Проведение экспертиз на всех этапах инвестиционно-строительного процесса должно осуществляться в соответствии с требованиями Конституции РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, другими нормативно-правовыми актами, а также постановлениями, приказами и указаниями субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Законодательная база экспертиз включает законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Сюда также относятся международные соглашения, ратифицированные законодательной властью страны. Характер подзаконных документов носят отраслевые нормативы. Законодательная база экспертизы инвестиционных программ, обоснований, градостроительной документации и проектов строительства, правовые, экономические и организационные функции предопределяются рядом основных актов.
Градостроительным кодексом Российской Федерации ( от 29.12.2004 №190-ФЗ ) предусмотрена необходимость проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, и государственной экологической экспертизы проектной документации, за исключением предусмотренных данным документом объектов.
Законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (от 25.02.1999г. №39-ФЗ) с дальнейшими дополнениями и изменениями - сформулированы требования о государственной экспертизе инвестиционных проектов, как форме государственного регулирования инвестиционной деятельности, проведения политики, направленной на социально-экономическое и научно-техническое развитие России. Этими актами предусматривается проведение экспертизы при создании предприятий с иностранными вложениями капитала, которая осуществляется в соответствии с действующим на территории РФ законодательством.
Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в РФ» (от 17.11.1995г. N 169-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в процессе профессиональной деятельности архитектора по созданию архитектурных объектов в целях обеспечения безопасной, экологически чистой, социально и духовно полноценной, благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества.
Главгосэкспертиза России, организации государственной экспертизы в республиках в субъектах составляют систему экспертных органов Росстроя России. Главгосэкспертиза России осуществляет организационное и методическое руководство работой этих организаций, а также экспертных органов министерств и ведомств РФ.
Постановление Правительства РФ от 05 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» определяет органы, осуществляющие комплексную государственную экспертизу на федеральном и региональном уровнях, разграничивает их полномочия, предусмотратривает проведение экспертизы по принципу «одного окна».
Нормативно-методологическая база государственной экспертизы - совокупность законов, постановлений и других государственных актов, нормативных и методических документов, определяющих статус экспертных органов, экспертов, их компетенцию, порядок проведения и организационные основы работы на федеральном уровне и на местах. Эти разработки регламентируют экспертизу, как сферу деятельности и как технологический процесс.
При проведении экспертиз проектной документации экспертные организации, как государственные так и негосударственные, оценивают соответствие предоставленной проектной документации требованиям нормативно-правовой базы процессов проектирования и строительства в РФ. Основополагающим документом, содержащим исчерпывающие требования к составу разделов проектной документации и их содержанию, является Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», в соответствии с которым проектная документация должна отвечать ряду требований.
Требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы устанавливаются Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. В 2007 году был издан Приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 2 июля 2007 г. N 188 «О требованиях к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».
Руководящим началом при экспертизе является система нормативных документов в строительстве.
Система нормативных документов в строительстве представляет собой совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых компетентными органами исполнительной власти и управления строительством для применения на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав и интересов потребителей, общества и государства.
В систему нормативных документов в строительстве входят:
Технические регламенты - Федеральные документы, устанавливающие обязательные для применения и исполнения требований к объектам технического регулирования, в т.ч. для органов управления и надзора, организаций и объединений, осуществляющих разработку и применение нормативных документов в проектировании и строительстве.
Строительные нормы и правила (СНиП) - Федеральный нормативный документ в области строительства. Строительные нормы и правила содержат основные организационно-методические требования, направленные на обеспечение необходимого уровня качества проектной и строительной продукции, общие требования к инженерным изысканиям, строительным конструкциям, системам инженерного оборудования, а также к надежности зданий и сооружений и их систем.
Строительные нормы и правила содержат требования для расчета условий эксплуатации - прочности при землетрясениях, обвалах, оползнях и пожарах, соблюдение санитарных, экологических и других норм.
Строительные нормы и правила (СНиП) носят характер документа, обязательного для исполнения.
Сюда же относятся Ведомственные строительные нормы (ВСН) и Отраслевые нормы технологического проектирования (ОНТП), а также территориальные строительные нормы (ТСН).
Территориальные строительные нормы (ТСН) - обязательные для данной территории строительные нормы и правила, принятые органом власти субъекта РФ.
Своды правил (СП) - нормативные документы, регламентирующие правила и процедуры осуществления различных видов строительной деятельности.
Государственные стандарты - документы, разработанные в целях добровольного установления унифицированных требований к продукции.
Особое значение для проектирования имеют стандарты, связанные с созданием проектной документации, в первую очередь чертежей и спецификаций. Эти стандарты разработаны на основе: Системы Проектной Документации в строительстве (СПДС) и Единой Системы Конструкторской Документации (ЕСКД).
Законом «О защите прав потребителей» определены как обязательные для выполнения при проектировании и строительстве Санитарные правила и нормы (СанПиНы).
Территориальные органы МЧС России при участии в экспертизе проектной документации требуют при проведении проектных и строительных работ соблюдения положений СП 11-107-98 «Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства».
В данный момент в РФ формируется единая система строительных норм, правил и стандартов России, которая основана уже на общих методических и организационных принципах, отвечающих методам работы международных (ИСО, СЭН) и национальных организаций по стандартизации в технически развитых странах.
С 1 июля 2010 года вступил в силу Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ, который на основании статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации является основополагающим техническим регламентом, применяемым для проведения оценки проектной документации на предмет ее соответствия требованиям безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» соблюдение требований указанного Федерального закона обеспечивается в результате применения национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), включенных в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 1047-р.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» целями его принятия являются защита жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охрана окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, обеспечение энергетической эффективности зданий и сооружений. Проверка достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства не отнесена к целям принятия Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ.
Одновременно сообщается, что постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» от 05 марта 2007 года № 145 и утверждённым им Положением не предусматривается осуществление оценки соответствия сметной документации в рамках проведения государственной экспертизы проектной документации.
Исходя из необходимости постоянного совершенствования экспертной деятельности и обеспечения выполнения федеральных целевых программ, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, приоритетными задачами остаются:
- реализация положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, других законодательных и нормативных правовых актов, а также решений Министерства регионального развития Российской Федерации в части выполнения возложенных полномочий по проведению государственной экспертизы;
- повышение эффективности и качества рассмотрения проектной документации, улучшение технико-экономических показателей и иных качественных характеристик запроектированных объектов путём углубленного экономического анализа проектных решений и усиления контроля за соблюдением нормативных требований.
Безусловно поставленные задачи могут быть достигнуты только в совокупности с решением вышеуказанных проблемных вопросов.
На всех этапах создания зданий (инженерные изыскания, проектирование, строительство, эксплуатация), а также при обследовании и мониторинге зданий и сооружений необходимо соблюдение требований Федерального закона РФ от 30 декабря 2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Национального стандарта РФ ГОСТ Р 53778-2010 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», вступившего в действие с 1 января 2011 года, и СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений».
3. Проведение экспертиз по принципу «одного окна», компьютеризация и информационное обеспечение экспертной деятельности.
В целях упорядочения процедуры и сокращения сроков проведения государственной экспертизы, создания благоприятных условий деятельности для инвестора, с 1 января 2007 года введена единая государственная экспертиза проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой документации, заменившая санитарно-эпидемиологическую, государственную экологическую, государственную историко-культурную экспертизы, государственную экспертизу условий труда, государственную экспертизу в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и экспертизу промышленной безопасности.
Мир развивается по пути широкого использования информационных технологий, опирающихся на компьютерную технику и средства связи. Внедрение современных средств в экспертную деятельность связано с переходом к широкому использованию персональных компьютеров, программных средств и появлением возможности их объединения в локальные сети; развитием модемной техники, обеспечивающей возможность теледоступа к централизованным отраслевым и межотраслевым, государственным и коммерческим банкам данных.
Главгосэкспертизой России с привлечением специалистов научных и проектных организаций был выполнен цикл соответствующих работ. Выработана концепция совершенствования информационного обеспечения и компьютеризации экспертизы, которая была одобрена на Экспертном совете и принята для реализации.
Главк, по сути, стал информационно-методическим центром системы и вобрал в себя широкий спектр информации, необходимой как при разработке, так и при экспертизе градостроительной документации и проектов строительства.
Банки данных непрерывно пополняются, осуществляется связь и обмен материалами с системой специализированных информационных центров.
В Федеральном агентстве правительственной связи и информации (ФАПСИ) сосредоточено значительное количество банков данных (системы «Право», «Гарант», «Экостат» и др.).
В основу концепции совершенствования информационного дела органов государственной экспертизы положена точка зрения о том, что система информационного обеспечения должна быть такой, чтобы документы или материалы Главгосэкспертизы России, ее территориальных органов, министерств и ведомств, Президента, Правительства России, международные базы данных были доступны и могли быть использованы в работе с минимальными затратами времени.
Исходя из этих предложений, были определены направления совершенствования системы информационного обеспечения органов государственной экспертизы:
• отказ от используемой в настоящее время системы связи (почты) и переход на современные системы связи - телекоммуникационные компьютерные сети;
• расширение состава документов, получаемых Главгосэкспертизой;
• расширение состава документов, доводимых до территориальных и ведомственных органов экспертизы;
• организация работы с удаленными базами данных, расширение состава используемых баз данных;
• создание при Главгосэкспертизе специального Информационного центра;
В качестве тематических рубрик выступают ряд систем: «Право», «Гарант», «Экостат» и др.
Вопросы для самоконтроля
1. С какой целью проводятся экспертизы в строительной области?
2. Объекты и субъекты экспертизы
3. Что такое экспертиза инвестиционного процесса?
4. В чем отличие экспертизы от инспектирования относительно временного аспекта?
5. Назначение системы государственной экспертизы проектов
6. История развития государственной экспертизы
7. Нормативно-правовая база проведения экспертиз инвестиционно-строительных процессов
8. В чем заключается принцип «одного окна» при проведении экспертизы?