечивает общезначимые проблемы, волнующие человечество на протяжении всего исторического развития, высказывает их понятными для своего времени языковыми средствами. Моменты личностного и общезначимого, субъективного и объективного в афоризме не просто сосуществуют, они находятся в органическом взаимодействии. Само слово «афоризм» пришло из области медицины и впервые было употреблено Гиппократом в его труде о диагнозах. В переводе с греческого «афоризм» означает - «определение», «разграничение». Возникнув как медицинский термин, афоризм в силу своих уникальных особенностей вскоре проникает в область политики, риторики и ораторского искусства. Происходило постепенное проникновение афоризма в литературу.
Философское наследие античности являет собой яркий пример использования, а нередко и рождения афористического жанра. Для этого, правда, приходится принимать точку зрения тех исследователей, которые считают афоризм и изречение высказываниями одного порядка. «Никто не может дважды войти в одну реку», «Все течет, ничто не остается неизменным» и т.д.
Возрождение и последующее бурное развитие афористического жанра произошло в литературе Нового времени. В 1647 году испанский моралист Балтазар Грасиан написал сочинение «Карманный оракул», в котором собрал сентенции, извлеченные из прошлых своих сочинений. К этому же времени относится всплеск и французской философской афористики. Во второй половине ХV11 века появились три классические работы данного жанра: Ф. де Ларошфуко «Максимы и моральные размышления», Б. Паскаля «Мысли» и Ж. де Лабрюйера «Характеры и нравы нынешнего века». В Германии афоризмы создавали Лихтенберг, Новалис (XV11I в.), Гете, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше (ХV111 - XIX в.) и др. Из русских философов этот жанр наиболее характерен для Льва Шестова. В этом жанре, в частности, написана его работа «Апофеоз беспочвенности».
Широкое распространение афористики в значительной мере объясняется ее особой притягательностью для нравственного сознания людей, глубоко укорененного в непосредственной практической жизни. Это привлекает внимание к афоризму еще и писателей, таких как Б. Шоу, Л.Н. Толстой, А. Франс и многих других. В итоге афоризм становится и сугубо литературным жанром, изучением которого занимается литературоведение, и жанром, находящимся на стыке литературной словесности и философии, и собственно философской афористикой. Специфика всех этих разновидностей может быть выявлена при условии понимания авторской позиции, тематики, стилистики и проблематики жанра.
Одно из последних изданий Сборника афоризмов по иностранным источникам насчитывает более 2000 авторов. В их число входят деятели литературы, искусства, художники, ученые всевозможных областей, политики всех времен и народов и философы. "Гак как автор является для афоризма ключевой фигурой, то возникает вопрос: а каковы особенности авторства в жанре философской афористики? Когда и при каких условиях в недрах философии появляются авторы, создающие свои труды и афористической манере изложения?
Анализ творчества авторов ранней философской афористики Нового времени выявляет целый ряд любопытных особенностей, характерных для многих из них. Как правило, это люди достаточно зрелого возраста или люди, обстоятельства жизни которых заставили их выстрадать свой нелегкий жизненный путь. Чаще всего их философствование вырастает либо непосредственно из опыта собственной практической жизни, либо из опыта общения с людьми хорошо знакомого круга (например, светского общества). Это люди, имеющие отношение к словесности, получившие хорошее филологическое образование или обладающие тонким чутьем к языковым формам, так как яркость и метафоричность языка одно из основных условий удачного афоризма. Особенно интересно, что большинство из «афористов» (так иногда называют писателей, работающих в жанре афористики) находится как бы на стыке философии с другими областями гуманитарного знания. Эта изначальная неукоренённость авторов в философии как таковой (как особой дисциплине научного знания) позволяет им, используя афористический жанр, в одних случаях выразить смысловое содержание афоризма в безличной форме житейского совета, а в других, напротив, - перевести философствование на личностный уровень. Так было с Б. Грасианом – монахом ордена иезуитов, который без позволения отцов ордена публиковал свои сочинения на этические и эстетические темы. Так было с Ларошфуко – профессиональным военным, получившим свое основное интеллектуальное развитие уже в зрелом возрасте. Он, в силу политических коллизий находящийся вблизи французского двора и наблюдающий нравы и порядки великосветской знати времен Людовика XIII, попытался осмыслить и оценить мораль того времени и противопоставить некий свод собственных моральных истин. Отчасти такая позиция характерна и для поздней философской афористики, например, для творчества Ф. Ницше, отточенная и выстраданная мысль которого является одновременно и рефлексией над всей духовной культурой буржуазной Европы, и выражением личностного отношения к ней.
Ф. Ницше, несомненно, самый яркий образец создателя философской афористики, которому в юности мэтры немецкой филологии прочили блестящую научную карьеру. Его работы «Человеческое, слишком человеческое», """Веселая наука», «Злая мудрость» относят к образцам афористического жанра. Цель Ницше показать путь освобождения от старых истин, путь коренной переоценки ценностей европейской культуры. Сочинение для «свободных умов», так он адресовал свою работу «Человеческое, слишком человеческое». Для этого, по мнению К. А. Свасьяна, «нужно было - однажды и навсегда -отнестись к двум с половиной тысячелетиям европейской морали как к сугубо личной проблеме»¹. Понятно, почему он выбирает этот жанр. Трактат не дает возможности со всей откровенностью показать личное отношение к избранному предмету. Нe логикой хотел действовать Ницше, но непосредственность убеждением через слово. Освободиться - это не значит логично доказать обратное, в желании освобождения велика роль эмоциональной составляющей, личностной оценки. Европейской культуре и морали нужно было противопоставить не доказательства ее упадочности, а яркий ярлык, непосредственно вскрывающий ее сущности. Кроме того, афоризм - необычный, нетрадиционный жанр для научной работы. Ломать так ломать, в том числе и общепринятую форму изложения. Ведь в Европе, по его мнению, мало людей, которые читали Ларошфуко, и ещё меньше тех, которые читали и не возненавидели.
Таким образом, тяготение к форме афоризма возникает у автора на изломе, когда необходимым: а в каких-то ситуациях и неизбежным, становится общекультурное, морально-этическое н даже психологическое освобождение (вольнодумство), что возможно только через личностную оценку пережитого, в форме убедительного, яркого слова, венчающего итог долгих и мучительных раздумий. Убедительность афоризма, видимо, связана, прежде всего, с личностной убежденностью автора в истинности своих размышлений. И если афоризм удался и слово найдено) точно, то его убеждающая сила распространяется и на читателя. В этом заключается подлинная магия афоризма.
Типологические характеристики жанра имеют тесную связь с тематикой. Например, центральной темой романа всегда является история человека (людей). Можно сказать, что основной темой философской афористики является морально-этическое отношение индивида к тому Миру, в котором он живет.
Б.Грасиан собрал в «Карманном оракуле» 300 изречений, «полезных советов», мудрость на каждый день, для того, кто благоразумен, изощрен в делах, для всякого, желающего стать личностью. Он определяет некоторые свойства высшего духа и дает практические советы людям, желающим приобрести эти свойства и развивать их. Например, афоризм «Зрелыми не рождаются, но изо дня в день, совершенствуя свою личность, изощряясь в своем деле, человек достигает высшей зрелости...». И далее следует конкретное практическое поучение, как достичь этого свойства в жизни: «Избегать побед над вышестоящими. Победить значит вызвать неприязнь...» Анализируя понимание Грасианом «основы мудрости», Л. Е. Пинский особо подчеркивает, что суть этой основы в двуединстве «благого и разумного, влечения и разумения», «натуры» и «культуры» и в выборе «единственно верного пути» между ними².
У Ларошфуко его работа полностью лежит в области морально-этической тематики. Он выделяет основные свойства человеческой психики, этики и морали и при помощи ряда афоризмов развивает, уточняет, определяет и разграничивает эти свойства. Например, СЕБЯЛЮБИЕ. Афоризм 2. «Ни один льстец не льстит так искусно как себялюбие». Афоризм 3. «Сколько ни сделано открытий в стране себялюбия, там еще осталось вдоволь неисследованных земель». Афоризм 4. «Ни один хитрец не сравнится в хитрости с себялюбием». Изучение человеческой природы - основная тема всей философии Нового времени, преломляется здесь через ряды сентенций, и таким образом, происходит отсечение несущественного и выделение наиболее характерных черт основных свойств человеческой личности. Вторую половину XVII века считают пиком в развитии западноевропейской афористики.
Своеобразием афористики Шопенгауэра и Ницше является их погруженность не только в целостный контекст духовной культуры своего времени, но еще и в контекст целостного философского знания. Отсюда и особая глубина афоризмов, и неизмеримо большее многообразие их тематики. Сами названия разделов работы Ницше «Человеческое, слишком человеческое» отражают тематическую направленность афоризмов. Эти разделы соответствуют основным областям философского знания. Раздел 1 - онтология и гносеология; раздел 2 - этика; раздел 3 - религия; раздел 4 - псилолого-эстетический; разделы 5 и 6 – социальная философия; раздел 8 – политология; раздел 9 – антропология. Перед читателем вся система западноевропейской философии, но «система», написанная афоризмами.
Причем внутри каждого раздела происходит развитие темы. Например, тема первого раздела - критика метафизичности европейской философии. Так же как Ларошфуко уточняет, ограничивает, определяет морально-этические понятия своего времени, так и Ницше посредством афоризма критикует метафизический способ познания и понимания мира, намечает пути его преодоления. Путь освобождения от «цепей» старой философии столь же научный, сколь и музыкальный и в силу этого непосредственно, как музыка, воздействующий не только на сознание, но и на душу.
Еще более волнующей и злободневной темой для Ницше является мораль, ее история и предрассудки. Можно проследить, как развивается мысль философа в этой области знания. В работе «Человеческое, слишком человеческое» Ницше называет мораль «заблуждением», без которого зверь растерзал бы в нас человека. Ницше показывает происхождение добра и зла как следствия относительного выбора, двойственную природу этих понятий. Это уже начало преодоления старой морали, еще тяготеющее к размышлению. Для более поздней работы «Злая мудрость» характерен другой тип афоризмов о морали: «Мораль - ныне увертка для лишних и случайных людей...» (94) или «Ах, как удобно вы пристроились!...» (101). ЭТО уже слово человека, преодолевшего старые моральные ценности.
Из анализа видно, что философское раскрытие темы требует от автора не просто высказывания личного суждения по поводу волнующих вопросов, но вскрытия некоторых фундаментальных оснований предмета, анализа направлений развития, рефлексии над современным его состоянием. Именно так Ницше поступает, когда характеризует возникновение морали. Показывая амбивалентность понятий добра и зла, их исходные основания, он проектирует путь развития отношений морали и общества, морали и отдельной личности (см. «Мораль зрелой личности»). Иногда обращение к основаниям рассматриваемой темы может быть скрыто. Например, у Грасиана мы не найдем прямого обращения к некоторой фундаментальной сущности качеств высшего духа, но они как бы постулируются изначально. Например, афоризм 2: «Натура и культура - два стержня, на коих красуются все достоинства».
В литературе выделяется несколько стилей написания афоризма: определение, рассуждение, парадокс, антитеза, параллелизм, риторический вопрос, градация, анафора и др. У Ницше в работе «Человеческое, слишком человеческое» афоризмы написаны в стиле размышления, там много риторических вопросов и авторских пояснений. В работе «Злая мудрость» преобладают стили парадокса и антитезы, что подчеркивает личностное, эмоциональное отношение автора к теме. Это уже не рассуждения, как в первой работе. Теперь все вопросы решены и сомнений нет, остается «горькая» ирония и злой юмор.
Выбор стиля, видимо, связан, во-первых, с настроением автора относительно самой темы и состояния общественного мнения по поводу этой темы и, во-вторых, с силой личного переживания автора. Чем значительнее несоответствие собственного суждения и общепринятых взглядов, то есть чем сильнее автор неудовлетворён мнением общества по данному вопросу и чем глубже его переживание по данной теме, тем резче его афористическая оценка, тем острее его стиль.
Еще одной особенностью философской афористики является наличие явной или скрытой проблематизации ее содержании. При этом приходится исходить из того, что любая философская проблема характеризуется некоторым минимумом атрибутов (универсальностью, поиском предельных оснований и экзистенциально-личностной укорененностью). С этих позиций и нужно рассматривать проблематику философских афоризмов. Например, у Ницше в его работе «Человеческое, слишком человеческое» в афоризме 45 («Двойная предыстория добра и зла») поднимается проблема возникновения и разделения добра и Зла. Автор не просто размышляет над современным состоянием данного вопроса. Он обращается к исходным, онтологическим и фундаментальным предпосылкам из истории родов и каст. Он ищет точку отсчета для того, чтобы понять, когда и где возникает проблема, и находит ее в общине, в наличии или отсутствии ее пользы.
В другом случае (афоризм 71 «Надежда») философ обращается к одной из замечательных проблем человеческой экзистенции: есть ли что-либо вне человека, на что можно надеяться, в чем смысл человеческой надежды, что есть надежда для человека добро или зло. Через мифологический образ ящика Пандоры он истолковывает надежду как величайшее зло, придуманное Зевсом, чтобы лишить людей свободной воли, заставить терпеть бедствия в надежде на то, что самое худшее из них не вырвалось и осталось в ящике. Надежда - одна из вреднейших иллюзий человечества. Фундаментальность и онтологизм проблемы в данном случае вскрывается через обращение к мифу как универсальной истории человечества. И, наконец, через данную проблему может быть отражена более широкая философская проблематика: что есть добро и что есть зло, имеет ли человек право на метафизическое восприятие мира, каково отношение человека с Абсолютом и соотношение «божественного» и «тварного» в человеке, что такое свобода воли. В одном небольшом высказывании, как в волшебном ящичке скрыта вся экзистенциально-философская проблематика. Экзистенциально-личностный аспект проблематики имманентно присущ всему жанру афористики, но в афористическом творчестве Ницше он выражен наиболее глубоко и эмоционально.
Подведем некоторый итог анализа афористики как особого жанра философствования. Возникновение философского афоризма обусловлено определенным изломом в развитии духовной культуры и находит свое выражение в личностно-экзистенциальном отношении автора к тому Миру, в котором он живет и от которого желает освободиться через критическую оценку действительности. Афористическая форма создает наилучшую возможность дать такую первую, обновленную оценку не через логические умозаключения и отвлеченные доказательства, а через яркое, точное, зачастую метафорическое и единственно возможное слово, которое венчает итог долгих переживаний и размышлений. Вот почему авторство в философской афористике всегда отмечено чертой маргинальности, когда автор намеренно занимает позицию на пересечении философии со всей иной гуманитарной и в особенности нравственной культурой. Такая позиция дает автору ту степень свободы, которая жизненно необходима ему как для воздействия на умы людей своей эпохи, так и для обновления философской проблематики.
Что же касается силы воздействия философского афоризма на умы людей, то таковая зависит от целой совокупности условий - от художественности и остроты стиля самого афоризма, от силы личного переживания автора и от степени общественной актуальности темы.