double arrow

Приложения. ( по изданию: леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. – М. : смысл, 2000. – С. 356-367. )

1. Лекция: «Мышление и речь»

(по изданию: Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000. – С. 356-367.)

Рассмотрение важнейшей из форм человеческого мышления – мышления словесного, логического – необходимо приводит к проблеме мышления и речи. Это отношение мыслилось в различных психологических направлениях и школах неодина­ково. Я уже упоминал о том, что сторонники, приверженцы так называемой «объек­тивной психологии», выражающейся очень ярко в бихевиоризме, представляли себе это отношение мышления и речи как воспроизведение во внутренних процессах соб­ственно речевого рассуждения или речевых суждений. Воспроизведение речи во внут­ренней форме – это и есть собственно мышление. Такое воспроизведение достигается благодаря тому, что речь, вначале рождающаяся в общении, направляется затем по преимуществу не на коммуникативные, а на познавательные, или, как обычно гово­рят, на когнитивные задачи. Её внешняя форма становится необязательной, потому что она ничто никому не передаёт. Она выполняет функцию познавательную – когни­тивную. Естественно, может отмирать её внешняя, произносительная, громкая сторо­на, а затем с ней происходят некоторые другие метаморфозы, изменения в направле­нии сокращения, некоторое упрощение её структуры – собственно, в этом и состоит весь процесс.

Когда необходимо решение проблемы, решение какой-то задачи, представ­ляющей особенные затруднения, то возникает обратный процесс – как бы раз­вертывание внутренней речи во внешнюю. Обычный приём учителя по отношению к запутавшемуся ученику – рассуждай вслух. Отсюда и преимущества письменной речи, потому что устно произносимая речь строится сукцессивно, то есть после­довательно, она течёт, а не стоит перед взором говорящего, в то время как пись­менная речь, будучи сукцессивной, то есть последовательно идущей, вместе с тем остаётся предстоящей, то есть стоящей перед взором. Можно вернуться на странич­ку раньше, поднять глаза на две строчки вверх, словом, она продолжает оставаться в поле восприятия. Поэтому лучше прописать мысль или проговорить её вслух. Но когда школьник уж очень старательно что-нибудь решает, то – это все знают – часто эта внутренняя речь просто превращается в шёпотную. Он что-то шепчет. Это легче.

Вот примерная аргументация к этой простой идее, что мышление есть разго­вор с самим собой, то есть процесс вообще речевой, что речь идёт об известной системе в данном случае речевых навыков, что речевой процесс замещает некото­рый не символический, то есть не языковой, процесс. Словом, для бихевиориста последовательного и строгого, раннего бихевиориста, это есть, действительно, не­кая система навыков, некая система выученных реакций, которая затем осуществ­ляется без внешней формы своего выражения, где роль движений – реакций выполняют невидимые, невыявленные микродвижения, где-то заторможенные так, что остаются, по-видимому, их проприоцептивные эффекты. Предполагать здесь можно всё, что угодно, и даже исследовать движения органов речи, потому что если дать человеку задачу и одновременно регистрировать движения органов речи, то удаётся достаточно отчётливо записать скрытые микродвижения. Например, движе­ние надгортанного хряща. Существует множество исследований в этом направлении, и в качестве индикатора каких-то происходящих при мышлении процессов все эти регистрации, конечно, имеют известное значение. Я подчёркиваю ещё раз – в ка­честве индикаторов, то есть указателей, признаков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: