Этнонациональные особенности России

Россия относится к многонациональным государствам и по национально-государственному устройству не имеет аналогов в мире. В стране насчитывается более 100 больших и малых наро­дов. Более половины из них имеют собственные этнические тер­ритории и образуют суверенные государства в составе России. Среди субъектов Федерации 32 имеют статус национальных тер­риторий, в которых 40 этносов являются коренными. Официаль­ная статистика выделяет на территории России 65 коренных малочисленных народов общей численностью до 50 тыс. человек, из них 13 насчитывают от 100 до 1000 человек. На территории европейской части проживает 6 народов, на Северном Кавказе — 23, в Сибири и Дальнем Востоке — 36. В настоящее время по этнонациональному признаку на территории РФ выделяют 21 рес­публику, 10 автономных округов и одну автономную область.

Наибольшие возможности для политического и экономиче­ского самоопределения получили народы, имеющие достаточно высокую численность населения коренной национальности, рас­полагающие компактной территорией, достигшие высокого уров­ня социально-экономического развития. Среди таких образова­ний следует выделить республики Татарстан и Башкортостан, Удмуртскую Республику. Этнические территории с меньшей чис­ленностью населения коренной национальности образовали автономные округа. Особое место занимает Еврейская автоном­ная область, в которой численность коренной национальности составляет 4,2% всего населения автономного образования.

В настоящее время в национальном составе страны 81% при­ходится на долю русских, 3,7% составляют татары, 2,9% — укра­инцы, 1,1% — чуваши. Удельный вес каждой из остальных национальностей менее 1%. На 1 января 2002 г. в России за­регистрирована 20 441 религиозная организация (в том числе 408 центральных и 19 420 местных), 136 духовных образователь­ных учреждений, 385 монастырей, 95 религиозных учреждений. Из общего числа этих организаций примерно 11 000 относятся к Русской православной церкви, 3186 — к исламским организаци­ям, 1007 — к общинам евангельских христиан-баптистов, 1380 — к общинам христиан-пятидесятников. Всего насчитывается 65 кон­фессий.

Север и северо-запад европейской части страны населяют народности угро-финской языковой группы — коми-пермяки, карелы и саамы. В Поволжье, Приуралье, Прикамье и Сибири наряду с русскими проживает ряд народов и народностей, полу­чивших автономию после Октябрьской революции 1917 г. К этим национальностям принадлежат удмурты, мордва (эрзя и мокша) и марийцы, относящиеся к угро-финской группе, и говорящие на языках тюркской группы татары, башкиры и чуваши.

В цент­ральной части Западной Сибири проживают народы угорской группы — ханты и манси. Населяющие территорию Восточной Сибири и Дальнего Востока эвенки, эвены, нанайцы и удэгейцы составляют тунгусо-маньчжурскую группу. Чукчи, коряки, юка­гиры и нивхи относятся к полиазиатским народам, а эскимосы и алеуты — к особой семье, имеющей американоидные черты. В монгольскую группу входят буряты, проживающие на юге Восточной Сибири. К этой группе относят также и калмыков, населяющих юго-западную часть Поволжья.

Наиболее сложным в этнокультурном отношении является Северный Кавказ, где проживает несколько десятков народов, принадлежащих к разным языковым группам, исповедующих различные религии, отличающихся традиционными способами хозяйствования и обычаями. Этот регион является одним из са­мых конфликтогенных в Российской Федерации. Политическая нестабильность и экономический кризис привели к открытым межнациональным столкновениям в начале 1990-х годов (кон­фликт между Северной Осетией и Ингушетией, вооруженный конфликт между Чеченской республикой и Россией, обострив­шиеся отношения между казачеством и народностями Северно­го Кавказа). Несовершенство системы национально-администра­тивного деления территории Северного Кавказа усугублялось внутренними противоречиями социально-экономического харак­тера, принявшими этнический характер и способствовавшими разрастанию конфликта между Чечней и Россией. Сходные про­цессы набирают силу и в западной части Северного Кавказа, в зоне проживания черкесских (адыгских) народов.

Сложной является и проблема малочисленных народов Севе­ра, Сибири и Дальнего Востока. Несмотря на то, что в последние годы в развитии народов Севера был, достигнут определенный прогресс, из-за отсутствия достаточно действенного механизма самоуправления и хозяйствования многие меры по социально-экономическому развитию народов Севера остались до конца не реализованными. Углубились диспропорции в половом составе населения — преобладает мужское население. Напряженная си­туация сложилась в обеспечении занятости населения, что явля­ется следствием неразвитой социальной инфраструктуры, острой жилищной проблемы, слабого развития промыслов и производств по переработке продуктов оленеводства, изготовлению товаров народного потребления.

Подсистема управления национальными отношениями явля­ется одним из основных элементов ТОН. В настоящее время в России она недостаточно развита и в основном подчинена зада­че регулирования национальных отношений в рамках федеративных отношений. С ее помощью осуществляется разграничение полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов Федерации. Однако такая система управления имеет недостатки. Фактически она не в состоянии непосредственно регулировать национальные и межнациональные отношения федеральные органы не располагают механизмом воздействия на межнациональные отношения в рамках самих субъектов Федера­ции. Положение осложняется тем, что республики и автономии, будучи национальными государствами и национально-государ­ственными образованиями по своему конституционному стату­су, представляют собой не моно-, а многонациональные терри­тории. Поэтому подсистема управления в составе ТОН должна строиться с учетом интересов и особенностей развития разных народностей.

Управление национальными отношениями представляет собой процесс направленного воздействия властных структур на всю совокупность общественных условий жизнедеятельности нации. Эффективность управления может быть обеспечена только на основе познания и использования объективных закономерностей и тенденций развития национальной жизни. Опираясь на них, можно вести поиск оптимальных социально-экономических ре­шений, оказывающих регулирующее воздействие на межнацио­нальные отношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: