Расчет устойчивости ТП против всплытия

Расчет продольных перемещений подземных ТП.

Полубесконечный трубопровод - основная схема (рис. 7.10) при расчете продольных перемещений. Если приложить к концу полубесконечного трубопровода граничную силу Р01, то трубы будут растягиваться и сечение х=l1 выйдет из грунта на и0; соответственно переместится в продольном направлении и продольное сечение х на величину и(х). Наконец, на каком-то расстоянии от конца полубесконечного трубопровода перемещения затухнут. Это может быть, например, в сечении х =0, которое мы и взяли за начало системы координат. Ясно, что величина перемещений и закон их применения по длине l зависят от вза­имодействия грунта, окружающего трубу, с поверхностью трубы.

Перемещение конца полубесконеч­ного трубопровода определяется для упругой связи грунта с трубой:

,(7.27)

где l1 — участок, на котором устанавливается упругая связь;

ku - коэффициент постели грунта на сдвиг; Е - модуль упругости трубы; F - площадь сечения стенки трубы.

Наибольшее значение граничного перемещения в сечении х=l1

(7.29)

где τпр - предельное сопротивление грунта на сдвиг. Наиболь­шее значение продольной силы Р01, при котором τпр возникает только в сечении х=l1, оп­ределим, объединив фор­мулы (7.27) и (7.29):

(7.30)

Рис. 7.10. Схема перемещения полубесконечного трубопровода

При наличии упругой и пластичной связи


Под устойчивостью подводного трубопровода понимается способность оставаться в покое при самом неблагоприятном сочетании основных силовых воздействий - выталкивающее Ар­химедово усилие, горизонтальная и вертикальная составляющие гидродинамического воздействия потока, силы упругости трубо­провода и т. д. Расчет устойчивости подводных трубопроводов, прокладываемых на переходах через водные преграды, можно выполнить по формуле:

Б≥КМНВ∙qВГВИЗГПР.С -qТР -qДОП)

где Б - необходимая пригрузка; КМ - коэф-т бзопасности по материалу, принимаемый для анкерных устройств 1, для ж/б, чугунных грузов 1,05, при сплошном обетонировании в опалубке 1,07; КНВ - коэффициент надежно­сти при расчете устойчивости положения трубопровода против всплытия, принимается равным для водных преград с шириной зеркала воды в межень до 200 м, условным диаметром менее 1000 мм - 1,1; для остальных водных преград (реки) - 1,15; qТР - расчетный вес р-да (с учетом изоляции) на воздухе:

qТР = qСВ + qИЗ,

qСВ - собственный вес трубы; qИЗ = qЛ+qбр - вес изоляционного покрытия; qЛ - вес липкой ленты; qбр - вес оберточного слоя;

qВ - расчетная выталкивающая сила воды, действующая на трубопровод (с учетом изоляции и футеровки),

qВ =0,8D2ТР∙γВ;

qДОП - расчетный вес продукта на воздухе, дополнительных обустройств в воде, а также обледенения в воде при транспортировке продукта с отрицательной темературой;

БГ - дополнительная пригрузка, необходимая для компенсации горизонтальной составляющей гидродинамического воздействия потока Рх

fТР - коэффициент трения трубопровода о грунт; для трубо­провода, покрытого сплошной деревянной футеровкой, прини­мается в зависимости от характеристики грунта; γВ - объемный вес воды с учетом растворенных солей и взвешенных частиц грунта,

γВ =1100-1150 кгс/см3.

сх - коэффициент лобового сопротивления, зависящий от параметра

- средняя скорость потока, набегающего на трубу; - наружный диаметр трубопровода с учетом изоляции и футеровки; , - соответственно толщина изоляции и футеровки; - кинематический коэффициент вязкости, при 20° С для воды сСт; g - ускорение свободного паде­ния; при Re<105 сх=1,2, при Re=105-107 сх=1; БВ - допол­нительная пригрузка, необходимая для компенсации вертикаль­ной составляющей гидродинамического воздействия потока,

сy - коэффициент подъемной силы при несимметричном обтекании трубы, сy =0,55; БИЗГ - дополнительная пригрузка, необходимая для изгиба трубопровода по заданной кривой дна траншеи; БПР.С - дополнительная пригрузка, необходимая для предотвращения подъема трубопровода на криволинейных участках в вертикальной плоскости под действием продольных усилий.

Суммарную величину БИЗГ + БПР.С можно найти по следующей зависимости:

где ТР - расчетное тяговое усилие при протаскивании трубо­провода; EI - жесткость при изгибе; lКР, f - соответственно про­тяженность и стрела прогиба криволинейного участка, берутся на основании данных фактического профиля перехода. Остальные параметры определяются аналогично расчету балластировки на болотах (см. гл. 5).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: