Технологическая карта дисциплины

Вопросы к экзамену

по русской литературе Серебряного века

1. Эстетика и поэтика русского символизма. Характеристика творчества одного из поэтов старшего поколения (К.Бальмонт, Ф.Сологуб, З.Гиппиус и др.).

2. В.Брюсов. Творческая эволюция, основные темы, поэтика.

3. А.Блок. Основные направления пути. "Трилогия вочеловечения".

4. А.Блок. Человек и город (циклы "Город" и "Страшный мир").

5. А.Блок. Поэтическая интерпретация темы любви ("Стихи о Прекрасной Даме", "Снежная маска", "Кармен").

6. Тема Родины, образ России в поэзии А.Блока и А.Белого. Общее и специфическое.

7. А.Белый. Роман "Петербург". Своеобразие сюжета, композиции, стиля.

8. Акмеизм, его теоретическое обоснование и художественная практика.

9. Н.Гумилев. Личность и творчество.

10. Раннее творчество О.Мандельштама ("Камень", "Tristia").

11. А.Ахматова. Темы, мотивы, поэтика ("Вечер", "Четки", "Белая стая").

12. Футуризм, его неоднородность (группы и их представители).

13. В.Маяковский. Путь в поэзию. Поэт и мир в творчестве В.Маяковского.

14. Жанр поэмы в раннем творчестве В.Маяковского. Тема любви, творчества и революционного изменения жизни в поэме "Облако в штанах". Поэтика.

15. Жизненные и творческие искания М.Горького 1890-1900 гг. Своеобразие интерпретации темы босячества.

16. Драматургия М. Горького раннего периода. Традиция и своеобразие.

17. И.Бунин - прозаик и поэт (взаимовлияние).

18. Тема деревни, ее сюжетно-образная интерпретация в творчестве И.Бунина.

19. Своеобразие прозы А.Куприна.

20. Проблема человека и цивилизации, ее художественная реализация в произведениях Куприна ("Молох") и Бунина ("Господин из Сан-Франциско").

21. Повесть А.Куприна "Поединок", изображение "среды". Эволюция героя.

22. Л.Андреев. Творческие искания. Л.Андреев и экспрессионизм (пьеса Жизнь Человека").

23. Тема рока, ее художественная интерпретация в творчестве Л.Андреева ("Стена", «Города», "Большой шлем", "Жизнь Василия Фивейского").


«Русская литература» (русская литература Серебряного века), семестр - 5

Курс 3

Преподаватель – Разумовская Аида Геннадьевна

Кафедра литературы

Наименование дисциплины / курса Уровень//ступень образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) Статус дисциплины в рабочем учебном плане (А, Б, В, Г)
«Русская литература» бакалавриат 3 кредита
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ (проверка знаний и умений по дисциплине)
Тема, задание или мероприятие текущего контроля Виды текущей аттестации Аудиторная или внеауди­торная Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов
I. 1.Общая характеристика развития литературы рубежа XIX-XXвв.     Аудит.   0,5  
2.Эстетика и поэтика русского символизма        
2.1. Старшие символисты (В.Брюсов и др).   Аудит. 0,5  
2.2.Младшие символисты. Пути творчества А.Блока и А.Белого: сходство и различия.   Аудит. 0,5  
3.Акмеизм        
3.1. Эстетическая программа акмеизма и художественная практика.   Аудит. 0,5  
3.2.Творчество Н.Гумилева.   Аудит. 0,5  
4.Русский футуризм        
4.1.Неоднородность футуризма в России.     Аудит.   0,5  
4.2. Раннее творчество В.Маяковского: лирика и поэмы.   Аудит. 0,5  
5. Особенности развития реализма на рубеже веков        
5.1.Творческие искания М.Горького дооктябрьского периода.     Аудит.   0,5  
5.2.Раннее творчество И.Бунина (поэзия и проза). Тема деревни в интерпретации писателя.     Аудит.   0,5  
5.3. Эволюция творчества Л.Андреева. Проблематика, влияние экспрессионизма.     Аудит.   0,5  
II. Выступления на практических занятиях – развернутый ответ (7)     Аудит.   1х7=7   3х7=21
III. Портфолио из материалов по анализу художественных текстов: 1.Анализ стихотворения одного из поэтов-старших символистов (В.Брюсов, З.Гиппиус, Ф.Сологуб, Д.Мережковский, К.Бальмонт). 2.Анализ цикла А.Блока «Пляски смерти». 3.Анализ стихотворения И.Северянина и выявление его места в творчестве поэта. 4.Анализ стихотворения В.Маяковского раннего периода. 5.Анализ одного отрывка из прозы А.Куприна, Л.Андреева (на выбор студента) с выявлением художественного своеобразия.   Внеауд.    
IV. Тестирование: 1.По творчеству символистов. 2.По творчеству акмеистов. 3.По творчеству футуристов.   Ауд.    
V. Участие в проекте по творчеству А.Куприна   Внеауд. и ауд.    
VI. Контрольная работа - ответ на проблемный вопрос по курсу   Ауд.    
VII. Выступление на «круглом столе» по любовной лирике символистов   Внеауд. и ауд.    
Итого:        
Дополнительный модуль        
Подготовка презентации (реферата, портфолио) по жизни и творчеству деятеля культуры Серебряного века   Внеаудит.    
Конспекты: 1.Статьи З.Г.Минц «Страшный мир» А.Блока (Общая характеристика) и Пути лирического героя. 2.Глава из книги Л.Долгополова «Поэмы Блока и русская поэма конца 19-нач.20в», посвященная поэмам В.Маяковского        
    Итого    

Общее количество кредитов: 3

  Оценка Не зачтено Зачтено
Максимальная сумма баллов    
    Менее 58 Свыше 58

Необходимый минимум для получения итоговой оценки – баллов.

«5» - баллов

«4» - баллов

«3» - баллов

Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по уважительной причине: обязательное выполнение внеаудиторных творческих заданий и конспектов).

ФИО преподавателя: Разумовская А.Г.

Утверждено на заседании кафедры «___» _______________2011 г. Протокол №


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: