Тема 17. Государственное регулирование экономики. Бюджет и налоги

Воздействие государственных расходов и налогов на равновесный объем производства

Потребительские, инвестиционные и внешнеэкономические решения фирм и домашних хозяйств основываются на частном интересе. Государство же, напротив, является инструментом общества в целом. Правительственные решения о расходах и налогах в целях увеличения общественного благосостояния также влияют на равновесный уровень производства.

Стабилизационная политика государства отчасти реализуется средствами фискальной политики, т. е. через манипулирование государственным бюджетом.

Под дискреционной фискальной политикой понимают политику, при которой применяется сознательное манипулирование налогами и государственными расходами в целях изменения реального объема производства, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Для того чтобы определить, как влияют на объем производства и занятость изменения государственных расходов и налогов, сделаем ряд допущений:

1) предположим, что инвестиционные расходы и расходы на чистый экспорт автономны, т. е. не зависят от величины дохода;

2) чистые налоговые поступления (под которыми понимаются общие налоговые поступления за вычетом «отрицательных налогов» в форме транфертных платежей и субсидий) целиком формируются за счет сбора индивидуальных налогов. Следовательно, располагаемый доход меньше личного дохода на величину налоговых поступлений;

3) правительство получает фиксированную сумму налогов независимо от величины дохода;

4) уровень цен постоянен, т.е. экономика функционирует на горизонтальном участке кривой совокупного предложения.

Увеличение государственных расходов на 20 млрд. руб. вызывает смещение кривой совокупных расходов относительно биссектрисы и приводит к росту равновесного национального дохода (НД) (рис. 17.1).

Рис. 17.1. Воздействие государственных расходов на макроэкономическое равновесие

Государственные доходы подвержены эффекту мультипликатора. Если мультипликатор равен 4, то прирост объема производства составит 80 млрд. руб.
(ΔАV = ΔG × К = 20 × 4 = 80). При этом увеличение государственных расходов финансируется не за счет роста налоговых поступлений, так как рост налогов будет сопровождаться снижением равновесного объема производства, а за счет увеличения бюджетного дефицита.

Чтобы выяснить, как влияет взимание налогов на величину равновесного объема производства, предположим, что правительство вводит единовременно выплачиваемый аккордный (паушальный) налог, дающий одну и ту же сумму налоговых поступлений при любой величине дохода, в размере 20 млрд. денежных единиц. Располагаемый доход при этом условии будет сокращен на 20 млрд. руб.

Поскольку располагаемый доход равен сумме потребления и сбережений, то и потребление и сбережение также уменьшатся. Чтобы определить это снижение, необходимо использовать МРС и MPS, за которые примем соответственно 3/4 и 1/4. МРС покажет, какая часть снижения располагаемого дохода происходит за счет снижения потребления, a MPS – за счет снижения сбережений. Размер ожидаемого потребления сокращается на 15 млрд. руб. (3/4 от 20), а сбережений – на 5 (1/4 от 20).

В результате введения налогов совокупные расходы сокращаются на 15 млрд. руб. при каждой величине выпуска. Причина их снижения состоит в том, что потребление после уплаты налогов сократилось на 15 млрд. руб. и составило Са. Но если мультипликатор равен 4, то сокращение уровня производства составит: 15×4 =60 (рис. 17.2 а).

Рис. 17.2. Воздействие налогов на макроэкономическое равновесие

Этот результат может быть подтвержден и методом утечек и инъекций (рис. 17.2б). Налоги, как и сбережения и импорт, представляют собой утечку из потока доходов-расходов. С введением налогов создается отрыв в расходах на величину сбережений, импорта и налогов, который может быть компенсирован утечками.

Введение налогов приведет к снижению располагаемого дохода на 20 млрд. руб., и при MPS = 1/4 сбережения будут снижены на 5 млрд. руб. при любом объеме производства. Кривая утечек сместится от S + М до Sa + М. Налоги в объеме 20 млрд. руб. представляют утечку из экономической системы при каждом уровне производства. Она должна быть добавлена к Sa + М (а не к S + М), формируя линию утечек после введения налогов (Sa + М + Т). Равновесие достигается при условии, если:

Sa +M+T = I + X + G.

Мультипликатор сбалансированного бюджета показывает, что равновесные приросты государственных расходов и налогов вызывают увеличение равновесного объема производства на величину, равную ΔG и Т. Увеличение государственных расходов и налогов на 20 млрд. руб. вызывает рост равновесного объема производства также на 20 млрд. руб.

Увеличение равновесного объема производства равно размеру первоначального прироста государственных расходов и налогов (20 млрд. руб.), т.е. мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

Однако изменения государственных расходов имеют более сильное воздействие на совокупные расходы, чем изменение величины налогов такого же размера, потому что государственные расходы являются непосредственной составляющей совокупных расходов. Их рост на 20 млрд. руб. смещает кривую совокупных расходов вверх также на 20 млрд. руб., т.е. прямо и непосредственно увеличивает совокупные расходы.

Налоги воздействуют на совокупные расходы косвенно (путем изменения располагаемого дохода и через него изменения потребительских расходов). Рост налогов на 20 млрд.руб. сопровождается смещением кривой совокупных расходов вниз, только на величину налога, помноженную на МРС (20 × 3/4), т. е. на 15 млрд. руб. В результате кривая совокупных расходов сдвигается вверх не на 20, а только на 5 млрд. руб. При мультипликаторе, равном 4, рост равновесного объема производства составит 20 (5 × 4).

Таким образом, увеличение государственных расходов на 20 млрд.руб. привело к росту равновесного объема производства на 80 млрд.руб. Одновременное введение налогов сократило сбережения на 5 млрд.руб. и потребление на 15 млрд.руб., что вызвало сокращение равновесного объема производства на 60 млрд.руб. Чистый прирост объема производства составит 80 - 60 = 20 млрд.руб. Следовательно, увеличение государственных расходов и налогов на равную величину вызывает прирост объема производства на величину, равную приросту государственных расходов и налогов.

Дискреционная фискальная политика и ее виды

Фискальная политика используется государством для стабилизации экономики, т. е. ликвидации безработицы и инфляции.

В период спада фискальная политика, направленная на борьбу с безработицей, должна иметь стимулирующий (экспансионистский) характер. Она включает в себя: 1) увеличение государственных расходов, или 2) снижение налогов, или 3) сочетание увеличения государственных расходов со снижением налогов. В период спада фискальная политика должна двигаться в направлении появления бюджетного дефицита (G > Т).

Под бюджетным дефицитом понимается превышение расходов государства над его доходами. Различают структурный и циклический бюджетный дефицит. Структурный дефицит возникает тогда, когда государственные расходы превышают налоги в условиях полной занятости. Циклический дефицит представляет собой разность между фактическим бюджетным дефицитом и структурным дефицитом и возникает в условиях спада производства.

Предположим, что бюджетный дефицит создается путем увеличения государственных расходов при неизменных налогах. Если равновесный уровень производства равен 470 млрд. руб., а уровень производства при полной занятости составляет 490, МРС =3/4, К =4, то приращение объема производства, необходимое для достижения полной занятости, составит 20 млрд.руб. (ΔАV = 490 - 470). Величину, на которую необходимо увеличить государственные расходы, можно рассчитать следующим образом:

ΔG = ΔAV/K = 20/4 = 5.

При данной величине бюджетного дефицита стимулирующее воздействие фискальной политики на экономику будет зависеть от методов финансирования дефицита. Выделяют два способа финансирования дефицита: 1) за счет займов у населения; 2) за счет выпуска новых денег.

1. Займы у населения. Если правительство выходит на денежный рынок и размещает здесь свои займы, оно вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства. Возросший дополнительный спрос на финансовые средства приводит к повышению равновесного уровня процентной ставки, которое будет выталкивать частных инвесторов и чувствительные к величине процентной ставки потребительские расходы, т.е. вызывает эффект вытеснения инвестиций.

2. Выпуск новых денег (или монетизация), при которых совокупные расходы возрастают, не оказывая пагубного влияния на инвестиционные или потребительские расходы. При монетизации бюджетного дефицита государство получает сенъораж – доход, образуемый в результате выпуска в обращение дополнительного количества денег. Сеньораж равен разности между дополнительным количеством выпущенных денег и затратами на их выпуск.

Если же правительство принимает решение о снижении налогов при неизменных государственных расходах, то величину снижения налогов определяют по формуле:


ΔАV = ΔС × К. = МРС × ΔТ×К.

Отсюда

ΔT = ΔАV/(MPC × ΔК) = 20/((3/4) × 4) = 6,66.

Следовательно, этот вариант достижения цели менее эффективен.

Принято считать, что создание новых денег является более эффективным способом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с расширением займов.

Если в экономике имеет место инфляция спроса, то должна проводиться сдерживающая, или рестриктивная фискальная политика, которая включает в себя:

1) сокращение государственных расходов;

2) увеличение налогов;

3) сочетание снижения государственных расходов с ростом налогов.

Рестриктивная фискальная политика ориентируется на формирование положительного сальдо государственного бюджета, т. е. появление бюджетных излишков (Т> G).

Эффективность сдерживающей фискальной политики будет зависеть от того, какими методами будет ликвидироваться бюджетный излишек. Имеются два метода.

1. Погашение долга. Правительство может использовать дополнительные средства от избыточных налоговых поступлений для погашения внутреннего долга. Однако эта мера может несколько снизить антиинфляционное воздействие бюджетного излишка, так как, выкупая свои долговые обязательства у населения, правительство передает избыточные налоговые поступления обратно на денежный рынок. Это приводит к падению процентной ставки и, следовательно, к росту инвестиций и потребительских расходов.

2. Изъятие денег из обращения. Правительство может добиться большего антиинфляционного воздействия своего бюджетного избытка за счет изъятия этих избыточных сумм, приостановив любое их последующее использование.

Таким образом, главное назначение дискреционной фискальной политики состоит в противодействии циклическим колебаниям экономики через стимулирование или ограничение совокупных расходов. Ее проведение требует осуществления мер по сбалансированию государственного бюджета, которое осуществляется посредством: а) финансирования бюджетного дефицита; б) ликвидации бюджетных излишков.

Недискреционная фискальная политика

Применяемые в хозяйственной практике налоговые системы обеспечивают изъятие такого чистого налога, который изменяется пропорционально величине дохода. По мере роста НД увеличивается не только подоходный налог, но и налог на прибыль корпораций, акцизы, НДС. В случае же падения НД налоговые поступления падают. Трансфертные платежи или «отрицательные налоги» сокращаются во время экономического подъема и возрастают в период спада производства, т. е. движутся в противоположном направлении.

На рис. 17.3 государственные расходы заданы экзогенно и не зависят от величины НД, так как утверждаются законодательным органом страны, а величина налогов колеблется в том же направлении, что и совокупный доход. Прямая связь между налогами и совокупным доходом графически показана отлого поднимающейся линией налогов. Эта прямая взаимосвязь налогов и совокупного дохода имеет большое значение. Поскольку налоги представляют собой утечку потенциальной покупательной способности в экономике, то с точки зрения стабильности необходимо увеличить объем таких утечек в период, когда экономика движется к инфляции, и наоборот, величину изъятий необходимо уменьшить в период замедления роста.

Рис. 17.3. Встроенный стабилизатор

Налоговая система, изображенная на рис. 17.3, создает определенный элемент стабильности, автоматически вызывая изменения в налогах и, следовательно, в государственном бюджете, которые противодействуют инфляции и безработице. Встроенный стабилизатор – это механизм, который автоматически увеличивает бюджетный дефицит (или сокращает его положительное сальдо) в период спада и увеличивает его положительное сальдо (или увеличивает, его бюджетный излишек) в период инфляции.

По мере увеличения НД в период подъема налоги автоматически возрастают и сдерживают экономический подъем, формируя тенденцию к ликвидации дефицита государственного бюджета и созданию бюджетного излишка. И наоборот, в период спада налоги автоматически сокращаются, что смягчает экономический спад и подталкивает государственный бюджет от бюджетного излишка к бюджетному дефициту.

Размер автоматически возникающих бюджетных излишков и дефицитов и, следовательно, встроенная стабильность зависят от тесноты связи между изменениями в налогах и изменениями величины НД. Если налоговые поступления существенно сокращаются вслед за изменениями НД, то наклон линии налогов будет крутым и вертикальное расстояние между налогами и государственными расходами, т.е. дефицит или излишек будет большим. И наоборот, снижение ставок налогов уменьшает наклон линии налогов.

Вместе с тем необходимо отметить, что встроенная стабильность только сглаживает, но не ликвидирует циклические колебания в экономике. По некоторым оценкам, она способна сократить колебания НД на 1/3. Таким образом, встроенная стабильность имеет место тогда, когда налоговые поступления варьируют пропорционально уровню дохода, т. е. когда принята пропорциональная налоговая система.

Кредитно-денежная политика и ее инструменты

Основополагающей целью денежно-кредитной политики (КДП), так же как и фискальной, является макроэкономическая стабилизация, т.е. помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. КДП вызывает рост денежного предложения во время спада с целью увеличения совокупных расходов и сокращение денежного предложения во время инфляции для ограничения совокупных расходов. Рост или снижение денежного предложения проводится путем регулирования размеров избыточных резервов, имеющихся в коммерческих банках. Для воздействия на избыточные резервы коммерческих банков используется три основных инструмента:

1) операции на открытом рынке;

2) изменение резервной нормы;

3) изменение учетной ставки.

Наиболее важным средством контроля за денежным предложением являются операции на открытом рынке. При покупке государственных ценных бумаг у коммерческих банков и у населения резервы коммерческих банков увеличиваются. При продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке резервы коммерческих банков уменьшаются.

Воздействие изменений резервной нормы на способность коммерческих банков к кредитованию отражено в табл. 17.1.

Таблица 17.1. Воздействие изменений резервной нормы на способность к кредитованию

№ п/п Резервная норма Фактические резервы Обязательные резервы Избыточные резервы Способность отдельного банка к созданию денег Способность банковской системы к созданию денег
             
             
        -1 -1 -3,33

При резервной норме, равной 20%, обязательные резервы равны 4, фактические резервы – 5, избыточные резервы – 1, способность к кредитованию отдельного коммерческого банка – 3, а банковская система в целом может дать в кредит 5, так как банковский мультипликатор равен 5.

Увеличение резервной нормы с 20 до 30% приведет к росту обязательных резервов с 4 до 6, а избыточные резервы сократятся до 0, следовательно, способность отдельного банка к кредитованию снизится с 1 до – 1, а банковской системы в целом – с 5 до -3,33. Уменьшение резервной нормы с 20 до 10% ведет к снижению обязательных резервов с 4 до 2, росту избыточных резервов с 1 до 3, что увеличивает способность коммерческого банка к кредитованию с 1 до 3, а банковской системы в целом – с 5 до 30 млрд.рублей. Следовательно, снижение резервной нормы переводит обязательные резервы в избыточные и увеличивает возможность банков к кредитованию.

Однако изменение резервной нормы воздействует на способность банковской системы к созданию денег не только через влияние на размер избыточных резервов, но и через влияние на размер денежного мультипликатора. При увеличении резервной нормы с 10 до 20% снижение избыточных резервов с 3 до 1 снижает денежный мультипликатор текущих счетов с 10 до 5, а способность банковской системы к созданию денег снижается с 30 до 5.

Учетная ставка – это ставка, по которой Центральный банк (ЦБ) предоставляет ссуды коммерческим банкам. Коммерческий банк, берущий ссуду у ЦБ, увеличивает свои резервы, расширяя тем самым возможность предоставления кредита. Снижение учетной ставки поощряет коммерческие банки к приобретению дополнительных резервов путем заимствования у ЦБ, что увеличивает денежное предложение. Рост учетной ставки имеет, обратный эффект.

При макроэкономической нестабильности, выражающейся в безработице, проводится политика дешевых денег. Она нацелена на формирование дешевого и легкодоступного кредита с тем, чтобы увеличить совокупные расходы и занятость.

Для стимулирования роста совокупных расходов необходимо увеличить денежное предложение, следовательно, увеличить избыточные резервы коммерческих банков, что, в свою очередь, возможно путем:

а) покупки ценных бумаг на открытом рынке;

б) снижения резервной нормы, автоматически переводящее обязательные резервы в избыточные и увеличивающей размер банковского мультипликатора;

в) снижения учетной ставки для того, чтобы увеличить резервы коммерческих банков путем займов у ЦБ.

Цель политики дорогих денег – ограничение денежного предложения, чтобы сократить совокупные расходы и снизить инфляцию. Это можно сделать путем снижения денежного предложения посредством:

а) продажи ценных бумаг на открытом рынке;

б) увеличения резервной нормы;

в) увеличения учетной ставки.

Три основных инструмента КДП дополняются второстепенными, менее важными средствами контроля в форме селективного регулирования. Оно осуществляется через фондовую биржу, потребительский кредит и увещевание.

Безудержная спекуляция на фондовой бирже создает серьезные проблемы. Так, снижение курса акций уничтожает состояния частных лиц и фирм, имеющих большое число акций. Это вынуждает их сокращать потребительские и инвестиционные расходы и толкает экономику к спаду. В качестве меры против излишней спекуляции на фондовой бирже устанавливается маржа, или минимальный процент первоначального взноса, который должны сделать покупатели акций. Норма маржи должна увеличиваться, когда необходимо ограничить спекуляцию (скупку акций), и уменьшаться для оживления вялого рынка.

Сокращение потребительского кредита путем введения определенных ограничений может использоваться в качестве момента антиинфляционной политики.

Увещевание означает использование Центральным банком политических заявлений, призывов к коммерческим банкам о том, чтобы они не допускали излишнего расширения или сокращения банковского кредита.

Экономический рост можно рассматривать как функцию от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: а) за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли; б) за счет заемных средств, или кредитов.

Суть теории экономики предложения состоит в создании условий для накопления капитала. Главными преградами на этом пути являются высокие налоги и инфляция. Если инфляция затрагивает использование заемных средств, так как дорожает кредит, то высокие налоги ведут к изъятию значительной части прибыли у корпораций и ограничивают рост инвестиций.

В отличие от кейнсианцев, рассматривающих налоги как утечку из потока доходов-расходов, создатели теории экономики предложения (ТЭП) считают их издержками. Рост издержек, по мнению сторонников ТЭП, ведет к инфляции предложения.

Отрицательное отношение к налогам создателей ТЭП нашло выражение в следующих концепциях:

а) концепции налогового клина, в соответствии с которой налоги – это клин между величиной издержек и ценой товара, увеличение которого ведет к смещению AS влево вверх;

б) концепции налоговых антистимулов, согласно которой налоги и трансфертные платежи ослабляют мотивацию к трудовой и предпринимательской деятельности, накоплению и сбережениям;

в) концепции кривой Лаффера.

В отличие от кейнсианцев, утверждавших, что снижение налоговых ставок ведет к бюджетному дефициту, а следовательно, к инфляции, Лаффер пришел к выводу о том, что снижение налоговых ставок совместимо с увеличением налоговых поступлений в бюджет. Он предложил кривую, описывающую взаимосвязь между налоговой ставкой и величиной налоговых поступлений (рис. 17.4).

Рис. 17.4. Кривая Лаффера

По мнению Лаффера, высокие налоговые ставки сдерживают экономическую активность. По мере роста налоговой ставки от 0 до 100% налоговые поступления увеличиваются от 0 до max при t = т и затем снижаются до 0 при t = 100. Снижение налоговых ставок ниже т также не увеличивает налоговых поступлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: