double arrow

Исполнитель главной роли, великолепный актер Клаус Мария Брандауэр, весьма убедителен, хотя и несколько излишне назидательно-монументален

Им вместе пришлось пережить четыре беременности Саскии, где только один ребенок выжил, а остальные были или мертворожденными, или умирали в скором времени. Три раза они проходили похоронные процессии, которые изумительно изобразил Маттон. После чего Саския также скоропостижно умирает, оставляя художника с своего сына Титуса.

Задача Маттона была несколько иной, он не стремился отодвинуть саму историю на второй план, как это было сделано Стеллингом. В начале фильма режиссер уже заявил зрителю, что Рембрандт центральная фигура все событий, что смотреть нужно только на него, сделав его рассказчиком своей жизни. Авторы старательно, в деталях, воссоздают на экране быт Голландии XVII века и самого художника. Шарль Маттон также как и Стеллинг выстраивает почти каждый кадр, стилизуя его по композиции и освещению под полотна Рембрандта. Весь этот фильм одна большая рассказанная картина о жизни художника с момента его приезда в Амстердам и до самой смерти в нищете в 1669 году.

Экранизация биографии художника снятая Шарлем Маттоном хоть и отображает почти те же самые события, что и в работе Стеллинга, но это совершенно другой фильм и другая интерпретация истории жизни мастера.

Йос Стеллинг, достигший непревзойденного мастерства в искусстве стилизации, не просто одушевляет знаменитые рембрандтовские картины, но и воспроизводит обстановку, в которой они могли бы быть созданы, выдерживая весь фильм в стилистике полотен мастера. Следует отметить также дистанцированность автора (следовательно, и зрителя) и протагониста, что крайне несвойственно фильмам биографического жанра; подобный прием призван сконцентрировать внимание не на истории, а на визуальности, через отказ от идентификации с персонажем.

Фильм ориентирован на культурно подготовленного зрителя, хотя бы в общих чертах знакомого и с историей жизни, и с работами Рембрандта Ван Рейна, что позволяет не заострять внимание на развитии сюжета и репрезентации истории, но передать атмосферу произведений художника.

Этот фильм не просто отдельное блистательное произведение искусства, этот фильм то начало, которое будут исправлять и дополнять в дальнейшем другие два режиссера - Йос Стеллинг и Шарль Маттон.

В этой работе мы почти не видим не видим произведений Рембрандта, лишь только в некоторых эпизодах, оно и понятно, ведь в тридцатые годы не было такого обилия реквизитов как сегодня, а с оригиналами никто работать не даст.

Хотя фильм автобиографический, не стоит воспринимать его слишком серьезно, любой человек интересующийся искусством и знающий биографию художника может уловить некоторые несоответствия.

Фильм начинается с того времени, когда умирает Саския, любимая художника и мать его сына Титуса, которая долгие годы служила мастеру источником вдохновения, а кончается последним годом жизни, когда он уже похоронил последнюю жену.

3.2

Заключение

Глава 1

Избегание увеличения диссонанса

Глава 1

дения новым автомобилем. Этот индивид мог бы прий­ти к заключению, что мощность и ходовые характерис­тики автомобиля более важны, нежели его экономич­ность и дизайн. Он начинает ездить быстрее, чем обыч­но, и совершенно убеждается в том, что способность развивать высокую скорость является самой важной ха­рактеристикой автомобиля. С помощью подобных зна­ний этот индивид вполне мог бы преуспеть в поддержи­вании диссонанса на незначительном уровне.

Вполне возможна и такая ситуация, когда попытки добавить в существующую систему знаний новые консо­нантные когнитивные элементы окажутся неудачными либо же финансовая ситуация сложится таким образом, что индивид не сможет продать автомобиль. При этом возможность уменьшить степень диссонанса посредством добавления новых когнитивных элементов остается, но она иного рода, чем было рассмотрено выше. Человек может попытаться убедить себя и других, что покупка этого автомобиля была ошибкой и что если бы ему сно­ва пришлось покупать автомобиль, то он выбрал бы дру­гую модель. Этот процесс отделения себя от совершен­ного поступка психологически может существенно умень­шить диссонанс. Иногда, однако, сопротивление этому может быть очень сильным. Максимальная степень дис­сонанса, который может возникнуть, будет в таких об­стоятельствах зависеть от того, насколько трудно для это­го индивида согласиться с тем, что поступок, им совер­шенный, был необдуманным или глупым. -.

До сих пор наше обсуждение было посвящено рас­смотрению проблем, связанных с тенденцией умень­шить или устранить диссонанс. При определенных рб-

Теория когнитивного диссонанса

стоятельствах возникают явно выраженные тенденции избегать увеличения диссонанса (или полностью пред­отвращать его появление).

Давайте проанализируем такие ситуации и пронаб­людаем проявления тенденции избегания увеличения диссонанса.

Эта тенденция возникает как естественное следствие появления диссонанса. Она особенно значима в том слу­чае, если (в целях попытки уменьшить диссонанс) необ­ходимо найти некий когнитивный элемент для замены существующего или включить его как новый в данную когнитивную систему. В любом случае поиск новой ин­формации должен быть произведен предельно избира­тельно. Человек охотно вступит в разговор или дискус­сию с тем, кто, как он считает, одобрит содержание но­вого когнитивного элемента, и, скорее всего, он будет избегать обсуждения данной темы с тем, кто будет под­держивать значимость того элемента, который человек пытается изменить. Человек, вне всяких сомнений, будет искать такие источники информации, которые способст­вовали бы добавлению консонантных элементов, и буцег избегать источников, увеличивающих диссонанс.

Если диссонанс незначителен, мы, скорее всего, не встретимся с подобного рода избирательностью в поис­ке и восприятии источников информации. В случае отсутствия диссонанса будет отсутствовать и какая-либо мотивация поисков источников поддержки или допол­нительной информации. Однако существуют и исключе­ния из этого правила. Прошлый опыт может вызывать у индивида страх и, следовательно, порождать стремле­ние избегания ситуаций, ведущих к возникновению дис­сонанса. В этом случае можно ожидать осторожного поведения индивида.

Мы предпринимаем множество действий и совер­шаем множество поступков, изменить которые очень

трудно. Следовательно, весьма вероятна ситуация того, что, однажды возникнув, диссонанс не только не умень­шится, но, наоборот, будет увеличивать свою интен­сивность. Избегание возникновения диссонанса может привести к нежеланию предпринимать какие-либо дей­ствия и в конечном счете к нежеланию принимать на себя ответственность за совершенные поступки. Ког­да же бездействие или отказ принимать то или иное решение невозможны, совершение действий может сопровождаться их когнитивным отрицанием. Так, на­пример, человек, купивший новый автомобиль и опа­сающийся возникновения диссонанса, может немедлен­но после совершения покупки начать сомневаться в правильности своего поступка. Такой страх перед дис­сонансом встречается относительно редко, но он воз­можен. Любые различия в страхе перед диссонансом и способность эффективно его уменьшить важны при опре­делении вероятности возникновения такого способа избегания диссонанса. Чисто методологическая про­блема состоит в том, чтобы уметь идентифицировать тип людей, которые используют подобное поведение, и ситуации, в которых эта самозащитная реакция бу­дет использоваться,

Основная суть теории диссонанса, которую мы опи­сали, довольно проста и в краткой форме состоит в Радующем:

1. Могут существовать диссонантные отноше­ния или отношения несоответствия между когни­тивными элементами.

2. Возникновение диссонанса вызывает стрем­ление к тому, чтобы его уменьшить и попытаться избежать его дальнейшего увеличения.

3. Проявления подобного стремления состоят в изменении поведения, изменении отношения или в намеренном поиске новой информации и новых мнений относительно породившего диссонанс суж­дения или объекта.

Хотя общий смысл теории диссонанса достаточно прост, тем не менее очевидна ее применимость для анализа большого количества ситуаций, не имеющих, на первый взгляд, ничего общего между собой. После­дующие главы книги будут посвящены подробному анализу возможностей конкретного применения тео­рии диссонанса на практике и описанию соответству­ющих эмпирических данных.

Другой «фильм-открытие» работа британского режиссера Александра Корда «Рембрандт». Эта работа уже приобрела, по сравнению с «Монпарнасом», сюжет, актеров, декорации и все остальное, что нужно для съёмок игрового кино.

Несмотря на то, что в последние годы своей жизни Рембрандт жил, тратя все немногие деньги на краски, он был счастлив: ведь его всегда окружали женщины, которых он любил и, которые любили его. Сын мельника из Лейдена, величайший голландский художник Рембрандт Ван Рейн, умер в нищете, как и полагается настоящему художнику.

Эта работа имела шумный успех не только в Англии, но и за ее пределами. Ведь сыграть такого «чудака» как Рембрандт дано далеко не каждому актеру. Поэтому Корда пригласил Чарльза Лотона, который полностью оправдал ожидания режиссера.

В этом фильме есть один важный эпизод, в котором художник произносит фразу, которая определяет не только его в эпохе, но и саму эпоху барокко: «Суета сует — все суета! Я видел все, что свершалось под солнцем и узрел одну лишь суету и смятение духа. Ибо чем больше мудрости, тем больше горя, и тот кто умножает знания – умножает печаль. Вот почему нет ничего лучше, когда человек радуется трудам своим, ибо это его удел».

«Рембрандт: Портрет 1669 года» Йоса Стеллинга снят в 1977 году. В этом фильме режиссер рассказывает историю жизни великого голландского живописца, однако произведение Стеллинга не совсем укладывается в рамки так называемого биографического жанра: доминантным является не описание перипетий нелегкой жизни «великого человека» - центрального персонажа, а визуальное решение фильма, имитирующее рембрандтовскую живопись, и зачастую непосредственно его картины. Таким образом, прерогативой для зрителя становится не сопереживание судьбе героя, а восприятие визуального пласта картины, постоянное узнавание в кадре знаменитого живописного полотна. Сам Рембрандт уходит на второй план именно благодаря невероятному сходству актера, играющего его роль, с художником, и художник становится лишь поводом для игры режиссера со зрителем.

В фильме есть сцены, которых не было в двух предыдущих экранизациях, но они подчеркивают тяжелую судьбу мастера. Например один из самых тяжелых моментов жизни художника – наблюдение за увяданием своей жены Саскии. Познакомился он с ней через своего друга купца Эйленбюрха, который попросил написать портрет своей кузины. На тот момент она уже была круглой сиротой из обеспеченной семьи, ее отец был бургомистр из Леевердена, членом совета Фрисландии.

Зритель так и не нашел для себя интересной эту работу, но нельзя утверждать, что авторы «Рембрандта» потерпели полное поражение. Возможно, картина все же найдет своего зрителя. Во всяком случае та немногочисленная часть аудитории, которая больше всего ценит в картине эстетику выстроенного кадра и готова за это простить пробуксовывающее действие и посредственный, бесцветный диалог, возможно, получит от этого фильма удовольствие. Ну а та часть зрителей смутно понимает, кто такой Рембрандт, откроет для себя, возможно, много нового и интересного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: