Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Методологическая роль системного подхода в соотношении общества и природы




Общество и природа с точки зрения системного подхода. Человеческое общество - диалектическая саморазвивающаяся система, способом существования которой является материальное производство, высшая социальная форма движения материи. Сущ­ность социальной формы движения материи как способа существования обществ заключается в производстве и воспроизводстве основных компонентов этой системы (людей и средств производ­ства) и всех общественных отношений. Следовательно, в вещест­венном отношении общество состоит из людей и средств произ­водства.

Природа, окружающая человеческое общество, также системно организована. Здесь можно выделить несколько типов систем. К первому типу относятся системы, подобные человеческому общест­ву - это диалектические саморазвивающиеся системы, способом существования которых являются конкретные формы движения мате­рии (геологическая, географическая, биологическая). Такими системами могут быть системы земной коры; системы, состоящие из элементов гидросферы и тропосферы; биологические системы, подобные лесным биогеоценозам.

Второй тип образуют системы, входящие в состав самораз­вивающихся систем. Они обладают собственными законами строе­ния и функционирования, но могут существовать лишь в рамках систем первого типа. Это "автономные" системы. К ним относит­ся, например, муравейник в лесном биогеоценозе.

Третий тип образуют системы, в которых системообразуюшими являются корреляционные связи. Это корреляционные системы. Примером корреляционной системы является географический ланд­шафт. В ней могут быть объединены несколько саморазвивающих­ся систем (биогеоценозы в ландшафте), отдельные элементы саморазвивающихся систем (горные породы, микромассы воздуха со своим микроклиматом, поверхностные воды, рельеф в ландшафте).

К четвертому типу относятся системы, компонентами кото­рых являются однокачественные саморазвивающиеся системы. В ка­честве примера можно назвать содружество социалистических стран. В природе, окружающей общество, такими системами явля­ются биосфера (как совокупность биогеоценозов), географическая оболочка, состоящая из систем-носителей географической формы движения материи.

К этому типу примыкает пятый тип систем. Они состоят из однокачественных систем корреляционного типа. Ландшафтная оболочка, как совокупность корреляционных систем - географических ландшафтов, сама является системой особого типа.

Таким образом, было бы методологически несостоятельно рассматривать природу, окружающую, человеческое общество, как систему. В этом плане системное видение природы дает нам бо­лее правильную картину. И многие вопросы, связанные с взаимо­действием общества и природы, необходимо исследовать, обраща­ясь к системной организации природы, окружающей общество. Так, например, рассмотрение вопроса о том, входит ли общество в природу, является ли ее частью на уровне таких абстрактных категорий как "общество - вообще" и "природа - вообще" не может дать верного ответа. Сколько дискуссий ведется по этому вопро­су? Однако более конкретное рассмотрение природы - представле­ние о том, что она состоит из различного типа систем, позволя­ет более корректно сформулировать прежний вопрос: частью какой природной системы является человеческое общество? Нет ни од­ной системы природы, которая включала бы общество как часть в свое содержание. Разве ландшафт, биогеоценоз и т.д. включают в свое содержание человеческое общество? Конечно, же нет. Все они имеют свои "части" и могут существовать без человеческо­го общества. А целое, как известно, без своей части существовать не может. Такое представление о соотношении общества и природы согласуется с диалектико-материалистическим пониманием соотно­шения форм движения материи. Высшая форма движения материи ни­когда не является частью низшей, формы движения. Уже в силу своей сущности высшие формы движения не могут входить в содер­жание низших форм движения материи. Так, материальное произ­водство не входит в содержание биологической формы движения, а последняя не является частью химической и т.д.




Системное видение природы позволяет критически отнестись к некоторым спекуляциям на системном подходе. Так, сомнительно существование системы "общество-природа", где совершенно не­понятно, что из себя представляет вторая часть системы "при­рода". Более корректной была бы иная постановка вопроса: об­разует ли общество с такими-то системами природы новую систе­му, и к какому типу систем тогда относится эта система "обще­ство-природа"?



Система связей общества и природы

Как мы видим, системный подход позволяет увидеть действи­тельно существующее многообразие связей общества и природы. С каждым типом систем у общества устанавливается свое соотно­шение, которое может исторически меняться. Рассмотрим на примере лесного биогеоценоза, как меняются связи общества с саморазвивающимися системами. На первом этапе их соотношения общество черпает из лесного биогеоценоза необходимые ему продукты питания (дичь, ягоды, грибы и т.д.), некоторые вещества (смола, воск и т.д.), древесину для строительства и для отоп­ления. Общество потребляет отдельные элементы биогеоценоза. Вместе с тем оно все более и более следит за состоянием этой системы, и по необходимости активно вмешивается в борьбу с вредителями (путем расселения муравейников, • через вырубку больных деревьев, разрежение леса и т.д.). Лес используется для акклиматизации полезных человеку животных и растений. Расширение связей общества и биогеоценоза постепенно должно при­вести к тому, что человек научится управлять биогеоценозом, и тогда процесс его жизнедеятельности превратится в техноло­гический процесс, а сам биогеоценоз, следовательно, станет компонентом общественной системы, средством производства необ­ходимых человеку продуктов.

Автономные системы, подобно лесному муравейнику, исполь­зуются обществом в качестве своеобразных рычагов воздействия на саморазвивающиеся системы. Учитывая тот факт, что биогеоце­ноз является компонентом географического ландшафта, можно ут­верждать, что автономная система может быть звеном в переда­че наших воздействий не только на саморазвивающуюся систему, но и на корреляционные системы. Как бы то ни было, но связи общества с автономными системами представляют собой особый тип связей, расширение знаний о которых необходимо для рацио­нального воздействия на природу.

Связь общества с корреляционными системами нацеливает нас на комплексный подход к природе. Именно здесь улавливает­ся та лавина вторичных трудно предвидимых последствий воздей­ствия человека на природу, о. которой писал Ф. Энгельс. Вместе с двумя последними из названных нами типов систем они образу­ют сложное переплетение связей различных природных явлений, знание о которых необходимо для прогнозирования изменений природы земной поверхности под воздействием человеческого об­щества.

В установлении связей общества и природы важное место принадлежит содержанию общественной системы. Такие основные компоненты общества как люди, техника и экономико-географическая среда с каждым типом природных систем устанавливают свои связи и отношения, знание которых необходимо для регулирова­ния функционирования и развития человеческого общества. Эти связи привели к возникновению человеческих рас, влияют на фор­мирование образа жизни людей, воздействуют на специфику раз­вития-техники и экономико-географической среды.

С точки зрения системного подхода можно конкретизировать связи различных сторон общества с системами внешней природы. Каждая сторона общественной системы (промышленность, сельское хозяйство, образ жизни, политика и т. д.) связаны преимущест­венно с каким-нибудь типом материальных систем, либо с их ком­плексом. Это позволяет детализировать действительное влияние природы на общественную систему, на жизнь людей. Вместе с тем детализируются и воздействия общества на природу, что также необходимо для управления процессом соотношения общества и природы.

Соотношение понятий "географическая оболочка", "ландшафт­ная сфера", "биосфера" и "географическая среда"

Системный подход является плодотворным и в анализе соотно­шения понятий, которыми авторы пользуются для обозначения либо всей, либо части той природы, которая окружает человеческое общество. Говоря о системной организации мира, объективной ре­альности, мы считаем, что существует определенная субордина­ция систем различного типа. Фундаментом такой субординации си­стем являются диалектические - саморазвивающиеся системы. Имен­но в них рождается все многообразие материальных предметов. Формы движения материи, которые лежат в основе каждой такой системы, являются особыми "технологическими" процессами, теми типами взаимодействия, каждый из которых порождает определен­ный класс явлений. Эти системы являются первичными, "матери­нскими" системами в мире. Над диалектическими саморазвиваю­щимися системами как бы "надстраиваются" .системы всех других типов: автономные, корреляционные и т.д.

С точки зрения такого подхода, "географическая оболочка" есть понятие для обозначения однокачественных географических систем, которые состоят из элементов гидросферы и тропосферы. Например, океан, море, озеро, покровное оледенение и т.д. и воздушные массы, которые формируются над ними, - это системы, способом существования которых является географическая форма движения материи. (В их содержание входят и скульптурные фор­мы рельефа, созданные на основе тепловлагообмена между гидро­сферой и тропосферой). Эти географические системы существова­ли до возникновения жизни и человеческого общества, с которы­ми связаны биологическая и социальная форма движения материи, соответственно. Но и с появлением этих высших форм движения материи географические системы, носители географической формы движения материи, продолжают существовать и развиваться, ис­пытывая иногда сильное воздействие со стороны биологической и социальной форм движения материи. Однако в содержание геогра­фических систем эти последние не входят.

Подобным образом "биосфера" обозначает совокупность био­логических систем-носителей биологической формы движения ма­терии - биогеоценозов. Как биогеоценозы не входят в содержа­ние географических систем, состоящих из элементов гидросферы и тропосферы (носителей географической формы движения мате­рии) , точно так же биосфера как система, состоящая из однокачественных элементов, биогеоценозов, не входит в содержание географической оболочки-системы, состоящей из своих однокачественных элементов.

Географическая оболочка имеет большую вертикальную мощ­ность, чем биосфера; в ней развиваются такие географические явления как климат, сток и формирование скульптурных форм ре­льефа. Биосфера как бы помещена в географическую оболочку, но, подобно человеческому обществу, в содержание ее не вхо­дит. Сравнение этих типов систем по содержанию и по сущности (форма движения материи) говорит в пользу этого вывода.

Биологическое понятие "биосфера" иногда неправомерно отождествляют с геохимическим понятием "биосфера", которое введено в науку В.И. Вернадским. С помощью этого понятия обоз­начается не только область распространения жизни, но и все те пограничные с нею области, которые испытали на себе или испы­тывают воздействие со стороны процессов жизнедеятельности. Так, например, и атмосфера Земли, кислород, который является продуктом жизнедеятельности, организмов, -и элементы литосферы, сложенные органическими осадками или подвергающиеся воздейст­вию со стороны живого и т.д., все это охватывается геохимиче­ским понятием "биосфера". Сюда, же должно относиться и общест­во, если не все, то по крайней мере многие его компоненты.

Нередко в научной литературе происходит отождествление понятий "географическая оболочка" и "биосфера" в ее биологи­ческом смысле. Сравнивая содержание этих понятий, видим, что это приводит к обеднению действительной картины природы, с которой взаимодействует человеческое общество. Отдавая предпо­чтение лишь одному из них, мы оставляем вне нашего рассмотре­ния широкий круг явлений, отдаем предпочтение той или иной на­уке тогда, когда необходимо объединение самых различных знаний.

Многое для понимания в сложной системе связей природных явлений друг с другом и с человеческим обществом дает понятие "ландшафтная сфера", состоящая из географических ландшафтов. Эти последние состоят из биогеоценозов и элементов гидросфе­ры, тропосферы и литосферы. Связь компонентов подобной кор­реляционной системы, как мы уже видели, не дает "высшего" син­теза, подобного тому, что происходит в саморазвивающихся сис­темах. Напротив, корреляционные системообразующие связи намно­го "слабее" причинно-следственных взаимодействий в саморазви­вающихся системах. Поэтому и ландшафтная сфера, и отдельные географические ландшафты как системы как бы пронизывают дру­гие типы систем, объединяя их элементы в особый тип целостно­сти, всегда вторичный по отношению к саморазвивающимся систе­мам. Мы уже упоминали о том, что в географической литературе предлагается (М.И. Мильков) настоятельно разделить понятия "гео­графическая оболочка" и Ландшафтная сфера". (Однако ландшафт­ная сфера продолжает рассматриваться как часть географической оболочки).

Если анализируемые нами понятия обозначают совокупность различных природных систем, отличающихся друг от друга и по сущности, и по содержанию, то "географическая среда" есть понятие соотносительное с человеческим обществом. Это среда общества. Оно не обозначает объективно существующей системы, а является отражением той совокупности компонентов различных по типу систем, которые необходимы для существования челове­ческого общества на определенном этапе его развития. Более то­го, мы уже отмечали, что это собирательное понятие. Оно обо­значает как внешнюю физико-географическую природу, так и внут­реннюю для общества природу, созданную человеком и представляющую собой среду его существования. Это - экономико-геогра­фическая среда.

Общая теория взаимодействия общества и природыи соци­альная экология

Системный подход вооружает нас необходимыми принципами рассмотрения соотношения общества и природы. Попытки создания общей теории взаимодействия общества и природа, видимо, пото­му не дают желаемого результата, что не удается создать тео­рию взаимодействия общества с природными системами, которые относятся к самым различным типам. Основу такой теории долж­ны создать реально существующие законы взаимодействия общест­ва и природы. Однако, соотношение общества и природа не рег­ламентируется какими-то законами их взаимодействия, а опреде­ляется уровнем развития самой общественной системы. Это, на­пример, было показано еще К. Марксом, который отмечал истори­ческий характер в воздействии естественных богатств средства­ми жизни и средствами труда на человеческое общество. Именно уровень развития самого общества определяет значимость раз­личных элементов природа в его жизни, а не "законы взаимо­действия общества и природы". Как внутренние, так и внешние связи общества существуют на основе материального производст­ва, которое как мы видели, является глубоко внутренним для общества процессом.

В этой связи неправомерно в качестве предмета новой нау­ки "социальной экологии" представить подобные законы взаимо­действия общества и природы. Реальный процесс развития обще­ства, его отношение к окружающей природе скорее говорят о том, что люди стремятся либо сохранить природу, либо рационально использовать ее богатства, установить оптимальные отношения между обществом и природой. Причем, все это совершается всег­да в конкретно исторической форме, ибо отношение к природе капиталистического и социалистического общества нельзя выводить только из некоторой общности технологических процессов. (И здесь необходимо принимать во внимание социально-политическую сущность конкретного общества в его отношении к природе, что вряд ли учитывается сторонниками "законов взаимодействия общества и природы")

Не отнимая права гражданства у социальной экологии, от­метим, что предметом ее исследования могут быть исторически конкретные, а значит меняющиеся нормативные законы отношения общества к природе. Разработка подобных нормативных требова­ний к технологическим процессам в промышленности, рыболовст­ве, сельском хозяйстве и т.д., в соответствии с объективными законами природа и допустимыми медицинскими нормами в состоянии окружающей человека среда может составлять основной предмет социальной экологии.

Такое содержание предмета социальной экологии будет оз­начать своеобразный синтез самых различных знаний, в которых особое место займет географическая наука, в силу ее комплек­сного подхода и особого системного видения объекта .исследо­вания.

9. ГЕОГРАФИЙ КАК НАУКА

Объект и предмет географии

Ни одна наука не начинает свое развитие с полного представления об объекте и предмете исследования. Однако, с пер­вых шагов развития таких знаний как астрономия и география, ботаника и химия, они начинали двигаться каждая по собственному руслу. И никто не путает объект исследования ботаники и астрономии. Объективной основой разделения наук является, прежде всего, сама объективная реальность. Так как все многообразие предметов и явлений в своей основе имеет конкретные форм движения материи, которые их порождают и являются осно­вой их существования и развития, эти формы движения материи и являются, прежде всего, объектами изучения основных естественных, наук. Но каждая из наук проходит многовековой путь, прежде, чем откроет эту истину.

Так как конкретная форма движения материи имеет матери­альный: носитель, реальные саморазвивающиеся системы» то мож­но было бы предположить именно их в качестве первоначально­го объекта исследования науки. Однако, проходит достаточно большое время, пока наука придет к системному пониманию свое­го объекта.

Длительный путь познания от явления к сущности наука начинает с описания отдельных явлений природы, чтобы, постиг­нув их взаимосвязь, придти к выводу о том, что объект ее по­знания системно организован. И лишь после этого наука прихо­дит к открытию форм движения, составляющей сущность этой системы. На этом не заканчивается развитие науки. С точки зрения сущности исследуемого класса явлений наука по-новому осознает всю систему связей своего объекта с объектами погра­ничных с нею наук.

Сказанное целиком и полностью относится к становлению и развитию географических знаний, превращению их в науку. Справедливо принято считать, что географические знания дают нам представления о природе, населении и хозяйстве. Вот круг ин­тересов развития географической науки с древнейших времен. Постепенное выкристаллизовывание географии как науки приводи­ло к тому, что в области природы для географии важнейшим оказывается изучение климата, стока и рельефа. Именно это представление приводило к системному пониманию объекта географии. Именно с этими явлениями география все более и более связыва­ла существование своих основных общегеографических законов. Этим законам подчиняются не только сами названные явления (климат, сток и скульптурные формы рельефа), но также в опре­деленной мере население и хозяйство. География разделилась на физическую (природную) географию и экономическую географию, изучающую население и хозяйство. Наряду с последней вы­делялись и оформлялись в особые географические дисциплины биогеография и ландшафтоведениё. Некоторые из них начали как бы конкурировать (ландшафтоведение) с физической географией. изучение ландшафтов, например, давало представление о системном характере объекта исследования. На этой основе также формировался комплексный характер географического исследования.

Географическая наука ранее других наук в силу особенно­стей своего объекта исследования пришла к системному методу исследования. Идея географической формы движения материи вносит определенный порядок в создавшееся различное представле­ние о сущности и характере географических систем и позволяет, на наш взгляд, систематизировать структуру географической на­уки, снять ненужное напряжение в силу конкуренции физической географии и лавдшафтоведения, физической географии и экономической географии и т.д.

Первичным объектом географии является географическая фо­рма движения материи и те материальные системы, которые яв­ляются ее носителем. Таким образом, взаимодействие гидросфе­ры и тропосферы, изучение климата, стока и рельефа, а также систем-носителей географической формы движения материи составляет основу содержания географической науки. Однако, как мы уже отмечали, этим не исчерпывается содержание географии. Она изучает взаимодействие географической формы движения с геологической, биологической, социальной формами движения материи. Как отражение этих связей возникают и развиваются экономическая география, изучающая население и хозяйство, биогеография и география почв, геоморфология как наука о скульптурных формах рельефа. Вместе с тем складывается и такая нау­ка как ландшафтоведение, которое изучает вторичные географи­ческие системы, подчиняющиеся некоторым общегеографическим законам и, которые существуют благодаря климату, стоку и ре­льефу как тем географическим явлениям, которые создают осо­бую целостность системы.

Все это говорит о том, что географическая мысль посте­пенно приближается ко все более глубокому и всестороннему отражению своего объекта и связей его с объектами других на­ук. Каждый новый уровень такого погружения, высвечивания но­вой стороны объекта географии означает раскрытие новых свойств, законов строения и функционирования. Это и состав­ляет предмет исследования географии.

Объект географии есть особая географическая реальность. Предает географии - это свойства различных элементов географической реальности, закономерности строения функционирова­ния и развития отдельных ее сторон, закономерности ее соот­ношения с другими объектами.

География и производство

Б. М. Кедров отмечал следующее соотношение между наукой и производством. На первом этапе развития производства нау­ка не существует. Возникают и начинают накапливаться лишь первичные знания. Среди них мы можем назвать математические и географические знания, которые были необходимы материаль­ному производству первобытного общества. Затем, как отмеча­ет Б.М. Кедров, материальное производство и наука существуют без особой связи друг с другом. За исключением знаний, необ­ходимых для обеспечения технологических процессов, основные научные исследования выходят за рамки потребностей матери­ального производства. Материальное производство развивается, как бы обгоняя науку. Но на третьем этапе соотношение меняется в пользу опережающего развития науки. Наука, во-первых, должна понять само материальное производство, чтобы оно стало объектом управления. Во-вторых, необходимо определить перспективы развития материального производства. И, в-третьих, дать рекомендации по развитию материального производства, чтобы оно не приводило к разрушению окружающей среды, рационально использовало природные ресурсы.

Именно современный третий этап в развитии соотношения ме­жду наукой и производством в условиях НТР выводит географию в число ведущих наук. Воздействие материального производства на природу Земли, сравнимое с глобальными процессами планеты, отрицательные локальные воздействия производства на природу по­вышает удельный вес географических знаний как науки о природе поверхностной оболочки планеты, сложной системы связей, раз­витых на земной поверхности. Именно рекомендации географичес­кой науки становятся определяющими, так как воздействие мате­риального производства касается непосредственно объекта ее исследования.

Рекомендации географии касаются наиболее рационального размещения производительных сил, рационального использования природных ресурсов, охраны и преобразования природы. Географизация материального производства как раз и означает, что раз­витие материального производства должно идти на основе науч­ных прогнозов географической науки.

пути превращения географии в непосредственную производи­тельную силу

В условиях современной научно-технической революции геог­рафия как и другие науки превращается в непосредственную про­изводительную силу. Пути превращения географии в производитель­ную силу следующие:

Во-первых, через материализацию географических знаний в средствах производства. Это происходит в тех случаях, когда на основе географических знаний создаются такие средства производства как каналы и оросительные системы, водохранилища для орошения и разведения рыбы, строительство ГЭС и аэродромов, портов и т.д.

Во-вторых, через научную технологию. Рекомендации геогра­фов по разработке научно-обоснованных приемов агротехники, размещению и использованию культурных растений и т.д.

В-третьих, география становится непосредственной производительной силой, участвующей в научном планировании и рациональном размещении промышленности и сельского хозяйства. Важнейшую роль играет здесь экономическая география. Но и физико-географические дисциплины, например, геоморфология, не менее важны при рациональном размещении сельскохозяйственных культур в зависимости от форм рельефа, который влияет на характер почв, их увлажнение и в конечном счете на урожайность.

В-четвертых, географические знания превращаются в непосредственную производительную силу через действия людей, участвующих в материальном производстве. Повышение географичес­кой квалификации людей, занятых в производстве, означает при­нятие решений, в которых материализуются географические зна­ния.

Говоря о сущности современной научно-технической револю­ции, мы отмечаем тесное взаимовлияние и взаимопроникновение науки и производства. И в этом взаимодействии теории и прак­тики географическая наука занимает одно из самых ответствен­ных мест.

География - фундаментальная наука

В понимании фундаментальной науки существуют три подхода. Первый связан с тем, что фундаментальной объявляется та наука, принципы и законы которой охватывают более широкий круг явлений. В этой связи называют фундаментальной наукой физику. Действительно физические формы движения материи образуют материальный фундамент всех высших форм движения материи, и, в этой связи, привносят с собой в каждую высшую форму движения 1 материи и свои закономерности. Однако, фундаментальность физических законов часто ничего не дает для- решения вопросов, связанных с законами строения и развития более высоких форм дви­жения материи. Какова, например, значимость фундаментальных физических законов в понимании законов строения, функционирования и развития человеческого общества? Раз закон есть отношение между сущностями, то с каждой формой движения материи связаны и свои сущностные законы. Такое понимание фундамен­тальности не относится к географическим знаниям.

Во-вторых, иногда каждую из наук подразделяют на две части: теоретическую (фундаментальную) и прикладную. Теоретичес­кие дисциплины изучают законы строения, функционирования и развития объектов, а прикладные дисциплины разрабатывают спосо­бы применения этих законов на практике. "Так или иначе, но ка­ждой фундаментальной науке, - пишет Б. М. Кедров, - соответству­ет либо внутри единой науки, либо как отпочковавшейся от нее практическая дисциплина" [10, с. 40]. Критерием фундаменталь­ности здесь выступает теоретический уровень исследования объ­екта.

При. таком понимании фундаментальности география принадле­жит к числу основных естественных наук. Она также фундамен­тальна как физика, химия или биология.

В-третьих, фундаментальность науки определяется по ее зна­чимости в развитии материального производства. Фундаменталь­ность в этом случае носит исторический характер. В число веду­щих, фундаментальных наук могут выходить те или иные науки, ранее не столь существенные в жизни общества. Так, в условиях научно-технической революции в силу ряда названных ранее при­чин выходит географическая наука. Важнейшими из них являются необходимость решения вопросов охраны окружающей среды, ее ра­ционального использования и целенаправленного преобразования.

Литература

1. Маркс К.,Энгельс ф. Сочинения.

2. Ленин В.И. Полное собрание сочинений.

3. Американская география. М.,1957.

4. Букановский В.М. Принципы и основные черты классифика­ции современного естествознания. Пермь, I960.

5. Воейков А.И. Соч., т., М.-Л., 1948.

6. Гегтнер А. География, ее история, сущность и методы. Л.-М., 1930.

7. Григорьев А.А. Предмет и задачи физической географии // Закономерности строения и развития географической среды. М•, 1966.

8. Забелин И.М. Теория физической географии. М., 1959.

9. Исаченко А.Г. Основные вопросы физической географии. Л., 1953.

10. Кедров Б.М. О науках фундаментальных и прикладных // Вопросы философии. 1972, * 10.

11. Кошелевский Д.И. Географическая среда. Фил.энц., т.1, М., I960.

12. Кошелевский Д.И. О развитии географической среды // Проблема развития в современном естествознании.М.,1978.

13. Лямин B.C. География и общество. М., 1978.

14. Марков К.К. Пространство и время в географии.// Природа,, * 5, 1965.

15. Мелюхин С.Т. Материя в ее единстве, бесконечности и развитии. М., 1966.

16. Мечников Л.И. цивилизация и великие исторические реки. М., 1924.

17. милькоеф.Н. Основные проблемы физической географии. 'М., 1967.

18. Мукитанов Н.К. От Страбона до наших дней. М., 1985.

19. Муравейский С.Д. Реки и озера. М., I960.

20. Саушкин Ю.Г. Предисловие // Н.Н.Баранский. Избр.тр. Становление советской экономической географии. М.,1980.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. философские вопросы географии .............. 3

2. Географическая форма движения материи ......... 17

3. Место географии в классификации наук и принципы

её внутреннего деления ................ 32

4. Пространство и время в географии ........... 41

5. Методологические основы единства физической

и экономической географии ............... 56

6. Общество и природа .................. 64

7. Географическая среда и её роль в жизни общества .... 71

8. Методологическая роль системного подхода

в изучении соотношения общества и природы ....... 81

9. География как наука .................. 89

Литература ...................... 95





Дата добавления: 2013-12-31; просмотров: 914; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше... 9485 - | 7518 - или читать все...

Читайте также:

  1. I. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ. · Комедия — вид драматургического произведения. Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества
  2. IL REGNO DEGLI SLAVI. К природным обществам относят народы, живущие в рамках природного годового цикла, в единстве с природой (аборигены Австралии, индейцы в Америке, многие
  3. PR-службы как элемент политической системы общества
  4. АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ. В 1856 г. состоялось заседание Общества сельского хозяйства, на котором было решено, что лучшим местом для организации сельскохозяйственной школы является
  5. АГРОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА В XX ВЕКЕ. Методы и технологии комплексной мелиорации и экосистемного водопользо­вания / Под ред. В.М.Кизяева. - М.: 2006, 586 с
  6. АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. ломки собственной природы. На это способны только молодые народы с большой творческой энергией
  7. Акционерные общества
  8. Акционерные общества
  9. Алгоритм применения затратного подхода
  10. Антропогенные воздействия на природу на разных этапах развития человеческого общества
  11. Аудиторские стандарты. В ряду документов, регулирующих аудиторскую деятельность, на особом месте находятсястандарты аудита. Потребность в неких общих правилах, подходах, понятиях
  12. Базовые элементы социальной структуры общества


 

34.239.172.52 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.013 сек.