double arrow

Вопрос об Азиатском способе производства и специфика возникновения государства на его основе


Распространение земледелия в азиатских странах требовало проведения ирригационных работ, для проведения которых была необходима координация коллективной деятельности. Руководство этими работами осуществлялось властными методами. Для проведения работ концентрировались материальные ресурсы, в первую очередь средства производства. Таким образом, люди, занятые в аппарате власти, в последствии становились собственниками средств производства.

На Древнем Востоке, в Азии и Африке первые государства возник­ли в зонах поливного земледелия еще в эпоху бронзы. Проведе­ние крупных общественных работ по строительству каналов и других ирригационных сооружений потребовало сохранения сель­скохозяйственной общины и общественной формы собственно­сти на землю. Постепенно общественная собственность превра­тилась в государственную. Частная собственность не приобрела существенного значения.

Потребность в сооружении и эксплуатации ирригационных систем, необходимость в надежной защите создавали естествен­ную основу для самостоятельной публичной власти. Основой ее стала родоплеменная знать — общинное «чиновничество», выс­тупающее организатором производства и выполняющее адми­нистративные функции. Эта особая группа должностных лиц составила складывающийся аппарат государственной власти.




Восточные государства — деспотические монархии — не име­ли отчётливо выраженной классовой дифференциации. Здесь государство стало и организатором производства, и правителем над членами общины, их эксплуататором. Родоплеменная знать присваивала не сами средства производства, а управление ими. Родоплеменная знать постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все бо­лее обособлялись от интересов остальных членов общества. Рабы, как правило, являлись собственностью государства или церкви, но не частных лиц.

Особая роль отведена божественному освящению власти. Родовая знать стремилась сохранить свое положение и власть как данные Богом. Правитель объявлялся носителем божьей воли, посредником между богом и людьми. Так шёл процесс сакрализации власти — объявления её священной, незыблемой, не­прикосновенной.

Особенности возникновения государств восточного типа:

1. основу экономических отношений составляет государственная форма собственности

2. частная собственность имеет второстепенный характер

3. государственная власть является деспотической

4. имеется мощный чиновничий аппарат

5. происходит сакрализация (освящение) власти

6. устанавливается застой и неподвижность в обществе, которое на протяжении веков не развивается

7. зна­чительное влияние оказали географические условия, необ­ходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоя­тельной и сильной публичной власти.



7.Теории происхождения государств: теологическая, договорная, психологическая, патриархальная, насилия. Их оценка

Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен истори­ческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира и другими причинами.

1.теологическая (Ф.Аквинский). Широкое распространение получила при феодализме. Государство является резуль­татом проявления божественной воли, воплоще­нием власти бога на земле. Любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ, должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной води, как продолжению воли бога. ٢В теологической теории трудно найти элементы, приемле­мые для современной светской трактовки происхождения госу­дарства. Её рациональным зерном можно считать идею об ут­верждении порядка как общего блага в государстве.

2.патриархальная (Аристотель, Филмер, Михайловский). Государство произошло из патриархальной семьи. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха - естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание. ٢В наше время эта теория не может быть воспринята, однако ее некоторые элементы, прежде всего роль семьи в ста­новлении государственности, должны учитываться.



3.теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский). Государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации порабощения одних народов другими. По мнению представителей государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Государство защищает завое­ванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен. К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Гер­манией в качестве официальной идеологии. ٢Только теорией насилия нельзя объяснить происхождение государства. Однако ряд идей, составляющих теорию насилия, заслуживают внимания. Элементы насилия сопровождают образование любого государства.

4.договорная (естественно-правовая). Государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который всту­пают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство - это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Но это не договор-сделка с будущим носителем власти, а договор, имеющий устанавливающий характер, создающий гражданское общество и государственное образование. Она использовалась в разных целях. Руссо и Радищев обосновывали начала народовластия, т.к. изначально власть принадлежала объединившемуся в государство народу, а у правителя была производная власть, то народ мог отобрать у «плохого» правителя власть. Гоббс, наоборот, утверждал, что раз власть добровольно передана правителю, то правитель обладает неограниченными полномо­чиями. Локк обосновывал конституционную монархию, т.к. договор – это компромисс, то ограничивается свобода и народа, и монарха. ٢Договор играет значительную роль в создании ряда государств, в практике их государственного строительства (США).

5.психологическая (Петржевский). Индивиду свойственно жить в группе, жить организованно, свойственно подчиняться кому-то. Государство возникает в силу человеческой психики. Одни хотят властвовать, другие – подчиняться.

Все эти теории пытаются объяснит происхождение государства одной причиной. Но государство связано со множеством отношений в обществе, поэтому необходимо объяснять возникновение государства многими причинами. Для этого нужно выявить связь государства с различными отношениями.







Сейчас читают про: