I. Введение

Содержание

I. Введение......................................................................................................2

II. Д. Трезини............................................................................................4

III. Роль петровского барокко в русской архитектуре.............................7

IV. Заключение...............................................................................................10

V. Список использованной литературы..................................................... 11

VI. Список иллюстраций…………………………………………………..12


Итальянское barocco (причудливый) - художественный стиль, преобладающий с конца XVI до середины XVIII вв. в искусстве Европы. Этот стиль зародился в Италии и распространился в других странах после эпохи Ренессанса. Основные черты барокко - парадность, торжественность, пышность, динамичность, жизнеутверждающий характер. Искусству барокко свойственны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии. Особенно необходимо отметить в стиле барокко слияние различных искусств в едином ансамбле, большую степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Это стремление к синтезу искусств - основополагающая черта барокко.

Реформы, проведенные Петром I, «касались не только экономической, государственной, политической, военной и общественной жизни, но также просвещения, науки и искусства. В это время шел процесс европеизации во всех областях русской жизни. Переход от Древней Руси к новой России, от средних веков к новому времени был многотруден, ибо задержался в России почти на триста лет и происходил при уже сформировавшихся новых формах жизни на Западе»[1]. В то время крупных русских мастеров почти не было. Пётр I приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал самых талантливых молодых людей обучаться за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. они стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.

XVIII столетие в истории русского искусства было периодом ученичества. Но если в первой половине XVIII в. учителями русских художников были иностранные мастера, то во второй они могли учиться уже у своих соотечественников и работать с иностранцами на равных.

Стремление архитектурными средствами выразить господство человека над природой и стихией, неиссякаемость его творческих возможностей, находит убедительное выражение в контрастном сочетании геометризма окружающих дворцы регулярных садов и парков с огромной протяженностью пластичных фасадов и пышных анфилад парадных помещений. В интерьерах - обилие проемов, зеркал, орнамента, сплошь покрывающие стены, живописные плафоны. Все это создает иллюзию безграничности пространства.

Зарубежные архитекторы возводили в русской столице дворцы, храмы, общественные здания. Они не могли полностью следовать европейскому барокко из-за отсутствия нужных материалов, техники, мастеров. Барокко, перенесенный в Петербург, приобрел своеобразные черты: простоту, сдержанность, функциональность и стал называться петровским барокко. Петровское барокко господствовало в Петербурге в 1703- 1730 годы.

В своем реферате я проследила за начальным этапом строительства города Петербурга, и возникновение в связи с этим нового петербургского стиля, который проявился во всех видах искусства и являл собой отражение личных вкусов ПетраI.


II. Д. Трезини.

Доменико Трезини был первым иностранным зодчим, приехавшим работать в Петербург (он прибыл сюда уже в 1706 г. из Копенгагена; где работал при дворе короля Фридриха IV). Он хорошо знал стиль северного барокко, сдержанную, плоскостную и в основе своей протестантскую версию барокко католического. Этот стиль, знакомый Петру по его поездке в Голландию, был выбран в качестве ведущего в сооружении Петербурга, а потому южные по происхождению курватуры Кунсткамеры или проекта Александро-Невской лавры выглядели отдельными яркими мазками на общем сдержанном фоне столичной архитектуры. Доменико Трезини стал хорошим исполнителем архитектурных идей, которые посещали Петра I.

В стиле петровского Петербурга Доменико Трезини был главной фигурой. Он проектировал и строил Петропавловский собор[2]. Собор представляет собой базиликальное, трехнефное сооружение с внутренним пространством «зального характера». Апсида с восточной стороны храма отсутствует. Завершает собор колокольня с 34-метровым шпилем. Конструктивно она представляет собой не привычный русскому глазу восьмерик на четверике, а единый массив в несколько этажей, напоминающий европейские колокольни. Игла собора образована восьмигранной усеченной пирамидой, увенчанной «яблоком» и фигурой ангела. Высокая колокольня Петропавловского собора была задумана как олицетворение величия русского государства. Она так удачно сочеталась с ровным рельефом, что позднее архитекторы стремились повторить эту деталь в других важных сооружениях города. В композиции Петропавловской крепости ясно обозначился контраст вертикали и горизонтали (стены крепости, зеркало невских вод), который со временем станет важным градостроительным принципом.

Трезини исполнил также Петровские ворота[3] Петропавловской крепости (1707–1708 –сначала в дереве, а в 1717–1718 переведены в камень) «в честь победы России в Северной войне. Для украшения ворот был приглашен скульптор Конрад Оснер Старший, изготовивший деревянный рельеф «Низвержение Симона-волхва» (перенесен позже на каменные). Ниши ворот украсили статуи Беллоны и Минервы, авторство которых приписывается Н. Пино»[4]. Также ему принадлежит Летний дворец[5] и десятки других построек. Все свои здания он обрабатывал плоскими пилястрами с изящными капителями, тянутыми карнизами, рамочными наличниками с «ушами», а также накрывал эти здания кровлями с переломом. Если его церковные образы, более «южные» по духу, подчеркнуто величавы и масштабны, то образы светские (Летний дворец и Здание Двенадцати коллегий), напротив, подчинены, прежде всего, принципу практического удобства и компактности, характерного для северного, голландского барокко. Петр I, хоть и приглашал временами то Микетти, то Леблона, но Трезини оставался все так же близок к царю.

Здание Двенадцати коллегий[6] (ныне университет), превратившееся в хрестоматийный пример общественного здания петровского барокко. Оно состоит из двенадцати самостоятельных корпусов, вытянутых в линию и объединенных галереей, расположенной с тыльной стороны. Главный фасад обращен к Петропавловской крепости. Пилястры композитного ордера, объединяющие два первых этажа, придают целостность весьма протяженному зданию.

В деятельности Трезини есть один эпизод, который, по-видимому, является ключом к пониманию здания Двенадцати коллегий. Этот эпизод — создание трех хрестоматийно известных типовых домов для Петербурга: это «дом для подлых», «дом для зажиточных» и «дом для именитых». Это очень простые постройки в духе северного барокко, которые предназначались для регулярной застройки Петербурга: участки и строительство частное, а общий стиль государственный, созданный государственным архитектором и одобренный самим Петром. Эти здания, будут это административные сооружения для министерств или группа жилых домов в месте расположения Преображенского полка, должны быть «в стиле», должны поддерживать определенный престиж владельца, города, государства, а также должны быть достаточно гибкими - для того чтобы их можно было применить к разным условиям. Всем этим требованиям отвечают и типовые дома Трезини и его же Двенадцать коллегий. «Единое здание расчленено на 12 ячеек - «коллегий» (каждая с самостоятельной кровлей), соединенных единым коридором и галереями первого этажа, из которых до нашего времени сохранилась лишь одна. Пилястры, объединяющие два верхних этажа, придают цельный характер всему зданию»[7].

Внеся в зодчество совершенно новые для России параметры высоты и длины, Трезини в то же время тонко дифференцировал стилистику, исходя из назначения здания.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: