Глава 6
Глава 6
Сословного статуса и мог оказаться на самой нижней ступени со
Самостоятельный владелец земельного участка, правомочный, как
Дальной зависимости, записанный в кадастр — писцовое описание,
В помещичьего крестьянина, а в холопа. Свободный от частнофео-
Вратиться (так же как в предыдущем случае С. Савельев) даже не
Над его собратьями в двух предыдущих случаях, — он уже попал
Над Т. Симоновым нависла угроза, куда более серьезная, чем
в Холопий приказ. Из государственного крестьянина он мог пре¬
явствует из документа, отстаивать общекрестьянское дело в Моск¬
ве и уполномоченный на это общинниками («во всех крестьян с
место*) Т. Симонов — на грани потери своего высокого внутри-
�Там же. № 36. Ч. 2. Л. 378.
� Там же. Л. 382,
274
Социальные п(>едста8ления черносошных крестьян..
ииалъной иерархии. Заявив в Холопьем приказе -«у записки>, что
он — наследственный �государев»- крестьянин и никогда ни у кого
|
|
в холопах «не живал», Т. Симонов 6 октября был препровожден в
Устюжскую четверть именно потому, что «сказался государев крес¬
тьянин» Тотемского у. Можно полагать, что по заведенному порядку
четверть должна была удостовериться в правильности показаний.
Во-первых, характерна в данном случае оперативность, с кото¬
рой Устюжская четверть рассмотрела дело. Ей понадобилось на не¬
го два дня. Уведомившнсь, что крестьянин Тараска «взят в Холо¬
пий приказ*-, четверть послала в него для вьсяснекия обстоятельств
своего подьячего Михаила Иванова, который принес устный ответ.
Устюжская четверть потребовала от главы Холопьего приказа Ива¬
на Федоровича Волконского прислать память с объяснением, «по
чьему челобитью тот крестьянин Тараска Симонов взят был в Хо-
лопей приказ». Это объяснение Волконский дал 7 октября, уже
после препровождения Т. Симонова из Холопьего приказа в Ус¬
тюжскую четверть. Во-вторых, она действовала, на первый взгляд.
в интересах крестьянина, а не феодала.
Устюжская четверть — та административно-правительствен¬
ная инстанция с судебными функциями, в которую обращались
крестьяне северных уездов с исками на частных феодалов. Чет¬
верть разбирала конфликты и решала их в пользу крестьян, а не
феодалов. Казалось бы, центральное учреждение феодального го¬
сударства действовало вразрез с интересами того класса, которому
служила. Это впечатление усиливается, если вспомнить, что вели¬
кокняжеские суды в XV — первой половине XVI в., рассматривая
поземельные споры феодалов и волостных черносошных крестьян,
|
|
как правило, оправдывали действия феодалов, а крестьяне оказы¬
вались в проигрыше. Обращение крестьян к публичной власти ос¬
тавалось их правом на протяжении ХѴ-ХѴІІ вв., но конечный ре¬
зультат таких обращений изменялся с течением времени. Смена ак¬
центов в политике правительства по отношению к черносошным
крестьянам зависела от общего хода эволюции феодального госу¬
дарства, роста его потребностей, и прежде всего финансовых, от
конкретных задач на каждом из отрезков зтой эволюции. Важно
улов*сть по документам момент смены акцентов, когда появляется
как тенденция и затем укрепляется как внутриполитическая линия
отношение к черным землям как к общегосударственным, а не
только корпоративно-феодальным, для чего требуется самостоя¬
Во всяком случае, в первой четверти XVII в. контроль госу¬
дарства за земельным фондом — налицо. И не только фиксация
земель кадастром свидетельствовала о нем. О таком контроле го¬
ворят рекомендации и решения по прецедентам правительственных
администраторов. Данные грамоты писцов и воевод, которыми они
отводили участки земли крестьянам, обязывали владельцев: «тое
деревни в Строгановы вотчины и в монастырь и к церкве ни про¬
дать, ни заложить, ни по душе не отдать, никакова угодья на-
рознь не продать же»�', Хорошо известны указы 1649, 1651, 1687,
1690 гг., запрещавшие северным крестьянам отчуждение своих зе¬
мель феодалам и беломестцам. Сохранность черносошного земель¬
ного 4к>ида в XVII в. диктовалась фискальными заботами прави¬
тельства, остро нуждавшегося в деньгах. Именно в русле фис¬
кальных мероприятий находятся оперативные решения Устюжс¬
кой четверти н чарондского воеводы по сохранению крестьян-
налогоплательщиков, Потребности феодального государства в це¬
лом гораздо весомее и важнее для правительственных чиновников,
ведавших черносошных крестьян, чем отдельных феодалов.
Обратим внимание на фразеологию челобитных. Крестьяне,
подтверждая свою социальную принадлежность, говорят: жил «за
тобою, государем*, <твой, государев, крестьянин», «человек-де он
государев крестьянин»�, Вместо «государев» в документах част-
нофеодального происхождения стоит имя любого феодала. Перед
нами выражения, в принципе тождественные, ставшие стандарт¬
ными, но несущие разную смысловую нагрузку,
Интересно установить время и пути появления вместо распро¬
страненного в ХѴ-ХѴ! вв. определения — черный, черносошный
— государев. Земельно-распорядительные акты первой трети
XVII в., во всяком случае, не содержат слово «государев». И в нем
не было надобности, так как при поземельных сделках, совершав¬
шихся между крестьянами, не было нужды уточнять статусную пози¬
цию. Сделки заключались по преимуществу между однодеревенцами
или соволощанами, т. е. в пределах малых социальных групп, прони¬
занных родственно-свойсгвенно-соседскими связями.
Можно предположить, что термин «государев» крестьянин
появляется не во внутрикрестьянской среде, а при проникновени¬
ях или столкновениях понятий зтой социальной группы с воззре¬
ниями представителей иных слоев, т. е. на стыке сословно-
социальных представлений. Термин был необходим черносошным
тельное изучение актового материала ХѴ-ХѴІ вв.
Там же. 1623, 13. Л. 53. 59, 79.
же. 1631. № 30. Ч 1. Л. 68.
276
Со;іиахьные представления ч<риосошнызс крестьян..
крестьянам, чтобы, во-первых, выделить себя из других сослов-
ных крестьянских групп, во-вторых, подчеркнуть свое особое по¬
ложение, а именно, прингщлежность государю как высшему суве¬
рену, правителю страны. В сознании средневековых людей, не
отделявших государя от государства, персона властителя олицет¬
|
|
воряла государство. Отсутствие на черносошных землях посред¬
ника (частного феодала) меаду государем и крестьянами сокра¬
щало дистанцию между ними — подданными своего государя
(причем одновременно государя-сюзерена и государя-правителя)
и самим государем. Отсюда — крестьянин, как всякий поддан¬
ный, выражает свою непосредственную принадлежность государю
в словах 4ТВОЙ», «за тобою», <в твоей» и т. д. В них нет абст¬
ракции, эти выражения конкретно наполнены, личиостны, и как
раз личностными связями пронизаны отношения при феодализме.
«Твой» государев крестьянин вел хозяйство в государевой
«вотчине» или обосновывался в ней: «пришел к нам в твою госу¬
дареву царскую вотчину»�'. Обратимся теперь ко второму члену
словосочетания.
Крестьянин — подданный суверенного властителя, его поддан¬
ство и существование на �государевых» землях — опять же
«искони вечное», и сами эти земли — традиционно наследствен¬
ные. «отчина» государей. Употребление термина по отношению к
черносошным землям, полагаю, нужно понимать как раз таким об¬
разом, а не в смысле доменнальных владений, какими были двор¬
цовые земли. Правда, в таком словосочетании содержится оттенок
сеньориального характера.
Поземельные акты и челобитные крестьян, содержащие рас¬
сматриваемые формулировки, как правило, писали земские дьячки.
Их ежегодно избирали крестьяне-общинники из своей среды и оп¬
лачивали работу из сборов на мирские нуждьі. Естественно, что
дьячки не только были грамотными людьми, но и имели навыки
составления подобных бумаг. Нередко документы оформлялись и
утверждались (если не составлялись) в приказном учреждении, где
к их форме предъявлялись определенные требования, вырабаты¬
вавшиеся на основе практики и государственно-правовых уста
новлений. Конечно, на документы, выходившие из-под пера дьяч¬
ков, влияло государственное делопроизводство. Однако при всей
унификации формуляров актов и челобитных их содержание и
|
|
смысловая нагрузка выражений были менее подвержены такому
влиянию, ибо дьячки принадлежали к земским властям и были
Термин в такок виде си.; Там же, Л. 68.
сведущи в поземельно-хозяйственных делах общины и групп
внутри нее. Уже одно это обстоятельство, думаю, не позволит
усомниться в правомерности привлечения такого рода документов
для изучения социальных представлений крестьян, хотя не исклю¬
чает целесообразности постановки в исследовательской перспекти¬
ве источниковедческого вопроса об адекватности отражения в со¬
ответствующих документах ХѴ-ХѴІІ столетий, да и позже, про¬
ходивших на разных стадиях через государственные инстанции,
шимкого сцектра крестьянских представлений
�Итак� разнообразные коллизии, засвидетельствованные акта¬
ми, порождены поземельными отношениями крестьян, покоивши¬
мися на трѵдовйм праве и вековых обычаях. Это как бы один_
уровень крестьянских взаимоотношений. В то же самое время хо¬
зяйствование крестьян на земле связывает их многими нитями
рез тягло-податные обязанности с феодальным государством. Это
другой уровень 6™ошекй?Г� ноЖятІГж� с землей. Оба
-уровня, а их следует воспринимать только как аналитико-
нсследовательское членение, обусловлены разными правовыми ос¬
нованиями: государственным и обычно-правовым. Причем обычно-
правовая традиция в жизни феодального крестьянина была фун¬
даментальным компонентом в сплаве обычного и государственного
права. Устойчивые понятия черносошных крестьян о земле
(«своей«вотчине»), находившейся в их владении и одновремен¬
но принадлежавшей государю, были сформированы длительным
бытийным опытом. Мировосприятие крестьян как осознание этого
опыта синтезировало обычно-правовые порядки и государственные
ѵстановлениЛТГ
Заключение
тяглых обязательств� �лежавшихі��на земле. Непременное� данного
нормой о переходе вместе с отчуждаемой землей платежей и повин¬
ностей к приобретателю участка. Тягло�фискальньш компонент был