Часть VII
Рост населения и способ производства
Для определения характера связи, существующей между "Населением и хозяйством, следует прежде всего выяснить, что является главной силой «...в системе условий материальной жизни общества, которая определяет физиономию общества, характер общественного строя, развитие общества от одного строя к другому?
Такой силой исторический материализм считает способ добывания средств к жизни, необходимых для существования людей, способ производства материальных благ —• пищи, одежды, обуви, жилища, топлива, орудий производства и т. л., необходимых для того, чтобы общество могло жить и развиваться»1.
Процесс хозяйственной деятельности людей заключается в переработке природных материальных благ. Характер и способ переработки этих благ непрерывно эволюционируют. Первобытный человек добывал себе пищу, орудуя камнем, прикрепленным! к деревянной палке. В более позднюю эпоху техника производства стала совсем иной. Человек уже научился гончарному ремеслу, научился делать изделия из железа, бронзы и т. д. Постепенно, о ростом технических знаний и навыков, увеличивалась вооружг Юность труда человека средствами производства, происхо/у/ло накопление производственного опыта и трудовых навыков. Человечество, в процессе производственной деятельности, непрерывно, так сказать, повышает свою квалификацию.
В первобытном обществе изготовление даже самых примитивных орудий труда непрерывно совершенствовалось; пусть эти изменения выражались в ничтожно мелких приращениях производительности, но даже эти малые величины, помноженные на бесконечно большое число повторений операций, давали в результате заметный эффект, некоторый технический сдвиг. Если, далее, учесть преемственность вновь созданных производственных навыков из поколения в поколение, то станет ясным, что
1 Сталин, Вопросы ленинизма, стр. 550. 364
достигнутый уровень техники является сгустком всего предыдущего производственного опыта. С ростом) массы этого опыта растет и техника.
«Одна из особенностей производства,—пишет товарищ Сталин,— состоит в том, что оно никогда не застревает на долгий период на одной точке и находится всегда ib состоянии изменения и развития...» х В этом постоянном изменении и развитии производства и надо искать источники поступательного движения в истории хозяйства и культуры.
Материальное производство совершается непрерывно, без него не может существовать хозяйственная деятельность людей. Накопление оныга и техническое совершенствование происходят так же непрерывно, как и само материальное производство. В способе производства материальных благ и следует искать тот «вечный двигатель», который приводит в движение весь сложный механизм эволюции человеческого общества.
Большинство буржуазных экономистов совсем иначе представляет себе связь между населением) и хозяйством). Их точка зрения сводится к следующему. Люди рождаются и умирают, но число родившихся больше числа умерших; вследствие этого ■происходит автоматический рост числа населения. Рост количества едоков требует увеличения количества пищи. Чтобы получить это дополнительное количество пищи, человек переходит к более продуктивному использованию земли. Отсюда, по их мнению, технический прогресс, сдвиги в уровне производительности труда, позволяющие добиться большего количества продуктов. Таким образом», согласно этой концепции, именно рост населения является основной пружиной, главным рычагом) всякого поступательного движения, всякого перехода к более высоким формам хозяйственной деятельности. Если бы население не увеличивалось в своем числе, а оставалось неизменным, то никакой цивилизации не было бы и человечество не вышло бы из состояния дикости.
Этой точки зрения придерживается подавляющее большинство буржуазных экономистов и демографов. Так, например, Максим Ковалевский в своем труде об экономическом! развитии Европы утверждает следующее:
«Продолжительные изыскания привели меня к тому заключению, что главным фактором всех изменений экономического строя является не что иное, как рост населения». И далее: «...для меня главным двигателем экономической эволюции является рост населения». Несколькими строками далее Ковалевский показывает это на примере примитивных общественных формаций: «Возрастание народонаселения является, следовательно, могучим разрушительным фактором для тех примитивных обществ, которые не знают других средств существования, кроме охоты на лесного зверя и улова рыбы». С приростом населения,— говорит
1 Т ам же, стр. 551.
далее Ковалевский, «совершается переход к новому способу производства,—ж разведению домашнего скота».
Но рост населения продолжается. И Ковалевский описывает? дальнейшую экономическую эволюцию племен:
«Численный рост семей вынуждает пастушеские племена перейти к преимущественному занятию земледелием и к новому образу жизни, делающему передвижения менее частыми, заставляющему номада уступить место домоседу. Впрочем и здесь не наблюдается резкого, непосредственного перехода. Земледелие само сохраняет некоторое время бродячий характер в том смысле, что поля обрабатываются лишь в течение одного или нескольких лет, после чего их покидают для девственных пространств, обещающих более обильную жатву... Но достаточно, чтобы племя возросло в численности, при невозможности выйти из своих границ, как происходят важные изменения и в способе обработки полей и в других условиях существования» '.
Таким образом, по Ковалевскому, рост населения является тем первичным фактором, который приводит в движение весь сложный механизм эволюции хозяйственных форм. Наличие требующих пищи людей является, по Ковалевскому, тем бродильным ферментом, который приводит в движение эволюцию хозяйственных форм общества.
Аналогичной позиции придерживаются и многие другие авторы. Например, немецкий ученый В. Шмидт (W. Schmidt) говорит о чрезвычайной важности влияния роста населения на рост культуры и прогресса. «Все обстоятельства,— говорит он,— которые препятствуют увеличению массы населения, являются также препятствиями более высокому культурному развитию»2. Другой немецкий ученый, Шурц (Schurtz), по этому вопросу пишет следующее:
«С растущим числом людей изменяется также общественная структура народа, орды и клады уступают место государству... И если большое число людей является необходимой основой культуры, то одновременно с этим постоянное увеличение населения явл? |тся стимулом) к дальнейшему прогрессу» 3.
Фальбер jPontus Е. Fahlbeck) утверждает, что «Рост населения, хотя 'И сильно замедленный в прежние времена вследствие болезней и войн, является сильнейшим рычагом в истории человечества» '.
Профессор экономической истории в Миннезотоком университете Грае (N. S. В. Gras)5 указывает, что даже самый переход к земледелию явился результатом.роста.населения и длительного мира.
1М. М. Ковалевский, Развитие народного хозяйства в Западной Европе, Спб. 1899, стр. 2, 4, 5, 6, 9.
2 Schmidt und К о р р е г s, Der Mensch aler Zeiten, В. 3, Т. I, S. 163.
3 Schurtz, Urgeschichte der Kultur, 1900, S. 41.
* Fahlbeck, Die Klassen und die Cesellschaft. Eine geschichtlich-so-ziologische Studie, 1922, S. 115.
"Gras, An introduction to economic history, 1922, p. 68.
Мы не 'будем больше утомлять читателя набором цитат. Отметим еще только, что этой концепции придерживались Богданов и Степанов. В своем курсе «Политическая экономия» они пишут так: рост населения... требует «перехода к более интенсивным формам культуры» \ В другом месте они пишут: «Таким-то образом абсолютное перенаселение с сопровождающими его обострением межгрупповой борьбы и переселениями в более умеренный пояс приводило к медленному, едва заметному, но постоянному развитию техники, к увеличению расстояния между человеком и его зоологическими предками» 2.
Подобное понимание взаимоотношений.роста населения и роста техники, действительно, очень «доходчиво» и обладает кажущейся убедительностью. Население растет, увеличивается спрос на продукты, и техника дает на этот спрос соответствующий ответ. Все просто и ясно. Однако историческая действительность идет иным путем.
В самом деле, из чего исходят сторонники разобранной точки зрения?
Основной их позицией является автоматический рост населения, толкающий людей на технические усовершенствования. Вот, например, как излагает этот вопрос П. Н. Милюков, посвятивший первые страницы своих «Очерков по истории русской культуры» вопросам населения:
«Население каждой страны имеет склонность увеличиваться само собой, стихийно, автоматически (разрядка наша. — Б. У.)... такое автоматическое возрастание населения является главным толчком, заставляющим людей увеличивать количество труда, необходимого для поддержания жизни, и изменять его форму» \
Утверждение об автоматичности роста населения является краеугольным камнем этой концепции; в этом ее суть, без него она немыслима. Население якобы растет неудержимо, как лавина, как снежный ком. И этот стихийный рост населения будто бы толкает людей на поиски новых хозяйственных форм, стимулирует их к повышению производительности труда.
Но справедливо ли утверждение о существовании автоматичности в возрастании населения? Действительно ли это является законом ^размножения людей? Мы полагаем, что на это следует ответить отрицательно. Никакого закона, обеспечивающего стихийное, автоматическое самовозрастание населения, не существует.
Ссылаясь на автоматический >рост населения, сторонники этих теорий находилисьАпод впечатлением демографических явлений XIX в. В этом веке почти во всех странах имел место значитель-
1 Богданов и Степанов, Курс политической экономии, 4 изд., т. I, стр. 255.
"Там же, стр. 39.
3 Милюков, Очерки по истории русской культуры, ч. 1, Спб. 1904, стр. 21.
ный рост населения в результате перевеса числа родившихся над числом умерших. К такому перевесу настолько привыкли, что стали считать подобное явление характерным для всех времен и всех народов.
Между тем корошо известно, что в различные эпохи в отдельных странах имела место убыль населения как результат перевеса числа смертей над числом рождений. Известны также случаи длительной стабилизации численности населения. Более того, история человечества знает немало примеров, когда целые народы вымирали.и совершенно сходили с исторической сцены.
Наличие этих фактов свидетельствует о том, что нельзя говорить о каком-либо автоматическом росте населения. Действительно, почему рождаемость должна быть обязательно выше смертности, из чего это вытекает? Вряд ли сторонники этой теории смогут нам это объяснить. В самом деле, допустим, уровень рождаемости равен 40 на 1 тыс.; если в то же время средняя продолжительность жизни равняется 25 годам, то и смертность будет равняться примерно 40 на 1 тыс. (т. е. ежегодно будет умирать 725 населения) и никакого роста не будет \ Рост начнется только в том случае, когда средняя продолжительность жизни увеличится до 26 лет. Но ведь нет оснований утверждать, что средняя продолжительность жизни автоматически возрастет с 25 до 26 лет и более, а если так, то откуда возьмется автоматический рост населения. Стихийный рост населения на самом деле вовсе не обязателен. Может случиться — либо уровень рождаемости упадет до уровня смертности, либо, наоборот, уровень смертности поднимется до уровня рождаемости. В обоих случаях естественный прирост населения аннулируется. Это не раз имело место у многих культурных наций. В частности, например, можно считать достоверным факт стабилизации населения в Дании на протяжении столетий, убыль населения в Испании, в Византийской империи «в других странах. Но и без этих примеров совершенно ясно, что могут быть длительные периоды в жизни народов, когда уровень смертности примерно равен уровню рождаемости вслед (твие низкой продолжительности жизни.
Легко се J представить также, что стабилизация численности населения происходит на противоположном базисе. В этом* случае рождаемость падает до уровня смертности. Это происходит тогда, когда рождаемость искусственно ограничивается.
Подобное искусственное ограничение рождаемости широко применяется в наши дни в виде распространения абортов и контрацепции. В результате подобной практики население некоторых стран и районов уже перестало возрастать в своей численности или приближается к этому.
1 Мы здесь для упрощения оперируем соотношением:
коэфициент смертности =------------------------- • • i ооо,
^ г средняя про *олжи
тельноегь жизни
хотя это соотношение справедливо только для стациояаргаагв населения, 368
Искусственное ограничение рождаемости «мело место и у первобытных народов. Хорошо известно, что ограничение рождаемости имело место у варваров, заселявших Европу, и у дикарей. Оно сводилось к различным мерам. Среди них — запрещение женщинам рожать до 30-летнего возраста, вытравливание плода, детоубийство, имевшее весьма широкое распространение. Всеми этими мерами племена добивались стабилизации своей численности. Следовательно, и в отношении первобытных народов нет оснований говорить о том, что в ту эпоху неизбежно имел место автоматический рост населения.
Если же отбросить предпосылку автоматического роста населения, то рассматриваемая концепция лишится своего фундамента. Правда, нам могут возразить, что если автоматический рост населения не всегда имеет место, то в таком случае и уровень техники также не увеличивается. Периоды застоя в численности населения, если придерживаться этой теории, должны быть одновременно периодами застоя техники и культуры. Каждый вытравленный плод, каждое убийство новорожденного означает в то же время отказ от борьбы за повышение производительности труда,— так рассуждают сторонники этой теории. Как только начнется рост населения, так сразу начнется рост техники, рост культуры.
Но при этом возникает вопрос: почему, собственно, население должно расти, какие причины ведут к этому? Вот здесь и обнаруживается слабое место этой теории. Пока речь шла об «автоматическом росте населения», не было надобности отыскивать какие-либо специальные причины. Но так как этого автоматического роста вовсе не существует, то, следовательно, нужно найти объяснение факту роста населения.
Это объяснение надо искать, как мы уже указывали, в производственной деятельности людей.
Однако мы не хотим сказать, что рост населения не играет никакой роли в развитии техники. Рост населения различными путями может влиять и влияет на рост техники. Во-первых, увеличение числа работников означает в то же время увеличение общей суммы производственного опыта, а это последнее увеличивает возможности каких-либо технических усовершенствований. Во-вторых, рост населения означает увеличение плотности населения, а рост плотности населения приводит к росту общения людей друг с другом. Рост общения приводит к усилению взаимной передачи производственного опыта. Из этого видно, что рост населения может влиять на развитие техники, ускорять ее поступательное движение, но первоначальным источником этого движения он ни в коем случае не является.
Товарищ Сталин по этому вопросу указывает, что «...рост народонаселения имеет влияние на развитие общества, облегчает или замедляет развитие общества, но он не может быть главной силой развития общества, и его (влияние на развитие общества не может быть определяющим влиянием, так как сам по
24 Б. Ц. Урланис
себе рост народонаселения не дает ключа для объяснения того, почему данный общественный строй сменяется именно таким-то новым строем, а не каким-нибудь другим, почему первобытнообщинный строй сменяется именно рабовладельческим строем, рабовладельческий строй — феодальным, феодальный — буржуазным, а не каким-либо другим строем» \ Таким образом, влияние роста населения не может быть определяющим, а такого рода влияние, такая роль, роль первичного фактора, первого звена в цепи принадлежит только способу материального производства.
Отметим*, между прочим, что некоторые буржуазные демографы склонны рассматривать рост населения как результат влияния общественных факторов. Например, известный английский» демограф А. М. Карр-Саундерс, касаясь роста населения в Англии в эпоху промышленной революции, говорит, что рост населения явился ответом на рост профессионального опыта (skill) 3. Итальянский политический деятель Франческо Нитти в своей книге «Народонаселение и общественный строй» также пишет, что «рождаемость определяется экономическим строем».
Сходной позиции придерживаются и некоторые немецкие ученые. Так, например, Макс Вебер (Weber) пишет: «Огромный рост населения есть ответ на постоянную экспансию пищевой площади» 3. Л. Поле (Pohle) высказывается в следующих выражениях: «Именно потому, что оказалось возможным прокормить возросшее население,.именно поэтому мог иметь место сильный прирост населения» 4. Наконец, особенно четко говорит Дитцель (Dietzel): «Быстрый прирост производительности был причиной быстрого.роста населения в ряде стран» 5.
Из этого мы видим, что среди буржуазных ученых по этому вопросу нет единства взглядов. По мнению Ковалевского, Милюкова и других, рост населения — причина роста техники; по мнению Дитцеля, Вебера и других рост населения является следствием роста техники. Но точка зрения этих последних односто-роння, так как не учитывает обратного влияния увеличивающегося населения на темп роста техники, на степень интенсивности технического развития.
Существенно отметить, что интенсивность этого 'взаимодействия далеко i ч всегда была одинаковой. Можно предположить, что в началь1 ,рл этапе истории человеческой культуры влияние роста населек./я на рост техники было не так уже значительно. Это влияние с течением.времени усиливалось и в более близкую нам эпоху приобрело >нем!аловажное значение. Таким образом, связь развития техники с увеличением населения принимала, различные формы в зависимости от конкретного разнообразия условий, сложившихся в той или иной исторической обстановке.
1 Сталин, Вопросы ленинизма, стр. 549.
sCarr-Saunders, World population, p. 256.
" Weber, Agrargeschichte, «Handworterbuch d. Staatswissenschaften», 3 Aufi., S. 159.
* Pohle, Deutschland am Scheidewege, 1902, S. 85.
5 Dietzel, Weltwirtschaft und Voikswirtschaft, 1900, S. 118. 370