double arrow

Пределы увеличения диссонанса


Сопротивление изменению когнитивных элементов окружающей среды

Здесь, как и в случае с поведенческими когнитив­ными элементами, главный источник сопротивления изменению состоит в отзывчивости этих элементов на воздействие реальности.

Результирующее сопротивление изменению поведен­ческих элементов состоит из сопротивления когнитив­ных элементов и сопротивления самого поведения. Когда мы имеем дело с элементами, относящимися к окружающей среде, ситуация представляется несколь­ко иной. Когда имеется ясная и определенная реаль­ность, соответствующая некоторому когнитивному эле­менту, возможности изменения практически равны нулю. Если бы, например, некий человек захотел изменить свое знание относительно местоположения некоторо­го здания, которое он видит каждый день, это вряд ли бы ему удалось.

Однако реальность, соотносимая с неким когни­тивным элементом, во многих случаях не является столь ясной и однозначной. Когда индивид имеет дело с со­циальной реальностью, то есть такой, которая зиждет­ся на соглашениях с другими людьми, сопротивление изменению будет зависеть от того, насколько трудно будет ему найти других людей, поддерживающих но­вое знание.

Существует другой источник сопротивления изме­нению как поведенческих, так и относящихся к окру­жающей среде когнитивных элементов. Мы до сих пор

откладывали его обсуждение, потому что он в большей степени относится к элементам окружающей человека действительности. Этот источник сопротивления измене­нию базируется на том, что подлежащий замене элемент тесно связан со множеством других элементов. В той степени, в которой этот элемент консонантен множест­ву других элементов, и в той степени, в которой его замена сменила бы консонансы диссонансами, этот эле­мент будет сопротивляться изменениям.

Приведенные выше рассуждения ни в коем случае не могут считаться исчерпывающим анализом причин сопротивления изменениям. Это скорее перечень раз­личных источников сопротивления. С какого бы рода диссонансом мы ни имели дело, важнейшим фактором при попытке устранить его путем изменения затрону­тых им когнитивных элементов является результирую­щее сопротивление изменению.

Максимальный диссонанс, который может сущест­вовать между любыми двумя элементами, определяется величиной сопротивления изменению наименее стой­кого элемента. Как только степень диссонанса достиг­нет своего максимального значения, наименее стой­кий когнитивный элемент изменится, тем самым устра­няя диссонанс.




Это не означает, что степень диссонанса часто бу-Дет приближаться к этому максимально возможному значению. Когда возникает сильный диссонанс, сте­пень которого меньше чем величина сопротивления изменениям, свойственного любому из его элементов, Уменьшение этого диссонанса для общей когнитивной ЭДстемы вполне может быть достигнуто за счет добав-

Теория когнитивного диссонанса

ления новых когнитивных элементов. Таким образом, даже в случае наличия очень сильного сопротивления изменениям общий диссонанс в системе может сохра­няться на довольно низком уровне.

Рассмотрим в качестве примера человека, который истратил значительную сумму денег на приобретение нового дорогого автомобиля. Представим себе, что после совершения этой покупки он обнаруживает, что двигатель этого автомобиля работает плохо и что его ремонт обойдется очень дорого. Более того, оказыва­ется, что эксплуатация этой модели гораздо дороже, чем эксплуатация других автомобилей, и вдобавок ко всему, его друзья утверждают, что этот автомобиль про­сто безвкусен, если не сказать уродлив. Если степень диссонанса станет достаточно большой, то есть соот­носимой с величиной сопротивления изменению наи­менее стойкого элемента (который в данной ситуации, скорее всего, будет элементом поведенческим), то этот индивид может в конце концов продать автомобиль, несмотря на все неудобства и финансовые потери, свя­занные с этим. Таким образом, диссонанс не превысил бы величины сопротивления, возникающего при необ­ходимости изменения его поведения, то есть принятия решения о продаже автомобиля.



Теперь давайте рассмотрим противоположную ситу­ацию, когда степень диссонанса для индивида, купив­шего новый автомобиль, была достаточно большой, но все-таки меньше, чем максимально возможный диссо­нанс (то есть меньше величины сопротивления измене­нию, свойственного наименее стойкому к изменениям когнитивному элементу). Ни один из существующих ког­нитивных элементов, следовательно, не изменился бы, но этот индивид мог бы сохранять степень общего дис­сонанса достаточно низкой посредством добавления но­вых знаний, являющихся консонантными с фактом вда-

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: