double arrow

Добавление новых когнитивных элементов


Итак, мы установили, что для полного устранения диссонанса необходимо изменение определенных ког­нитивных элементов. Понятно, что это не всегда воз­можно. Но даже если полностью устранить диссонанс нельзя, всегда можно его уменьшить, добавляя новые когнитивные элементы в систему знаний индивида.

Например, если существует диссонанс между когни­тивными элементами, касающимися вреда курения и от­каза бросить курить, то общий диссонанс можно умень­шить добавлением новых когнитивных элементов, согла­сующихся с фактом курения. Тоща при наличии подоб­ного диссонанса от человека можно ожидать активного поиска новой информации, которая могла бы уменьшить общий диссонанс. При этом он будет избегать той ин­формации, которая могла бы увеличить существующий диссонанс. Легко догадаться, что данный индивид полу­чит удовлетворение от чтения любого материала, ставя­щего под сомнение вред курения. В то же время он кри­тично воспримет любую информацию, подтверждающую негативное воздействие никотина на организм.

Возможности добавления в систему знаний новых элементов, уменьшающих существующий диссонанс, очень велики. Наш курильщик, к примеру, может обра­титься к данным статистики несчастных случаев в авто­мобильных катастрофах. Сделав вывод, что вред куре­ния не идет ни в какое сравнение с опасностью, кото­рой он подвергается, садясь за руль, индивид несколько уменьшает диссонанс за счет снижения важности ког­нитивных элементов, вступающих в противоречие.




Приведенное выше суждение указывает на возмож­ность уменьшения диссонанса путем изменения про­порции диссонантных и консонантных отношений,

касающихся породившего их элемента. Другой возмож­ный способ состоит в добавлении в данную когнитив­ную систему нового элемента, который в определен­ном смысле «примиряет» два элемента, находящиеся в диссонантном отношении друг к другу. Чтобы проил­люстрировать это, приведу пример одного исследова­ния. Спиро в своей статье описывает определенные аспекты системы верований ифалуков, одного из пер­вобытных племен. Помня о нашей задаче, рассмотрим следующие пункты этой системы:

1. У ифалуков существует твердая вера в то, что все люди — изначально добры. То есть доброта яв­ляется присущим каждому человеку качеством.

2. В ходе своего взросления подростки этого племени проходят через период, когда по той или иной причине их поведению свойственны проявле­ния открытой агрессии, враждебности и стремле­ния к разрушению.

Очевидно, что вера в то, что все люди добры, резко противоречит характеру поведения подростков. Умень­шить этот диссонанс можно с помощью множества спо­собов. Один из них состоит в том, чтобы изменить свою веру в сущность человеческой природы либо же трансформировать ее таким образом, чтобы она рас­пространялась только на взрослых людей. Другой воз­можный способ — это изменение содержания идеи Доброты таким образом, чтобы проявления агрессии подростков могли считаться нормальным явлением.



Однако способ уменьшения диссонанса у ифалу­ков был иным. В систему верований был включен эле­мент, который уменьшил степень диссонанса, прими-'рив приведенную выше убежденность в человеческой Доброте и факты проявления враждебности у подрост­ков. Первобытные ифалуки, помимо веры в доброе начало человека, были убеждены в существовании злых

духов, которые вселяются в людей и заставляютих со­вершать плохие поступки.

В результате включения этого элемента в систему верований знание относительно агрессивного поведе­ния подростков больше не противоречило вере в то, что все люди являются добрыми. Это не дети ведут себя агрессивно, все дело в злых духах, вселившихся в них. С точки зрения психологии это весьма эффек­тивный способ уменьшения диссонанса, поскольку он связан с изменением системы верований. Менее эф­фективные способы просто-напросто не были столь широко приняты и распространены.



Прежде чем двигаться дальше, я хочу еще раз под­черкнуть, что наличие стремления или даже деятель­ность, направленная на уменьшение диссонанса, вовсе не гарантируют, что это произойдет. Человек может оказаться не в состоянии найти социальную поддерж­ку, необходимую для изменения когнитивного элемен­та, или новые элементы, снижающие степень диссо­нанса. Вполне вероятна и такая ситуация, при кото­рой стремление уменьшить диссонанс фактически мо­жет привести к его увеличению. Это зависит от того, с чем сталкивается человек в тот момент, когда он пыта­ется уменьшить диссонанс.

Если эти попытки оказываются неудачными, то, как правило, возникает чувство психологического диском­форта. И чем более ощутим диссонанс, тем более от­четливо и открыто этот дискомфорт проявляется.







Сейчас читают про: