double arrow

Дополнительная. Характеристика ряда зарубежных авторских школ


Характеристика ряда зарубежных авторских школ.

3.1. Вальдорфская школа(Рудольф Штейнер, Германия).

Вальдорфская школа открыта в 1919 году в Штутгарте для детей работников сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория». Основателем школы считают Р. Штейнера (1861 – 1925), чьи антропософические идеи и принципы положены в основу деятельности данной школы.

В современной педагогической практике подобные школы действуют в рамках международного культурно-образовательного движения под названием «Вальдорфская педагогика», а в нашей стране работает вальдорфский семинар.

Цель вальдорфской школы: целостное развитие ребенка (интеллектуальное, нравственно-эмоциональное, практически-волевое), раскрытие его уникальных способностей и свойств, помощь ему в установлении гармонии с природой, контакта с миром.

Образовательный процесс строится на основе следующих мировоззренческих принципов:

- дитя и любовь неразлучны;

- постоянное изучение природы ребенка в общении с ним;

- понимание ребенка – основное требование к педагогу;

- постоянное общение с ребенком и достижение мастерства в нем;

- взрослый должен быть экологом в отношениях с ребенком;




- вся жизнь ребенка пронизана ритмами: ритм дыхания, пульс, смена дня и ночи т.д.;

- учитель – слуга ребенка, а не государства, общества;

- главная забота учителя – в свободном самоопределении ученика;

- обучение и воспитание - в свободе и свободой;

- обучение и воспитание ребенка в гармонии с природой;

- человек развивается по 7-летним циклам: 1) до 7-и лет – рождение физического тела и рождение 1-го душевного тела; 2) 7 – 14 лет – рождение 2-го душевного тела; 3) 14 – 21 – рождение человеческого «Я»; 4) 14 – 21 – развитие духа: созревание «силы суждений и свободы» («я свободен настолько, насколько умею владеть собой»).

На каждом цикле школьного обучения – свои требования к обучению и воспитанию.

В школе с 1-го - по 8-ой класс все учебные предметы преподает один учитель, а в 9-12 классах – группа учителей. Последний, 12-ый год обучения – абитуриентский класс, в котором обучаются желающие продолжить обучение в вузе. В Вальдорфской школе изучаются математика, родной язык, иностранный язык, естественные дисциплины и т.п., а также проводятся практические занятия (прядение, ткачество, сапожное дело, переплетные работы, кузнечное дело, обработка металла), художественные занятия (лепка из цветного воска, из соленого теста, из глины, рисование акварелью, шитье кукол из натуральных материалов: льна, соломы), уроки эвритмии. (На уроке эвритмии дети и родители совершают телодвижения под одновременное сопровождение музыки и слова (поэтического или прозы).

Обучение строится по скользящему расписанию, поскольку изучение учебных предметов идет посредством погружения в предмет.



Немного истории. Погружение как форма и метод познания действительности в ее целостности известен в отечественной педагогической практике с конца 19-го столетия. Идею погружения в этот период разрабатывал П.М.Луговской, (г.Санкт-Петербург, действительный тайный советник), предложивший использовать ее в ходе школьной реформы 1915-1916 годов. Однако идею погружения в предмет члены Ученого комитета министерства народного просвещения назвали «причудливым опытом», производство которого «приведет к плачевным результатам» - на том и порешили…

В Вальдорфской школе погружение в предмет используется с 1919 года. В наших отечественных школах погружение в предмет успешно используется с 80-х годов 20-го века в школах М.П.Щетинина, А.Н. Тубельского.

Помещения в Вальдорфской школе – округлой формы (в природе нет прямых углов), а интерьер оформлен под природный ландшафт.

3. 2. Новая школа Селестена Френе(Франция).

Основателем этой сельской школы во Франции является Селестен Френе (1896 – 1966), французский педагог, сторонник нового воспитания, основатель и руководитель (1920—1966) экспериментальных начальных школ.

В 1927г. организовал «Кооператив сторонников светской школы», а в 1957 г. — «Меж­дународную федерацию сторонников новой школы». Он отвер­гал традиционные методы обучения и воспитания, ввел школьное самоуправление — «школьный кооператив», вы­ступал против применения в начальной школе учебников, считая, что они исключают возможность индивидуализиро­ванного обучения. С. Френе уделял много внимания экспериментам в области программированного обучения, предложил оригинальную конструкцию простей­шей обучающей машины. Главная педагогическая идея С.Френе - приспособить школу к ребенку, (а не наоборот, как это бывает в обычной школе), для чего необходимо создать в школе особую среду, способную активизировать жизненную энергию ребенка и способности. Для этого необходим такой учитель, который бы стал духовным опекуном ребенка.



Цель школы: растить развитую свободную творческую личность, способную к труду и саморазвитию в условиях свободной творческой трудовой деятельности в школе. («Ребенок, подобно растению, создает себя изнутри, и этот процесс строго индивидуален».С.Френе.//Антология гуманной мысли.- М.,1997, С. 105)

Важнейшие идеи и принципы «обновленной педагогики» С. Френе,

лежащие в основе этой школы:

· ребенок — деятельное существо, обогащающее свой жиз­ненный личный опыт в процессе естественной свободной деятельности;

· свободная естественная деятельность ребенка является основой его обучения (так ребенок дома под присмотром родителей учится говорить, узнавать окру­жающие предметы, начинает осваивать постоянно расширяю­щееся окружающее пространство);

· обучение строится так, чтобы оно начиналось из ближайшего окружения ребенка и было естественным продол­жением игры;

· в развитии ребенка есть 3 фазы: 1 – проб и ошибок (на ощупь);2 – упорядочивания (порядок в свои действия); 3 – игры-работы через игру как типичный вид детской деятельности ребенок готовится к работе);

· использование «естественного метода обучения чтению и языку»;

· школа ориентирована на сотрудничество с ребенком

· учитель – духовный опекун и сотрудник ребенка;

· среда – это поле для разнообразной деятельности учащихся;

· материальная предметная среда в обучении существует для обучения детей на основе их свободного творческого труда, связанного естественно с их интересами;

· строгий учет особенностей возраста ребенка и разнообразия его

способностей и склонностей;

· ребенок сам строит свою личность, а мы помогаем ему;

· школа будущего – школа труда: свободного, кооперативного.

В школе не было классных кабинетов, поскольку она представляла собой детское предприятие, связанное с жизнью окружающей и социальной среды. Здесь работали 8 лабораторий и мастерских, где организовывались различные виды деятельности учащихся: 1 – лаборатория с рабочими картами, словарями, справочниками; 2 – лаборатория с конструкторскими и измерительными инструментами и приборами; 3 – лаборатория для экспериментальных занятий по биологии, химии, физике; 4 – мастерская для занятий типографическими и полиграфическими работами; 5 – мастерская для занятий художественным творчеством: рисованием, лепкой, художественными ремеслами, музыкой, фотографией, кинозаписи; 6 – мастерская для занятий по дереву и металлу; 7 – мастерская для ткацких, прядильных, швейных и кулинарных работ; 8 – лаборатория по выращиванию растений и животных, а также – школьный приусадебный участок с ульями и помещение с домашними животными.

Система мастерских изменяется на протяжении многих лет, но и в настоящее время работают мастерские столярного дела, домоводства и кулинарии, танца и музыки, механики и печатного дела, а также – обязательно учебная типография, где ребенок начинает трудиться для того, чтобы познать. Здесь дети пишут свои свободные тексты, а потом публикуют свободные журналы. В каждой мастерской дети учатся трудясь и проявляя свою фантазию.

Обучение строится на основе свободной деятельности ребенка (подобно тому, как дети свободно обучаются дома под присмотром мамы: узнают, называют объекты, отчасти изменяя предметную среду). Познание, переживание среды, преобразование ее происходит естественно, свободно, и все это берет начало из собственной жизни ребенка.

Так обучение чтению и письму происходит в логике: речь – письмо –

чтение. В учебной типографии ребенок составляет свободные тексты,

печатает их, ощущая себя творческой личностью, путем проб и ошибок

учится читать, а затем писать.

С.Френе был противником учебников, которые на его взгляд, подавляют органичные интересы ребенка, навязывают логику взрослых, слепую веру в печатное слово, а потому в школе дети учатся по карточкам (чаще составляют их себе сами). Существуют целые картотеки по отдельным темам.

Целеполагание, планирование работы и оценивание результатов и достижений учеников организовано в следующем виде. Начиная с 5-го класса, каждый ученик составляет индивидуальный план на неделю, где планирует виды работ в мастерских, темы для изучения, самостоятельную работу и совместную с другими ребятами. Учащиеся выбирают задания, где содержится проблема, инструкция по направлениям поисков, инструментов и материалов.

В конце недели в индивидуальной рабочей карте выставляются фишки, указывающие на достигнутые результаты. Заполняется контрольными фишками и совместная для всех детей недельная рабочая карта.

Общественный контроль за всей работой детей ведется через стенгазету, в которой каждый ребенок свободно высказывается в рубриках «Я критикую», «Я хвалю», «Я хотел бы», «Я сделал».

В системе обучения С. Френе удаается сочетать свободу деятельности детей с их развитием, разнообразную творческую деятельность с высокими требованиями к уровню обученности, учебную деятельность с социальной активностью учеников.

3.3. Школа Марии Монтессори(Италия).

Школа создана на основе идей свободного воспитания, принципов, метода и технологии обучения, разработанных Марией Монтессори (1870-1952), (доктор медицинских наук, преподаватель профессор ряда учебных заведений в Италии, педагог, которая в последние годы жизни возглавляла Институт педагогики ЮНЕСКО в Гамбурге).

Мария Монтессори разработала методику обучения, которая основана

на сенсорном воспитании, т. е. развитии органов чувств с помощью

окружающей среды и дидактических занятий, создала уникальную

систему развивающего обучения детей.

Ведущие психолого-педагогические идеи М.Монтессори:

- идея природосообразности и культуросообразности в развитии ребенка;

- жизнь ребенка – это проявление всей полноты жизненных сил,

« движение к совершенствованию себя»;

- дети обладают даром «абсорбировать» культуру: они способны воспринимать и усваивать без усилий объемы культурных достижений социума, будто впитывая их;

- «обучающие материалы» позволяют ребенку работать с ними самостоятельно;

- образовательная среда должна мотивировать ребенка к активной деятельности и обретению собственного опыта;

- наличие свободного выбора ребенка (он выбирает задание, свой темп, с кем и как работать);

- каждый ребенок работает в своем темпе;

- максимальное предоставление ребенку условий для самостоятельности в обучении;

- детям нужна любящая и умелая помощь взрослого;

- главный принцип общения учителя с ребенком – «помоги мне это сделать самому»;

- саморазвитие ребенка происходит в свободе, где он проявляет

независимость и самостоятельность;

- свободная деятельность предоставляет возможности для ребенка: выбирать, поступать, определиться, проявить поведенческую позицию, пользоваться правом свободы;

- дети- существа социальные и предпочитают сотрудничать, при этом проявляя индивидуальность.

В школе создана обучающая, то есть дидактическая среда, в которой ребенок самостоятельно свободно выбирает учебные предметы для изучения и проектный метод учебы.

Каждый день начинается со встречи в круге, а завершается рефлексией в круге. У детей нет уроков, домашних заданий, дневников, а есть свободная деятельность и работа ребенка с обучающим материалом, который он выбирает. Главная заповедь, которую соблюдает учитель: «Помоги мне это сделать самому».

Во второй половине дня продолжается работа в студиях.

Пространство помещений для занятий специально организовано по принципу «открытых дверей»: между классными комнатами нет глухих стен, а установлены перегородки или шторы на уровне детской головы для того, чтобы дети свободно перемещались и могли наблюдать происходящее.

Литература.

Основная

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.

2. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться/Пер. с англ.СПб., 2002. 3. Цырлина Т.В. Гуманистическая авторская школа ХХ в.: взгляд из прошлого в будущее.М.,2001.

1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. – М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили,

2000.

2. Вернадский. – М.: Изд. Дом Амонашвили, 2001.

3. Дальто Ф. На стороне ребенка / Пер. с фр. М., 1997.

4. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому/Сост.М.В.Богуславский. М., 2001. .

5. Школа сотрудничества: Практическое руководство для тех, кто хочет стать любимым учителем. М.: Изд. «Первое сентября», 2000.

6. Френе С. – Переиздание. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили. 2002.

7. Штейнер Р. Метаморфозы душевной жизни: Путь внутренного опыта/Пер. с.нем. М., 2001.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какое учебно-воспитательное заведение называют авторской школой?

2. Назовите школы, существующие сегодня как альтернативные традиционной школе.

3. Какие общие для авторских школ черты называют современные исследователи?

4. Какие педагогические идеи Ш.А.Амонашвили являются новыми для вас?

5. Что дает основание считать педагогику Ш.А.Амонашвили гуманно-личностной?

6. В какой авторской школе в основу образовательного процесса положен диалог?

7. Из чего исходили авторы школы диалога культур, вводя диалог в содержательный и процессуально-деятельностный планы обучения?

8. Почему исключительно актуальными в образовании являются идеи ноосферной школы?

9. Почему школу А.Н.Тубельского называют школой самоопределения?

10. В чем педагогическое новаторство А.Н.Тубельского и его коллектива?

11. Какие педагогические идеи Вальдорфской школы являются современными?

12. Перечислите черты обучения в системе М.Монтессори.

13. Почему в опыте С.Френе одни видят метод обучения, другие – технологию обучения, третьи – систему обучения?

Тестовые задания

1. В какой школе в основной цикл образовательных предметов входили уроки:

-познавательного чтения,

- письменно-речевой деятельности,

- родного языка,

- духовной жизни,

- постижения красоты,

- смелости и выносливости,

- о мире наук и др.

1. В «Школе жизни» Януша Корчака (нач.XX века)

2. В «Школе жизни» Ш.А. Амонашвили (с 90-х годов XX века)

3. В «Бодрой жизни» С.Т. Шацкого и В.Н. Шацкой (нач.XX века)

4. В школе Френе «С.Френе» (с 60-х годов XX века).

2. Определите авторскую систему обучения по признаку:

1. уроки эвритмии; один учитель учит учащихся с первого по девятый класс; есть абитуриентский класс; метод погружения в предмет и др.

2. школьная типография для учащихся младших классов; вместо классных кабинетов – лаборатории; естественный метод обучения письму и чтению и др.

3. специальный дидактический материал (предметный) для устроительства обучающей среды; главная педагогическая заповедь – от имени ребенка: «Помоги мне это сделать самому» и др.

4. зачетная система в школе; предметы по выбору; погружение в эпоху; самоопределение школьника как личности, гражданина; зоны для выбора жизнедеятельности учащимися.

5. ведущий метод обучения – погружение в предмет; не классы, а разновозрастные группы; интенсивное обучение; высокие учебные достижения.

1. Школа М. П. Щетинина.

2. Школа А. Н. Тубельского

3. Школа В. А. Караковского

4. Школа С. Френе.

5. Школа М. Монтессори

6. Вальдорфская школа Р. Штейнера








Сейчас читают про: