double arrow

Могилевской городской детской


Проект программы для 1 класса

Год

Г.Могилев

В курсе предмета композиция

АВТОР ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МОГИЛЕВской городской детской художественной школы

Полева инна анатольевна

1 четверть (8 занятий 24 уч/часа)

Тема 1: Вводная беседа о живописи. Техника заливок в акварельной живописи. (1 занятие, 3 уч/часа).

Цель: Изучение техники акварельных заливок: однотонной, цветной. Заливки по сырой и сухой бумаге.

Задачи: Беседа о материалах акварели: виды красок, кистей, бумаги; правила пользования и хранения. Беседа о правильной посадке за мольбертом и организация рабочего места (наклон мольберта, наличие табурета для красок, тряпочки для кистей, палитры, стаканчика с водой и т.д.).

Выполнение однотонной заливки в вертикальной полосе, имеющей четкие границы (2 полосы).

Выполнение заливки с постепенным высветлением цвета (2 полосы).

Изучение техники цветной заливки (заливки цвета в цвет) (2 полосы).

Выполнение цветной заливки по ухой и по сырой бумаге. (2-й лист формата А3).

Межпредметные связи:Закрепление умений и навыков, полученных на первых занятиях по рисунку в проведении прямых линий, деление отрезка на части.




Материалы и оборудование:бумага формата А3 (2 листа), простой карандаш, стерка, акварель, беличьи кисти, палитра, тряпочка для кистей, стаканчик для воды.

Тема 2: Рисунок кленовых листьев. (1 занятие, 3 уч/часа).

Цель:Изучение и закрепление навыков техники акварельной заливки. Технические приемы лессировки и отмывки. Понятие цвет, оттенок цвета.

Задачи:компоновка изображения в листе, анализ формы кленовых листьев, выявление прямой зависимости внешних очертаний от внутреннего строения кленовых листьев.

Выполнение цветной заливки, на основе анализа цветового строя конкретного кленового листа по сухой (первый вариант) и по сырой (второй вариант) бумаге.

Соблюдение технических правил:

1. распределение красочного пятна сверху в низ.

2. наличие капли или водяного валика внизу красочного пятна.

3. соблюдение контурных границ рисунка.

4. горизонтальное движение кистью.

Знакомство с приемом отмывки при прорисовке прожилок кленовых листьев.

Знакомство с приемом лессировки при дополнении, уточнении и обогащении цветом отдельных участков кленовых листьев.

Материалы и оборудование:бумага формата А3, простой карандаш, стерка, акварель, беличьи кисти, палитра, тряпочка для кистей, стаканчик для воды, кленовые листья, наглядные материалы.

Тема 3: Этюд арбуза (1 занятие, 3 уч/часа).

Цель:Изучение приемов заливки цвета в цвет в плоском пятне. Понятия цвет – оттенок цвета – тон.

Задачи:Грамотная компоновка изображения в листе, передача в рисунке сходства, характерных особенностей разрезанного арбуза, его дольки.



Развитие способностей находить оттенки цвета в большом цветовом пятне (оттенки красного цвета арбуза, белого цвета фона). Закрепление умений и навыков ведения работы акварелью:

1. соблюдение элементарных технических правил (см. тему 2).

2. умение сопоставлять изображение предмета с самим предметом.

3. применение приемов отмывки и лессировки при работе над деталями (белые и темные косточки, темные полоски на арбузной корке.

4. разнообразие приемов работы кистью (плашмя, носиком и т.д.)

5. умелое пользование палитрой (смешение красок и на палитре, и, непосредственно, на рисунке).

Материалы и оборудование:бумага формата А3, простой карандаш, стерка, акварель, беличьи кисти, палитра, тряпочка для кистей, стаканчик для воды, арбуз, наглядные материалы.

Тема 4: Передача объема в акварели. Рисунок фруктов и овощей по воображению. (1 занятие, 3 уч/часа).

Цель:Упражнения на построение условного объема акварелью в техниках:

1. однотонной заливки

2. цветной заливки

3. раздельным мазком

4. комбинированной.

Задачи:Закреплениенавыков работы в технике однотонной, цветной заливки, умение высветлять и темнить основной цветовой фон по сырой и сухой бумаге.



Знакомство с техникой раздельного мазка.

Использование лессировки и отмывок при уточнении деталей и доработки формы, изображаемых предметов.

Материалы и оборудование:бумага формата А3, простой карандаш, стерка, акварель, беличьи кисти, палитра, тряпочка для кистей, стаканчик для воды, наглядные материалы.

Тема 5: Передача объема в акварели. Этюд яблока с натуры. Явление цветового рефлекса. (1 занятие, 3 уч/часа).

Цель:Анализ изменений основного цветового тона предмета на свету и в тени. Поняте цветовой рефлекс и способы его передачи.

Задачи:Компоновка изображения в листе, передача в рисунке характерных особенностей формы яблока и нанесение тонкой линией границы между светом и тенью.

Построение объема в технике раздельного пятна по схеме: свет – тень – полутон или свет – тень – фон.

Изучение изменений основного (локального) цвета предмета в зависимости от его освещения.

Наблюдение и передача цветового рефлекса. Общий вывод о влиянии на цвет изображаемого предмета цветовой среды, в которой он находится и цвета источника света.

Соблюдение главных качеств акварельной живописи: чистоты и свежести каждого пятна и мазка краски.

Материалы и оборудование:бумага формата А3, простой карандаш, стерка, акварель, беличьи кисти, палитра, тряпочка для кистей, стаканчик для воды, наглядные материалы, яблоко.

Тема 6: Цветовой круг. Пейзаж в тепло-холодной гамме. (1 занятие, 3 уч/часа).

Цель:Знакомство с расположением цвета в цветовом круге. Классификация цвета на теплые и холодные, родственные и контрастные (противоположные).

Задачи:Закрепление навыковв построении окружности (межпредметная связь с рисунком) и выполнения однотонных заливок.

Выполнение простого по композиции пейзажа с четким делением основных пятен изображения на теплые и холодные (небо и озеро – теплые, родственная гамма цветов желто-оранжевых (техника цветной заливки по сырой бумаге)). Деревья, земля – холодная гамма цветов, сине-изумрудных (цветная заливка по сухой бумаге).

Объяснение понятий цветовая гамма, цветовой колорит на примере живописных работ учащихся, репродукций с картин художников.

Материалы и оборудование:бумага формата А3 (2 листа), простой карандаш, стерка, акварель, беличьи кисти, палитра, тряпочка для кистей, стаканчик для воды, наглядные материалы.

Тема 7: Натюрморт с рыбой. Коллаж. (1 занятие, 3 уч/часа).

Цель:Закрепление навыков работы с акварелью.

Задачи:Грамотная компоновка изображения в листе.Соблюдение правил ведения работы акварелью:

1. заливка цветом любой формы сверху в низ.

2. наличие капельки или водяного валика.

3. соблюдение чистоты цвета (не смешивать более трех красок).

4. не исправлять начавший подсыхать слой краски, не исправлять «хвосты».

5. применять приемы лессировки и отмывки для уточнения оттенков цвета и необходимых исправлений в рисунке.

Материалы и оборудование:бумага формата А3, простой карандаш, стерка, акварель, беличьи кисти, палитра, тряпочка для кистей, стаканчик для воды, наглядные материалы, клей ПВА, ножницы, старые газеты.

2 четверть (7 занятий 21 уч/час)

Тема 1: Высветление и темнение основного цветового тона в гуаши. (1 занятие, 3 уч/часа)

Цель:Изучение технических приемов высветления и темнения цветового тона в гуашевой живописи.

Задачи:Закрепление правил работы гуашью:

1. Умелое разведение краски с водой на палитре до рабочей консистенции.

2. Плотность красочного слоя.

3. Закрепление технических навыков в составлении новых красочных смесей (добавление к исходному цвету небольшого количества нового, разбелы вести от белил к основному цветовому тону, а не наоборот, новый цветовой замес располагать на палитре рядом с предыдущим).

4. Изучение цветовых смесей: основного цветового тона с белым, основного цветового тона с черным.

5. Аккуратность и четко выдержанная последовательность тональных изменений цвета (аналогично с темой № 1 по рисунку 1 четверти «Таблица тонов».

Задание на дом: разбел и темнение другого цвета.

Материалы и оборудование:бумага формата А3, простой карандаш, стерка, гуашь, кисти.

Тема 2: Натюрморт по воображению, монохром. (2 занятия, 6 уч/часов).

Цель:построение монохромного колорита.

Задачи:1. Изучение оттенков основного цветового тона, взятого в смесях с белым, черным, серым.

2. Закрепление умений и навыков в смешении красок между собой.

3. Изучение технического приема «тушевки» в гуашевой живописи.

4. Использование тонального (светлое – темное) контраста и цветового (цветное – серое) контраста в решении проблемы фигура – фон.

Материалы и оборудование:бумага формата А3, простой карандаш, стерка, гуашь, кисти.

Тема 3: Ветка дерева. (2 занятия, 6 уч/часов).

Цель:Изучение оттенков коричневого цвета. Цветовой нюанс.

Задачи:разработка оттенков коричневого цвета (нюансировка):

1. Смесь коричневых красок из набора со всеми остальными.

2. Смеси дополнительных цветов: красного и зеленого, оранжевого и фиолетового.

3. Смеси черного с остальными цветами набора.

Умение изменять исходный цвет на чуть-чуть в ту или иную сторону.

Материалы и оборудование:бумага формата А3, тонированная нейтральным бежевым цветом, простой карандаш, стерка, гуашь, кисти.

Тема 4: Несложный натюрморт из 2-3 предметов с двумя драпировками без складок. (3 занятия, 9 уч/часов).

Цель:Передача средствами живописи объемной формы изображаемых предметов. Анализ изменений локального цвета предмета на свету и в тени.

Задачи:1.Компоновка изображения в листе, дорисовка фруктов и цветов в вазе по воображению.

2. Изучение техники раздельного мазка.

3. Анализ цветовых и тональных различий между драпировками на столе и стене, между освещенной и теневой частью предметов, лепка цветом, мазком объема и формы предметов.

4. Передача светотеневых характеристик предметов, дорисованных по воображению, с учетом местоположения источника света.

Материалы и оборудование:бумага формата А2, тонированная черным цветом, простой карандаш, стерка, гуашь, кисти.

3 четверть (10 занятий, 30 уч/часов).

Тема 1: Белый цвет в гуаши. Натюрморт из белых предметов. (3 занятия, 9 уч/часов).

Цель:Изучение разбелов красок, закрепление навыков в построении объема предметов на основе анализа их светотени. Зависимость цвета света и тени предметов от цвета источника света. Изучение рефлексов.

Задачи:1. Компоновка и построение изображения на листе.

2. Передача цветом в технике тушевки и раздельного мазка светотеневого строя предметов при соблюдении общего тона каждого предмета.

3. Изучение явления тепло-холодного контраста при искусственном освещении натюрморта (теплый свет – холодные тени). Изучение и передача на рисунке рефлексов.

4. Закрепление технических навыков работы гуашью.

Материалы и оборудование:бумага формата А2, простой карандаш, стерка, гуашь, кисти.

Тема 2: Натюрморт в теплом колорите. (3 занятия, 9 уч/часов).

Цель:Знакомство и изучение теплой гаммы цветов (правая часть цветового круга) в живописи гуашью на примере натюрморта, составленного из предметов и драпировок, окрашенных теплыми тонами и соответствующих репродукции картин художников.

Задачи:1.Компоновка и построение изображения на листе.

2. Передача объемности предметов. Зависимость формы мазка или пятна краски от формы изображаемого предмета. Умение искать не только оттенки цвета, но и способы нанесения его на бумагу (постоянно обращать внимание на форму пятна или мазка, искать в этом эстетику).

3. Изучение желто-оранжевых, оранжево-красных, салатовых, охристых, коричневых смесей красок. Понятие относительности в определении тепло-холодной характеристики цвета (например, желтый кадмий теплее стронциановой желтой, кадмий красный теплее краплака и т.д.).

4. Привитие умения в теплом искать холодную составляющую и наоборот. Рефлексы и зависимость окраски света и тени от источника света (теплый свет – холодные тени и наоборот) как инструмент, помогающий определить степень «теплоты» оттенка цвета.

5. Закрепление умений и навыков работы гуашью.

Материалы и оборудование:бумага формата А2, простой карандаш, стерка, гуашь, кисти.

Тема 3: Натюрморт в холодной гамме. (2занятия, 6 уч/часов).

Цель:Знакомство и изучение холодной гаммы цветов (левая часть цветового круга) в живописи акварелью на примере натюрморта, составленного из предметов и драпировок, окрашенных холодными тонами и соответствующих репродукции картин художников.

Задачи:1. Компоновка и построение изображения на листе.

2. Повторение и закрепление умений и навыков ведения акварельной живописи. Передача объемов предметов средствами акварельной живописи (заливки, лессировки, отмывки, техника раздельного мазка и т.д.).

3. Изучение групп изумрудных, синих, голубых, фиолетовых, пурпурных, сиреневых цветов и красочных смесей. Относительность тепло-холодной характеристики «холодного» цвета, например, синий кобальт холоднее ультрамарина.

4. Привитие умения находить в холодной окраске предмета теплую составляющую.

Материалы и оборудование:бумага формата А3, простой карандаш, стерка, акварель, кисти.

Тема 4: Тематический натюрморт. (3 занятия, 9 уч/часов).

Цель:Передача средствами акварельной или гуашевой живописью цветового богатства окружающего мира. Закрепление умений и навыков работы цветом с натуры.

Задачи:1. Компоновка и построение изображения на листе.

2. Передача объема предметов цветом.

3. Анализ цветового строя натюрморта (теплые или холодные цвета доминируют, учет цвета источника света, тепло-холодное отношение, рефлексы и т.д.).

4. Использование в работе различных техник и приемов акварельной или гуашевой живописи, умелое и правильное ведение работы.

Материалы и оборудование:бумага формата А2, простой карандаш, стерка, акварель или гуашь на выбор, кисти.

4 четверть (7 занятий, 21 уч/час).

Тема 1: Этюд цветов в технике по «сырой бумаге». (2 занятия, 6 уч/часов).

Цель:Знакомство с техникой акварельной живописи «по сырой бумаге».

Задачи:1. Изучение на практике необычных технических приемов работы акварелью: использование в работе поролоновой губки, ножа (скальпеля), соли и сахара.

2. Привитие творческого интереса к акварельной живописи, развитие творческих способностей: желания экспериментировать, изобретать новые технические приемы и т.д.

3. Использование тепло-холодного и тонального контрастов при создании колористического строя работы.

Материалы и оборудование:бумага формата А3, простой карандаш, стерка, акварель, кисти, нож (скальпель), соль, сахар, поролоновая губка, тряпочка, ванночка с водой.

Тема 2: Натюрморт с птицей (2 занятия, 6 уч/часов).

Цель:Выполнение живописного этюда с натуры с большей степенью самостоятельности. Подготовка к экзаменационной работе.

Задачи:1. Самостоятельная компоновка и построение изображения на листе с последующей оценкой данного этапа работы.

2. Анализ тонального и колористического строя натюрморта: определение тональных различий между предметами (самый темный, самый светлый и т.д.), влияние источника света на распределение светотени на предметах.

3. Соблюдение последовательности ведения работы (от темного к светлому – в гуаши, от светлого к темному – в акварели). Использование умений и навыков, накопленных за год.

Материалы и оборудование:бумага формата А3, простой карандаш, стерка, акварель или гуашь на выбор, кисти.

Тема 3: Контрольная работа. Несложный натюрморт из 2-3 предметов и цветными драпировками. (3 занятия, 9 уч/часов).

Цели и задачи:Выявление уровня подготовки учащихся по предмету академической живописи с натуры. Самостоятельность выполнения задания.

Материалы и оборудование:бумага формата А3, простой карандаш, стерка, акварель или гуашь на выбор, кисти.

Сводная таблица тем по предмету «Живопись» в 1 классе ДХШ

№ п/п Название темы № п/п по четвертям Формат бумаги Кол-во занятий Кол-во часов Основные материалы
I четверть.
Вводная беседа о живописи. Техника заливок в акварельной живописи. А3 Акварель
Рисунок кленовых листьев А3 Акварель
Этюд арбуза А3 Акварель
Передача объема в акварели. Рисунок фруктов и овощей по воображению. А3 Акварель
Передача объема в акварели. Этюд яблока с натуры. Явление цветового рефлекса. А3 Акварель
Цветовой круг. Пейзаж в тепло-холодной гамме. А3 Акварель
Натюрморт с рыбой. Коллаж. А3 Акварель
II четверть.
Высветление и темнение основного цветового тона в гуаши. А3 Гуашь
Натюрморт по воображению, монохром. А3 Гуашь
Ветка дерева. А3 Гуашь
Несложный натюрморт из 2-3 предметов с двумя драпировками без складок. А2 Гуашь
III четверть.
Белый цвет в гуаши. Натюрморт из белых предметов. А2 Гуашь
Натюрморт в теплом колорите. А2 Гуашь
Натюрморт в холодной гамме. А3 Акварель
Тематический натюрморт. А2 Гуашь или акварель
IV четверть.
Этюд цветов в технике по «сырой бумаге» А3 Акварель
Натюрморт с птицей. А3 Акварель или гуашь
Контрольная работа. Несложный натюрморт из 2-3 предметов и цветными драпировками. А3 Акварель или гуашь

по предмету «ЖИВОПИСЬ»







Сейчас читают про: