double arrow

Музей и общество. Экономика


ПО


Важную роль в процессе утверждения санкционированного властными структурами взгляда на те или иные события играет фигура экспозиционера и, шире, музейного сотрудника как носителя той или иной политической позиции. Не обязательно определенная интерпретация материала является навязанной создателям экспозиции извне. Ни один человек, тем более образованный, не является tabula rasa. Среди сотрудников музея также есть свои либералы и консерваторы, марксисты и индифферентные к вопросам политики и социального устройства. Зачастую они, даже сами о том не подозревая, выражают свою позицию «нужными» средствами или же являются носителями официальной точки зрения, насильно.им не преподносимой, а впитанной ими из общего культурного контекста.

С уверенностью можно сказать, что пока музей существует как социокультурный феномен, хранящий исторические и культурные символы, власти различного уровня будут использовать экспозиционное пространство музея и все иные его структуры для создания и легитимизации «удобной» для них интерпретации прошлого и конструирования проектов будущего. В данном случае не важно, идет ли речь о демократических или авторитарных странах. Правящие группы вряд ли в состоянии • отказаться от использования такого влиятельного инструмента массовой коммуникации, как музей, для упрочения собственного высокого положения. В любые времена взаимоотношения музеев с властными структурами являются одним из важнейших факторов функционирования музея.




Все перечисленные в данном параграфе аспекты взаимодействия власти и музеев говорят о попытках политической элиты напрямую или опосредованно влиять на музейную деятельность. Старания власть имущих диктовать свои условия различным социокультурным учреждениям, в числе которых и музеи, в большинстве случаев оказываются довольно успешными. Все более активное вхождение музея в повседневность и его попытки решать те или иные социальные проблемы превращают его в важный субъект общественной жизни, и музей «уже не стоит вне политики- музей связан с идеологией»184. На протяжении всего рассматриваемого периода музей за счет непосредственного

184 Вюйемье Ж.-П. Планирование музея и политика развития. // Museum. 1983. № 138. С. 22.


вхождения в системы образования и воспитания, науки и идеологии, экономики и политики зачастую выступает от имени государства, воплощая право властных структур определять «правильную» точку зрения. И в этом смысле можно говорить о фундаментальной взаимосвязи музейной деятельности и дискурса власти.

ВXX в. музеи оказались перед насущной необходимостью учитывать в своей деятельности законы рыночной экономики. Многие из них, особенно крупные государственные и частные музеи с течением времени все больше приобретают черты некоего предприятия, фирмы, деятельность которой сочетает некоммерческие, культуротворческие цели и задачу получения денежной прибыли. Как показало исследование взаимодействия музеев с государством, ранее большинство музеев принадлежало государству, выражало его интересы и целиком финансировалось властями различного уровня. При уменьшении государственного регулирования сферы культуры музейная деятельность стала более либеральной, и музеи превратились в часть рыночной экономики. • Занимая определенную экономическую нишу, музей предоставляет социально значимые услуги по накоплению, изучению и сохранению для передачи следующим поколениям культурных ценностей в виде подлинных предметов. Основными источниками доходов современных музеев являются государственное финансирование, средства спонсоров, предоставление экспонатов другим музеям и выставочным залам для временных выставок, а также оплата услуг посетителями. Поэтому для безбедного существования музеям необходимо выстраивать стратегию отношений с местными и центральными властями, коммерческими предприятиями, посетителями и с другими субъектами музейного сообщества.



Тенденция обращать преимущественное внимание на экономические показатели деятельности музеев (и, шире, любых учреждений сферы культуры) распространена, прежде всего, в США. Европейцы культивируют свои традиции. Нельзя сказать, что все европейские изыскания в области культуры совершенно не меркантильны. Но если в Старом Свете деятели культуры и представители




общественности и в наши дни «воспринимают государственное субсидирование музеев как должное, то американские коллеги рассматривают это как

благородный жест со стороны государства» . Возможно, такое различие в положении европейских и американских музеев объясняется различными ценностными установками. Насчитывающий не одно тысячелетие опыт изучения и сохранения собственной истории привел к тому, что в Европе необходимость инвестиций в культуру не подвергается сомнению.

• Длительность истории Соединенных Штатов намного меньше, чем европейская культурная традиция. Чуть больше пяти веков назад X. Колумб открыл для европейцев Новый Свет. Хлынувшие на эти земли авантюристы всех мастей меньше всего были озабочены цивилизационными и гуманитарными проблемами. Культура Европы, которую они покинули, оказалась им почти настолько же далека, как и культура местного населения, нещадно истребляемая переселенцами вместе с носителями этой культуры - местными индейцами. Долгое время искусство и гуманитарные науки практически были исключены из духовного горизонта американцев, начавших свою жизнь на новом месте с «чистого листа» и озабоченных, прежде всего, материальными проблемами от простого физического выживания до упрочения благосостояния. Протестантская трудовая этика, индивидуализм и меркантилизм нашли на этих землях свое наиболее полное выражение.

Трудовая этика, несомненно, не чужда и Европе, особенно в протестантских странах, жители которых считают благосостояние, нажитое законными способами, знаком избранности перед Богом. Но есть по крайней мере две причины, по которым именно в Старом Свете музеи в частности и сфера культуры. вообще пользуются заслуженным пиететом. С одной стороны, это традиция считать свой регион колыбелью мировой цивилизации и примером для подражания. А потому логично, что европейцы прикладывали и до сих пор (возможно, по привычке) прикладывают огромные усилия для исследования собственной истории, своих корней. С другой стороны, уже не один век европейская культура приносит европейцам огромные дивиденды. Те же американцы вплоть до терактов в Нью-Йорке 11 сентября 2001г. охотно

ш Лысикова О.В. Музеи мира: Учебное пособие к интегрированному курсу «Музеи мира». - М.: Флинта:


приезжали в Европу приобщиться к ее истории, побродить по улочкам старинных городов, посетить музеи, полюбоваться средневековыми замками.

В XX в. музеи стали неотъемлемой частью огромной процветающей индустрии туризма. Наибольшей популярностью пользуются универсальные музеи, так называемые «музеи культуры» или «музеи культур»: например, Британский музей, Лувр и Эрмитаж. Кроме того, нельзя не отметить художественные музеи, от таких, которые имеют вековую традицию (Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью-Йорке), до недавно созданных, но уже получивших известность (музей С. Гуггенхайма в Бильбао и целый Музейный квартал в Вене). Европейские живопись, скульптура, архитектура, а также музыка - это одни из самых выдающихся достижений мировой культуры. Кроме того, именно в Европе искусство было осознано как особая, независимая сфера человеческой деятельности, не подчиненная целиком и полностью утилитарным целям. Учитывая этот факт, а также выдающиеся эстетические достоинства произведений, можно понять, почему европейские художественные музеи столь популярны.

Не только хранимые в их стенах произведения, но зачастую сами музейные сооружения заслуживают особого внимания. Последние несколько десятилетий здания новых художественных музеев сами с успехом претендуют на то, чтобы называться произведениями искусства. В мире за это время появилось большое количество интереснейших в архитектурном плане музеев. Только в Европе можно назвать не один десяток уникальных зданий, среди которых напоминающий огромного кита Музей С. Гуггенхайма в Бильбао, «марсианский город» в Бонне, объединяющий Художественный музей и выставочные залы, стекляннйй куб на берегу Боденского озера (музей «Кунстхаус» в австрийском городе Брегенц), Пинакотека в стиле модерн в Мюнхене и множество иных проектов, достойных не только упоминания, но и серьезного исследования.

Кроме художественных еще один тип музеев пользуется большой популярностью у посетителей. Этнографический музей под открытым небом-это один из самых привлекательных объектов интенсивно развивающегося в наши дни туристического бизнеса. Как было выяснено, интерес к природным и

Наука, 2002. С. 43.


историко-культурным комплексам формирует немалую часть туристических потоков. Значительную роль играет национальная культура в своем изначальном природном окружении, наглядно и ярко представленная в архитектурно-этнографических музеях. «Многие страны для обслуживания турпотока специально формируют сеть этнографических музеев, региональных и общенациональных» . В Российской Федерации около 20 «скансенов» в различных регионах, но, к сожалению, нет их в непосредственной близости от Москвы и Петербурга, что позволило бы развивать международный туризм на основе этнографических музеев под отарытым небом.

Существует точка зрения, что «все, что нужно сделать какому-нибудь неизвестному и неинтересному городу, чтобы попасть в туристский маршрут, -это построить что-то вроде музея, даже если в нем нет ничего, достойного хоть мало-мальского внимания»187. С одной стороны, в последнее время музеи стали «модными местами» для посещений. Ни одна туристическая фирма не может не віслючить'в программу осмотра крупного города посещение музея, особенно если речь идет о старинном европейском городе. Зачастую именно «культурная программа», то . есть экскурсии, знакомство с музеями и достопримечательностями, различными памятными местами, является основной целью туристической поездки. С другой же стороны, нельзя согласиться с мнением, что наличие музея автоматически превращает любой город в привлекательный для туристов пункт назначения. Только если посещение этого музея станет модным, в данный город поедут люди. Конкуренция среди музеев настолько велика, что новую публику можно привлечь, лишь пообещав нечто исключительное.

Индустрия туризма, по крайней мере относящаяся к ознакомлению с мировым культурным наследием, является сферой потребления массовым зрителем различных культурных знаков. Она имеет много общего с ритуальными практиками древности, но носит характер «опосредованного» потребления: большинство туристов всецело доверяют авторитету гида-экскурсовода, что позволяет им чувствовать себя причастными к сфере «высокой культуры» без

186 Тихонов В.В. Сохранение традиционной народной культуры посредством формирования музеев под открытым небом. // Музей. Традиции. Этничность. ХХ-ХХІ вв. - СПб.; Кишинев: Nestor-Historia, 2002. С. 49.


необходимости иметь собственный культурный тезаурус, опыт личного общения с произведениями искусства и умение понимать «музейный язык» или иные языки культуры. «Индустрия предоставляет готовый набор как предполагаемых объектов, так и способов их усвоения... перечень объектов, предлагаемых для ознакомления, как правило, ограничивается набором "освященных" имен и произведений, которые рассматриваются в качестве эталонов или тиражируются массовой культурой»1-88. В связи с этим вполне понятно наличие в Лувре двух основных маршрутов к самым знаменитым произведениям: в залах стрелками обозначены направления к Джоконде работы Л. да Винчи и к античной Венере Милосской. Каждый турист «должен» посмотреть на эти шедевры скорее даже не для того, чтобы познакомиться с ними (их изображения ему уже знакомы, ибо они настолько популярны, что украшают не только путеводители и страницы учебников по истории искусства, но самые разнообразные обыденные вещи от чашек до крышек унитазов), а для того, чтобы, узнав знакомое, почувствовать себя приобщенными к мировому «наследию».

«Музеи стали необычайно посещаемыми публикой местами, причем до такой степени, по крайней мере в Европе, что самые знаменитые из них уже едва







Сейчас читают про: