Россия относится к многонациональным государствам и по национально-государственному устройству не имеет аналогов в мире. В стране насчитывается более 100 больших и малых народов. Более половины из них имеют собственные этнические территории и образуют суверенные государства в составе России. Среди субъектов Федерации 32 имеют статус национальных территорий, в которых 40 этносов являются коренными. Официальная статистика выделяет на территории России 65 коренных малочисленных народов общей численностью до 50 тыс. человек, из них 13 насчитывают от 100 до 1000 человек. На территории европейской части проживает 6 народов, на Северном Кавказе — 23, в Сибири и Дальнем Востоке — 36. В настоящее время по этнонациональному признаку на территории РФ выделяют 21 республику, 10 автономных округов и одну автономную область.
Наибольшие возможности для политического и экономического самоопределения получили народы, имеющие достаточно высокую численность населения коренной национальности, располагающие компактной территорией, достигшие высокого уровня социально-экономического развития. Среди таких образований следует выделить республики Татарстан и Башкортостан, Удмуртскую Республику. Этнические территории с меньшей численностью населения коренной национальности образовали автономные округа. Особое место занимает Еврейская автономная область, в которой численность коренной национальности составляет 4,2% всего населения автономного образования.
В настоящее время в национальном составе страны 81% приходится на долю русских, 3,7% составляют татары, 2,9% — украинцы, 1,1% — чуваши. Удельный вес каждой из остальных национальностей менее 1%. На 1 января 2002 г. в России зарегистрирована 20 441 религиозная организация (в том числе 408 центральных и 19 420 местных), 136 духовных образовательных учреждений, 385 монастырей, 95 религиозных учреждений. Из общего числа этих организаций примерно 11 000 относятся к Русской православной церкви, 3186 — к исламским организациям, 1007 — к общинам евангельских христиан-баптистов, 1380 — к общинам христиан-пятидесятников. Всего насчитывается 65 конфессий.
Север и северо-запад европейской части страны населяют народности угро-финской языковой группы — коми-пермяки, карелы и саамы. В Поволжье, Приуралье, Прикамье и Сибири наряду с русскими проживает ряд народов и народностей, получивших автономию после Октябрьской революции 1917 г. К этим национальностям принадлежат удмурты, мордва (эрзя и мокша) и марийцы, относящиеся к угро-финской группе, и говорящие на языках тюркской группы татары, башкиры и чуваши.
В центральной части Западной Сибири проживают народы угорской группы — ханты и манси. Населяющие территорию Восточной Сибири и Дальнего Востока эвенки, эвены, нанайцы и удэгейцы составляют тунгусо-маньчжурскую группу. Чукчи, коряки, юкагиры и нивхи относятся к полиазиатским народам, а эскимосы и алеуты — к особой семье, имеющей американоидные черты. В монгольскую группу входят буряты, проживающие на юге Восточной Сибири. К этой группе относят также и калмыков, населяющих юго-западную часть Поволжья.
Наиболее сложным в этнокультурном отношении является Северный Кавказ, где проживает несколько десятков народов, принадлежащих к разным языковым группам, исповедующих различные религии, отличающихся традиционными способами хозяйствования и обычаями. Этот регион является одним из самых конфликтогенных в Российской Федерации. Политическая нестабильность и экономический кризис привели к открытым межнациональным столкновениям в начале 1990-х годов (конфликт между Северной Осетией и Ингушетией, вооруженный конфликт между Чеченской республикой и Россией, обострившиеся отношения между казачеством и народностями Северного Кавказа). Несовершенство системы национально-административного деления территории Северного Кавказа усугублялось внутренними противоречиями социально-экономического характера, принявшими этнический характер и способствовавшими разрастанию конфликта между Чечней и Россией. Сходные процессы набирают силу и в западной части Северного Кавказа, в зоне проживания черкесских (адыгских) народов.
Сложной является и проблема малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Несмотря на то, что в последние годы в развитии народов Севера был, достигнут определенный прогресс, из-за отсутствия достаточно действенного механизма самоуправления и хозяйствования многие меры по социально-экономическому развитию народов Севера остались до конца не реализованными. Углубились диспропорции в половом составе населения — преобладает мужское население. Напряженная ситуация сложилась в обеспечении занятости населения, что является следствием неразвитой социальной инфраструктуры, острой жилищной проблемы, слабого развития промыслов и производств по переработке продуктов оленеводства, изготовлению товаров народного потребления.
Подсистема управления национальными отношениями является одним из основных элементов ТОН. В настоящее время в России она недостаточно развита и в основном подчинена задаче регулирования национальных отношений в рамках федеративных отношений. С ее помощью осуществляется разграничение полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов Федерации. Однако такая система управления имеет недостатки. Фактически она не в состоянии непосредственно регулировать национальные и межнациональные отношения федеральные органы не располагают механизмом воздействия на межнациональные отношения в рамках самих субъектов Федерации. Положение осложняется тем, что республики и автономии, будучи национальными государствами и национально-государственными образованиями по своему конституционному статусу, представляют собой не моно-, а многонациональные территории. Поэтому подсистема управления в составе ТОН должна строиться с учетом интересов и особенностей развития разных народностей.
Управление национальными отношениями представляет собой процесс направленного воздействия властных структур на всю совокупность общественных условий жизнедеятельности нации. Эффективность управления может быть обеспечена только на основе познания и использования объективных закономерностей и тенденций развития национальной жизни. Опираясь на них, можно вести поиск оптимальных социально-экономических решений, оказывающих регулирующее воздействие на межнациональные отношения.