double arrow

Школа самоопределения с демократическим укладом жизни


Характеристика процесса воспитания и обучения в авторских школах России.

2.1. Школа жизни(автор –Шалва Александрович Амонашвили; школа № 200 г. Москвы, директор - Марина Игоревна Шишова).

Начальная школа №200 г. Москвы, директором в которой работает М. И. Шишова, с 90-х годов 20 века развивается на концептуальной основе гуманистических педагогических идей Ш.А.Амонашвили, (изложены в трактате « Школа Жизни» и опубликованы в « Учительской газете» в 1996 году).

Основные мировоззренческие идеи, положенные в основу деятельности этой школы.

· Школа (с лат. «скале») есть скалистая лестница, по ступеням которой происходит духовное и нравственное восхождение ребенка, его становление как человека.

· Ребенок – человек. Он не только готовится к жизни, он уже живет.

· Цель Школы Жизни – развивать и воспитывать в Ребенке Благородного Человека путем раскрытия его личностных качеств в процессе его Жизни.

· Учитель исходит из постулатов: Ребенок есть Явление; каждый Ребенок несет в себе свою жизненную Миссию; Ребенок заключает в себе величайшую энергию Духа.

· Движущие силы для развития Ребенка существуют в Природе Ребенка – это его природные страсти (устремления): страсть к Развитию, страсть к Взрослению, страсть к Свободе, страсть к Неповторимости.




· Источниками гуманного мышления учителя являются: Вера, Надежда, Любовь.

· Воспитание - питание духовной оси человека, питание его души должно опережать обучение знаниям, умениям, навыкам.

· Воспитание подготавливает в Ребенке своеобразные ферменты очеловечивания и облагораживания знаний и умений.

· Духовными питательными ферментами могут стать высшие духовно-нравственные и познавательные образы: любви, красоты, устремленности, доброты, творчества, преданности, мужества, мастерства, сочувствия, сорадости, сопереживания, благоразумия; образы человеческих общений; образы добромыслия, ясномыслия, саморазвития и т.д.

· «Образовательный процесс пропитан этими образами так же, как пропитано земное пространство воздухом, они так же необходимы для становления благородной личности в Ребенке, как необходим воздух для жизни того же Ребенка». (Ш.А.Амонашвили. Школа Жизни.- М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000.- С.29).

В образовательный план Школы Жизни входят образовательные курсы: познавательного чтения, письменноречевой деятельности, родного языка, математических воображений, духовной жизни, постижения красоты, планирования и деятельности, смелости и выносливости, о природе, о мире наук, общения, иностранной речи, игры в шахматы, компъютерной грамотности. В качестве дополнительных образовательных курсов организуются следующие: Иностранный язык. Театральная деятельность. В мире мифов, легенд и сказок. В мире танца. В мире музыки. В мире саморазвития. Занятия в трудовой мастерской. Рассказы из истории Родины. Игры, спортивные праздники.



Особенности образовательного процесса в Школе Жизни, придающие ему гуманно-личностную направленность:

- образовательный процесс охватывает Ребенка полностью, со всей его природой, принимает его таким, какой он есть, и творит в нем развитого, свободного и образованного человека;

- в силу целостности личности Ребенка, образовательный процесс организуется как целостный, а условием этого является развивающаяся в многообразных формах жизнь Ребенка, жизнь детей;

- урок – ведущая форма жизни детей в школе как аккумулятор жизни Ребенка, жизни детей; («О, Урок, ты – солнце!» Ш.А.Амонашвили);

- сотруднические взаимоотношения учителя с детьми – естественное качество гуманного образовательного процесса;

- в образовательном процессе развивается и взращивается способность Ребенка к оценочной и самооценочной деятельности (упраздняются всякие формальные отметки и награды);

- учитель следует «заповедям»: Верить в безграничность Ребенка – он есть Микрокосмос; Верить в свои педагогические способности – « Я от Бога учитель»; Верить в силу Гуманной педагогики – в ней Творящая Энергия.

«Очеловечивание среды вокруг каждого Ребенка, гуманизация социума и самого образовательного процесса есть высшая забота учителя» (Там же, С.79).

2.2. Школа диалога культур(автор - философ Владимир Соломонович



Библер, школа № 106 г. Красноярска).

Школа диалога культур реализована в 106-й школе г. Краснояр­ска и на ряде других экспериментальных площадок.

В основу модели такой школы положены философские идеи М. М. Бахтина о «культуре как диалоге», психологические идеи Л.С.Выготского о «внутренней речи», положения «фи­лософской логики культуры» философа В. С. Библера, а также – педагогический опыт учителей-диалогистов (филолога Вениамина Литовского, математика Сергея Курганова, историка Игоря Соломадина, физика Валерия Ямпольского и других). В круг концептуальных идей школы диалога культур вошли следующие: идеи о диалогичности любой культуры, о ее способности быть диалогичной с са­мой собой, существовать на границе, в сопряжении с другими культурами, в диалоге с ними.

Все культуры: античная, средневековая, нового времени и современная куль­тура XX в.; западная и восточная — выступают как важные и значимые собеседники. Диалог культур является содержанием образования в образовательном процессе данной школы.

А в качестве главного ожидаемого результата образования предполагается «человек культуры», а не «человек образованный», как это принято в традиционном образовательном процессе.

Человек культуры формируется в содержательном и процессуально-деятельном смысле в синтезе и диалоге разных культур, а в психологическом смысле — на основе исходных вопросов, появляющихся у обучающихся в целостном культурном контексте, на основе «удивлений» детского разума.

Главное в логике такой школы — логика вопросов к Культуре, а не «логика ответов». Учащийся максимально активен в своей деятельности в связи с тем, что у него формируется «вопросительное» отношение к миру, который он познает на основе постоянной проблематизации любых научных, нравственных, житейских ситуаций.

Уже в 1 — 2-х классах у ребенка «завязываются узелки понимания» и сво­его рода «точки непонимания», формируются «точки удив­ления» для того, чтобы увидеть мир не как нечто понятное, известное, а как нечто загадочное, удивительное, полное интереса (загадки слова, числа, предмета природы, момента истории, сознания).

В точ­ках удивления появляются вопросы и проблемы, развивается установка «маленького почемучки».

3 — 4-е классы посвящены истории античной культуры, которая изучается в по­стоянном диалоге с культурой Средневековья и Нового времени. В 5—6-х классах основой диалога становится культура Средневе­ковья, а в 7 —8-х классах — культура Нового времени (XVII — XIX вв.), начиная с культуры Возрождения. Культура современ­ности в центре внимания старшеклассников. 11-й класс — диало­гический и педагогический. Преобладают диалоги между класса­ми, выявляется смысл школы как своего рода педучилища, гото­вящего педагогов XXI в.

В образовательном процессе реализуется диалогический подход (обучение, развитие, воспитание через д и а л о г: с объектом или субъектом культуры, науки, общественной жизни, с самим собой).

Исходные посылки, вызвавшие необходимость диалогического подхода к образовательному процессу:

а) логика культуры, науки, общественной жизни – это логика диалога, поиска взаимопонимания и взаимодополнения взглядов, осознания несводимости любого глубокого знания к какой бы то ни было единственной концепции; б) школа не может игнорировать вопросы, загадки, проблемы ребенка, с которыми он приходит в школу; в) современная жизнь полна неразрешимых противоречий и задача школы – научить выдерживать эти противоречия (по мнению В.С.Библера).

Диалог в школе начинает ребенок: каждый ученик порождает свой вопрос, свою загадку, трудность, требующую удержания в «самовитом» слове. Поначалу ребенок включается в «экспрессивный спор», когда участники диалога озабочены в первую очередь построением своего неповторимого образа и доведением его до понятной всему классу мыслительной конструкции. «Экспрессивный» диалогизм порождает диалог – спор, в котором ребенок выражает себя, свою точку зрения, свои приемы мышления, приемы общения.

Затем учитель включает ребенка в «понимающий» диалог, в котором есть и диалог-спор, и диалог-согласие. «Понимающий» диалог начинается с попытки понять … явление природы, число, геометрическую форму, историческое событие, художественное произведение.

Если предметом диалога становится понимание Другого, а не самовыражение на фоне Другого (как в «экспрессивном» учебном диалоге), то исходным является стремление к диалогу-согласию, к согласованному многоголосому пониманию. Строится учебное сообщество понимающих людей. (Аналогом учебного «понимающего» диалога может быть известная дискуссия Н.Бора и А.Энштейна о природе атома. Энштейн и Бор в диалоге создают не каждый свое понятие атома, а о д н о понятие ( при этом само понятие атома каждый раз вновь создается, «зажигается» здесь и теперь, вылепливается, «растягивается» именно благодаря тому, что, создавая его в дискуссии, собеседники развивают логически различные видения природы).

«Понимающий» диалог требует особых усилий ребенка. По мнению философа М. Мамардашвили, усилие понимания – это не просто умственный акт или напряжение мысли, а своего рода процесс перестройки, какой-то переориентации наших привычных навыков понимания.

Учебная деятельность в условиях «понимающего» диалога формирует в ребенке читателя художественных произведений (в искусстве) и читателя понятий-произведений (в математике, естественных и гуманитарных науках).

В школе диалога культур постоянно рождаются учебные произведения: «понятие-произведение», рисунки, эссе, мыслеобразы, схемы… - своеобразные вехи индивидуальной учебной памяти, по которым ученик может проследить свое становление как автора индивидуально-неповторимых конструктов.

В школе «диалога культур» диалог определяет цели и содержание обучения, выступает как форма организации обучения и принцип организации самого содержания науки, и процесс обучения строится на основе технологии диалогического обучения. Применяемая технология обучения обоснована следующими концептуальными идеями:

- диалог- это компонент внутреннего содержания личности;

- многоголосье мира существует в индивидуальном сознании в форме внут­

реннего диалога;

- диалог есть позитивное содержание свободы личности и др.

В технологию диалога, по мнению Г.К.Селевко, входят следующие элементы.

· Диагностика готовности учащихся к диалогическому общению: базовых зна­ний, коммуникативного опыта, установки на самоизложение и восприятие иных точек зрения.

· Поиск опорных мотивов, т. е. тех волнующих учащихся вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала.

· Переработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопро­сов и задач, что предполагает намеренное обострение ситуаций.

· Продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога.

· Проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возмож­ных ролей и условий их принятия учащимися.

· Гипотетическое выявление зон импровизации, т. е. таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников (погру­жения, десанты, игровые ситуации, дискуссии и т. п.).

Основные методические подходы, используемые в организации процесса обучения:

ü последовательность классов отвечает последовательности основных истори­ческих культур (античной, средневековой и т. д.);

ü обучение в каждом учебном цикле строится на основе внутреннего диалога, завязанного вокруг основных «точек удивления» — исходных загадок бытия и мышления: загадки слова, загадки числа, загадки явления природы, загад­ки Я-сознания;

ü обучение строится не по учебникам, а на основе реальных текстов данной культуры;

ü авторами программы для каждого класса являются педагог и дети;

ü игровые сосредоточия: физические игры, словесные игры с элементами поэти­ки, художественный образ, элементы ручного труда, ремесла; музыка, театр.

 

(Александр Наумович Тубельский, НПО «Школа самоопределения»,

г. Москва)

Средняя школа № 734 Москвы, директором которой является А.Н.Тубельский, входит в научно-педагогическое объединение (НПО) «Школа самоопределения». Сегодня школа Тубельского известна как школа самоопределения с демократическим укладом жизни.

Цель школы – формирование свободной и толерантной личности, способной к самоопределению в жизненном пространстве и к самореализации в обществе посредством сформированных универсальных умений и компетенций. Основная идея педагогической философии школы самоопределения: ребенок уже несет в себе высокое предназначение, и следует помочь ему это предназначение осознать, а потом не мешать ему в этом смысле реализовываться.

В основе организации образовательного процесса лежат идеи: свободного выбора, формирования способности личности к самоопределению и самореализации, формирования универсальных умений, необходимых в современной жизни, погружения в предмет и погружения в эпоху, сотворчества ученика и учителя, движения к собственной цели и ответственности за свои действия, возможности ученического законотворчества, необходимости соблюдения школьных законов всеми участниками образовательного процесса и др.

В начальной 4-летней школе освоение общекультурных навыков: чтения, письма, счета, ведется в индивидуальном для каждого ребенка темпе. В процессе обучения создаются условия: для самовыражения ребенком своих чувств, опыта, интересов; для развития процессов понимания и умения выстраивать собственную деятельность; для побуждения ребенка к выращиванию и осознанию собственных, индивидуальных способов работы; для осмысления индивидуальных способов работы как универсальных, которые можно использовать в других видах деятельности.

Бальной системы оценивания результатов учащихся не существует, а в конце учебного года организуется выставка личных достижений ребенка и составляется его качественно-содержательная характеристика (по типу « портфолио», которое используется в некоторых западных школах).

В основной школе (с 5-го класса по 9-ый класс) учащимся предоставляются возможности «пробы сил» в различных видах познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественно-организаторской, физкультурно-оздоровительной деятельности. Кроме обязательных учебных предметов выделяется время для уроков по выбору, а также для занятий в лабораториях школы или в окружающей среде над самостоятельно выбранными темами и проектами.

Один день в неделю посвящен социальной практике (работа в трудовых мастерских, в библиотеке, создание микро-фирм, стажировка на предприятиях, больницах, в организациях сервиса и торговли, забота о пенсионерах и людях с ограниченными возможностями, благоустройство города и др.). Учебный год завершается творческими экзаменами (в присутствии школьной и родительской общественности), на которых проводится защита самостоятельной работы или проекта (они готовятся в течение всего учебного года).

В старшей школе (10 и 11 классы) за исключением нескольких обязательных предметов обучение ведется по индивидуальным учебным планам, которые составляет сам ученик. Основная форма учебного процесса – мастерская, которой руководит учитель или приглашенный специалист (мастерские: «Шедевры мировой литературы», «Человек и история» и др.). В них осуществляется передача способов научной, трудовой, художественно-творческой и др. деятельности от мастера к ученику. Для желающих освоить все курсы базисного учебного плана вводятся так называемые «интенсивы», где за короткое время можно освоить государственный образовательный минимум.

В обучении используются методы и методики обучения: погружение в предмет и погружение в эпоху, проекты, обучение в малых группах на интерактивной основе.

Вторая половина последнего года обучения направлена на систематизацию знаний для подготовки в ВУЗ или для желающих – на получение начальной профессиональной подготовки.

Общее развитие каждого ученика осуществляется в системе пространств, которые организуются в школе для свободного занятия в них каждого ученика по интересам (к примеру, информационное пространство, игровое пространство, проектное пространство, пространство театрализованной деятельности, бизнес – пространство и др.). Осуществляется право свободного выбора обществен­ных дел.

В школе А.Н.Тубельского демократическая организация учебного процесса органично связана с демократическим укладом всей школьной жизни. Учителя, ученики и родители сообща разрабатывают и принимают, изменяют нормы и правила школьной жизни: Конституцию школы и разнообразные законы. В школе демократическим путем избираются органы самоуправления. А в целом демократический толерантный уклад школы позволяет школьнику обретать важный социальный опыт: выбора; создания правовых норм; управления школой; разрешения конфликтов и защиты прав человека; совместного проектирования школы как действующей модели гражданского общества; соуправления; детско-взрослой экспертизы демократических процессов.

Из традиций школы – погружение в эпоху. Так каждую осень проводится лицейская неделя. Школьные стены превращаются в виды Царского Села. Мальчишки надевают лицейские мундиры, девчонки – белые воздушные платья. Школа превращается в маленький островок другой эпохи, других отношений, проживание которых позволит ученикам по-другому изучать Пушкина, декабристов, жизнь людей той эпохи.

2.4. «Ноосферная» школа (А.Буровский, Боровская школа-лицей

Калужской обл.).

В основу модели школы положена концепция русских философов и ученых XX в.: Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского,

В. И. Вернадского, Н. А. Умова, А. К. Минеева и близких к ним по взглядам П. А. Флоренского, С.Н.Булгакова, Н. А. Бер­дяева.

Ноосфера (от греч. noos — разум и сфера) — новое эволюцион­ное состояние биосферы, при котором разумная деятельность че­ловека становится решающим фактором ее развития и выжива­ния самого человека. В. И. Вернадский рассматривал ноосферу как качественно но­вую форму организованности, возникшую при взаимодействии природы и общества. Поскольку человек — существо еще «несо­вершенное», «кризисное», «проблемное», то и «продукт» его — ноосфера — дисгармоничная реальность, находящаяся в стадии становления.

В основе концепции «ноосферной» школы (автор идеи — А. Буровский, Боровская школа-лицей Калужской области) — идея гармонического развития растущего человека средствами систем­ного освоения мира природы и мира культуры; организация диалога мира природы и мира культуры; подбора учебного материа­ла, отражающего глобальные и региональные социальные и эко­логические проблемы; понимание детьми окружающего мира и себя в нем как целостной системы.

В лицее введены учебные курсы: «Игровая экология», «Занимательная астрономия», «Природа и культура», «Естествознание», «Естественная история», содержание которых позволяет воспитывать экологическую культуру учащегося, мотивацию к гармоничной жизни с природой, с людьми, с самим собой.







Сейчас читают про: