Фольклорность сюжета и жанра как специфический этап в истории литературы 4 страница

387 Рассказ древней, чем придаваемое ему мифологическое значение (Боас, 1926. С. 128).

388 Od. XVII, 570; Apul. Metam. VIII, 1. Ср. вступление к новеллам Grazzini.

389 Meringer, 1913. S. 184 sqq.; Drake, 1838. Р. 94 sqq.

390 “A sad Tale's best for winter: I have one of spirits and goblins”, говорит мать, рассказывая зимой, у огня, сыну на ночь сказку (The Winter's Tale Шекспира, II, 1). Название этой пьесы не было понято критиками. Ср. персидский обычай: собираются в праздник ночью (в феврале!)


и рассказывают об опасных приключениях и спасении, причем этот рассказ — жертва святому (Олеарий, 1869. Кн. V. Гл. 25). Такое же значение имеет и заключительный рассказ в греческом романе.

391 Malinowski, 1926. Р. 25 (в Меланезии рассказ вечером при очаге “имеет благодетельное влияние на новый урожай”).

392 Plut. Coriol. 24. Сюжет о мертвеце, воскресшем от рассказа (Poggio Bracciolini, De mortuo vivo; Grazzini Le Cene, V). Турецкий фольклор у Кузьмичевского (с параллелями) (1886. С. 230 ел., 233).

393 Так еврей спасает себя от смерти рассказом у Восс. Dec. 1, 3.

394 Рассказ во время чумы (Декамерон) оказывает то же действие, что и сценические представления во время мора, чумы, бедствия и т.д.

395 Отсюда — пение и пляска в святилищах (Aristot. Rhet. II, 24, 7) и в христианских церквях средневековья и еще в XVIII веке (Лафарг, 1928. С. 111).

396 П. V, 275, XIII, 725,767, XX, 176, 425, XXII, 278, 330 и др.

397 Lüders, 1907. S. 51 sqq.; Schröder, 1908. S. 382.

398 Herodot. II, 122; Artem. I, 4; Weimeich, 1923. S. 14, 4. Ср. Tacit. Germ. 24 (проигравший шел в рабство и давал связать себя и продать, хотя был сильнее и моложе победителя) и Plut. Rom. 5, QR 35. В средневековых “Плясках смерти” смерть изображалась шулером. В фаблио De St. Pierre et du jongleur апостол Петр играет в аду в кости. Так и Наль играет с Кали, богом смерти. Не тот ли образ инкарнирован и в “Пиковой даме”? — Об игре в святилище — Poll. IX, 96; в палестрах, при праздничных жертвоприношениях, играют в кости — Krause, 1835. S. 153.

399 Usener, 1913 (2). S. 313 sqq.; Максимов, 1890. С. 15 слл.

400 Paus. II, 32, 2; Hym. Cer. 266 sqq.; Hesych. βαλλητός ω τύπται. Ср. Paus. IX, 11, 2; Plut. QG 13; Polyb. Ill, 25; Sch. Od. XVI, 471; Новосадский, 1887. С. 140-141; Франк-Каменецкий, 1930. С. 72 (камень = мессия); Марр, 1928 (2). С. 34 (связь руки и камня); Herkenrath, 1931. S. 1103.

401 Herodot. V, 83.

402 Plut. QC VIII, prooem.

403 Reitzenstein, 1893. S. 38.

404 О грамматическом третьем лице = тотему-действию — Марр, 1934 (1).С. 128.

405 См. прим. 609. Отсюда жанр “К самому себе”, начиная с Солона.

406 Тураев, 1913. Т. I. С. 253, 308.

407 Tacit. Hist. II, 3; Paus. IX, 39, 14. Ср. все эпилоги греческого романа. Известно, что митр. Макарий возложил свои “Четьи-Минеи” в Новгородском храме и Успенском соборе.

408 “Я изваял изображение Ассура, моего господина, написал на серебряной дощечке и положил перед ним” (Саргон) (Тураев, 1913. Т. II. С. 83).

409 О древнейшей схеме автобиографии у Гомера (имя, пол, родина) в могильных эпиграммах и у Пропорция — Weinreich, 1923. S. 68.

410 Подробней в моем “Происхождении греческого романа”; Фрейден-берг, 1930 (2). С. 145; Fries, 1910. S. 192, 208; Zimmern, 1906. S. 137. Отсюда — топика выражений έργα και πάθη, деяния и претерпевания и т.д.


411 Eur. Tr. 1188; Thuc. VI, 54, 59 и пр. Впоследствии эпиграмма становится сатирическим жанром личной насмешки, смыкаясь с античной инвективой и сатирой (такова частично александрийская эпиграмма; ср. Марциала).

4112 Таковы воспоминания о невинно погубленном Сократе, Ксенофонта ли они или Платона; воспоминания о Христе; мемуарная форма греческого романа, повествующего о страданиях героев, и т.д. Ритор Менандр оставил схему мирных деяний царя, жанрово граничащую со схемой лавдации εγκώμιον βασιλέως; Norden, 1899. S. 466 sqq.

413 Lucius, 1904. S. 490, 4; Fries, 1910. S. 213. Со средних веков 'слово мертвеца' обращается в некролог, 'слово о мертвеце'; оно восходит к записям имен умерших, нужных для молитвы (первичная инвокация) с дальнейшим прибавлением хвалебных формул и жизнеописаний. Ср. Петухов, 1895.

414 Такова была в Египте “Книга мертвых”; ср. также содержание пирамидных текстов (Тураев, 1913. Т. I. С. 238 слл.).

415 Ср. сумашествие Одиссея (Hyg. Fab. 95), который уже в “Илиаде” άφρων: III, 220 (хотя и в форме сравнения), Геракла (Еврипид), даже Диониса (Plat. Legg II, 672 b, Apollod. Ill, 5, 1).

416 Xen. Anab. I, 2, 8 и др. Ср. “(Премудрость) прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд”, “отблеск вечного света” (Премудр. Солом. 7, 29; 26). “И буду я сиять учением (говорит Премудрость), как утренним светом” (Сирах 24, 35). “Кто нашел меня (Премудрость), тот нашел жизнь” (Притч. Сол. 8, 35). “Учение мудрого — источник жизни, удаляющий от себя смерть” (Там же. 13, 15). “Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклоняться от преисподней внизу” (Там же. 15, 24 и др.).

417 “И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою” (Еккл. 2, 13). “Плачь над умершим, ибо свет исчез у него; плачь над глупым, ибо разум исчез у него” (Сирах, 22, 9) (свет = разум, умерший = глупый). Мотив типичен для египтян и вавилонян.

418 Ср. Aesch. Prom. 596.

419 Grazzini, Le Cene, II, 1.

420 Fries, 1910. S. 58, 63, ср. 73 sqq. Μωροι δια Χριστόν [безумные Христа ради], 1 Кор. 4, 10.

421 Ribbeck, 1876. S. 381 sqq.

422 Dirichlet Lejeune, 1914. Р. 7.

423 Hes. Erga 141. В комедии Ферекрата Μεταλλης описывалось блаженное состояние подземных людей (CAF I, 174 Kock; Шмидт, 1931. С. 59). По Марру, (1926 (6). С. 29) 'блаженный' = 'небо'.

424 Orph. Hym. 26. В агиографии св. Макарий живет на краю света и за грех должен простоять три года в земле (Rabbow, 1895. S. 263 sq.).

425 “Что такое острова блаженных? Солнце и луна” (Jambl. Vit. Pyth. 82; Ar. Eqq. 1151. Suid. βάλλ ες Μακαρίαν (= “убирайся к черту”, — конечно, не в страну блаженства!). Ср. Dieterich, 1893. S. 25, 35.

426 Даль под ел. Благо (T.I. С.90-91). И в европейских языках 'блаженный' значит 'дурак' (Hatzfeld, 1924. S. 21).


427 Юродивый, ходивший по улицам нагой, “торжественно злословил Бориса” Годунова, а тот молчал, не смея “сделать ему ни малейшего зла”. Блаженные “могли всякого, даже знатного человека, укорить в глаза беззаконною жизнию и брать все, им угодное, в лавках без платы”. Так, Василий Блаженный смело корил Грозного (Карамзин. Т. X. Гл. 4). Ср. Карабу — дурака Сатурналий, высмеивавшего Агриппу. В сущности, этого же сакрального характера высмеивание ателланистами римских императоров (Tacit. Ann. IV, 14; Suet. Cal. 27; Ner. 39; Galb. 12; Domit. 10). Ср. у Эразма: “Дураки служат потехой величайшим государям, которые без них не трапезовать, ни прогуливаться, ни даже единого часа прожить не могут”; “от них не только правда, но явные даже укоры выслушиваются с приятностью” (Эразм Роттердамский, 1931. Гл. XXXVII). Дурачкам “позволяют безнаказанно говорить и делать, что угодно. Никто не причиняет им никакого худа, даже дикие звери их не трогают ради их простоты. Воистину он посвящены богам, особливо мне, и потому все содержат их в такой чести” (Там же. Гл. XXXV).

428 Μωρων εορτή (Plut. QR 89), stultorum feriae (Ovid. Fast. II, 513 sqq.). Форнокалии — праздник глупцов, связанный с поджариванием растолченной полбы (Wissowa, 1902. S. 142). О союзе шутов при храме Геракла (FHG IV, 507 = Athen. 614 d-e). 0 празднике сумасшедших в средние века: Disraeli, 1817. Vol. III. P. 256, 262; Petit de Julleville, 1885. Р. 33, 193 sqq.; 209 sqq.; много материала у Frazer, 1911 (3). Ср. Driesen, 1904. S. 146; Flögel-Ebeling, 1862. S. 223 sqq.

429 Radermacher, 1908 (1). S. 445 sqq., 449, 456.

430 Притч. Сол. 9, 1-6. Такова и связь безумия с едой φακη (Ar. Nub. 814, 918, 983 sqq. и Софил у Athen. 158 а).

431 “От трех трясется земля, четырех она не может носить: раба, когда он становится царем; глупого, когда он досыта ест хлеб” (Притч. Сол. 30, 21-22; параллелизм с рабом-царем!). Ср. ниже, о фарсе. “Ядущие меня еще будут алкать, и пьющие меня еще будут жаждать” (говорит о себе Премудрость; Сирах 24, 23).

432 На этой почве создается ряд рассказов о плодах, бросаемых в голову дурака (плод = голова, не потому ли круглый дурак?) (Кузьмичевский, 1886. С. 213 слл. Ср. Сирах 6, 19; 24, 3).

433 “Мудрый правитель научит народ свой, и правление разумного будет благоустроено”, “царь ненаученный погубит народ свой” (Сирах 10, 1, 3), ср. “Мудрый муж будет изобиловать благосостоянием” (Там же. 37, 27). См. прим. 146.

434 Soph. Oed. 22 sqq.

435 Dümmler, 1894. S. 203 sqq.

437 Aristot. Eth. Nic. 1129 b 30. О поговорке: Марр, 1930 (2). С. 55, 60; Usener, 1887. S. 44sq.

436 Аничков, 1907. С. 396. Веселовский, 1897. С. 300.

438 Латышев, 1889. С. 97.

439 Plat. Gorg. 520 b; Rp III, 406 a-c; Soph. 227 a.

440 Suid. γυμνασία; Luc. Hipp. 4-8; Poll. VII, 166.

441 Krause, 1835. S. 170 sq.


442 Paus. VI, 23, 1-6. Не менее характерно, что Немезида является агонистической богиней (Premerstein, 1894. S. 400 sqq.).

443 ̀Ιερεύς и αρχιερεύ, самая служба в гимнасиях у атлетов αρχιεροσύνη (Krause, 1835. S. 167, 229 sq.).

444 Liv. II, 36; Dion. Hal. VII, 68; Plut. Coriol. 25 и др.

445 Paus. VI, 21, 2; 23, 1-2.

446 Plut. QC V, 3.

447 Латышев, 1889. С. 129-130.

448 Botticher, 1883. S. 132.

449 Ibid. S. 79. Особую роль играл здесь Пепопс: Cook, 1903. Р. 174 sqq.; Cornford, 1912. P. 212 sqq.; Harrison, 1927. Р. 219 sqq.

450 Paus. VI, 20, 10; 12.

451 Так именно в Олимпийских играх шло единоборство “вплоть до кровопролития и убийства побежденных” (Plut. QC V, 2). В “Электре” Еврипида убийство, совершенное Орестом, еще рассматривается как агон; после этого убийства Электра увенчивает Пилада победным венком за подвиг, и дальше идет победная пляска хора, в который убийца величается “прекраснопобедным” и “победоносцем”, причем его статуя увенчивается (859-889). Ср. “...бесовская еще держаще обычая треклятых елин, в божественные праздники позоры некаки бесовские творити со свистанием и с кличем и воплем созывающе паки скаредные пьяницы и бьющеся дреколеем до самые смерти и возымающе от убиваемых порты” (Буслаев, 1861. С. 392; Жданов, 1893, № 10. С. 229). Ср. кулачные бои и палочные бои в древней Руси на льду.

452 Вот почему в первом кулачном бою Зевс борется с Кроном именно за власть (Paus. V, 7, 10). Ср. польское сказание о Лешке, которого провозгласили князем после победы на состязании коней (Жданов, 1894, № 2. С. 399). В Новгороде среди площади находился высокий камень: кто вспрыгивал на него и удерживался, тот получал власть (Там же. С. 397). Много примеров в Frazer, 1911 (3).

453 Sch. Pind. Ol. IX, 1.

454 L. с.

455 Plut. QC II, 5, 2.

456 Например, 01.1, 111-116; Pyth. Ill, 191-205 и др. (личная тематика).

457 Симонид у Heracl. Font. Fr. 25, FHG II, 219; Bacchil. V, XIV [о коне идет речь, если не принимать, как это делает Фрейденберг, добавления Бласса к строке 22 (Bacchilidis Carmina / Ed. Fr. Blass. Lipsiae, 1898. S.113: carm. XIII (XIV), учитываемого современным переводом Вакхилида]; Pind. 01.1 [18-22 ] и т.д.

458 Bötticher, 1883. S. 131.

459 L.c.139.

460 Bötticher, 1883. S. 78. Ср. миф о Полидевке, который оттого-де выигрывал в Олимпиях, что стоял спиной к солнцу, в то время как оно слепило глаза его противнику (Ibid. S. 120).

461 Dieterich, 1903. S. 159.

462 Bötticher, 1883. S. 144. В Греции международный суд всегда выполнялся религиозной властью, оракулами и амфиктиониями.


463 II. XXII, 209; ср. VIII, 69; XVI, 658; XIX, 223.

464 Фридлендер, 1914. С. 547.

465 Aelian. VH II, 28. Ср. гусиные и петушиные бои в древней Руси.

466 Sch. Juv. VIII, 175; Фридпендер, 1914. С. 550.

467 Таково вообще происхождение сценических игр (Liv. VII, 2).

468 Liv. XXXIX, 22; Suet. Cal. 18; Domit. 4 и мн. др.

469 Ср. с этим публичным кормлением гладиаторов до сих пор бытующее у нас кормление зверей в зоосадах на глазах публики как особое зрелище.

470 Фридлендер, 1914. С. 548.

471 Этим же объясняется связь между цирковыми партиями и выборами царей в Византии, да и в Риме.

472 Tertull. Ad. nat. 10; Apol. 15; Martial. 8, 30; Фридлендер, 1914. С. 564, 609.

473 Ср. средневековые казни-зрелища.

474 Dig. 48,19, 14; Фридлендер, 1914. С. 605, 606.

475 Fries, 1911. S. 26, где источники и литература; Noack, 1925/26. S. 154 sqq.

476 Wissowa, 1902. S. 112; Fries, 1911. LI. ее. Так во время панегрия в честь Изиды совершали шествие все животные, которых предстояло принести в жертву (Paus. X, 32, 17). Ср. Acta Pauli et Theclae 28.

477 Fries, 1910. S. 26 sqq. О воротах см. дальше. Ср. Noack, 1925/26. S. 157.

478 Usener, 1899. S. 120; Usener, 1905. S. 468 sq.; Fries, 1911. S. 31. Ср. Wissowa, 1902. S. 108, 138, 220.

479 Krause, 1835. S. 207.

480 Фридлендер, 1914. С. 485 слл.

481 Liv. I, 35.

482 Plin. NH 21, 5.

483 Stat. Silv. I, 6, 28 sqq.; Suet. Cal. 18 и др.; Фридлендер, 1914. С. 498.

484 juv. X, 81.

485 Фридлендер, 1914. С. 494.

486 Ср. Harrison, 1927. Р. 295 sqq.

487 Haigh,1907.P.8-9.

488 Aeschin. Ctesiph. 66-67 и Sch. Aeschin. Ctesiph. 67; Vita Eur. (Dindorf); Sch. Ar. Vesp. 1104; Haigh, 1907. P. 67.

489 Sch. Ar. Pax 835; Athen. 3 f; Haigh, 1907. Р. 75-76.

490 Demosth. Meid. 8-10; Haigh, 1907. Р. 70.

491 Средневековый правовой формализм вырастает из когда-то единого параллельного значения действа и слова; сказать одно вместо другого, не совершить части обряда при произнесениии слова — это значило “сорвать” процесс. Точно так же в римском праве под символическими действиями (борьба двух претендентов на вещь, прикосновение к ней палкой, мнимая схватка) можно прощупать древний обряд.

492 Herodot. V, 67.

493 Apollod. Ill, 6, 8. Ср. II. VI, 37 sqq., где Адраст снова связан с конями, мчащимися по полю смерти (брани): здесь он умирает из-за них.

494 Apollod. Ill, 6, 4. Об Арионе — Paton, 1890.


495 Hym. Dion. 6 sqq.

496 Ibid., 53. Так и Аполлон падает на дно критского корабля в виде дельфина. Начало благополучного прибытия корабля — это момент, когда Аполлон взлетает вверх в виде яркой звезды (Hym. Apoll. 400, 440 [или “Гимн к Аполлону Пифийскому” — 222, 26,2]).

497 Дионис обращается во льва (Hym. Dion. 44).

498 Например, хор в “Осах” Аристофана.

499 Казанский, 1926. С. 121; Robertson-Smith, 1907. Р. 217 sqq.

500 Так, панспермию Гермесу варил весь город (Sch. Ar. Ran. 218). Ср. сакральные должности “обедоносец”, “столоносец” и т.д.

501 Мы никогда не встретим отвлеченных или аллегорико-символических названий, каковы “Горе от ума”, “Гроза”, “Бедность не порок”, “Дело” и т.д. Имена драм не изучены, и только потому критика бьется над пониманием “Зимней сказки” или “Бури” Шекспира, названия которых вполне конкретны (в противоположность, например, “Грозе”).

502 Haigh, 1907. Р. 50.

503 О видах литургии см. Bockh, 1817. S. 533 sqq.

504 В состав литургии входила постановка состязаний, например, бег с зажженными факелами (гимнасиархия, лампадархия).

505 Например, у Diod. 1,21,8 в применении к богослужению у египтян.

506 Haigh, 1907. Р. 54 sq.

507 Demosth. Meid. 13.

508 Athen. 22 a, Suid. διδάσκαλος. По одной из недавних работ, актер сперва — водитель хора (“Гикетиды”, Дионис в “Вакханках”). Сперва актер входил вместе с хором и говорил пролог. Хор — это свита актера (Nestle, 1930. S. 23 sqq.).

509 Aristot. Poet. 1449 а, 19.

510 Dieterich, 1897. S. 56 sq.; Kern, 1913. S. 319 и др.

511 Hehn, 1911. S. 557; Harrison, 1903 (2). Р. 420; Eisler, 1910. S. 282, 283; Paus. IV, 20, 2; Poll. VII, 152.

512 Клеарх у Athen. 332 d = FHG II, 325; Opp. Hal. I, 108; ср. επιτραγίαι, 'жирные рыбы'. Также род губок (Aristot. HAV, 16).

513 TLG VII, 2342.

514 Suid. τράγος (t 896). Theophr. De caus. pl. 5, 9, 10; Paus. IV, 20,1.

515 Suid. τραγειν. Poll. VI, 40.

516 Аристотель у Athen. 641 b; Менандр, ibid. 172 b (часть обеда).

517 Poll. I, 224, 226, 245; VI, 18, ср. X, 101; Harrison (1903 (2). Р. 78) ставит ряд подобных слов в связь с Таргелиями (targ-qarg-trag-trug). Hesych. τρύγη: трюгэ — пшеница, ячмень, т.е. = трагосу. О связи значений осадка, виноградных выжимок, дрожжей и зерна, хлеба, каши — Потебня, 1865 (1). Кн. 2. С. 42.

518 Ср. Марр, 1926 (1). С. 370-372.

519 Ar. Ach. 449, 500; Vesp. 649, 1537.

520 Simonid. Fr. 221 = Athen. 40 ab.

521 Ног. Ars Poet. 277; Sch. Ar. Ach. 499; Ar. Vesp. L. с. Ср. Dion. Hal. VII, 72; Zonar. Annal. XII, 32 (Варнеке, 1903. С. 203). Таково происхождение первого грима актеров; ср. набеленное лицо Арлекина или Пьеро. По-видимому, сюда же восходит и женский обычай пудриться.


522 Etym. M. 764, 1; Diom. De Poem. VIII, 487 Kaibel; Anon. De Corn. HI (Dubner XIV, 7 sqq.) = FCG P. 7 Kaibel. Cp. Poll. IX, 124.

523 Loschcke, 1894. S. 523; Mommsen (1874. S. 29) против Varro у Diom. (De Poem. VI, 485-486 Kaibel), поддержанного Виламовицем. Мнение Лешке не так давно подкрепил Muller (1923. S. 230 sqq.).

524 Ср. Dion. Hal. VII, 72.

525 Wissowa, 1902. S. 169 sqq.; Deecke, 1880. S. 65; Deecke, Pauli, 1882. S. 21; Schultze, 1900. S. 181; Mapp, 1926 (4). С. 16 сл.; Марр, 1924 (1). С. 233; Muller, 1923. S. 267, 268, 269 sq., 270, 274, 275.

526 Исчерпывающий материал дает Frazer, 1913.

527 Например, Евреинов, 1924 (дилетантская работа).

528 Например, “Христос... агнец божий, взявший грехи мира” (Ио. 1, 29), “закланный от начала мира” (Откр. Ио. 13, 8), “принесший себя в искупление от рабства греха и смерти” (1 Кор. 5, 7) [здесь автор приводит не цитату из Нового Завета, а резюме нескольких мест, где речь идет о рабстве или рабах греха и смерти (Рим. 5, 16-20, ср. 8, 15), о рабстве преступления, рабстве тлению и искуплении Иисусом рабов (1 Кор. 7, 22), искуплении тела (Рим. 8, 21-23), избавлении тех, кто от страха смерти были через всю жизнь рабами (Евр. 2,15, ср. 9,15, ср. Галат. 4,1-7).

529 Отсюда — запрещение пить кровь при очистительной обрядности у евреев (Лев. 17, 11). О том, что некогда ели даже очистительную жертву, см. материал у Murray (1907. Р. 253 sqq.).

530 Это также термин, описывающий круговращение светил (Cic. De nat. deor. I, 87, II, 53; Lucr. V, 79, 931; Koch, 1933. S. 23 sqq.; Otto, 1916. S. 17 sqq.).

531 Plat. Phaed. 69 с; Rp II 363 d.

532 Brock,! 837. S. 25 sqq.

533 Murray, 1907. LI. ее.

534 Suid. κάθαρμα. Sch. Ar. Ach. 44. Cp. Aesch. Ch. 968; Soph. Oed. Col. 466.

535 Plat. Soph. 227 а. Ср. у Herodot. I, 35 и Plat. Crat. 405 а. “Кровь душу очищает, а потому...” и т.д. (Лев. 17, 11).

536 Aristot. Poet. 1449 b 27.

537 τό παλαιον καθαρμόν ψυχων Suid. τα εκ των αμαξων σκώμματα

538 Diom. De Poem. VI, 485-486 Kaibel. Cp. Euanth. De Corn. II, 5 Kaibel и Fest. satura; Ps.-Acro II. P. 2; ср. Comut. Comm. ad Pers. 1,71, V, 56. По lo. Lyd. (DM I, 29), сатура — священная корзина (το κανουν). Σατύρα — имя гетеры, Идоменей у Athen. 576 с = FHG II, 491. Satura — этрусское собственное имя; это — женский коррелят к Saturo (Müller, 1923. S. 278 sq.). “Сатура из латинского языка не может быть объяснена” (Ibid. S. 263).

539 Dieterich, 1897. S. 75; Muller, 1923. S. 235, 6; Keller, 1886. S. 391.

540 Liv. VII, 2.

541 “Сатурой (сатирой) ныне называется у римлян некое бранное стихотворение (песня), имеющее целью порицание людских пороков, сложенное по особенностям древней комедии...” и т.д. (Diom. De Poem. VI, 485-486 Kaibel). Известна сатирическая драма, где были высмеяны, как в древней комедии, Гарпал и его гетеры (Athen. 595 е). Насмешка


против Менедема и его секты была содержанием сатировой драмы Ликофрона (Athen. 420 ab). Здесь наглядна связь с позднейшей комедией и сочинениями вроде силлов Тимона, а также и сатирической драмой (Dieterich, 1897. S. 71).

542 Muller, 1923. S. 276, 277-278; Ηεσψχη θρίαμβος; lo. Lyd. DM I, 2.

543 Muller, 1923. S. 276; Leo, 1905. S. 14 sq.; Mommsen (1874. S. 223) производит saturnios от satura; Mar. Vict. Ars gramm. III 17, 11 — 18, 7 (размер Сатурна-Фавна); Varro De lin. latin. VII, 36. Ср. сатиров-леших, лесных зверей, диких козлов; если стих Сатурна стал стихом фавна в увязке с лесным мотивом только по аналогии с сатирами, то и сама эта аналогия показательна.

544 Dieterich, 1897. S. 75; Müller, 1923. S. 235, 6.

545 Ср. козьи желудки, налитые кровью и жиром, в Od. XVIII, 44, 118. О блюде, приготовленном из внутренностей животного и с кровью, см. Poll. VI, 56. Спартанская похлебка (μέλας ξωμός) приготовлялась из свинины, вареной с кровью, в крови; она называлась кровавой (Ibid. 57). От христианских мучеников требовали, чтоб они ели колбасу, начиненную кровью (Tertull. Apol. IX, 13, 14; Dölger, 1923/24. S. 210).

546 Athen. 94 f, 336 b ('Ορύα); Hesych. χορδή εφθή колбаса, satura и farsa, фарс; Dieterich, 1897. S. 79.

547 Ср. такое сведение Procop. Caes. (Pers. II, XVIII, 26): персы, насмехаясь над римским войском, выставили на башне римское знамя, обвесили его колбасами и произносили насмешки над римлянами.

548 Макароническая поэзия, пародия и т.д.

549 Schröder, 1908. S. 208. Ср. Марр, 1930 (2). С. 14.

550 Ио. VI, 51. 'Хлеб' = 'бог' (Марр, 1930 (2). С. 65).

551 Марр, 1926 (8). С. 109; Марр, 1926 (1). С. 369-370, 371. Ср. известие Тацита о питании финнов травой (Germ. 46).

552 Porphyr. DA II, 5-6.

553 Stengel, 1908. S. 281 sqq.; Fritze, 1897. S. 241; Benndorf, 1893. S. 372;

Harrison, 1903 (2). P. 88-90.

554 См. прим. 553. Первобытный напиток — одна из стадий того же питания злаками; вслед за сырой кровью появляется жидкая хлебная еда и питье. Вину предшествуют пиво, квас, напиток из ячменя и пшеницы (Tacit. Germ. 23), mustum — плодовый и ягодный сок, позже виноградное сусло, затем виноградное молодое вино. См. Harrison, 1903 (2). Р. 414 sqq.

555 Ibid. 88 sqq. Wissowa, 1902. S. 21. Роль похлебки и каши в бытовом меню: Гекатей FHG I, 28 = Athen. 149 а, 138 а sqq., Дикеарх FHG II, 242 = Athen. 141 b; ср. Athen. 131 b; Мольпид FHG IV, 453 = Athen. 140 b и мн. др. Первоначально меню семантически связано с теми днями, в которые приготовляется, так как идет параллельно космическим явлениям. На дожинках “пекут блины, к ним подают масло, мед, сьггу; приготовляют очень густую кашу для того, чтобы и посевы в будущем году были так же густы, как каша” (Шейн у Тихоницкой (1932. С. 73). На свадьбе едят круглый хлеб, на родинах и похоронах кашу (Сумцов, 1886 (3). С. 431; Aug. Conf. VI, 2). — Рождество и свадьба прежде назывались кашами


(Потебня, 1865 (1). Кн. 2. С. 65; 42; 56 сил.; Олеарий, 1868. Кн. III. Гл. 33).

556 Rossbach, 1853. S. 104 sqq.

557 Ibid. S. 108.0 праздниках хлеба — Io. Lyd. DM IV, 94; Athen. 109 е-f, 149 be. Несомненна пережиточная роль хлеба в европейском меню; когда-то из него состояла вся еда (ср. Руфь, 2, 14).

558 Plut. QG 6.

559 Хионид у Athen. 137 е; Suid. II, 738.

560 Eust. Od. Ill, 440; II. 1, 449; Strato у Athen. 383 a. Harrison, 1900. P. 90.

561 Eust. II. I, 449.

562 Cornford, 1914. P. 100 sqq. Cp. Piut. QC VIII, 4.

563 Schröder, 190 l.S. 205-209; Hehn, 1911.S. 407; Pfund, 1845.P. 18; Plin.NH 18. 9,10; Hut. QR 35; Io. Lyd. DM IV, 42. Эти-то бобы (как горох, чечевица и, вообще, стручки) составляли 'трагематы', см. ниже. О роли чечевичной похлебки см. у Athen. 156 f, 158 a-d, 159 e-f, 160 b-d. Дифил в “Парасите” (II, 560 Kock = Athen. 422 с). Песня Деметре земледельцев у Theocr. X, 54. О чечевичном хлебе Athen. 159 f, 158 d. Ср. Poll. I, 247, VI, 61.

564 Котляревский, 1891. С. 225; Schröder, 1901. S. 193 sqq.; Diog. Laert. VIII, 34; Herodot. II, 37; Воеводский, 1881. С. 72 спл.; Новосадский, 1887. С. 90.

565 Io. Lyd. DM IV, 42.

566 Ar. Eqq. 41, Nub. 814,918,983 sq., Vesp. 760 sqq.; Dieterich, 1897. S. 91.

567 Schröder, 1901. S. 291; Потебня, 1865 (1). Кн. 2. С. 48.

568 Crusius, 1884. S. 167; Schroder, 1901. S. 197, 291.

569 Ribbeck, 1888. S. 62, 70; Dieterich, 1897. S. 42, 4. Ср. “Шут гороховый” (рядом с гороховым Дионисом, как сообщает Р.В. Шмидт) и “скомороху — бочку гороху” (Шейн. Вып. 1. № 97. С. 20).

570 Ср. Poll. II, 16. У Ar. PI. 1004 'есть чечевичную похлебку' = находиться в связи со старухой; в Eccl. 1092 горшок лука освобождает от любви старух [старуха говорит, что горшок пука придаст юноше сил для любви, т.е. освободит от отвращения]. Женская роль старухи фарсовой Массо здесь отождествляется с φακη|.

571 Dieterich, 1897. S. 90. Серьезный аспект Маккуса герой Кюамис, впервые посадивший бобы на священной дороге из Елевзина (Paus. 1,37, 4).

572 Dieterich, 1897.S.88.

573 Ibid. S. 90, 91.

574 Birt, Faba-mimus у Dieterich (1897. S. 277 sq.).

575 FHG III, 152, 339; Athen. 158d, 698с, б99а.

576 Dieterich, 1897. S.91.

577 Plat. Rp II, 372 с; Фэний FHG II, 300 = Athen. 54 f; Полемон, Эпихарм и Деметрий у Athen. 56 а; 139 а; Мольпид FHG IV, 453 = Athen. 140 b; Антигон у Athen. 420 а и др.

578 См. прим. 913.

579 См. прим. 911.

580 Так, Иисус — агнец и пасха, хлеб, Иосиф — козленок и хлеб (хлебодар), Исав — козел и чечевичная похлебка; так Маной приносит жертву из козленка и хлеба и т.д. (Быт. 25, 25; 25, 34; 27, 9; 27, 11; Суд. 13, 19. Ср. Марр, 1928 (2). С. 42, 38; Марр, 1926 (4). С. 90 ел.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: