Факторы включения в систему профессиональной информационной культуры педагога-психолога подсистемы организационной проектно-технологической культуры

Литература

Основы формирования организационной проектно-технологической культуры специалиста

«Машины должны работать, люди должны думать».

(Девиз компании IBM)

Ключевые слова: организация, методология, инновация, проект, технология, информационное самообслуживание, психотехнология, целеполагание, целевыполнение, саморегуляция, рефлексия.

Основная:

1. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. – М., 1991.

2. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. – Воронеж, 1977.

3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 2003.

4. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. – Волгоград, 1995.

5. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). – М.: «Эгвес», 2004.

6. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. – М., Сфера, 2000.

7. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. 3-е изд. – М.: Гном и Д, 2001.

8. Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М.: Магистр, 1997.

Дополнительная:

1. Всероссийский съезд практических психологов образования «Практическая психология в условиях модернизации образования» Москва, 26-28 мая, 2003 г. // Школьный психолог. – 2003. – №34. – С. 2-15.

2. Елисеев В.К. Рефлексивная культура педагога: становление, развитие, оценка: Учебно-методическое пособие. – Липецк: ЛГПУ, 2004. – 177 с.

3. Елисеев В.К., Назаренко М.М. Профессиональная информационная культура педагога-психолога (интегративный курс): Учебно-методическое пособие. – ч. 1. – Липецк: ЛГПУ, 2006. – 249 с.

4. Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Управление проектами: Справочное пособие. – М.: Высш.шк., 2001. – 875 с.

5. Овчарова Р. В. Практическая психология образования. – М.: Академия, 2003.

6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М, 1996.

7. Степанова М.А. О критериях профессионализма школьного психолога // Вопр. психол. – 2002. – № 1.

8. Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России // Вестник психосоц. и корр.-реабилитационной работы. – 2003. – № 3.

В первой главе данного пособия данная необходимость уже обосновывалась. Кратко напомним основные положения. Во-первых, информационная культура традиционно связывается (Г.Г.Воробьёв, 1988) с умением использовать информационный подход для рациональной и эффективной организации интеллектуальной деятельности.

Во-вторых, реализация педагогом-психологом своих должностных обязанностей в коррекционном или общеобразовательном учреждении происходит в условиях полипрофессиональной и информационно насыщенной среды, где он выполняет следующие виды деятельности: профессионально-психологическую (диагностико-аналитическую, коррекционно-развивающую, консультативную, психопрофилактическую), педагогическую (препода-вательскую, социально-педагогическую, культурно-просветительную,), научно-исследовательскую, научно-методическую, организационно-управленческую. Поэтому достижение высокого профессионализма объективно требует знаний в области организации труда и методологии деятельности, а также присутствия качеств культурного специалиста, таких как: потребность работать качественно, ответственность за выполняемое дело, самостоятельность принятия решения в ситуации неопределённости, способность к сотрудничеству, мобильность, динамизм, дисципли-нированность, организованность, сознательное ограничение свободы воли наличными ресурсами (интеллектуальными, материальными, техническими, информационными), способность адаптироваться к изменяющимся условиям среды и помехам (внешним и внутренним), способность противостоять разрушающим тенденциям (внешним и внутренним).

В-третьих, профессиональная деятельность педагога-психолога по своей сути является инновационной, т.е. «направлена на достижение объективно нового или субъективно нового результата», поэтому будущему специалисту в процессе обучения в вузе необходимо овладеть организационной культурой, т.е. основными формами организации профессиональной деятельности.

Современным типом организационной культуры является проектно-технологическая культура, ключевыми понятиями которой являются проект (программа), технология и рефлексия (А.М. Новиков, Д.А. Новиков). Проект (дословно – брошенный вперёд), рефлексия (дословно – обращение назад). Действительно, любая инновационная деятельность требует как своего целеполагания – проектирования, так и постоянного анализа целей, задач процесса, результатов – рефлексии.

Педагогом-психологом в процессе профессиональной деятельности регулярно осуществляется создание различных по сложности, объёму и длительности проектов (программ). Любая программа реализуется определённой совокупностью технологий. Как отмечает Р.В. Овчарова, «в широком смысле слова технология – это способ осуществле­ния деятельности на основе её рационального расчленения на про­цедуры и операции с их последующей координацией и выбора оптимальных средств и методов их выполнения. Характерными признаками технологии являются процессуальность как единство целей, содержания, форм, методов и результатов деятельности; совокупность методов изменения объекта и проектирование процесса изменения». Технологии необходимы педагогу-психологу, т.к. предполагают эффективность работы при наименьших затратах времени и сил, технологии воспроизводимы в различных условиях, имеют чётко выраженные, связанные между собой этапы, и подвергаются корректировке на основе обратной связи. Будущие специалисты, подчёркивает Р.В. Овчарова, должны владеть различными видами технологий практической психологии: в зависимости от сферы применения (универсальными и локальными), в зависимости от объекта воздействия (индивидуальными и групповыми), в зависимости от направления психологической работы (психолого-педагогической диагностики, психопрофилактическими, развивающими, психологического информирования, психологического консультирования, психологической коррекции, психотерапевтическими, социально-психологической адаптации, социально-психологической реабилитации).

К универсальным технологиям мы относим технологии информационного самообслуживания: компьютерные технологии доставки, обработки и представления информации (текстовой, числовой, графической) и технологии информационного свёртывания в процессе аналитико-синтетической переработки текста (Н.И. Гендина, С.М. Оленев). Совокупностью технологий (универсальных, психологических, педагогических) реализуется основной метод работы психолога в образовательных учреждениях – психолого-педагогическое сопровождение (М.Р. Битянова, Р.В. Овчарова). «Технология психологического сопровождения – это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными технологиями, которые осуществляются всеми субъектами целост­ного педагогического процесса в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психического здоровья и полноценного развития личности ребёнка» [41].

В результате вышеизложенного информационная деятельность педагога-психолога рассматривается нами как продуктивная, инновационная деятельность, опосредующая выполнение им полипрофессиональных функций, совершаемая на высоком уровне обобщения знаний и субъективного опыта с целью получения объективно нового или субъективно нового результата – профессионального текста. Эта деятельность интегрирована в последовательность профессиональных действий педагога-психолога, трактуемая Н.И. Исаевой как психотехнология: «будучи целе­направленной, упорядоченной совокупностью и последовательностью профессиональных действий, психотехнология не только реализует тематическое и смысловое единство текстов, не только формирует психологическое мышление, но и создаёт условия для институализации власти профессионального знания как «культурадигмы». Последовательность профессиональных действий представляет собой «последовательную» диалогическую позицию и диалогическую активность психолога по отношению к другому человеку». В широком смысле под технологией подразумевается сложная реальность, которая в функциональном отношении «обеспечивает те или иные цивилизационные завоевания (т.е. является механизмом новации и развития)» [21].

Таким образом, профессиональная информационная культура педагога-психолога понимается нами как личностный способ сочетания информационных технологий с общегуманистическими и аподиктическими ценностями профессии, который воплощается в виде последовательности профессиональных действий и операций – психотехнологии.

Основы организационной проектно-технологической культуры. Базу такого типа культуры составляет организация инновационной деятельности педагога-психолога, направленной на получение объективно нового или субъективно нового результата. Организация – это: 1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; 3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определённых процедур и правил. В нашем случае мы применяем понятие «организация» к реализации основного метода работы педагога-психолога в образовательных учреждениях, коим является психолого-педагогическое сопровождение. При этом мы используем понятие «организация» в первом и во втором значении, т.е. и как процесс сопровождения (второе значение), и как результат этого процесса (первое значение).

Организовать деятельность означает упорядочить её в целостную систему с чётко определёнными характеристиками, логической структурой и процессом её осуществления. Логическая структура включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, её результат. Внешними по отношению к этой структуре являются следующие характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы.

Исторически известны разные типы культуры организации деятельности. Современным является проектно-технологический тип, который состоит в том, что продуктивная деятельность человека разбивается на отдельные завершённые циклы, которые называются проектами [43]. Процесс осуществления деятельности мы будем рассматривать в рамках проекта, реализуемого в определённой временной последовательности по фазам, стадиям и этапам (временная структура организации деятельности). Завершённость цикла деятельности (проекта) определяется тремя фазами:

§ фаза проектирования, результатом которой является построенная модель профессиональной деятельности и план её реализации;

§ технологическая фаза, результатом которой является реализация модели;

§ рефлексивная фаза, результатом которой является оценка реализованной модели и определение необходимости либо её дальнейшей коррекции, либо «запуска» нового проекта.

Рассмотрим основные структурные компоненты деятельности. Потребности определяются как нужда или недостаток в чём-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Потребности социальных субъектов, что в данном случае нас интересует, – личности, социальных групп и общества в целом зависят от уровня развития данного общества, а также от специфических социальных условий их деятельности.

Потребности конкретизируются, опредмечиваются в мотивах, являющихся побудителями деятельности человека, социальных групп, ради чего она и совершается. Мотивация профессиональной деятельности педагога-психолога составляет основу его профессиональной культуры и представляет собой сложный процесс, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений. Мотивы обусловливают определение цели как субъективного образа желаемого результата ожидаемой деятельности, действия.

Цель занимает особое место в структуре деятельности. Главным является вопрос – кто даёт цель? Если цели задаются человеку извне (специалисту – начальником), то деятельность носит репродуктивный (исполнительный), нетворческий характер, и проблемы целеполагания, т.е. построения процесса определения цели не возникает. В случае же продуктивной деятельности – даже относительно нестандартной, а тем более инновационной, творческой деятельности, каковой, в частности, является инновационная деятельность педагога-психолога в образовательном учреждении, цель определяется самим субъектом, и процесс целеполагания становится довольно сложным процессом, имеющим свои собственные стадии и этапы, методы и средства. В категориях проектно-технологического типа организационной культуры, в категориях системного анализа процесс целеполагания определяется как проектирование. Этим термином мы и будем пользоваться в дальнейшем.

Процесс целевыполнения также характеризуется в каждом конкретном случае своим содержанием и своими формами, своими специфическими методами и средствами. Как уже отмечалось, этот процесс реализуется педагогом-психологом совокупностью технологий (универсальных и локальных, индивидуальных и групповых). Всё вышесказанное может быть изложено и в системе требований к профессионально важным качествам педагога-психолога.

Совершенно особое место в структуре деятельности занимают те компоненты, которые в случае индивидуального субъекта называются саморегуляцией, а в случае коллективного субъекта, коллективной деятельности – управлением.

Саморегуляция в общем смысле определяется как целесообразное функционирование живых систем. Психическая саморегуляция является одним из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих её психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии субъекта. Саморегуляция имеет следующую структуру:

§ принятая субъектом цель его деятельности;

§ модель значимых условий деятельности;

§ программа собственно исполнительских действий;

§ система критериев успешности деятельности;

§ информация о реально достигнутых результатах;

§ оценка соответствия реальных результатов критериям успеха;

§ решение о необходимости и характере коррекций деятельности.

Саморегуляция представляет собой, таким образом, замкнутый контур регулирования и является информационным процессом.

Управление рассматривается как элемент, функция организованных систем различной природы: биологических, социальных, технических, обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. Коллективная деятельность невозможна без создания порядка, разделения труда, установления места и функций каждого человека в коллективе, осуществляемых с помощью управления.

В практике деятельности психолога образования в зависимости от особенностей деятельности школы и её возможностей (с точки зрения количества специалистов-психологов, которое она может себе позволить, а также уровня компетентности психологов) М.Р. Битяновой разработаны три варианта модели психологической службы в школе, с условными названиями: «Консультант», «Методист» и «Куратор». Модель даёт чёткое представление о круге обязанностей, позволяет организовать действительно продуманную, востребованную в данной образовательной ситуации систему психологической работы. Психолог становится не зависим от произвола администрации, а администрация – от фантазий и личных склонностей принятого на работу специалиста. Более подробно эти модели будут рассмотрены при изучении учебной дисциплины «Организация и содержание специальной психологической помощи» на 4-5 курсах.

Понятие среды является важнейшей категорией системного анализа, который рассматривает, в частности, человеческую деятельность как сложную систему. Среда (внешняя среда) определяется как совокупность всех объектов/субъектов, непосредственно не входящих в систему профессиональной деятельности педагога-психолога, но изменение свойств и/или поведение которых влияет на неё, а также тех объектов/субъектов, чьи свойства и/или поведение меняются в результате приложения его усилий. Среда и объекты/субъекты, её составляющие, могут быть по отношению к системе дружественными, конкурентными, враждебными или безразличными.

Необходимо также учитывать факторы, задаваемые внешней (по отношению к данному субъекту деятельности) средой: это критерии оценки эффективности достижения результата (например, качества обучения и воспитания учащихся); принятые в обществе нормы (правовые, этические, гигиенические и т.п.) и принципы профессиональной деятельности (этический кодекс психолога). Условия деятельности (материально-технические, финансовые, информационные и т.п.) будут относиться и к внешней среде, и в то же время могут входить в состав самой деятельности, учитывая возможности активного влияния субъекта на создание условий своей деятельности. Инвариантными для любой деятельности является следующий набор групп условий: мотивационные, кадровые, материально-технические, научно-методические, финансовые, организационные, нормативно-правовые, информационные условия. Хотя, конечно, в каждом конкретном случае эти группы условий будут иметь свою специфику.

На рисунке 8 изображена структура информационной деятельности, которая также имеет целост­ную структуру и включает в себя следующие компоненты:

1) анализ исходной ситуации;


                               
  ТЕЗАУРУС ОБЩЕСТВА (внешняя информация)     Проблема       ТЕЗАУРУС ЛИЧНОСТИ (внутренняя информация в ценностных информационных кодах)   ТЕЗАУРУС ОБЩЕСТВА (внешняя информация)  
                   
                   
      Потребность          
                   
                   
      Мотив          
                   
                   
      Цель          
                   
                     
      Планирование программы деятельности          
      Реализация программы деятельности        
      Действия, операции, поступки        
             
      Внутренние средства: саморегуляция самосовершен-ствование рефлексия        
             
      Внешние средства        
                   
                   
      Результат          
                                 
                               

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: