double arrow

Степень диссонанса


Все диссонантные отношения, конечно, имеют раз­ную силу и интенсивность. Необходимо уметь отличать степень возникающего диссонанса и быть способным

определить, что же его детерминирует и насколько силь­ным будет данное диссонантное отношение. Сначала мы кратко обсудим некоторые возможные детерми­нанты силы диссонанса, возникающего между двумя элементами, а затем обратимся к рассмотрению интен­сивности диссонанса, который может существовать между двумя системами элементов.

Один очевидный фактор, определяющий степень диссонанса, — это характеристики тех элементов, меж­ду которыми возникает дисонантное отношение. Если два элемента являются диссонантными по отношению друг к другу, то степень диссонанса будет прямо про­порциональна важности данных когнитивных элемен­тов. Чем более значимы элементы для индивида, тем больше будет степень диссонантного отношения меж­ду ними. Так, например, если человек дает десять цен­тов нищему, хотя и видит, что этот нищий вряд ли по-настоящему нуждается в деньгах, диссонанс, возника­ющий между этими двумя элементами, довольно слаб. Ни один из этих двух когнитивных элементов не явля­ется достаточно важным для данного индивида. На­много больший диссонанс возникает, например, если студент не стремится подготовиться к очень важному экзамену, хоть и знает, что уровень его знаний являет­ся, несомненно, неадекватным для успешной сдачи эк­замена. В этом случае элементы, которые являются дис­сонантными по отношению друг к другу, гораздо бо­лее важны для данного индивида, и, соответственна, степень диссонанса будет значительно большей.

Достаточно уверенно можно предположить, что в жизни очень редко можно встретить какую-либо сис-^му когнитивных элементов, в которой диссонанс пол­ностью отсутствует. Почти для любого действия, кото-Рое человек мог бы предпринять, или любого чувства, которое он мог бы испытывать» почти наверняка нац-

30

дется по крайней мере один когнитивный элемент, на­ходящийся в диссонантном отношении с этим «пове­денческим» элементом.

Даже совершенно тривиальные знания, как, напри­мер, осознание необходимости воскресной прогулки, весьма вероятно, будут иметь некоторые элементы, дис­сонирующие с этим знанием. Человек, вышедший на прогулку, может сознавать, что дома его ждут какие-либо неотложные дела, или, например, во время про­гулки он замечает, что собирается дождь, и так далее, Короче говоря, существует так много других когни­тивных элементов, релевантных по отношению к лю­бому данному элементу, что наличие некоторой степе­ни диссонанса — самое обычное дело.

Давайте рассмотрим теперь ситуацию самого об­щего рода, в которой может возникнуть диссонанс или консонанс. Принимая на время в рабочих целях то, что все элементы, релевантные по отношению к рас­сматриваемому когнитивному элементу, одинаково важ­ны, мы можем сформулировать общую гипотезу. Сте­пень диссонанса между данным конкретным элемен­том и всеми остальными элементами когнитивной сис­темы индивида будет прямо зависеть от количества тех релевантных элементов, которые являются диссонант-ными по отношению к рассматриваемому элементу. Таким образом, если подавляющее большинство реле­вантных элементов являются консонантными по отно­шению к, скажем, поведенческому элементу когнитив­ной системы, то степень диссонанса с этим поведенче­ским элементом будет небольшой. Если же доля эле­ментов, консонантных по отношению к данному пове­денческому элементу будет гораздо меньшей, нежели доля элементов, находящихся в диссонантном отноше­нии с данным элементом, то степень диссонанса будет значительно выше. Конечно, степеньобщего диссо-

нанса будет также зависетьот важности или ценности тех релевантных элементов, которые имеют консонант­ные или диссонантные отношения с рассматриваемым элементом.

Вышеприведенное правило можно легко обобщить и использовать для оценки степени диссонанса, кото­рый может существовать между двумя системами ког­нитивных элементов. Эта величина зависит от характе­ра преобладающего типа отношений (диссонантного или консонантного) и, безусловно, от значимости кон­кретных элементов.

Степень возникающего диссонанса — очень важ­ная переменная при определении интенсивности стрем­ления к уменьшению диссонанса. Поскольку мы неод­нократно будем иметь дело с определением степени диссонанса при рассмотрении эмпирических данных, весьма полезным было бы теперь подвести итоги на­шего анализа, касающегося определения этой степе­ни. Итак:

1. Если два когнитивных элемента релевантны по отношению друг к другу, то характер отношения между ними является либо диссонантным, либо кон­сонантным.

2. Степень диссонанса (или консонанса) увели­чивается вместе с увеличением важности или зна­чения входящих в данную когнитивную систему элементов.

3. Степень диссонанса, существующего меж-ДУ двумя системами когнитивных элементов, на­прямую зависит от взвешенной пропорции тех ре­левантных отношений между двумя системами, которые являются диссонантными. Термин взве­шенная пропорция используется здесь потому, что хаждое релевантное отношение было бы оценено в зависимости от важности элементов, включенных в данное отношение.


Сейчас читают про: