Государство и Церковь в Древней Руси, X-XIII 15 страница

Владимир-на-Клязьме, Ростов и Ярославль

В отличие от киевских, все известные монастыри Владимира-на-Клязьме были основаны князьями одной династии и, видимо, сохраняли с ними тесную связь. Важнейшим из них являлся Рождественский Богородичный монастырь, основанный Всеволодом Большое гнездо в 1192 г.[246] Он стал играть заметную роль лишь с начала XIII в.: под 1206 годом имя его игумена открывает список настоятелей, участвовавших в церемонии проводов в монастырь жены Всеволода; в это время рождественский игумен был княжеским духовником[247].

В начале XIII в. владимирские игумены, как и киевские, участвуют вместе с представителями других социальных групп города в государственных делах, связанных, в частности, с передачей княжеской власти[248]. Настоятель Рождественского монастыря Кирил впервые называется «игуменом и архимандритом манастыря святыя Богородица Рожества» в летописной статье 1230 г. о поставлении его епископом ростовским[249]. Известны и другие случаи, когда рождественские игумены ставились епископами: Симон (1214) и Митрофан (1227) —епископы Владимира и Суздаля[250]

Тесная связь с сильной княжеской властью как монастырей, так и епископов Владимира препятствовала превращению черного духовенства в самостоятельный институт, и титул архимандритии был здесь принят и остался в XIII в., вероятно, как почетное обозначение игумена наиболее авторитетного монастыря.

В Северо-Восточной Руси в XIII—первой половине XIV в. этот титул получили также главы важнейших монастырей Ростова (Богоявленского, упоминаемого с 1261 г.)[251] и Ярославля (Спасского, упоминаемого в 1311 г.)[252]. Нет сведений, чтобы за указанным титулом в условиях ордынского ига стояли какие-либо городские организации черного духовенства.

Архимандрития в Москве

Наиболее позднее свидетельство об архимандритии и ее самостоятельной функции в городе связано с Москвой. В этом городе и его пригородах в первой половине XIV в. существовало по крайней мере четыре монастыря: Спасский в Кремле, Богоявленский на Посаде, Крутицкий и Данилов вниз по Москве-реке[253]. В одном из них, Даниловом, основанном князем Даниилом Александровичем, т. е. в княжеском ктиторском монастыре, им была учреждена архимандрития. Каковы были ее функции, сведений нет, но очень интересно указание на перенесение архимандритии из этого монастыря в Кремль, в новый Спасский монастырь рядом с княжеским дворцом, которое было совершено Иваном Калитой в 1330 г., и на причину такого акта. По сообщению Рогожского летописца, князь «приведе оттуду (из Данилова монастыря. — Я.Щ.) архимандритию ту и близь себе учини ю, хотя всегда в дозоре видети ю»[254]. Действия и Даниила, и Ивана, дающие игуменам основанных ими монастырей почетный титул архимандрита, понятны. Но здесь имеется в виду не титул, а какие-то реальные административные функции главы московских монастырей, за которыми князю удобнее было следить в Кремле. Таким образом, в Москве XIV в. архимандрития отнюдь не была титулярной, и акт 1330 г. может быть оценен как шаг на пути подчинения княжеской власти московской монастырской организации. Этот акт может быть сопоставлен с ликвидацией в 1370-х годах традиционной должности московского тысяцкого и с подчинением городского посада княжескому двору, также имевшими политическое значение[255].

Итак, можно считать, что в структуре древнерусского города наряду с князем, епископом, тысяцким, боярской аристократией особое место занимали монастыри в лице их настоятелей — игуменов. Экономической основой этого особого положения черного духовенства были монастырские вотчины, появившиеся в конце XI—начале XII в. и в последующее время сделавшие монастыри самостоятельными феодальными хозяйственными организмами. Подчиненные митрополиту и епископам в плане церковной дисциплины, они в административном отношении, в участии в городской жизни обладали известной самостоятельностью, чему способствовала и связь монастырей с их ктиторами — княжескими династиями и (в Новгороде) боярами. В конце XI—XII в. монастыри участвуют в жизни города не только поодиночке, но и в виде собрания (собора) игуменов, принимавшего участие в торжественных актах, которые были связаны с передачей княжеской власти и пр. Со второй половины XII—первой половины XIII в. монастырская организация получает оформление в виде архимандритии в наиболее сильном монастыре, осуществляющей руководство другими городскими монастырями. Определенную роль в этом играет княжеская власть, заинтересованная, вероятно, в собственном контроле деятельности монастырей через голову митрополита и епископов. В республиканском Новгороде складывается особый, неизвестный в других городах, институт «архимандрита новгородского», представлявшего на вече интересы черного духовенства и связанного с кончанской структурой управления городом. Но и здесь архимандрития возникает в бывшем княжеском монастыре, показывая общность происхождения с другими городами Руси. Особые права монастырских организаций сохранились до XIV в., как показывает перевод Иваном Калитой архимандритии в Москве в придворный княжеский монастырь.

Примечания

[1] Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им / Пригот. к изд. Д. И. Абрамович. Пг., 1916 (Памятники древнерусской литературы. Вып. 2). С. 19.

[2] Успенский сборник XII—XIII вв. М., 1971. С. 76; см.: Голубинский?.?. История русской церкви. 2-е изд. М., 1901. Т. I, 1-я пол. С. 500—501. Примеч. 1.

[3] Голубинский Е. Е. Указ. соч. 2-е изд. М., 1904. Т. 1,2-я пол. («Список каменных церквей домонгольского периода»). С. 296—323. В Киеве, например, 22 церкви, во Владимире Суздальском 12, в Новгороде 26 (с монастырями!.

[4] Раппопорт П. А. Русская архитектура X—XIII вв. Л., 1982.

[5] ПСРЛ. М., 1962. Т. 1. Стб. 391; СПб., 1863. Т. 15. Стб. 270.

[6] Там же. Т. 15. Стб. 310.

[7] Там же. Стб. 228.

[8] Умерший князь Борис Всеволодович был положен «в церкви святое Богородицы соборное подле Изяслава Глебовича» (ПСРЛ. СПб., 1908. Т. 2. Стб. 653. 1187 г.).

[9] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 656—657.

[10] «А попом пети у святого великого Ивана вседенна, а у святого Захарии на Полатех пети по неделям и в векы. А дьякону пети у святого Ивана субота да неделя из того оброка и в векы» (ДКУ. М., 1976. С. 161, 164).

[11] Российское законодательство. X—XX вв. М., 1984. Т. 1. С. 270.

[12] Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 194.

[13] ПЛ. М.; Л., 1941. Вып. 1. С. 22; М., 1955. Вып. 2. С. 27.

[14] Янин В. Л. «Семисоборная роспись» Новгорода // Средневековая Русь. М., 1976. С. 108-117.

[15] Голубинский Е. Е. Указ. соч. Т. 1, 1-я пол. С. 376—383; Лотоцький О. Соборш крилоси на Украш та Бшй Руси в XV—XVI ст. // Зап. Наукового товариства im. Шевченка. Львiв, 1896. Т. IX. С. 1—34.

[16] «Единъ от клироса святыя и великыя церкве София болящу вельми... пришедъ моляще бога и святого отца нашего Феодосия...» (Чудеса Феодосия Печерского//Успенский сборник. С. 132).

[17] Митрополит Иоанн, называемый в этом произведении архиепископом, узнав о чуде от гроба Бориса и Глеба в Вышгороде, «вскоре събратися повеле всему крилосу церковному», 'после чего отправился с пресвитерами на место захоронения князей (Жития святых мучеников Бориса и Глеба. С. 17).

[18] Кандидата в епископы Аркадия «пояша» из монастыря князь «и всь клирос святыя Софие, и вси Попове городьстии, игумени и церньци, и въведоша и, поручивъше епископью въ дворе святыя Софие...» (НПЛ. М.; Л., 1950. С. 30).

[19] «Се уставляю епископью, о немь же епископу быти живу и с клиросом своим...» в Уставной грамоте князя Ростислава Мстиславича (ДКУ. С. 141). Епископ смоленский «призва единого от своего честнаго крилоса, перьваго от старейших протопопу именем Георгии» в Житии Авраамия Смоленского конца XII в. [Жития преподобного Авраамия Смоленского и службы ему / Пригот. С.? Розанов. СПб., 1912 (Памятники древнерусской литературы. Вып. 1). С. 17, 78].

[20] Епископ Иван был поставлен князем Даниилом «от клироса великое церкви святой богородицы Володимерьской» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 740). Князь Владимир Василькович был окончательно захоронен в 1289 г. в кафедральном соборе в присутствии княгини, епископа «и со всем крилосом» (Там же. Стб. 927).

[21] Нового епископа Кирила II встречали в Ростове «князь и княгиня и боляре и вси мужи ростовскыя и игумены и попове и святая сборныя церкве клирос и вси гражани» (1230—1231 гг. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 453), а когда он вернулся после рукоположения из Киева, его встречали князья «и бояре и вси мужи Ростовь-ские, игумени же и Попове и черньци и пресветлый клирос зборныя церкве...» (1231 г. Там же. Стб. 457). См. также упоминание ростовских «клирошан» в 1237 г. (Там же. Стб. 465).

[22] Там же. Т. 1. Стб. 369 и 370; Т. 2. Стб. 592—593; Т. 15. Стб. 252.

[23] Голубинский Е. Е. Указ. соч. Т. 1, 1-я пол. С. 378. Примеч. 5.

[24] Клирошане Владимирского собора, в котором был похоронен епископ Лука Ростовский, упоминаются также в 1189 г. (Там же. Т. 1. Стб. 407).

[25] РИБ. 2-е изд. СПб., 1908. Т. VI. Стб. 117

[26] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 457.

[27] Щапов Я. Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI—XIV вв. М., 1972. С. 37 (схема 2), 100—102.

[28] Поппэ А. Учредительная грамота Смоленской епископии//АЕ за 1965 г. М., 1966. С. 71, сн. 52.

[29] ДКУ. С. 141-143.

[30] Там же. С. 143.

[31] Там же. С. 144.

[32] Slovnik jazyka staroslovenskeho. Pr., 1967. Vytisk 15. S. 29.

[33] Значение слов «клирос», «клирошанин», имеющих отношение к организации соборной церкви, не выделено в новейшем «Словаре русского языка XI—XVII вв.» (М., 1980. Вып. 7. С. 174).

[34] РИБ. Т. VI. Стб. 92.

[35] НПЛ. М.; Л., 1950. С. 369; ПЛ. Вып. 1. С. 23.

[36] Голубинский Е. Е. Указ. соч. Т. 1, 1-я пол. С. 380.

[37] Щапов Я. Н. Варсонофьевская кормчая //АЕ за 1968 г. М., 1970. С. 96— 98; Он же. «Правило о церковных людях»//АЕ за 1965 г. М., 1966. С. 80—81.

[38] РИБ. Т. VI. Стб. 118. См. также упоминание «судов церковных» вместе с «клирошанами» в «Послании к владимирскому князю» конца XIII в. (Там же. Стб. 117).

[39] Голубинский?.?. Указ. соч. Т. 1, 1-я пол. С. 386.

[40] Лотоцький О. Указ. соч. С. 20—23.

[41] «... А ту был попин Яким Дъмило, Пантелеи, Стипъко, Михалько Нежьно-вич, Мих(а)л, Данило, Марко, Сьмъюн, Михал Елисавиничь, Иван Янъчин, Тудор Тубынов, Илья Копыловичь, Тудор Бързятичь» (Высоцкий С. А. Древнерусские надписи Софии Киевской XI—XIV вв. Киев, 1966. № 25).

[42] См., однако, в Новгороде начала XIV в.: архиепископ Давыд в 1313 г. построил каменную церковь Николы в Неревском конце «и створи в ней вседеньную службу, и бысть прибежище всем крестианом, и чернци в нем совокупишася» (НПЛ. С. 335).

[43] Архив Юго-Западной России. Киев, 1859. Ч. I, т. 1. № 58; Полоцкая ревизия 1552 г. М„ 1905. С. 174.

[44] Грамоты XIV в. Киев, 1974. С. 56. № 27.

[45] Там же. С. 106. № 53 (1396 г.).

[46] На последнее обратил внимание Лотоцкий. См.: Лотоцький О. Указ. соч. С.4.

[47] Голубинский?.?. Указ. соч. Т. 1, 2-я пол. С. 566.

[48] Молдаван А. М. «Слово о законе и благодати» Илариона. Киев, 1984. С. 93.

[49] Зимин А. А. Память и похвала Иакова Мниха и Житие князя Владимира по древнейшему списку//КСИС. М., 1963. Вып. 37. С. 70.

[50] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 139.

[51] Там же. Стб. 144—145.

[52] «.... Обьходи вся манастыря хотя быти мних и моля ся им да прият ими будет. Они же видевъше отрока простость и ризами же худами облечена не рачиша того прияти... •» (Успенский сборник. С. 79—80).

[53] Успенский сборник. С. 81.

[54] Там же. С. 85.

[55] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 139; Т. 1. Стб. 151.

[56] Каргер М. К. Древний Киев. М.; Л., 1961. Т. 2. С. 234.

[57] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 152.

[58] Об исследованиях Георгиевского монастыря см.: Каргер М. К• Древний Киев. Т. 2. С. 232—234; Сагайдак М. А. Великий город Ярослава. Киев 1982 С. 66—77.

[59] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 327.

[60] Там же. Стб. 147—148.

[61] «Изяслав же постави монастырь святого Дмитрея и выведе Варлама на игуменьство къ святому Дмитрею...» (Там же. Стб. 147; Т. 1. Стб. 159; см. также: Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911. С. 27).

[62] «... Проводите и до манастыря святого Дмитрия съпрятавше тело его с честью, положиша и в раце у церкви святого апостола Петра, иже бе сам начал здати» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 198).

[63] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 259 (1108 г.).

[64] Там же. Стб. 492—493.

[65] Там же. Стб. 259; Т. 1. Стб. 283.

[66] Там же. Т. 2. Стб. 275

[67] Каргер М. К. Древний Киев. Т. 2. С. 274.

[68] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 210.

[69] «... Положен бысть во церкви святого Михаила Златоверхаго, юже бе создал прадед его великий князь Святополк» (Там же. Стб. 665—666. 1190 г.).

[70] Там же. Стб. 694 (1195 г.).

[71] Там же. Т. I. Стб. 299; в Ипатьевской летописи этого сообщения нет.

[72] Слюсарев Д. Церкви и монастыри, построенные в Киеве князьми, начиная с сыновей Ярослава, до пресечения киевского великокняжения // Тр. Киевской духовной академии. 1892. № 1. С. 116; Каргер М. К. Древний Киев. Т. 2. С. 263—265.

[73] Лебединцев П. Г. Дмитриевский монастырь, устроенный в Киеве великим князем Изяславом Ярославичем, его судьба и местность // Чтения в Историческом обществе Нестора-летописца. Киев, 1879. Кн. 1. С. 30.

[74] Приселков М. Д. Очерки... С. 226.

[75] Baumgarten N. Genealogie et mariages occidentaux des Rurikides russes du X au XIII siecle. Roma, 1927 (Orientalia Christiana. Vol. IX. N 1). P. 10 Table II, N 13, 5, 12, 18, 20.

[76] Приселков М. Д. Очерки... С. 226.

[77] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 354.

[78] Там же. Стб. 408 (1150 г.).

[79] О связи с постройкой Кирилова монастыря жены Всеволода сообщает известие о ее смерти в 1179 г.: «...преставися княгини Всеволожая, приемьши на ся чернечкую скиму и положена бысть в Киеве у святаго Кюрила, юже бе сама создала» (Там же. Стб. 612). О том, где он находился, упоминает сообщение 1171 г.: братья Андреевичи у Киева «пришедше, сташа на Дорогожичи под святым Курилом» (Там же. Стб. 544).

[80] Там же. Стб. 321, 679—680.

отец его» (Там же. Т. 1. Стб. 412).

[81] Рыбаков Б. А. «Слово о полку Игореве» и его современники. М., 1971. С. 102-117, 148, 288.

[82] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 680, 6702—1194 г. В Лаврентьевской летописи эта запись сообщает: «... юже бе создал

[83] Там же. Т. 2. Стб. 634.

[84] Рыбаков Б. А. Указ. соч. С. 150.

[85] Каргер М. К. Древний Киев. Т. 2. С. 411. г

[86] «Всеволод заложи церковь святаго Андрея при Иване преподобномь митрополите; створи у церкви тоя манастырь, в нем же пострижеся дщи его девою...» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 197. 1086 г.).

[87] Каргер М. К. Древний Киев. Т. 2. С. 410.

[88] «Том же лете священа бысть церкви святаго Андрея Янъчина манастыря» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 294. 1139 г.). Владимира Андреевича «положиша... у святаго Андрея в Кыеве в Янчине манастыри» (Там же. Т. 1. Стб. 362).

[89] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 291.

[90] Там же. Стб. 546 (1171 г.).

[91] Высоцкий С. А. Указ. соч. № 25.

[92] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 291; СПб., 1862. Т. 9. С. 154; Татищев В. Н. История российская. М.; Л., 1963. Т. 2. С. 139.

[93] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 273.

[94] «Том же лете преставися Янка дщи Всеволожа... положена бысть у церкви святаго Андрея, юже бе создал отец ея; ту бо ся бе и постьригла у церкви тоя, девою сущи» (Там же. Стб. 273—274).

[95] Там же. Стб. 302, 319; Т. 1. Стб. 312.

[96] Там же. Т. 2. Стб. 548 (февраль 6679 г.; Там же. Т. 1. Стб. 362 под 6678 г.). О дате см.: Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М., 1963. С. 182.

[97] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 164; Т. 1. Стб. 174.

[98] «Священа бысть церкы святаго Михаила манастыря Всеволожа митропо-литомь Иваномь и епископы... а игуменьство тогда держащю того манастыря Лазаревич (Там же. Т. 1. Стб. 207; Т. 2. Стб. 199).

[99] Толочко П. П. Древний Киев. Киев, 1983. С. 60.

[100] Каргер М. К. Древний Киев. Т. 2. С. 288—289.

[101] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 223.

[102] Рыбаков Б. А. Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве» М., 1972. С. 60—72.

[103] Слюсарев Д. Указ. соч. С. 412.

[104] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 666.

[105] Там же. Стб. 706.

[106] Там же. Стб. 708—715.

[107] «Игоря же... емше в болоте приведоша к Изяславу и посла и в манастырь на Выдобычь и оковав и, посла Переяславлю и всади в поруб в манастырь святаго Иоана» (Там же. Стб. 327—328; Т. 1. Стб. 313).

[108] Востоков А. X. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. С. 574; Брюсова В. Г. К вопросу о происхождении Владимира Мономаха //ВВ. М., 1968. Т. 28. С. 129.

[109] Каргер М. К. Древний Киев. Т. 2. С. 410, 299 (рис. 100).

[110] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 806 (6758 г.). О существовании монастыря в XIII в. говорит также упоминание «игумена Михаила Выдобытьского» в летописном сообщении 1231 г. о поставлении Кирила II Ростовского (Там же. Т. 1. Стб. 456).

[111] Там же. Т. 2. Стб. 144.

Там же. Т. 1. Стб. 314—315.

[112] Там же. Стб. 171.

[113] Там же. Стб. 222.

[114] Каргер М. К. Древний Киев. Т. 2. С. 391; Раппопорт П. А. Указ. соч. С. 23; Комеч А. И. Древнерусское зодчество конца X—начала XII в. М., 1987. С. 293. Уже Слюсарев обосновывал историческими условиями строительство этой церкви Владимиром или Юрием Долгоруким. См.: Слюсарев Д. Указ. соч. С. 420. Голубин-ский относил ее к Юрию. См.: Голубинский Е. Е. История. Т. I, 2-я пол. С. 302.

[115] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 305 (1138 г.), 363 (1172 г.); Т. 2. Стб. 489 (1158 г.), 564 (1173 г.).

[116] Князь Всеволод «посла к Кыеву к Святославу к Всеволодичю и к митрополиту Никифору, прося епископа, хотя поставити Луку смиренаго духом и кроткого игумена святого Спаса на Берестовем...» (Там же. Т. 1. Стб. 390).

[117] Там же. Т. 1. Стб. 314—315.

[118] Там же. Стб. 291.

[119] Там же. Стб. 455, 456.

[120] Там же. Т. 2. Стб. 293, под 6637 г. О дате (1128/29 мартовский год) см.: Бережков Н. Г. Указ. соч. С. 134.

[121] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 337—338.

[122]- [129] Там же Т. 1. Стб. 317; Т. 2. Стб. 351.

[130] Слюсарев Д. Указ. соч. С. 426—427; см. также: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 341—342.

[131] Голубинский, основываясь на молчании источников об этом монастыре в послемонгольское время, писал о том, что он был разрушен. См.: Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви. 2-е изд. Б. м., б. г. С. 58, 365.

[132] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 844.

[133] Каргер М. К. Древний Киев. Т. 1. С. 276.

[134] Щапов Я. Н. Похвала князю Ростиславу Мстиславичу как памятник литературы Смоленска XII в. // ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 28. С. 54—55.

[135] «... Положиша тело его в отни ему церкви и святого мученику Бориса и Глеба» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 518).

[136] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 457.

[137] В этом монастыре умер Варлаам, сын боярина князя Изяслава, бывший игуменом Печерского, а затем Дмитриевского монастыря (1062) Изяслава (Патерик. С. 57).

[138] ПСРЛ.Т. 2. Стб. 739—740 (1223 г.).

[139] РаповО.М. Княжеские владения на Руси в X—первой половине XIII в М., 1977. С. 158,

[140] Dlugosz J. Opera omnia. Cracoviae, 1873. Т. X. P. 533.

[141] Ibid.

[142] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 665.

[143] Там же.Стб. 519.

[144] Там же. Стб. 308.

[145] Там же. Стб. 198; см.: Рапов О. М. Указ. соч. С. 69.

[146] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 436, 437; СПб., 1856. Т. 7. Стб. 118.

[147] Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV вв.? 1961 Т. 1. С. 398.

[148] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 409.

[149] Там же. Стб. 413, 437.

[150] Там же. Стб. 424. О том, что здесь упоминается именно Рождественский монастырь, а не какой-либо другой, например тот же Княгинин, свидетельствует указание, что его возглавлял Симон, который как «игумен блаженный» был взят в 1214 г. «от Рождества святыя Богородицы» и поставлен епископом суздальским и владимирским (Там же. Стб. 438).

[151] Там же. Стб. 444.

[152] Там же. Стб. 370.

[153] Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. СПб., 1877. Стб. 661; Зверинский В. В. Материал для историко-топогра-фического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем. СПб., 1892. Т. 2. № 1120.

[154] Воронин Н. Н. Зодчество. Т. 1. С. 549.

[155] Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка. М., 1958. Т. 1. Стб. 1022; Slovnik jazyka staroslovenskeho. Pr., 1966. Vytisk 12. S. 704.

[156] ПСРЛ.?., 1965.?. 30. С. 93.

[157] Там же. Т. 1. Стб. 404.

ПСРЛ. Т. 1. Стб. 415.

Там же. Стб. 424.

Там же. Стб. 416—417, 421.

[158] Там же. Стб. 441.

[159] Там же. Стб. 351; Голубинский Е. Е. История. Т. I, 2-я пол. С. 320—321.

[160] Воронин?.?. Социальная топография Владимира XII—XIII вв. и «чертеж» 1715 г.//СА. М.; Л., 1946. Т. VIII. С. 150—151.

[161] О происхождении Марии см.: Флоровский А. В. Чехи и восточные славяне. Прага, 1935. Т. 1. С. 89—90.

[162] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 415.

[163] Там же. Стб. 416—417, 421.

[164] Там же. Стб. 424.

[165] Воронин Н. Н. Зодчество. Т. 1. С. 443.

[166] ПСРЛ. Т. 1, вып. 1. Стб. 453.

[167] Голубинский Е. Е. История... Т. 1, 2-я пол. С. 597—600.

[168] НПЛ. С. 21, 205.

[169] Татищев В. Н. Указ. соч. Т. 2. С. 261. Примеч. 371. Зверинский приводит 1030 год как возможную дату основания монастыря. См.: Зверинский В. В. Указ, соч. Т. 2. № 1363.

[170] Каргер М. К.. Раскопки и реставрационные работы в Георгиевском соборе Юрьева монастыря в Новгороде//СА. 1946. Т. VIII. С. 175.

[171] НПЛ. С. 44.

[172] Там же. С. 32.

[173] Там же. С. 45.

[174] Там же. С. 51 (1207/08 г.).

[175] Там же. С. 70 (1230 г.).

[176] Там же. С. 81.

[177] «Приидоша ис Чернигова Борис Негочевиц тысячкый, Михаил с братом... с князем Святославом Трубечьскым... и быша в Буици селе святого Георгия и оттоле въспятися назад князь Святослав в Русь...» (Там же. С. 280).

[178] ПРП. М.. 1953. Вып. 2. С. 108—109, 114.

[179] НПЛ. С. 72 (князь Федор, сын Ярослава Всеволодовича в 1234 г.), 79 (княгиня Феодосия, его мать, в 1244 г.); ПСРЛ. Л., 1925. Т. 5, вып. 1. С. 196 (князь Дмитрий Святославич в 1269 г.).

[180] Наименование Савватия архимандритом см.: НПЛ. С. 65.

[181] См. грамоту князя Изяслава Мстиславича Пантелеймонову монастырю: Корецкий В. И. Новый список грамоты великого князя Изяслава Мстиславича Новгородскому Пантелеймонову монастырю // ИА. 1955. № 5. С. 204—207; Семенов А. И. Неизвестный Новгородский список грамоты князя Изяслава, данной Пантелеймонову монастырю // Новгородский исторический сборник. Новгород, 1959. Вып. 9. С. 247. О принадлежности Изяславу крестильного имени Пантелеймон см.: Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. М., 1977. С. 65—66.

[182] Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. С. 77.

[183] НПЛ. С. 50, 247.

[184] Там же. С. 238.

[185] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 416—417.

[186] Там же. Т. 2. Стб. 144. Летописец, правда, говорит, что Антоний «не име злата, ни сребра» (Там же. Стб. 148).

[187] Там же. Стб. 144.

[188] Там же. Стб. 145.

[189] Патерик. С. 13.

[190] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 144.

[191] Приселков М. Д. Очерки... С. 171.

[192] Киево-Печерський патерик. Киев, 1930. С. 39.

[193] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 173; Патерик. С. 7.

[194] «Сии бо Ярополк вда всю жизнь свою: Небльскую волость, и Деревьскую, и Лучьскую, и около Киева» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 492).

[195] Фроянов И. Я. Киевская Русь. Л., 1974. С. 77.

[196] Там же.

[197] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 493.

[198] Успенский сборник. С. 88.

[199] Киево-Печерський патерик. С. 57.

[200] Там же. С. 62.

[201] Там же. С. 65.

[202] Там же. С. 71.

[203] ГВНП. М.; Л., 1949. № 81. С. 140.

[204] Фроянов И. Я. Церковно-монастырское землевладение и хозяйство на Руси XI—XII вв. // Проблемы общественной и всеобщей истории: Сб. статей. Л., 1973. Вып. 2. С. 89—90; Он же. Киевская Русь. С. 78—79; Аграрная история Северо-Запада России. Вторая половина XV—начало XVI в. Л., 1971. С. 68, сн. 96; С. 85 (А. Л., Шапиро, Т. И. Осьминский).

[205] «Приидоша ис Чернигова Борис Негочевиц тысяцкий... с князем Святославом... и быша в Буйци селе святого Георгия и оттоле воспятися назад князь Святослав в Русь...» (НПЛ. С. 280).

[206] Новгородские писцовые книги. СПб., 1862. Т. II; см.: Аграрная история Северо-Запада России. С. 68.

[207] Фроянов И. Я• Церковно-монастырское землевладение. С. 90; Он же. Киевская Русь. С. 79. Разрядка И. Я. Фроянова.

[208] См.: Словарь русского языка XI—XVII вв. М., 1975. Вып. 1. С. 362 (например: «... тут же в бору монастырской бывал бортной ухожей, и тот ухожей в пусте — запустели от литовские войны»).

[209] Аграрная история Северо-Запада России. С. 68, сн. 96.

[210] ДКУ. С. 143.

[211] ГВНП. № 81. С. 140; ПРП. Вып. 2. С. 102.

[212] ГВНП. № 80. С. 139.

[213] Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. С. 77.

[214] ГВНП. № 82. С. 141; Янин. В. Л. Очерки комплексного источниковедения. С. 63 (текст по изданию В. И. Корецкого).

[215] ГВНП. № 79. С. 139.

[216] Там же. № 104. С. 161 — 162.

[217] Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV— XVI вв. М., 1966. С. 46—76.

[218] Будовниц считал, что монастыри в Новгородской, Псковской, Белозерской, Ростово-Суздальской, Нижегородской и Рязанской землях в XII—первой половине XIV в. «за очень редкими исключениями» не были феодальными землевладельцами, они никакие «хозяйственные задачи перед собой не ставили» (Будовниц И. У. Указ. соч. С. 46—73; см. также: Фроянов И. Я. Киевская Русь. С. 80—81). Однако этот вывод Будовниц делает главным образом на основании отсутствия в летописях сведений о монастырском землевладении, а редкие исключения — случаи, когда сохранились грамоты монастырям, новгородским Юрьеву и Пантелеймонову, Антониеву и Хутынскому, а также тверскому Отрочу. Между тем было бы неправильным считать, что весь фонд этих грамот XII—XIV вв. дошел до нас и ограничен семью-восемью документами. Что касается летописей, то не подлежит сомнению, что они по своему характеру не могут быть источником для изучения монастырского землевладения указанного времени.

[219] «Сътвори двор близ монастыря своего, и церковь възгради в немь святаго первомученика Стефана, и ту повеле пребывати нищим, слепым и хромым и трудноватым, и от монастыря подаваше им еже на потребу, и от того всего сущаго монастырскаго десятую часть даваше им» (Патерик. С. 42).

[220] Щапов Я. Н. Княжеские уставы и церковь. С. 97—99.

[221] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 403. Приселков объясняет встречу в Печерском монастыре тем, что он был в это время ставропигией Константинопольского патриархата (см.: Приселков М. Д. Очерки... С. 354), но это не может быть обосновано: такой институт на Руси XII в. не был известен.

[222] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 535—536; Черепнин Л. В. К вопросу о характере и форме Древнерусского государства X—начала XIII в. // Ист. зап. М., 1972. Т. 89. С. 374.

[223] При подготовке данного раздела использована дипломная работа студентки МГУ Е. В. Соколовой «Церковь как феодальная организация на Руси во второй половине XII—первой трети XIII в.» (1983), написанная под моим руководством.

[224] Голубинский Е. Е. История... Т. 1, 2-я пол. С. 566.

[225] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 327 (1147 г.), 568 (1174 г.), 681 (1195 г.).

[226] Там же. Стб. 208 (1093 г.), 548 (1172 г.).

[227] Там же. Стб. 220 (1096 г.).

[228] Там же. Стб. 234 (1097 г.), 350 (1101 г.), 488 (1158 г.)

[229] Там же. Стб. 171.

[230] Там же. Стб. 220.

[231] Приселков М. Д. Очерки... С. 295—296, 340.

[232] «Давыд позва монастыря вся на обед, и бысть с ними весел, и милостыню сильну раздава им и нищим, и отпусти я» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 682).

[233] Голубинский Е. Е. История... Т. 2. С. 708.

[234] Приселков М. Д. Очерки... С. 317.

[235] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 530.

[236] Бережков Н. Г. Указ. соч. С. 159—160.

[237] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 568.

[238] Приселков М. Д. Очерки... С. 401.

[239] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 355.

[240] Podskalsky G. Christentum und theologische Literatur in der Kiever Rus' (988—1237). Miinchen, 1982 [Anhang Ib (zusammengestellt von A. Poppe)]. S. 293; см. также Прил. I в настоящей книге.

[241] Ibid. S. 294; см. также Прил. I в настоящей книге.

[242] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 627.

[243] Там же. Стб. 634, 706—707.

[244] НПЛ. С. 234.

[245] Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. С. 136—149.

[246] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 409.

[247] Там же. Стб. 424.

[248] Там же. М; Л., 1949. Т. 25. С. 108.

[249] Там же. Т. 1. Стб. 453.

[250] Там же. Стб. 438, 439.

[251] Там же. Стб. 478; Т. 25. С. 144.

[252] Там же. Т. 25. С. 159.

[253] Тихомиров М. Н. Древняя Москва. М., 1947. С. 151.

[254] ПСРЛ. М., 1965. Т. 15, вып. 1. Стб. 46.

[255] Там же. Т. 25. С. 200.

Глава четвертая. Политическая позиция и деятельность Церкви.

В условиях средневековья христианская церковь никогда не ограничивалась, и не могла ограничиваться, только конфессиональной деятельностью. Ее выполнение предполагало ряд других важных функций, таких, как церковно-административная, экономическая, юридическая, культурная, прежде всего связанная с письменностью, литературой, передачей традиций и переводами с одного языка на другой, и не в последнюю очередь политическая. Поэтому вопрос о том, какую политическую роль играла древнерусская церковь в первые столетия своего существования, представляет интерес для изучения как истории Древней Руси, так и эволюции места церкви в истории России вообще.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: