На следующий день ничего необычного, кроме подписания еще одного эксклюзивного договора, не произошло.
Выставив второй объект в каталог, Бобби и Алексей решили пойти пообедать.
За обедом Бобби напомнил Алексею, что тот обещал ему более подробно рассказать о методах поиска клиентов.
- Вообще-то, об этом вам будут рассказывать на обучении, - попытался отмахнуться Алексей, но подумав, решил, что лишний раз рассказать – не вредно:
- Насколько я знаю, основных способов поиска клиентов - пять.
Первым способом ты уже пользуешься, это самореклама агента «Бекара» среди своих знакомых, друзей и родственников. Но насколько я понимаю, ты обзвонил еще не всех.
- Я обзвонил порядка пятнадцати человек.
- Для начала неплохо. А сколько мог бы?
- Ну, еще человек двадцать.
- Давай посчитаем. Ты в школе учился?
- Учился.
- Считай, тридцать человек в классе. Допустим, адреса, телефоны десяти из них тебе уже не найти. Остаются двадцать человек. В институте учился?
- Учился.
- Сколько человек в группе было?
|
|
- Порядка двадцати.
- Ага. Процентов тридцать из них разъехались по стране, еще двадцать процентов – потеряны. Даже по самому минимуму можно еще десять человек прибавить. Плюс родственники, знакомые со старой работы, друзья, друзья друзей. У среднестатистического человека, если подумать, список, как минимум, человек на сто наберется.
- Ну, это ты загнул!
- Не загнул, это на самом деле так. Я, например, когда работать начинал, чтобы повод найти сообщить о своей новой деятельности, организовал вечер встречи выпускников в своей школе. Так что методов тут можно придумать сколько хочешь.
Второй способ поиска клиентов - расклейка объявлений.
Даже агенты с большим опытом зачастую занимаются расклейкой объявлений.
- И ты тоже?
- Да. Для опытных агентов возможны два варианта – либо агент нанимает кого-нибудь, либо агент экономит и клеит сам. Те, кто предпочитают нанимать, считают, что морально легче кому-то поручить, к тому же не надо тратить собственное время. Те, кто клеит сам, считают, что в этом случае гарантирован результат, что точно все расклеено. Ведь может быть и так, что деньги заплатил, а ничего не расклеили. Чтобы проконтролировать – все равно ехать надо.
- Что значит «поручить морально легче»?
- Клеить объявления не всегда просто, потому что даже когда есть куда клеить, все равно найдется кто-нибудь, кто на тебя, как минимум, косо посмотрит. А если и не косо, то тебе так покажется. А зачастую объявления и клеить-то некуда. То есть ты подходишь к подъезду, а он весь блестящий и лакированный… Только совсем злодей начнет клеить на свежеотремонтированную дверь парадной, или, еще хлеще, на тонированное стекло закрытого подъезда. Самоубийцы, как правило, не встречаются.
|
|
Если же приклеишь на просто приличную свеженькую дверь, чаще всего результат отрицательный. Даже когда много следов от расклейки – туда же клеишь, все равно бывает так, что при тебе выходит жилец из подъезда, с ненавистью смотрит на тебя и твое объявление при тебе же срывает…
Надо быть готовым к тому, что морально это тяжело. Есть, конечно, такие агенты, которые в силу особенностей своего характера склонны обсудить с человеком, кто прав.
Кроме того, обязательно найдется какой-нибудь «приятный» человек, который на твое свежеприклеенное объявление тут же аккуратненько сверху свое приклеит, хотя вокруг места - хоть отбавляй.
Очень важно, что в день расклейки и на следующий день нужно сидеть дома. Иначе вся работа – впустую. У меня есть АОН, такие вещи я отслеживал. Расклеил, например, объявления, но так получилось, что пришлось срочно на встречу ехать. Вернулся – на АОН 20 номеров звонивших обозначено. Из них, дай бог, один перезвонит снова. Звонить им можно, но эффект уже не тот.
- Почему?
- А что человеку скажешь? Зачем Вы звонили по такому-то номеру? Может быть, это кто-то другой из квартиры звонил. То есть, сложно на контакт выйти.
Поэтому расклеил – и сидишь, ждешь пока позвонят.
- А что с текстом объявлений? Просто «куплю…» и «продам…»?
- Текст объявления должен быть привязан к району и проживающему в нем контингенту людей. В центре, например, зачастую лучше «работают» объявления о расселении, а в каких-то не самых престижных районах люди больше с доплатой меняются. Крайне эффективно и полезно расклеивать объявления в квартале, где ты заключил эксклюзивный договор о продаже данной квартиры. Это один из дополнительных плюсов, который должны получить твои продавцы, заключившие эксклюзивный договор.
- А сколько объявлений расклеить надо, чтобы клиентов найти?
- Тут все очень по-разному. Вообще-то, по моим наблюдениям, на 200 расклеенных объявлений бывает 1-2 реальных звонка. Но главное – не просто расклеить объявления, а проанализировать результаты звонков. Дело все в том, что в каждом районе дворники в разное время убирают. В элитных районах это может быть и каждый день, где-нибудь на задворках - может и раз в неделю, раз в две недели. Ну и, например, начинаешь клеить в Купчино, между какими-то конкретными улицами. Пришел домой, записал, что текст такой-то, расклеено столько-то, там-то. Чтобы потом результаты оценить. Ведь может так получиться, что агент расклеил объявления, а сразу следом за ним дворники идут. Клей еще не высох, а объявления уже сняли. А агент потом говорит, что восемьсот штук объявлений расклеил, а ни одного звонка нет. А откуда звонкам взяться, если его объявления никто и прочитать-то не успел?
Поэтому так важно наметить время, в которое удобнее клеить. Будет ли это, например, пятница или суббота. В некоторых местах в пятницу утром убирают, в других - в субботу. Еще имеет значение время года: когда люди уезжают на дачу, а когда нет. Зимой лучше клеить в субботу вечером. Потому что утром в воскресенье люди обычно просыпаются и идут по магазинам, с детьми прогуляться, на горках покататься.
Чтобы легче было анализировать результаты расклейки, хорошо бы завести себе что-то вроде журнала, в котором отмечать, что, где и когда расклеено. А через неделю – две разумно в том же месте расклеить такие же объявления, но сделать это в другое время. Результат проанализировать. Например, сегодня двести поклеил, через неделю (там же) - двести, но с первых двухсот был один звонок, а со вторых двухсот – семь звонков, значит, что-то тут не то.
- То есть если играет роль все, значит и записывать в журнал надо все?
|
|
- Да, время расклейки, место, день, текст объявления…
- Расклейка объявлений с научной точки зрения...
- Клиентов также можно получить при дежурстве на рекламном телефоне агентства. Но тебя пока что к такому дежурству привлекать рано. Сначала надо обучение пройти, опыт мало-мальский приобрести. Но на будущее запомни, что агент, дежурящий на рекламном телефоне, для человека, впервые позвонившего в агентство, олицетворяет всю фирму. Очень важно произвести на клиента хорошее впечатление. Во время дежурства мы должны быть особенно внимательны к клиентам и вежливы. На дежурстве мы оказываем клиентам консультации по телефону, и это необходимо делать кратко и четко. Если же отсутствие конкретной информации не позволяет сделать это сразу, необходимо взять у клиента телефон и перезвонить ему после дежурства или ближе к вечеру, когда поток приходящих звонков уже спадает…
- Ну ладно, про дежурство ты мне потом расскажешь, когда это станет актуальным, а сейчас про остальные методы поиска клиентов расскажи.
- Еще один способ - самостоятельная подача рекламных объявлений-пустышек в СМИ. Способ для стажера тяжелый ввиду отсутствия опыта общения.
- Ну что ты все – опыт, опыт, ты мне расскажи, как это делается, вдруг и у меня получится…
- Слушай. Агент выставляет бесплатную рекламу, к примеру, в газету «Из рук в руки». Бесплатное объявление можно подать, имея на руках форму 9. Соответственно, он условно выставляет свою квартиру на продажу, заранее посмотрев аналогичные квартиры в базе данных. Эта квартира по аналогии с рыбной ловлей является наживкой, на которую клюет не рыба, а клиент. По рекламе звонит клиент, интересующийся квартирой. Опытный агент выяснит, что есть у позвонившего ему человека. Более того, договорится о просмотре квартиры, которую ему предлагают. А дальше скажет, что меняется сам. Но, прибавив, что в квартире его не устраивает ванна: она не поперечная, а продольная, к тому же в квартире балкона нет. Затем скажет: «Вы, конечно, можете мою квартиру посмотреть, но Ваша мне не подходит.» И при этом добавит, что работает агентом в агентстве «Бекар», что квартира у человека ликвидная и тому подобное, и предложит ему из базы данных реальные продающиеся квартиры.
|
|
- Да, довольно непросто. Хорошо бы сначала опыта поднабраться…
- Есть неплохой способ безболезненно потренироваться ведению беседы по телефону. Нужно взять газету с объявлениями и обзвонить давших рекламу, представившись клиентом. Почувствовать себя в роли покупателя, почувствовать себя в роли продавца. Это поможет понять ощущения клиентов при разговоре с агентом.
- Понятно. А последний способ?
- Этот сппособ опять же для опытного агента. Берется все та же газета «Из рук в руки» и обрабатываются варианты обменов. Однокомнатная с доплатой, например, на двухкомнатную. Примерно каждое четвертое или пятое объявление там подано не агентом, а клиентом. Четыре пятых - агентами. И оттуда можно выделить клиентов, которые считают, что у них достаточно сил, способностей и денег, чтобы свою квартиру с доплатой поменять на другую. Как правило, такие клиенты, промучавшись несколько месяцев на этом рынке, понимают, что им даже с их приличной доплатой самостоятельно этот вопрос не решить. А в агентство обращаться не хочется. По их мнению, агентство очень много берет. Но агент, к примеру, может им грамотно объяснить, что сможет их включить в цепочку. Можно и на самом деле сделать так, что комиссионные будут браться до него и после него, а он, как самое важное звено в цепи, только свою доплату даст и заплатит за оформление.
- Да, Алексей, ты прав, последний вариант, для тех, кто уже как следует руку набил. А я завтра, не откладывая, хочу попробовать объявления поклеить о продаже моих «эксклюзивов»…
18. ЧТО-ТО ПРОКЛЕВЫВАЕТСЯ…
После обеда Бобби распрощался с Алексеем и уехал домой.
Ближе к вечеру ему позвонили из агентства и напомнили, что всю следующую неделю ему предстоит учиться. В недолгом разговоре выяснилось, что обязательное обучение для стажеров начнется уже в понедельник, что в этот курс входят лекции, проводимые руководством фирмы, юристом, руководителями групп и менеджером по персоналу.
Получалось, что на следующей неделе у Бобби почти не будет свободного времени.
От мыслей об учебе его отвлек телефон:
- Будьте любезны, позовите, пожалуйста, Бобби, – промурлыкал в трубке приятный женский голос.
- Это я. Здравствуйте, – стараясь придать своему голосу как можно более ласковый тон, промурлыкал в ответ Бобби.
- Меня зовут Лариса Туманова. Я - агент «Бекара». Работаю с Вами в одной группе, – по всем правилам представилась звонившая. - Звоню Вам по поводу квартиры на Металлистов.
- Есть такая квартира…
После пятнадцатиминутного разговора выяснилось, что Лариса уже второй месяц ищет квартиру для своей клиентки. И, судя по первоначальным данным, квартира, принадлежавшая Марии Ивановне, очень даже подходила к данному случаю. Просмотр решено было назначить на вечер пятницы.
В пятницу Бобби решил съездить в офис, чтобы подготовить там объявления, так как все выходные собирался заниматься их расклейкой. Предварительно позвонив наставнику, Бобби посоветовался с ним насчет текста объявления и того, где и в какое время лучше клеить объявления. Также Бобби выяснил, что в агентстве есть технический секретарь, которого можно попросить напечатать объявления на компьютере. Секретаря зовут Ольга Кеттинен и найти ее можно в той же комнате № 200, что и менеджера по персоналу. Но наставник предупредил Бобби, что у девушки может быть другая, более срочная, работа и тогда ему придется подождать или написать объявления от руки. Впрочем, есть и еще один вариант. При наличии свободных компьютеров в агентском зале можно сделать объявления самостоятельно.
Поскольку с компьютером Бобби был знаком, то, приехав в агентство, сделал объявления самостоятельно и размножил их на ксероксе.
Вечером в пятницу, согласно договоренности, состоялся просмотр. Благодаря добрым отношениям с Марией Ивановной Бобби уговорил старушку посмотреть телевизор, пока они с Ларисой будут показывать квартиру. Правда, Мария Ивановна все же вышла поздороваться с покупательницей и Ларисой, но больше в процесс просмотра не вмешивалась.
Квартира, в общем-то, покупательнице понравилась, вот только, как водится, цена была высоковата…
Однако Бобби решил продолжить и зафиксировать мнение покупательницы. Поэтому он предложил подписать Оферту – документ, в котором покупатель должен зафиксировать готовность приобретения квартиры на конкретных условиях и внести залог. В данном случае покупательница Ларисы соглашалась купить квартиру Марии Ивановны на тысячу дешевле, чем предлагали Бобби с Марией Ивановной. Подписание покупательницей Оферты было очень удобно для Бобби, так как он, по крайней мере, мог показать Марии Ивановне, что реальный покупатель у них есть, хотя и не на тех условиях, которые предлагались. Имея на руках эту бумагу, Бобби получил бы веские аргументы, чтобы уговорить Марию Ивановну понизить цену и каким-то образом прийти к компромиссу с покупательницей. Однако покупательница пока отказалась подписывать Оферту, сказав, что, возможно, вернется к вопросу покупки этой квартиры, но сначала должна еще кое-что посмотреть.