Вопросы к экзамену
по русской литературе Серебряного века
1. Эстетика и поэтика русского символизма. Характеристика творчества одного из поэтов старшего поколения (К.Бальмонт, Ф.Сологуб, З.Гиппиус и др.).
2. В.Брюсов. Творческая эволюция, основные темы, поэтика.
3. А.Блок. Основные направления пути. "Трилогия вочеловечения".
4. А.Блок. Человек и город (циклы "Город" и "Страшный мир").
5. А.Блок. Поэтическая интерпретация темы любви ("Стихи о Прекрасной Даме", "Снежная маска", "Кармен").
6. Тема Родины, образ России в поэзии А.Блока и А.Белого. Общее и специфическое.
7. А.Белый. Роман "Петербург". Своеобразие сюжета, композиции, стиля.
8. Акмеизм, его теоретическое обоснование и художественная практика.
9. Н.Гумилев. Личность и творчество.
10. Раннее творчество О.Мандельштама ("Камень", "Tristia").
11. А.Ахматова. Темы, мотивы, поэтика ("Вечер", "Четки", "Белая стая").
12. Футуризм, его неоднородность (группы и их представители).
13. В.Маяковский. Путь в поэзию. Поэт и мир в творчестве В.Маяковского.
14. Жанр поэмы в раннем творчестве В.Маяковского. Тема любви, творчества и революционного изменения жизни в поэме "Облако в штанах". Поэтика.
15. Жизненные и творческие искания М.Горького 1890-1900 гг. Своеобразие интерпретации темы босячества.
16. Драматургия М. Горького раннего периода. Традиция и своеобразие.
17. И.Бунин - прозаик и поэт (взаимовлияние).
18. Тема деревни, ее сюжетно-образная интерпретация в творчестве И.Бунина.
19. Своеобразие прозы А.Куприна.
20. Проблема человека и цивилизации, ее художественная реализация в произведениях Куприна ("Молох") и Бунина ("Господин из Сан-Франциско").
21. Повесть А.Куприна "Поединок", изображение "среды". Эволюция героя.
22. Л.Андреев. Творческие искания. Л.Андреев и экспрессионизм (пьеса Жизнь Человека").
23. Тема рока, ее художественная интерпретация в творчестве Л.Андреева ("Стена", «Города», "Большой шлем", "Жизнь Василия Фивейского").
«Русская литература» (русская литература Серебряного века), семестр - 5
Курс 3
Преподаватель – Разумовская Аида Геннадьевна
Кафедра литературы
Наименование дисциплины / курса | Уровень//ступень образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) | Статус дисциплины в рабочем учебном плане (А, Б, В, Г) |
«Русская литература» | бакалавриат | 3 кредита |
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ (проверка знаний и умений по дисциплине) | ||||
Тема, задание или мероприятие текущего контроля | Виды текущей аттестации | Аудиторная или внеаудиторная | Минимальное количество баллов | Максимальное количество баллов |
I. 1.Общая характеристика развития литературы рубежа XIX-XXвв. | Аудит. | 0,5 | ||
2.Эстетика и поэтика русского символизма | ||||
2.1. Старшие символисты (В.Брюсов и др). | Аудит. | 0,5 | ||
2.2.Младшие символисты. Пути творчества А.Блока и А.Белого: сходство и различия. | Аудит. | 0,5 | ||
3.Акмеизм | ||||
3.1. Эстетическая программа акмеизма и художественная практика. | Аудит. | 0,5 | ||
3.2.Творчество Н.Гумилева. | Аудит. | 0,5 | ||
4.Русский футуризм | ||||
4.1.Неоднородность футуризма в России. | Аудит. | 0,5 | ||
4.2. Раннее творчество В.Маяковского: лирика и поэмы. | Аудит. | 0,5 | ||
5. Особенности развития реализма на рубеже веков | ||||
5.1.Творческие искания М.Горького дооктябрьского периода. | Аудит. | 0,5 | ||
5.2.Раннее творчество И.Бунина (поэзия и проза). Тема деревни в интерпретации писателя. | Аудит. | 0,5 | ||
5.3. Эволюция творчества Л.Андреева. Проблематика, влияние экспрессионизма. | Аудит. | 0,5 | ||
II. Выступления на практических занятиях – развернутый ответ (7) | Аудит. | 1х7=7 | 3х7=21 | |
III. Портфолио из материалов по анализу художественных текстов: 1.Анализ стихотворения одного из поэтов-старших символистов (В.Брюсов, З.Гиппиус, Ф.Сологуб, Д.Мережковский, К.Бальмонт). 2.Анализ цикла А.Блока «Пляски смерти». 3.Анализ стихотворения И.Северянина и выявление его места в творчестве поэта. 4.Анализ стихотворения В.Маяковского раннего периода. 5.Анализ одного отрывка из прозы А.Куприна, Л.Андреева (на выбор студента) с выявлением художественного своеобразия. | Внеауд. | |||
IV. Тестирование: 1.По творчеству символистов. 2.По творчеству акмеистов. 3.По творчеству футуристов. | Ауд. | |||
V. Участие в проекте по творчеству А.Куприна | Внеауд. и ауд. | |||
VI. Контрольная работа - ответ на проблемный вопрос по курсу | Ауд. | |||
VII. Выступление на «круглом столе» по любовной лирике символистов | Внеауд. и ауд. | |||
Итого: | ||||
Дополнительный модуль | ||||
Подготовка презентации (реферата, портфолио) по жизни и творчеству деятеля культуры Серебряного века | Внеаудит. | |||
Конспекты: 1.Статьи З.Г.Минц «Страшный мир» А.Блока (Общая характеристика) и Пути лирического героя. 2.Глава из книги Л.Долгополова «Поэмы Блока и русская поэма конца 19-нач.20в», посвященная поэмам В.Маяковского | ||||
Итого |
Общее количество кредитов: 3
Оценка | Не зачтено | Зачтено | |
Максимальная сумма баллов | |||
Менее 58 | Свыше 58 |
Необходимый минимум для получения итоговой оценки – баллов.
«5» - баллов
«4» - баллов
«3» - баллов
Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по уважительной причине: обязательное выполнение внеаудиторных творческих заданий и конспектов).
ФИО преподавателя: Разумовская А.Г.
Утверждено на заседании кафедры «___» _______________2011 г. Протокол №