Новое время
Юриспруденция Нового времени начала формироваться в эпоху европейского Возрождения и Реформации. Она была ориентирована на принципы и ценности нового, антитеологического и антифеодального юридического мировоззрения, в основе которого лежали рационалистические концепции естественного права и общественного договора (договорного происхождения и сущности государства), идеи неотчуждаемых прав человека, формального равенства и свободы всех людей.
Становление и развитие этих новых воззрений на государство и право связано с именами таких мыслителей, как Н. Ма^ киавелли, Ж. Воден, Г. Гроций, Б. Спиноза, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, С. Пуфендорф, X. Томазий, Х.Вольф, Г.Лейбниц, Ш.Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Т. Джефферсон, Д. Адаме, Д. Мэдисон, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель и др.
1 См.: Стоянов А. Указ. соч. С. 72. Примечательно также, что Донелл относил к "лучшим частям римского права" естественное право и право народов и признавал их универсальное значение и пригодность для всех народов.
1. Этапы и направления развития юридической теории
. Заметной вехой в процессе обновления юридической мысли п дальнейшего развития юриспруденции как науки стало творчество выдающегося голландского юриста Г. Гроция (1583— 1645).
Отмечая юридический профиль своего исследования, Гро-
. ций подчеркивал отличие юриспруденции как "науки права"1
от науки о политике. Предмет юриспруденции, по Гроцию, —
это право и справедливость, предмет науки о политике —
При этом под правом и справедливостью Гроций имеет в виду естественное право — "право в собственном смысле слова", "предписание здравого разума"2. Источником этого естественного права (которое и есть, по Гроцию, справедливость) является не чья-либо воля, интерес и выгода, а сама разумная природа человека как социального существа, которому "присуще стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общение человека с себе подобными"3. Неизменное естественное право не зависит даже от бога. "Действительно, — отмечает Гроций, — подобно тому как бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу обратить в добро"4.
Волеустановленное право — в отличие от естественного права ■— имеет своим источником волю человека или бога и делится Гроцием на право человеческое (внутригосударственное и международное право) и право божественное (закон божий, выраженный в Библии). Как внутригосударственное право (т.е. позитивное право, установление гражданской власти), так и международное право (право народов) основаны в конечном счете на естественном праве. К нему же восходит и государство, которое Гроций (в духе договорной теории) определяет как "совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы"5.
Таким образом, именно понятие естественного права (его -объективные, неволеустановленные свойства разумности и справедливости) определяет правовую природу и правовой характер позитивного (волеустановленного) права и тем самым
1 Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются
естественное право и право народов, а также принципы публичного пра
ва. М., 1956. С. 52.
2 Там же. С. 46, 71. '
3 Там же. С. 45.
1 Там же. С. 72.
5 Там же. С. 74.
114 Раздел III. Формирование и развитие теории права и государства
обеспечивает в подходе Гроция единство предмета юриспруденции как науки о праве (и вместе с тем — о правовой природе и правовом характере государства).
Поэтому в учении о естественном праве Гроций видит ту теоретическую основу, которая и способна придать юриспруденции научный характер. "Многие, — писал он, — до сих пор предпринимали попытку придать этой отрасли научную форму, но никто не сумел сделать этого, да, по правде говоря, это и невозможно было выполнить иначе, как тщательно отделив то, что возникло путем установления, от того, что вытекает из самой природы; на подобное обстоятельство до сей поры как раз и не было обращено должного внимания. Ибо ведь то, что вытекает из природы вещи, всегда пребывает тождественным самому себе и потому без труда может быть приведено в научную форму, то же, что возникло путем установления, часто изменяется во времени и различно в разных местах, а потому и лишено какой-либо научной системы, подобно прочим понятиям о единичных вещах"1.
При этом учение о естественном праве составляет, по Гроцию, "естественную, неизменную часть юриспруденции"2. По такой логике другую (изменчивую) часть юриспруденции как "научной системы" составляет трактовка позитивного права, т.е. того, "что имеет источником свободную волю"3. В этом духе он и рекомендует ученым юристам строить свою науку. "Поэтому, — пишет он, — если бы жрецы истинной справедливости предприняли попытку изложить отдельно естественную, неизменную часть юриспруденции, выделив то, что имеет источником свободную волю; если бы один из них излагал учение о законах, другой — о податях, третий — о должности судей, четвертый — об истолковании воли, пятый — о достоверности фактических доказательств, то из собрания всех частей могла бы получиться стройная система"4.
Речь, следовательно, идет о соединении — на основе ес-тественноправовых воззрений — в рамках юриспруденции как единой научной системы естественноправового и юриди-ко-догматического направлений учения о праве. В качестве примера реализации идей такой системной разработки проблем права Гроций ссылается на свой труд: "Что касается нас, то полагаем, что в настоящем труде, содержащем, без сомнения,
1 Гроций Г. Указ. соч. С. 52.
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.
1. Этапы и направления развития юридической теории
важнейшую часть науки, права, мы показали на деле, а не только на словах, каков надлежащий способ ее изложения"1. Своих предшественников он критикует за то, что они занимались вопросами права, "смешивая и спутывая относящееся к естественному праву, к праву божественному, к праву народов, к внутригосударственному праву, к тому, что вытекает из канонов"2.
Таким образом, построенная на основе естественноправо- вой концепции научная система права вместе с тем, согласно Гроцию, должна была в своей структуре отразить правовой смысл и значение всех форм права — как естественного права, так и разных форм волеустановленного права. Определяющая роль естественноправовых положений в рамках такой научной системы права придает ее "основным началам", по мысли Гроция, аксиоматический характер, так что с их помощью можно легко выявить и разрешить "обычно возникающие спорные вопросы"3.
Рационалистическим идеям Гроция о естественном и позитивном праве вполне соответствовали и его представления о „методологии юриспруденции. Отдавая должное усилиям прежних юристов в плане юридикр-догматического, исторического и филологического способов рассмотрения права, Гроций акцентирует внимание на рационально-логическом методе изу-' чения и толкования прцва. Такой формально-логический подход к праву представлял собой, по мысли Гроция, известную аналогию приемов математической аксиоматики. "Ибо, -— ■писал он, — откровенно признаюсь, что, говоря о праве, я отвлекаюсь мыслью от всякого отдельного факта, подобно ■ математикам, которые рассматривают фигуры, отвлекаясь от ["тел"4. В этой связи Гроций подчеркивает преимущество "дока-; зательства априори (из первых начал)" перед "доказательством ^апостериори (от следствий)", которое "обладает не совершенной достоверностью, но лишь некоторой вероятностью"5.
Такой подход, восходящий к пифагорейским математичес-^ трактовкам всех явлений (включая правовые), положением Платона и Аристотеля об арифметическом и геометрически равенстве и конкретизированный'в сфере юриспруденции i средневековыми юристами (с учетом, достижений схоластики —
1 Гроций Г. Указ. соч. С. 52. И Там же. С. 53. Г Там же. С. 60. Г4 Там же. С. 59. •' Там же. С. 73.
116 Раздел III. Формирование и развитие теории права и государства
приемов формально-логического анализа и синтеза, логического конструирования, обоснования и толкования определенной догмы в виде формализованной системы постулатов и т.д.), в дальнейшем был модернизирован и развит в учениях Канта и кантианцев (от Г. Туго до Г. Кельзена) в различных вариантах и направлениях (различение формально-правового и фактического, априоризм правового долженствования, разработка и трактовка формально-логических способов изучения права по аналогии с приемами математики, интерпретация права как аксиоматической, формально-логической системы норм, "очищение" учения о праве от всего неправового и т.д.).
Значительное влияние на последующее развитие юридической науки оказала разработанная Гроцием концепция юриспруденции (ее предмета и методологии) как научной системы изучения права, которая опирается на рационально-логическое познание объективной природы права и лишь с этих стабильных, объективно-научных позиций исследует изменчивые (во времени и пространстве) положения сменяющих друг друга законов (волеустановленного, позитивного права).
Многие из этих теоретико-методологических положений разделяет и современная юриспруденция, которая рассматривает теорию права как объективного явления в качестве необходимой основы для учения о законе (всех источников позитивного права), а теоретически обоснованную систему права (и систему отраслей права) — в качестве научной основы системы отраслей законодательства и направлений законотворческой деятельности.
Большое влияние на развитие теории права и государства и в целом юридической мысли оказали идеи знаменитого французского юриста Ш.Л. Монтескье (1689—1755). Его учение о "духе законов" (т.е. о закономерном, разумном, и необходимом в позитивном праве) представляло собой плодотворную попытку постижения объективных закономерностей и логики исторически изменчивых позитивных законов, познания тех причин и факторов, которые порождают их. Такая ориентация юридического познания На выявление объективных закономерностей возникновения и развития права несомненно содействовала углублению юридических исследований, обогащению научного потенциала юриспруденции, повышению научного качества юридического знания.
"Дух законов" — это правообразующее значение и правовой результат тех факторов (географических, климатических, национальных, исторических, культурных, социальных, хозяйственных, политических, нравственных, религиозных и
Тяиша 1. Этап ы и направления развития юридической теории 117
яздЛ которые влияют на законодательство. Правовой смысл *ayia законов" требует принятия разумных и справедливых законов: «Зшяиа, тоъора тообщь, — ■'отаетает Монтескье в работе "О духе законов", — есть человеческий разум, поскольку он управляет всеми народами земли; а политические и ЗДТСШ таШЙТО В&Ша ЩШЯЗА Оыть не более
как частными случаями приложения этого разума"1.
Понятие "дух законов" опирается на характерные для ес-тественноправовых учений представления об объективной природе справедливости, которая предшествует позитивному закону, а не впервые создается им. "Законам, созданным людьми, — подчеркивает Монтескье, — должна была предшествовать возможность справедливых отношений. Говорить, что вне того, что предписано или запрещено положительным законом, нет ничего ни справедливого, ни несправедливого, значит утверждать, что до того, как был начертан круг, его радиусы не были равнц между собою"2.
Правовой смысл "духа законов" по-разному проявляется в различных формах права (естественном, церковном, международном, государственном, гражданском, семейном праве и т.д.) с учетом "их отношения к различным разрядам вопросов, входящих в область их постановлений"3. "Существуют, следовательно, —- пишет Монтескье, — различные разряды законов, и высшая задача человеческого разума состоит в том, чтобы точным образом определить, к какому из названных разрядов по преимуществу относятся те или другие вопросы, подлежащие определению закона, дабы не внести беспорядка в те начала, которые должны.управлять людьми"4.
Здесь, следовательно, речь идет (как и у Гроция, но под
несколько другим углом зрения) о разработке надлежащей си-?
стемы и структуры общего учения о праве с учетом как прин
ципиального правового единства всех форм права (в силу об
щего для всех них "духа законов", единого источника и кри
терия их разумности и справедливости), так и различий между
ними в рамках такого единства. Также и в трактовке Монтес
кье научно обоснованная система (и структура) отраслей
права выступает как основа для системы позитивного зако
нодательства, его надлежащего структурирования по отрас
лям и т.д.,
1 Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 168.
2 Там же. С. 164.
3 Там же. С. 558.
4 Там же. С. 559.
118 Раздел III. Формирование и развитие теории права и государства
Существенное значение с точки зрения единства предмета юриспруденции имело, наряду с учением Монтескье о правовой природе позитивного закона, дальнейшее развитие им (после Гроцйя, Локка и других мыслителей) правового подхода к государству (углубление представлений о единой правовой природе государства и закона, о правовом смысле разделения властей, о взаимосвязи свободы, справедливости, права и государства, о государстве и законе как формах выражения и защиты свободы людей и т.д.).
Огромное влияние на углубление и развитие теории и методологии юриспруденции оказало философское учение о праве и государстве И. Канта (1724—1804). Рационалистический подход к праву и государству, разрабатывавшийся многими предшествующими мыслителями, получает в его произведениях дальнейшее развитие и глубокое философское обоснование. В идейно-мировоззренческом плане учение Канта заметно содействовало распространению и утверждению в юриспруденции принципов и ценностей либерализма.
В систематическом виде взгляды Канта в области теории права и государства, а также частного и публичного права изложены в его работе "Метафизические начала учения о праве", которая представляет собой первую часть более обширного его произведения 1797 г. "Метафизика нравов в двух частях" (вторая часть этого произведения — "Метафизические начала учения о добродетели").
Кант с позиций своей метафизики критически оценивает положение дел в области изучения права и государства. Учение о праве, отмечает он, представлено как "учение о положительном праве" ("внешнем законодательстве") и сведено к знанию позитивных "внешних законов с внешней стороны, т.е. с точки зрения их применения к случаям, происходящим в опыте"1. Такое учение о позитивном праве, продолжает он, может, пожалуй, стать юриспруденцией—в смысле "правового ума"1, "смышлености в праве" ("Rechtsklugheit"), однако без соединения с юриспруденцией подобное учение о позитивном праве "остается всего лишь правовой наукой" — "Rechtswissenschaft" (iurisscientia)"2. По поводу такой "правовой науки" Кант пишет: "Это последнее название относится к систематическому знанию учения о естественном праве (ius
разума. Метафизика нравов. СПб., 1995. С. 284. 2 Kant I. Rechtslehre. Berlin, 1988. S.
Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического нравов. СПб., 1995. Berlin, 1988. S. 34.
1. Этапы и направления развития юридической теории Ц9
faeturae), хотя правовед и должен при этом давать неизменные "принципы для всякого позитивного законодательства"1. *t* Основной недостаток такого учения о позитивном праве (и;. тмсой "правовой науки") Кант видит в его эмпиризме, отсутствий надлежащей теоретической основы, которая, по его мысли, может быть разработана лишь с позиций философии и философского разума.
Примечательно в этой связи его развернутое суждение по поводу вопроса "Что такое право?". "Этот вопрос, — пишет Кант, — может так же смутить правоведа, — если только он не хочет впасть в тавтологию или вместо общего решения сослаться на то, что утверждали когда-либо законы какой-нибудь страны, — как пресловутый вопрос: "Что есть истина?", обращенный к учителям логики. Что следует по праву (quid sit hiris), т.е. что говорят или говорили законы в том или ином месте в то или другое время, он еще может указать; но является ли то, чего они хотят, также и правом и всеобщий критерий, по которому можно опознать как право, так и неправо (iustum et iniustum), — все это остается для него сокрытым, если он хоть на время не оставляет указанные эмпирические принципы и не ищет источник этих суждений в одном лишь разуме (пускай даже при этом упомянутые законы и служили бы ему прекрасно в качестве направляющей нити), чтобы установить основу для возможного позитивного законодательства. Чисто эмпирическое учение о праве — это голо-L ва (как деревянная голова в басне Федра), которая, возможно, и прекрасна, да жаль только, что без мозга"2.
Эмпирическое учение о позитивном праве Кант именует "статутарным учением о праве", которому он противопоставляет "чистое учение о праве"3, основанное на разуме. "Чистое учение о праве и статутарное учение о праве, — писал Кант, — отличаются друг от друга, как рациональное от эмпирического. Но поскольку последнее без первого представляет сббрй лишь механическую работу и имеет дело с чисто субъективным (идущим от произвола высшей власти) правом, а не с собственно объективным (происходящим из законов разума) I, правом, то — в качестве перехода от чистого учения о пра-| ве к статутарному учению о праве — между этими двумя
'Kant I. Rechtslehre. Berlin, 1988. S. 34.
2 Там же. С. 34—35.
3 Там же. С. 419. В XX в. концепцию "чистого учения о праве" в духе
неопозитивизма развивал неокантианец Г. Кельзе'н.
120 Раздел III. Формирование и развитие теории права и государства
учениями вообще необходима еще особая часть учения о праве для состыковки обоих учений и опосредования их связи"1.
Такая особая юридическая дисциплина (особая часть учения о праве) "как переход от рационального к эмпирическому" необходима, по Канту, для "инструктирования будущего законодателя"2 по вопросам разумности и правового характера статутарного (позитивного) законодательства, постоянного его улучшения и возможного изменения. Считая разработку подобной дисциплины делом правоведов, сам Кант развивал именно философское (метафизическое, рациональное, чистое) учение о праве.
Метафизика права — это, по Канту, априорно начертанная система права, вытекающая из разума. При этом априор^ ные веления (максимы) разума выступают как категорические императивы — моральные и правовые требования должного (долженствования). Всеобщий правовой категорический императив Кант формулирует следующим образом: "Поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого, сообразной со всеобщим законом"3.
Применительно к государству категорический императив разума означает требование республики, т.е. соответствующего правовым принципам государственного устройства с разделением властей.
Эти и многие другие идеи и положения философского учения Канта о праве и государстве получили широкое распространение и соответствующее юридическое преломление и конкретизацию в юридической науке XIX и XX вв.
Так, уже в конце XVIII в. некоторые положения к&нтов-ской метафизики права использовал в сфере юридической науки немецкий юрист. Г. Гуго, предтеча исторической школы права. При этом он пытался в рамках юридической науки объединить традиционное юридико-догматическое учение о позитивном праве с исторической трактовкой права и с "философией права", под которой он имел в виду "философию позитивного права" — "философскую часть учения о праве"4.
1 Kant I. Rechtslehre. Berlin, 1988. S. 419.
2 Там же С. 419—420. Эта идея была воспринята уже Г. Гуго. В дальней
шем идею подобной дисциплины в виде "политики права" (или "правовой
политики") с различных позиций поддерживали и развивали многие авто
ры (Кельзен, Шершеневич, Петражицкий и др.).
5 Кант И. Указ. соч. С. 286.
4 Hugo G. Beitrage zur civilistischen Bucherkenntnis. Bd.I, Berlin, 1829. S. 372
(I Ausgabe — 1788).
1. Этапы и направления развития юридической теории. 121
Гуго считал, что юриспруденция должна состоять из
f* трех частей: юридической догматики, философии права
{философии позитивного права) и истории права. Для юри
дической догматики, занимающейся действующим (позитив-
, яым)1 правом и представляющей собой "юридическое ремес
ло", по его мнению, достаточно эмпирического знания1. А
философия права и история права составляют "разумную
основу научного познания права" и образуют "ученую, либе
ральную юриспруденцию (элегантную юриспруденцию)"2. Ис
тория права при этом призвана показать, что право склады
вается исторически, а не создается законодателем. В даль
нейшем данная идея была воспринята и развита К.Ф. Сави-
ньи, Г. Пухтой и другими представителями исторической
школы права. ч
В трактовке Гуго философия права — это "частью мета
физика голой возможности (цензура и апологетика позитивного
права по принципам чистого разума), частью политика целе
сообразности того или иного правоположения (оценка техничес
кой и прагматической целесообразности по эмпирическим дан
ным юридической антропологии)"3..
Будучи под определенным влиянием философии Канта и положений Монтескье об историческом развитии права (отражение в законах национального характера данного народа, ступени его исторического развития, естественных условий его жизни и т.п.), Гуго, однако, отвергал просветительский рационализм и соответствующие естественноправовые идеи разумного права.
Представители исторической школы права обосновывали^ первичность исторически трактуемого права по отношению к законодательству. Принцип историзма при этом призван преодолеть принцип разума (в его философско-просветйтель-ском или естёственноправовом выражении) и заменить его исторически изменчивым, но в каждое конкретное время определенным "народным духом", правовыми представлениями и правосознанием данного народа. "Народный дух" для теоретиков исторической школы права является основным исторически изменяющимся, но в то же время постоянно действующим правообразующим фактором.
1 Hugo G. Lehrbuch eines civilistischen Cursus. Berlin. Bd.I, Berlin, 1799. S. 15.
2 Там же. С. 16, 45.
3 Там же. С. 15. "Политикой целесообразности" Гуго здесь (под влиянием
соответствующих идей Канта) обозначает то, что потом стали называть
"политикой права".
122 Раздел III. Формирование и развитие теории права и государства
Таким образом, историческая обусловленность права предстает здесь как единственный критерий его подлинности и правильности. Отсюда и скептицизм представителей исторической школы права ко всякого рода законотворческим новшествам и предложениям. Каждое правовое установление, подчеркивали они, имеет свое время, и его не следует произвольно отменять и искусственно заменять какими-то новыми законами. Право живет 'своей автономной и независимой от деятельности законодателя жизнью. Так, помимо этой деятельности складывается обычное право, отражающее фактически сложившийся порядок вещей. Закон — не основной и не единственный источник права. "Гармрния развития" права, отмечал Пухта, нарушается, "когда, например, парализуют силу непосредственного народного убеждения и науки и все дальнейшее развитие права перекладывают на законодателя"1.
По характеристике Пухты, право — это ветвь народной жизни. Оно изменяется и развивается вместе с жизнью этого народа, разделяя характер его культуры на различных ступенях развития и приспосабливаясь к его изменчивым потребностям. Историчность права означает, во-первых, органическую связь права с народной жизнью, совпадение ступеней их одновременного развития; во-вторых, — органический характер развития самого права, органичность, связи разных ступеней в развитии права. "Не только правовые нормы, содержащиеся в данное время в народном праве, — пояснял Пухта смысл историчности права, — являются членами организма; этим органическим свойством право обладает также в своем движении вперед; также и преемственное соотношение правовых норм органично. Словом, это можно выразить так: право имеет историю"2.
Право, согласно этим представлениям, развивается подобно народным нравам, обычаям, языку. Оно возникает, растет и умирает вместе с данным народом. Когда в 1814 г. сторонник естественноправовой доктрины Тибо предложил кодификацию немецкого гражданского права, Савиньи выступил в своей брошюре "О призвании нашего времени к законодательству и правоведению" против этого предложения, ссылаясь на его несвоевременность. Савиньи отмечает, что право, отвечающее характеру и духу, бытию и состоянию народа, прежде создается его нравами и верованиями, а лишь затем — юриспруден-
1 Puchta G.F. Cursus der Institutionen, I. Band, 5. Aufl., Leipzig, 1856. S. 47.
2 Там же. С. 46.
: Глава 1. Этапы и направления развития юридической теории 123
\: цией, не произволом законодателя, а незаметно действующи- \- ми внутренними силами народной жизни. Правда, Савиньи не | отвергал сам принцип кодификации права, а в 1842—1848 гг. \ даже возглавлял министерство по пересмотру законов. ' ■■ В целом следует отметить, что представители исторической школы права, несмотря на отмеченные недостатки в их подходе, сыграли значительную роль в создании немецкой юридической науки XIX в., оказавшей, кстати говоря, заметное влияние и на развитие юриспруденции в России.
Существенное обновление общетеоретических и методоло
гических представлений в области права и государства связа-
. но с творчеством Гегеля (1770 — 1831). В своей "Философии
права" он утверждает, что только философское учение о
праве является подлинной наукой о праве. Философия права
при этом разрабатывалась им как философская дисциплина
(как часть философии), а не в виде юридической дисциплины,
как у Гуго.,-...-
"Наука о праве, — писал Гегель, — есть часть философии, поэтому она должна развить из понятия идею, представляющую разум предмета, или, что то же самое, наблюдать собственное имманентное развитие самого предмета"1. Поскольку "философия занимается идеями", предмет философии права — это идея права: "Философская наука о праве имеет своим предметом идею права — понятие права и его осуществление"2.,
В качестве одной из форм такого осуществления понятия права (а именно — в качестве наиболее конкретного и развитого права, развернутой системы права) в гегелевской "Философии права" выступает государство — действительность идеи права. Иначе говоря, в гегелевской трактовке предмета философии права понятие права включает, в себя и понятие государства как правового формообразования и правовой институции. Гегелевское государство — это по существу правовое государство, хотя Гегель, как и Кант, и не пользуется данным термином3. В целом гегелевская философия права —.это вместе с тем и философия государства. Четко и последовательно обоснованное и раскрытое Гегелем понятийное (и научно-предметное) единство права и государства содейство-
1 Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990. С. 60.
2 Там же. С. 59...
3 Впервые этот термин был использован немецким юристом К. Т. Вельке-
ром. См.: Welcker K.T. Die letzten Grunde von Recht, Staat und Strafe.
Giessen, 1813. S. 25.
124 Раздел III. Формирование и развитие теории права и государства
вало углублению и развитию также и разработок проблемы единства предмета теории права и государства и юридической науки в целом.
Постижение мыслей, лежащих в основе права, возможно лишь с помощью правильного мышления, философского познания права. "В праве, — отмечал Гегель, —человек должен найти свой разум, должен, следовательно, рассматривать разумность права, и этим занимается наша наука в отличие от позитивной юриспруденции, которая часто имеет дело лишь с противоречиями"1.
Такой подход к праву в целом обусловлен гегелевскими философскими идеями о тождестве мышления и бытия, разумного и действительного. С этим связано и его определение задачи философии, в том числе и философии права, — "постичь то, что есть, ибо то, что есть, есть разум"2.
Подобное понимание предмета и задач философии права противостояло и прежним естественноправовым учениям (Гоббс, Руссо и др.), и антирационалистической критике естественного права (Гуго и представители исторической школы права), и рационалистическим подходам к праву с позиций долженствования, противопоставления должного права — праву сущему (Кант и кантианцы).
Юридическая наука — это, по Гегелю, наука о позитивном праве, или позитивная наука о праве, позитивная юриспруденция. Она занимается не смыслом права, а тем, что в данном месте и в данное время соответствующим властно-авторитетным образом установлено (црзитивировано) как закон, т.е. исторически изменчивым законодательством (позитивным правом). Она, следовательно, в своем подходе к праву исходит не из разума, а из авторитета (властного установления). "Тем самым, — пишет Гегель, — позитивная наука о праве есть историческая наука, принципом которой является авторитет. Все остальное — дело рассудка и касается внешнего порядка, сопоставления, последовательности, дальнейшего применения и т.п. "3.
Весьма низко ставит Гегель метод юриспруденции, оперирование формальными дефинициями "ради сохранения по крайней мере внешней научной формы"4. К тому же, замечает он, присущие самому позитивному праву внутренние про-
1 Гегель Г. В, Ф. Философия права. С. 57—58.
2 Там же. С. 55.
3 Там же. С. 250.
4 Там же. С. 60.