Проект программы для 1 класса
Год
Г.Могилев
В курсе предмета композиция
АВТОР ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МОГИЛЕВской городской детской художественной школы
Полева инна анатольевна
1 четверть (8 занятий 24 уч/часа)
Тема 1: Вводная беседа о живописи. Техника заливок в акварельной живописи. (1 занятие, 3 уч/часа).
Цель: Изучение техники акварельных заливок: однотонной, цветной. Заливки по сырой и сухой бумаге.
Задачи: Беседа о материалах акварели: виды красок, кистей, бумаги; правила пользования и хранения. Беседа о правильной посадке за мольбертом и организация рабочего места (наклон мольберта, наличие табурета для красок, тряпочки для кистей, палитры, стаканчика с водой и т.д.).
Выполнение однотонной заливки в вертикальной полосе, имеющей четкие границы (2 полосы).
Выполнение заливки с постепенным высветлением цвета (2 полосы).
Изучение техники цветной заливки (заливки цвета в цвет) (2 полосы).
Выполнение цветной заливки по ухой и по сырой бумаге. (2-й лист формата А3).
Межпредметные связи: Закрепление умений и навыков, полученных на первых занятиях по рисунку в проведении прямых линий, деление отрезка на части.
Материалы и оборудование: бумага формата А3 (2 листа), простой карандаш, стерка, акварель, беличьи кисти, палитра, тряпочка для кистей, стаканчик для воды.
Тема 2: Рисунок кленовых листьев. (1 занятие, 3 уч/часа).
Цель: Изучение и закрепление навыков техники акварельной заливки. Технические приемы лессировки и отмывки. Понятие цвет, оттенок цвета.
Задачи: компоновка изображения в листе, анализ формы кленовых листьев, выявление прямой зависимости внешних очертаний от внутреннего строения кленовых листьев.
Выполнение цветной заливки, на основе анализа цветового строя конкретного кленового листа по сухой (первый вариант) и по сырой (второй вариант) бумаге.
Соблюдение технических правил:
1. распределение красочного пятна сверху в низ.
2. наличие капли или водяного валика внизу красочного пятна.
3. соблюдение контурных границ рисунка.
4. горизонтальное движение кистью.
Знакомство с приемом отмывки при прорисовке прожилок кленовых листьев.
Знакомство с приемом лессировки при дополнении, уточнении и обогащении цветом отдельных участков кленовых листьев.
Материалы и оборудование: бумага формата А3, простой карандаш, стерка, акварель, беличьи кисти, палитра, тряпочка для кистей, стаканчик для воды, кленовые листья, наглядные материалы.
Тема 3: Этюд арбуза (1 занятие, 3 уч/часа).
Цель: Изучение приемов заливки цвета в цвет в плоском пятне. Понятия цвет – оттенок цвета – тон.
Задачи: Грамотная компоновка изображения в листе, передача в рисунке сходства, характерных особенностей разрезанного арбуза, его дольки.
Развитие способностей находить оттенки цвета в большом цветовом пятне (оттенки красного цвета арбуза, белого цвета фона). Закрепление умений и навыков ведения работы акварелью:
1. соблюдение элементарных технических правил (см. тему 2).
2. умение сопоставлять изображение предмета с самим предметом.
3. применение приемов отмывки и лессировки при работе над деталями (белые и темные косточки, темные полоски на арбузной корке.
4. разнообразие приемов работы кистью (плашмя, носиком и т.д.)
5. умелое пользование палитрой (смешение красок и на палитре, и, непосредственно, на рисунке).
Материалы и оборудование: бумага формата А3, простой карандаш, стерка, акварель, беличьи кисти, палитра, тряпочка для кистей, стаканчик для воды, арбуз, наглядные материалы.
Тема 4: Передача объема в акварели. Рисунок фруктов и овощей по воображению. (1 занятие, 3 уч/часа).
Цель: Упражнения на построение условного объема акварелью в техниках:
1. однотонной заливки
2. цветной заливки
3. раздельным мазком
4. комбинированной.
Задачи: Закреплениенавыков работы в технике однотонной, цветной заливки, умение высветлять и темнить основной цветовой фон по сырой и сухой бумаге.
Знакомство с техникой раздельного мазка.
Использование лессировки и отмывок при уточнении деталей и доработки формы, изображаемых предметов.
Материалы и оборудование: бумага формата А3, простой карандаш, стерка, акварель, беличьи кисти, палитра, тряпочка для кистей, стаканчик для воды, наглядные материалы.
Тема 5: Передача объема в акварели. Этюд яблока с натуры. Явление цветового рефлекса. (1 занятие, 3 уч/часа).
Цель: Анализ изменений основного цветового тона предмета на свету и в тени. Поняте цветовой рефлекс и способы его передачи.
Задачи: Компоновка изображения в листе, передача в рисунке характерных особенностей формы яблока и нанесение тонкой линией границы между светом и тенью.
Построение объема в технике раздельного пятна по схеме: свет – тень – полутон или свет – тень – фон.
Изучение изменений основного (локального) цвета предмета в зависимости от его освещения.
Наблюдение и передача цветового рефлекса. Общий вывод о влиянии на цвет изображаемого предмета цветовой среды, в которой он находится и цвета источника света.
Соблюдение главных качеств акварельной живописи: чистоты и свежести каждого пятна и мазка краски.
Материалы и оборудование: бумага формата А3, простой карандаш, стерка, акварель, беличьи кисти, палитра, тряпочка для кистей, стаканчик для воды, наглядные материалы, яблоко.
Тема 6: Цветовой круг. Пейзаж в тепло-холодной гамме. (1 занятие, 3 уч/часа).
Цель: Знакомство с расположением цвета в цветовом круге. Классификация цвета на теплые и холодные, родственные и контрастные (противоположные).
Задачи: Закрепление навыковв построении окружности (межпредметная связь с рисунком) и выполнения однотонных заливок.
Выполнение простого по композиции пейзажа с четким делением основных пятен изображения на теплые и холодные (небо и озеро – теплые, родственная гамма цветов желто-оранжевых (техника цветной заливки по сырой бумаге)). Деревья, земля – холодная гамма цветов, сине-изумрудных (цветная заливка по сухой бумаге).
Объяснение понятий цветовая гамма, цветовой колорит на примере живописных работ учащихся, репродукций с картин художников.
Материалы и оборудование: бумага формата А3 (2 листа), простой карандаш, стерка, акварель, беличьи кисти, палитра, тряпочка для кистей, стаканчик для воды, наглядные материалы.
Тема 7: Натюрморт с рыбой. Коллаж. (1 занятие, 3 уч/часа).
Цель: Закрепление навыков работы с акварелью.
Задачи: Грамотная компоновка изображения в листе.Соблюдение правил ведения работы акварелью:
1. заливка цветом любой формы сверху в низ.
2. наличие капельки или водяного валика.
3. соблюдение чистоты цвета (не смешивать более трех красок).
4. не исправлять начавший подсыхать слой краски, не исправлять «хвосты».
5. применять приемы лессировки и отмывки для уточнения оттенков цвета и необходимых исправлений в рисунке.
Материалы и оборудование: бумага формата А3, простой карандаш, стерка, акварель, беличьи кисти, палитра, тряпочка для кистей, стаканчик для воды, наглядные материалы, клей ПВА, ножницы, старые газеты.
2 четверть (7 занятий 21 уч/час)
Тема 1: Высветление и темнение основного цветового тона в гуаши. (1 занятие, 3 уч/часа)
Цель: Изучение технических приемов высветления и темнения цветового тона в гуашевой живописи.
Задачи: Закрепление правил работы гуашью:
1. Умелое разведение краски с водой на палитре до рабочей консистенции.
2. Плотность красочного слоя.
3. Закрепление технических навыков в составлении новых красочных смесей (добавление к исходному цвету небольшого количества нового, разбелы вести от белил к основному цветовому тону, а не наоборот, новый цветовой замес располагать на палитре рядом с предыдущим).
4. Изучение цветовых смесей: основного цветового тона с белым, основного цветового тона с черным.
5. Аккуратность и четко выдержанная последовательность тональных изменений цвета (аналогично с темой № 1 по рисунку 1 четверти «Таблица тонов».
Задание на дом: разбел и темнение другого цвета.
Материалы и оборудование: бумага формата А3, простой карандаш, стерка, гуашь, кисти.
Тема 2: Натюрморт по воображению, монохром. (2 занятия, 6 уч/часов).
Цель: построение монохромного колорита.
Задачи: 1. Изучение оттенков основного цветового тона, взятого в смесях с белым, черным, серым.
2. Закрепление умений и навыков в смешении красок между собой.
3. Изучение технического приема «тушевки» в гуашевой живописи.
4. Использование тонального (светлое – темное) контраста и цветового (цветное – серое) контраста в решении проблемы фигура – фон.
Материалы и оборудование: бумага формата А3, простой карандаш, стерка, гуашь, кисти.
Тема 3: Ветка дерева. (2 занятия, 6 уч/часов).
Цель: Изучение оттенков коричневого цвета. Цветовой нюанс.
Задачи: разработка оттенков коричневого цвета (нюансировка):
1. Смесь коричневых красок из набора со всеми остальными.
2. Смеси дополнительных цветов: красного и зеленого, оранжевого и фиолетового.
3. Смеси черного с остальными цветами набора.
Умение изменять исходный цвет на чуть-чуть в ту или иную сторону.
Материалы и оборудование: бумага формата А3, тонированная нейтральным бежевым цветом, простой карандаш, стерка, гуашь, кисти.
Тема 4: Несложный натюрморт из 2-3 предметов с двумя драпировками без складок. (3 занятия, 9 уч/часов).
Цель: Передача средствами живописи объемной формы изображаемых предметов. Анализ изменений локального цвета предмета на свету и в тени.
Задачи: 1.Компоновка изображения в листе, дорисовка фруктов и цветов в вазе по воображению.
2. Изучение техники раздельного мазка.
3. Анализ цветовых и тональных различий между драпировками на столе и стене, между освещенной и теневой частью предметов, лепка цветом, мазком объема и формы предметов.
4. Передача светотеневых характеристик предметов, дорисованных по воображению, с учетом местоположения источника света.
Материалы и оборудование: бумага формата А2, тонированная черным цветом, простой карандаш, стерка, гуашь, кисти.
3 четверть (10 занятий, 30 уч/часов).
Тема 1: Белый цвет в гуаши. Натюрморт из белых предметов. (3 занятия, 9 уч/часов).
Цель: Изучение разбелов красок, закрепление навыков в построении объема предметов на основе анализа их светотени. Зависимость цвета света и тени предметов от цвета источника света. Изучение рефлексов.
Задачи: 1. Компоновка и построение изображения на листе.
2. Передача цветом в технике тушевки и раздельного мазка светотеневого строя предметов при соблюдении общего тона каждого предмета.
3. Изучение явления тепло-холодного контраста при искусственном освещении натюрморта (теплый свет – холодные тени). Изучение и передача на рисунке рефлексов.
4. Закрепление технических навыков работы гуашью.
Материалы и оборудование: бумага формата А2, простой карандаш, стерка, гуашь, кисти.
Тема 2: Натюрморт в теплом колорите. (3 занятия, 9 уч/часов).
Цель: Знакомство и изучение теплой гаммы цветов (правая часть цветового круга) в живописи гуашью на примере натюрморта, составленного из предметов и драпировок, окрашенных теплыми тонами и соответствующих репродукции картин художников.
Задачи: 1.Компоновка и построение изображения на листе.
2. Передача объемности предметов. Зависимость формы мазка или пятна краски от формы изображаемого предмета. Умение искать не только оттенки цвета, но и способы нанесения его на бумагу (постоянно обращать внимание на форму пятна или мазка, искать в этом эстетику).
3. Изучение желто-оранжевых, оранжево-красных, салатовых, охристых, коричневых смесей красок. Понятие относительности в определении тепло-холодной характеристики цвета (например, желтый кадмий теплее стронциановой желтой, кадмий красный теплее краплака и т.д.).
4. Привитие умения в теплом искать холодную составляющую и наоборот. Рефлексы и зависимость окраски света и тени от источника света (теплый свет – холодные тени и наоборот) как инструмент, помогающий определить степень «теплоты» оттенка цвета.
5. Закрепление умений и навыков работы гуашью.
Материалы и оборудование: бумага формата А2, простой карандаш, стерка, гуашь, кисти.
Тема 3: Натюрморт в холодной гамме. (2занятия, 6 уч/часов).
Цель: Знакомство и изучение холодной гаммы цветов (левая часть цветового круга) в живописи акварелью на примере натюрморта, составленного из предметов и драпировок, окрашенных холодными тонами и соответствующих репродукции картин художников.
Задачи: 1. Компоновка и построение изображения на листе.
2. Повторение и закрепление умений и навыков ведения акварельной живописи. Передача объемов предметов средствами акварельной живописи (заливки, лессировки, отмывки, техника раздельного мазка и т.д.).
3. Изучение групп изумрудных, синих, голубых, фиолетовых, пурпурных, сиреневых цветов и красочных смесей. Относительность тепло-холодной характеристики «холодного» цвета, например, синий кобальт холоднее ультрамарина.
4. Привитие умения находить в холодной окраске предмета теплую составляющую.
Материалы и оборудование: бумага формата А3, простой карандаш, стерка, акварель, кисти.
Тема 4: Тематический натюрморт. (3 занятия, 9 уч/часов).
Цель: Передача средствами акварельной или гуашевой живописью цветового богатства окружающего мира. Закрепление умений и навыков работы цветом с натуры.
Задачи: 1. Компоновка и построение изображения на листе.
2. Передача объема предметов цветом.
3. Анализ цветового строя натюрморта (теплые или холодные цвета доминируют, учет цвета источника света, тепло-холодное отношение, рефлексы и т.д.).
4. Использование в работе различных техник и приемов акварельной или гуашевой живописи, умелое и правильное ведение работы.
Материалы и оборудование: бумага формата А2, простой карандаш, стерка, акварель или гуашь на выбор, кисти.
4 четверть (7 занятий, 21 уч/час).
Тема 1: Этюд цветов в технике по «сырой бумаге». (2 занятия, 6 уч/часов).
Цель: Знакомство с техникой акварельной живописи «по сырой бумаге».
Задачи: 1. Изучение на практике необычных технических приемов работы акварелью: использование в работе поролоновой губки, ножа (скальпеля), соли и сахара.
2. Привитие творческого интереса к акварельной живописи, развитие творческих способностей: желания экспериментировать, изобретать новые технические приемы и т.д.
3. Использование тепло-холодного и тонального контрастов при создании колористического строя работы.
Материалы и оборудование: бумага формата А3, простой карандаш, стерка, акварель, кисти, нож (скальпель), соль, сахар, поролоновая губка, тряпочка, ванночка с водой.
Тема 2: Натюрморт с птицей (2 занятия, 6 уч/часов).
Цель: Выполнение живописного этюда с натуры с большей степенью самостоятельности. Подготовка к экзаменационной работе.
Задачи: 1. Самостоятельная компоновка и построение изображения на листе с последующей оценкой данного этапа работы.
2. Анализ тонального и колористического строя натюрморта: определение тональных различий между предметами (самый темный, самый светлый и т.д.), влияние источника света на распределение светотени на предметах.
3. Соблюдение последовательности ведения работы (от темного к светлому – в гуаши, от светлого к темному – в акварели). Использование умений и навыков, накопленных за год.
Материалы и оборудование: бумага формата А3, простой карандаш, стерка, акварель или гуашь на выбор, кисти.
Тема 3: Контрольная работа. Несложный натюрморт из 2-3 предметов и цветными драпировками. (3 занятия, 9 уч/часов).
Цели и задачи: Выявление уровня подготовки учащихся по предмету академической живописи с натуры. Самостоятельность выполнения задания.
Материалы и оборудование: бумага формата А3, простой карандаш, стерка, акварель или гуашь на выбор, кисти.
Сводная таблица тем по предмету «Живопись» в 1 классе ДХШ
№ п/п | Название темы | № п/п по четвертям | Формат бумаги | Кол-во занятий | Кол-во часов | Основные материалы |
I четверть. | ||||||
Вводная беседа о живописи. Техника заливок в акварельной живописи. | А3 | Акварель | ||||
Рисунок кленовых листьев | А3 | Акварель | ||||
Этюд арбуза | А3 | Акварель | ||||
Передача объема в акварели. Рисунок фруктов и овощей по воображению. | А3 | Акварель | ||||
Передача объема в акварели. Этюд яблока с натуры. Явление цветового рефлекса. | А3 | Акварель | ||||
Цветовой круг. Пейзаж в тепло-холодной гамме. | А3 | Акварель | ||||
Натюрморт с рыбой. Коллаж. | А3 | Акварель | ||||
II четверть. | ||||||
Высветление и темнение основного цветового тона в гуаши. | А3 | Гуашь | ||||
Натюрморт по воображению, монохром. | А3 | Гуашь | ||||
Ветка дерева. | А3 | Гуашь | ||||
Несложный натюрморт из 2-3 предметов с двумя драпировками без складок. | А2 | Гуашь | ||||
III четверть. | ||||||
Белый цвет в гуаши. Натюрморт из белых предметов. | А2 | Гуашь | ||||
Натюрморт в теплом колорите. | А2 | Гуашь | ||||
Натюрморт в холодной гамме. | А3 | Акварель | ||||
Тематический натюрморт. | А2 | Гуашь или акварель | ||||
IV четверть. | ||||||
Этюд цветов в технике по «сырой бумаге» | А3 | Акварель | ||||
Натюрморт с птицей. | А3 | Акварель или гуашь | ||||
Контрольная работа. Несложный натюрморт из 2-3 предметов и цветными драпировками. | А3 | Акварель или гуашь |
по предмету «ЖИВОПИСЬ»