double arrow

В них посадочный материал


Виды питомников, основные хозяйственные отделения и выращиваемый

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕСНЫХ ПИТОМНИКОВ

Составление плана лесного питомника

Организация питомника.

ВЫРАЩИВАНИЕ ПОСАДОЧНОГО МАТЕРИАЛА

Лекция 5

Контрольные вопросы

  1. Особенности размножения древесных растений прививкой. Преимущества и недостатки данного вида размножения.
  2. Технология подготовки материала к прививке.
  3. Способы прививки древесных растений.

Основным и наиболее эффективным методом создания искус­ственных насаждений (лесных культур) является посадка, объем ко­торой в настоящее время составляет более 80%. Этот метод обес­печивает надежность создаваемых культур, расход семян на их вы­ращивание сокращается в несколько раз по сравнению с созданием культур посевом, уменьшается потребность в агротехнических ухо­дах, часть работ с лесокультурной площади переносится на питом­ник, ускоряется перевод лесных культур в покрытые лесной расти­тельностью земли. Посадочный материал для создания лесных куль­тур, лесомелиоративных, рекреационных и озеленительных насаж­дений выращивают в лесных, декоративных плодово-ягодных и дру­гих питомниках. При этом используют различные технологии. Техно­логия выращивания посадочного материала - это совокупность агротехнических приемов и операций, обеспечивающих выращивание в питомнике посадочного материала заданных размеров и качества.

Питомником называют предприятие по выращиванию поса­дочного материала. По целевому назначению питомники подразде­ляют на лесные, декоративные и плодово-ягодные. В лесных пи­томниках выращивают посадочный материал главным образом для лесокультурных целей, в декоративных - для озеленения городов и других объектов, в плодово-ягодных для закладки плодовых садов и ягодников. В питомниках выращивают разнообразный посадочный материал древесных пород и кустарников: сеянцы, саженцы, черен­ки, черенковые саженцы и др.

Лесной питомник создают по специально разработанным проек­там (рис.5.1). По продолжительности действия различают временные и постоянные питомники. Временные лесные питомники закладывают сроком до 5 лет, как правило, с целью выращивания посадочного ма­териала для облесения расположенных в непосредственной близости лесокультурных площадей. Эти питомники целесообразно закладывать у вахтовых поселков при вахтовом методе лесозаготовок, в районах с редкой транспортной сетью, где доставка посадочного материала с по­стоянного лесного питомника затрудняется в период весенней распу­тицы. Площадь таких питомников обычно не превышает 1 га.

Постоянные лесные питомники организуют на период более 5 лет для ежегодного выращивания посадочного материала. По раз­мерам их разделяют на мелкие (до 5 га), средние (5...15 га), круп­ные (более 15 га).




Постоянные лесные питомники площадью 25 га и более назы­вают базисными. Они обеспечивают посадочным материалом не­сколько хозяйств, применяют передовую технологию выращивания посадочного материала на основе комплексной механизации произ­водственных процессов и использования средств химии (минераль­ных удобрений, активность роста, гербицидов и др.).

С целью интенсификации питомнического хозяйства создают крупные питомнические комплексы площадью до 500 га, где хозяй­ство ведется на индустриальной основе, обеспечиваются высоко квалифицированное инженерное руководство, максимальная меха­низация процессов, а также автоматизация операций. Эти предпри­ятия выпускают не только основную продукцию - посадочный мате­риал. В них работают цеха по изготовлению предметов хозяйствен­ного назначения. Это обеспечивает круглогодовую занятость рабо­чих и сохраняет постоянные кадры, а также позволяет повысить рентабельность хозяйства.

Иногда создают круговые и подпологовые лесные питомники. Круговые питомники имеют площадь в виде эллипса или круга, в центре которого и по краям сохраняется естественное насаждение. В этом случае имеется возможность выращивать посадочный мате­риал в условиях более близких к лесной среде и избегать трудоем­ких работ по отенению посевов. В практике такие питомники закла­дывают редко. Подпологовые питомники организуют для выращива­ния посадочного материала с улучшенной наследственностью или редких и слабо плодоносящих видов, заготовка семян которых с рас­тущих деревьев затруднена. В этом случае под пологом взрослого разреженного насаждения, где удалены минусовые деревья и дере­вья нежелательных пород, проводят обработку почвы, а затем осу­ществляют уходы за всходами, появившимися в результате естест­венного налета семян. Подпологовые питомники эффективны под пологом высокоствольных плюсовых насаждений хвойных пород, а также в лиственничниках Сибири и Дальнего Востока, в сосняках на Европейском Севере, где наблюдается большая периодичность семеношения, где трудно провести заготовку семян и обеспечить по­севные работы ценными местными семенами. Однако эти питомни­ки не могут функционировать длительное время, так как перереза­ются корневые системы материнских деревьев (особенно на мелких почвах, где поверхностная корневая система), что сильно отражает­ся на их состоянии.



Рис.5.1. План организации территории постоянного лесного питомника площа­дью 50 га для лесостепной зоны европейской части России (римскими цифрами показана последовательность участков: 1 - посевные отделения (каждое поле по 0,8 га); 2- школа хвойных пород (/- по 0,67 га, //, ///- по 1,33 га); 3- комби­нированная школа (каждое поле по 0,56 га); 4- плодовая школа (каждое поле по 0,56 га); 5- плантация тополя (0.06 га); 6- плантация крыжовника (0.1 га); 7- плантация смородины (0,1 га); 8- маточный вишневый сад (0,4га); 9- ма­точный яблоневый сад (0,22га); 10- хозяйственный участок (0,27 га); 11-прикопочный участок (0,18 га); 12- компостник (0,18 га); 13-дорога

Кроме перечисленных типов лесных питомников, организуют теплично- питомнические комплексы, предназначенные для выра­щивания высококачественного посадочного материала с закрытой и открытой корневой системой, с улучшенной наследственностью. Для обеспечения генетически улучшенными семенами при таких комплексах создают постоянную лесосеменную базу на генетическо-селекционной основе в виде лесосеменных плантаций и других ма­точных насаждений.

Всю территорию питомника делят на две части - продуцирую­щую и вспомогательную.

Продуцирующая часть занимает основную площадь питомника и предназначена для выращивания разнообразного посадочного материала, Здесь могут быть организованы следующие хозяйствен­ные части (отделения): посевное отделение, школы лесных, декора­тивных древесных и кустарниковых пород, плодово-ягодные школы, отделение черенковых саженцев, отделение зеленого черенкования и др. Посевное отделение предназначено для выращивания сеян­цев- растений, выращенных из семени без пересадки в течение одного, двух, реже трех и более лет. В школе лесных и декоратив­ных древесных и кустарниковых пород выращивают саженцы. Са­женцем называют растение, выращенное из пересаженных сеянцев или черенков в течение двух лет и более. В плодово-ягодных шко­лах выращивают саженцы плодовых пород и ягодных кустарников. Отделение черенковых саженцев организуют для выращивания са­женцев из зимних черенков. Черенок- это часть растения одно-двухлетнего возраста, заготовленного из одревесневшего побега в период осенне-зимнего покоя. В отделении зеленого черенкования выращивают саженцы из зеленых черенков - частей побега с листь­ями, заготовленных в период вегетации растения. Иногда исполь­зуют корневые черенки - отрезки корня растения.

В каждом конкретном случае набор хозяйственных частей опре­деляется целевым назначением питомника и применяемой техноло­гией выращивания посадочного материала. Так, в питомниках, спе­циализированных на выращивание посадочного материала для лесо-культурных целей, необязательно иметь плодово-ягодную школу.

Вспомогательная часть лесного питомника предназначена для обслуживания продуцирующей части и выполнения защитных и ор­ганизационно-хозяйственных функций. Во вспомогательную часть постоянного лесного питомника входят: хозяйственный участок, до­рожная сеть, оросительная система, компостный и прикопочный участок, защитные лесные полосы, водоем, осушительная система, маточный сад, дендрологический, опытный, резервный и другие участки. В маточном саду и на дендроучастке получают семена и прививочный материал ценных форм и сортов.

Расчет площади питомника.Для того чтобы определить площадь проектируемого питомни­ка, необходимо знать ежегодную потребность выпуска посадочного материала по видам, породам и возрасту, принятый севооборот и потребность вспомогательной площади. Расчет площади питомника проводят по плановому выходу посадочного материала с 1 га про­дуцирующей площади, т. е. непосредственно занятой посевами или посадками вместе с междугрядьями, межленточными пространства­ми и междурядьями. При этом сначала определяют продуцирующую площадь, т. е. необходимую для выращивания каждого вида (сеянцы или саженцы) посадочного материала по породам, по формуле:

где Р – площадь необходимая для выращивания сеянцев или саженцев, га;

N – ежегодный план выпуса посадочного материала питомником, тыс.шт.;

а – возраст выпускаемых сеянцев или саженцев, лет.;

n - плановый выход посадочного материала с 1 га продуцирующей площади, тыс.шт.;

S – общее количество полей в принятом севообороте, шт.;

S1 – количество полей, занятых сеянцами или саженцами, шт.

При более точных расчетах площади учитывают не плановый выход на единицу площади, а выход посадочного материала с 1 м посевной борозды, ленты или посадочного ряда n1 (шт./пог.м) и общую протяженность в метрах посевных борозд, лент или посадочных рядов на 1 га при применяемой схеме посевов или посадки, l. В этом случае расчет выполняют по формуле:

Продуцирующую площадь простой школы можно определить по площади питания одного саженца, которая равна ширине междурядья, умноженной на шаг посадки в ряду.

Продуцирующую площадь комбинированной школы обычно определяют по выпуску саженцев древесных (высокорос­лых) пород, выращиваемых в течение 6...12 лет. Первоначально определяют расстояние между рядами древесных пород, которое обычно равно 2,4...4,5 м. Затем находят теоретическую площадь питания одного саженца, для чего умножают принятый шаг посадки на ширину междурядья. Затем площадь питания одного саженца длительного срока выращивания умножают на план выпуска поса­дочного материала древесных пород. Количество 2...3-летних са­женцев кустарников или ели, выращиваемых в междурядьях дре­весных пород, определяют исходя из их размещения в ряду и между рядами.

Расчет продуцирующей маточной плантации (Р) тополей и ив для обеспечения планового выпуска стандартных черенков опреде­ляется по формуле:

где N – план ежегодно выпуска стандартных черенков, тыс.шт.;

L – расстояние между рядами высаженных черенков, м;

l - шаг посадки зимних черенков или укорененных саженцев, м;

b - выход черенков с одного куста маточной плантации, шт.

Суммируя площади, необходимые для выращивания каждой породы, находят продуцирующую площадь отделения. Общая про­дуцирующая площадь питомника исчисляется суммированием про­дуцирующих площадей отделений. Чтобы определить общую пло­щадь питомника, нужно к продуцирующей площади питомника при­бавить площадь вспомогательной части. Она составляет около 20...25% от всей продуцирующей площади питомника. Основную часть вспомогательной площади составляет дорожная сеть, пло­щадь которой можно установить графически на схеме питомника, учитывая протяженность и ширину дорог.

Выбор площади под питомник.Эффективность работы питомника, затраты на выращивание посадочного материала в нем зависят от ряда факторов, в том числе и от того, насколько правильно подобрана площадь. Ошибки, допу­щенные при выборе участка, трудно, а иногда и невозможно испра­вить в дальнейшем. При оценке пригодности участка под питомник необходимо прежде всего исходить из того, что на протяжении всего периода выращивания посадочного материала должны быть созда­ны оптимальные экологические условия. В этом случае снижаются нормы высева, повышается выход стандартного посадочного мате­риала, уменьшается его себестоимость. Биолого-экологические ус­ловия выращивания посадочного материала в основном определя­ются физико-химическими свойствами почв и, в первую очередь, гранулометрическим составом почв, непосредственно влияющим на структуру, водным и тепловом режимами, активностью полезной почвенной микрофлоры и общим уровнем плодородия.

При выборе места под питомник необходимо учитывать сле­дующее. Почвы должны быть достаточно плодородными, с содер­жанием гумуса в пахотном горизонте более 2 %, хорошо дрениро­ванными, легкого гранулометрического состава, кроме песчаного. Еще Г.Ф. Морозов, рассматривая вопросы выращивания сеянцев, отмечал, что касается почвы, то большее внимание должно быть обращено на ее хорошие физические свойства, а не на состав, ко­торый легче восполнить. Почвы средней плотности - супеси и лег­кие суглинки - следует предпочитать другим. Такие почвы обеспе­чивают оптимальной водный, воздушный, тепловой и питательный режимы. При этом активизируется микробиологическая деятель­ность полезной почвенной микрофлоры. Легкие по механическому составу почвы имеют благоприятную почвенную экологию. В ре­зультате этого они лучше и раньше прогреваются, на них меньше развивается фузариоз и другие болезнетворные микроорганизмы, интенсивно развивается микориза. Эти почвы обеспечивают хоро­шую заделку семян, быстрое появление всходов, хорошее развитие корневых систем, облегчают выкопку посадочного материала при хорошем сохранении корневой массы.

По объективным причинам под питомники довольно часто от­водят участки с тяжелыми или песчаными почвами. На таких почвах наблюдается неблагоприятная для выращиваемого посадочного материала почвенная экология. В результате этого снижается грун­товая всхожесть семян, увеличивается отпад всходов, уменьшается выход стандартного посадочного материала.

Существующая агротехника выращивания посадочного мате­риала в этом случае не обеспечивает оптимального почвенного микроклимата. Здесь необходима оптимизация гранулометрическо­го состава почв. В связи с этим при наличии в пахотном горизонте тяжелосуглинистых почв следует проводить их пескование - внесе­ние в пахотный горизонт песка. Песчаные почвы требуют их глинования - внесения грунтов тяжелого механического состава. Прове­денные теоретические и экспериментальные исследования С.А. Ро­дина показали, что для определения дозы вносимого грунта с целью оптимизации механического состава пахотного горизонта почв пи­томника следует воспользоваться формулой

где H- слой грунта, вносимого на поверхность почвы питомника, см;

hП - мощность мелиорируемого пахотного горизонта, т.е. глуби­на вспашки, см;

q1 - содержание физической глины в пахотном слое питомника, %;

q2 - содержание физической глины во вносимом грунте, %;

q3 - проектируемое содержание физической глины в преобра­зуемом пахотном горизонте, %.

При выращивании сеянцев хвойных пород следует учитывать их биологические особенности. Так, сосна предпочитает более легкие почвы, чем ель. Исследования, проведенные с использованием мето­да математического планирования в научных экспериментах с приме­нением ЭВМ, показали, что в зоне хвойно-широколиственных лесов при выращивании сеянцев сосны оптимальное содержание физиче­ской глины в пахотном горизонте должно быть в пределах 20...25 %, а при выращивании ели-30...35%. Однако, учитывая то, что чаще все­го в посевном отделении питомника выращивают сразу несколько хвойных пород, содержание физической глины в пахотном горизонте следует поддерживать в пределах 20...35 % (С.А. Родин, 2002).

Непригодны для закладки питомников участки с бедными пес­чаными, легко развеваемыми ветром, каменистыми почвами или подстилаемыми на небольшой глубине щебенистым или меловым грунтом. Сильнощелочные (рН более 8) и излишне кислые (рН меньше 4,5) почвы без предварительного гипсования в первом слу­чае и известкования во втором -также непригодны.

Не рекомендуется располагать питомник вблизи стен соснового и осинового леса, чтобы избежать заражения сеянцев сосны грибком Шютте и сосновым вертуном. Питомники не следует закладывать на заселенных вредителями и болезнями участках. Для установления степени заражения вредителями и болезнями территории проводят специальное обследование. Рельеф участка должен быть ровным или с равномерным уклоном до 2...3 °. Экспозиция склона рекомендуется: в лесной и лесостепной зонах- западной и юго-западной, в степной -западной, северо-западной, северной и северо-восточной. Это объяс­няется тем, что северные склоны весной позже оттаивают, на восточ­ных склонах в утренние часы происходит резкая смена температур, на южных склонах наблюдаются перегрев и иссушение почвы.

Нельзя закладывать питомники: в низинах, замкнутых котло­винах, впадинах и ложбинах, куда стекается холодный воздух; на склонах, подверженных смыву и размыву; на участках, заливаемых весенними водами и с длительным застоем дождевых и талых вод. Питомники располагаются около источников воды или в местах, где можно устроить водоемы для полива пресной водой. Залегание грунтовых вод должно быть на глубине: для песчаных почв 1...1.5 м, супесчаных- не менее 2,5м, суглинистых- не менее 3...4м. При залегании грунтовых вод вышеуказанных вегетация растений за­держивается в результате подъема влаги по капилярам, и они не успевают одревеснеть осенью. Питомник желательно располагать в центре обслуживающей территории, вблизи населенных пунктов и иметь подъездные пути круглогодового действия, обеспечивающие своевременную вывозку посадочного материала и доставку в питом­ник материалов, механизмов, оборудования и т. п.

Организационно-хозяйственный план постоянного лесного питомника.Выращивание посадочного материала в постоянном питомни­ке осуществляется в соответствии с организационно-хозяйственным планом, который составляют на 5... 10 лет. Исходным материалом для его составления служат: план территории подобранной для за­кладки питомника, составленный на базе горизонтальной и верти­кальной съемок участка; материалы почвенных и гидрологических исследований, а также фитопатологического и энтомологического обследования; данные гидротехнических изысканий, с целью орга­низации системы орошения территории питомника. Организацион­но-хозяйственный план состоит из пояснительной записки и планов картографического материала.

Пояснительная записка содержит: общие сведения о питом­нике, основные положения организации территории питомника и специальную часть.

Общие сведения о питомнике. Они содержат характеристи­ку местоположения питомника, его адрес, расстояние от районного центра и лесохозяйственного предприятия (лесхоза, лесокомбината и т.п.), перечисление основных транспортных путей, ближайших на­селенных пунктов, которые могут обеспечивать рабочей силой.

Основные положения организации территории питом­ника. С целью наиболее эффективного использования площади пи­томника и обеспечения максимальной механизации работ произ­водят организацию ее территории путем деления земель на хозяй­ственные отделения, имеющие разное назначение.

Закладку нового питомника начинают с установления его внешних границ. Наиболее оптимальный вариант- это квадратный или прямоугольный питомник. Затем площадь питомника сетью ос­новных и второстепенных дорог делят на отделения, поля и кварта­лы. Ширина основных дорог- магистральных, окружных и располо­женных перпендикулярно длинной стороне полей - должна быть 6...8 м, а второстепенных, располагаемых вдоль длинной стороны полей - 3...6м. Отделения питомника размещают с учетом почв, рельефа и гидрологических условий. Под посевное отделение отво­дят участки с лучшими по структуре и гранулометрическому составу, достаточно плодородными почвами, ровным рельефом, лучшей экспозицией, защищенные от неблагоприятных действий ветров. Его следует располагать как можно ближе к водоему,

Под школы отводят участки с более глубокими почвами. Под плодовую школу- наиболее плодородные почвы, желательно с со­держанием гумуса более 3%. Это объясняется тем, что саженцы плодовых пород является культурными сортами.

Хозяйственный участок- часть площади лесного питомника, предназначенная для размещения производственных и бытовых зданий и сооружений вместе с относящейся к ним прилегающей территорией (контора, склады, холодильники, гараж, навесы для машин и т. п.), размещают при въезде в питомник. Это создает удобства для посетителей и обслуживающего персонала, а также избавляет от лишних переездов транспортных средств, что в свою очередь сохраняет дороги от разрушения. Плантации тополей и ив располагают в пониженных местах, вдоль рек, водоемов, на участ­ках, подверженных временному избыточному увлажнению.

С целью наиболее эффективного использования машин и ору­дий в крупных питомниках длина поля должна быть 300...500 м и более, а ширина 40...120 м; в средних и небольших по размерам питомниках длина поля 50...200 м, ширина 20...60 м. Территорию питомника сетью основных и второстепенных дорог делят на отде­ления поля и другие запроектированные хозяйственные части. Сна­чала проводят сплошную вспашку и наносят основные дороги, а за­тем второстепенные. После разбивки территории питомника присту­пают к устройству дорог и изгороди. На постоянных питомниках соз­дают живые изгороди, которые одновременно являются декоратив­ным оформлением. Для этой цели используют породы, хорошо переносящие стрижку и образующие плотную ограду (боярышник, лох узколистный, гледичия, ель, бирючина и др.). В степных и лесостеп­ных районах для защиты питомника от иссушающих ветров и накоп­ления снега на полях по его границе создают лесные защитные по­лосы шириной до 10 м. В крупных питомниках защитные полосы де­лают и внутри территории. При подборе пород необходимо стре­миться к тому, чтобы в дальнейшем полосы служили базой для за­готовки семян, черенков и привойного материала.

Специальная часть. Специальная часть содержит плановое задание на выращивание посадочного материала по годам, породам, видам (сеянцы, саженцы и т.п.) и возрастам; схемы принятых сево­оборотов по хозяйственным частям (отделениям); расчет потребно­сти в семенах, удобрениях, гербицидах по годам и сезонам в весо­вом и стоимостном выражениях; расчет потребности в машинах, ме­ханизмах и лесокультурном инвентаре; потребность постоянных и сезонных рабочих; намечаемую организацию труда; объем необхо­димых капиталовложений и операционных средств; расчетно-технологические карты.

Планово-картографический материал содержит: план ор­ганизации территории питомника в масштабе 1:2000 с нанесением всех запроектированных хозяйственных отделений (посевное отде­ление, древесная школа, усадьба и т.п.); план вертикальной съемки с горизонталями через 0.25...0.5 м; почвенную карту в масштабе 1:1000 при площади питомника до 15 га и в масштабе 1:2000 при площади более 15 га; для питомников, расположенных в степной и лесостепной зонах с однородным рельефом и почвенным покровом, допускается составлять карту в масштабе 1:5000; агрокартограммы, составляемые для каждого поля питомника, указывающие на со­держание гумуса, легкоусвояемых соединений азота, фосфора, ка­лия, кальция и наличие кислотности почв. Кроме того, составляются карты расселения вредных насекомых и сорной растительности.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: