Итак, мы установили, что для полного устранения диссонанса необходимо изменение определенных когнитивных элементов. Понятно, что это не всегда возможно. Но даже если полностью устранить диссонанс нельзя, всегда можно его уменьшить, добавляя новые когнитивные элементы в систему знаний индивида.
Например, если существует диссонанс между когнитивными элементами, касающимися вреда курения и отказа бросить курить, то общий диссонанс можно уменьшить добавлением новых когнитивных элементов, согласующихся с фактом курения. Тоща при наличии подобного диссонанса от человека можно ожидать активного поиска новой информации, которая могла бы уменьшить общий диссонанс. При этом он будет избегать той информации, которая могла бы увеличить существующий диссонанс. Легко догадаться, что данный индивид получит удовлетворение от чтения любого материала, ставящего под сомнение вред курения. В то же время он критично воспримет любую информацию, подтверждающую негативное воздействие никотина на организм.
Возможности добавления в систему знаний новых элементов, уменьшающих существующий диссонанс, очень велики. Наш курильщик, к примеру, может обратиться к данным статистики несчастных случаев в автомобильных катастрофах. Сделав вывод, что вред курения не идет ни в какое сравнение с опасностью, которой он подвергается, садясь за руль, индивид несколько уменьшает диссонанс за счет снижения важности когнитивных элементов, вступающих в противоречие.
Приведенное выше суждение указывает на возможность уменьшения диссонанса путем изменения пропорции диссонантных и консонантных отношений,
касающихся породившего их элемента. Другой возможный способ состоит в добавлении в данную когнитивную систему нового элемента, который в определенном смысле «примиряет» два элемента, находящиеся в диссонантном отношении друг к другу. Чтобы проиллюстрировать это, приведу пример одного исследования. Спиро в своей статье описывает определенные аспекты системы верований ифалуков, одного из первобытных племен. Помня о нашей задаче, рассмотрим следующие пункты этой системы:
1. У ифалуков существует твердая вера в то, что все люди — изначально добры. То есть доброта является присущим каждому человеку качеством.
2. В ходе своего взросления подростки этого племени проходят через период, когда по той или иной причине их поведению свойственны проявления открытой агрессии, враждебности и стремления к разрушению.
Очевидно, что вера в то, что все люди добры, резко противоречит характеру поведения подростков. Уменьшить этот диссонанс можно с помощью множества способов. Один из них состоит в том, чтобы изменить свою веру в сущность человеческой природы либо же трансформировать ее таким образом, чтобы она распространялась только на взрослых людей. Другой возможный способ — это изменение содержания идеи Доброты таким образом, чтобы проявления агрессии подростков могли считаться нормальным явлением.
Однако способ уменьшения диссонанса у ифалуков был иным. В систему верований был включен элемент, который уменьшил степень диссонанса, прими-'рив приведенную выше убежденность в человеческой Доброте и факты проявления враждебности у подростков. Первобытные ифалуки, помимо веры в доброе начало человека, были убеждены в существовании злых
духов, которые вселяются в людей и заставляютих совершать плохие поступки.
В результате включения этого элемента в систему верований знание относительно агрессивного поведения подростков больше не противоречило вере в то, что все люди являются добрыми. Это не дети ведут себя агрессивно, все дело в злых духах, вселившихся в них. С точки зрения психологии это весьма эффективный способ уменьшения диссонанса, поскольку он связан с изменением системы верований. Менее эффективные способы просто-напросто не были столь широко приняты и распространены.
Прежде чем двигаться дальше, я хочу еще раз подчеркнуть, что наличие стремления или даже деятельность, направленная на уменьшение диссонанса, вовсе не гарантируют, что это произойдет. Человек может оказаться не в состоянии найти социальную поддержку, необходимую для изменения когнитивного элемента, или новые элементы, снижающие степень диссонанса. Вполне вероятна и такая ситуация, при которой стремление уменьшить диссонанс фактически может привести к его увеличению. Это зависит от того, с чем сталкивается человек в тот момент, когда он пытается уменьшить диссонанс.
Если эти попытки оказываются неудачными, то, как правило, возникает чувство психологического дискомфорта. И чем более ощутим диссонанс, тем более отчетливо и открыто этот дискомфорт проявляется.