double arrow

ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ


Тестовые задания

Материалы по модульно-рейтинговой системе

Б)

А)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

1.Преподаватель должен всегда иметь в виду, что история русской литературы рубежа XIX-XX веков, которую называют русским Ренессансом, является одним из общеобразовательных базовых предметов. Изучение этого курса имеет целью раскрыть общие закономерности историко-литературного процесса, дать студенту важнейшие сведения культурно-философского и теоретического свойства.

2.В курсе должны быть представлены – в аспектах биографии и творчества – главные лица эпохи, столь богатой подлинными талантами: А.Блок, В.Брюсов, А.Белый, М.Горький, И.Бунин, В.Маяковский, Л.Андреев и др. Преподаватель должен разъяснить студенту, что разнообразие художественных стратегий в эпоху Серебряного века отражает поиск новых моделей миропорядка путем соединения философии, религии и искусства.

3.Следует разъяснить важнейшие теоретические понятия курса: символизм, акмеизм, футуризм, двоемирие, панэстетизм, романтическая ирония и т.д. Особое внимание необходимо уделить программным документам (статьям, манифестам) новых течений и школ.




4.Необходимо быть в курсе современных подходов к проблемам изучения литературы Серебряного века, что предполагает постоянное знакомство с новыми учебниками, учебными пособиями и литературой специального научного характера и применении их в практике преподавания. Преподаватель должен широко использовать межпредметные связи на занятиях по «Русской литературе Серебряного века», чтобы знакомить студентов с художественными исканиями русского Возрождения. Целесообразно привлекать краеведческий аспект в тех случаях, когда это сделает изучение материала более глубоким и наглядным («Ф.Сологуб в Псковском крае», «И.Бунин и Псковский край»).

5.На практические занятия необходимо выносить темы: 1) наиболее сложные; 2) обогащающие навыки анализа прозаических и поэтических произведений разных стилей и жанров, включая и сопоставительный анализ произведений разных авторов.

6.Преподаватель должен активно вовлекать студентов в чтение научной и мемуарной литературы, в самостоятельное освоение творческого наследия ведущих поэтов и писателей начала ХХ века. Серьезная самостоятельная работа студентов должна контролироваться системой индивидуальных заданий.

оценки знаний студентов по дисциплине:

1.Манифестом акмеизма является статья:

а) «Ключи тайн»; б) «Садок судей»; в) «О прекрасной ясности».

2.А.Крученых, В.Хлебников, В.Каменский, В.Маяковский, Д.Бурлюк составляли группу……..

3.Литературная школа «символизм» близка…

а) сентиментализму; б) романтизму; в) постмодернизму.



4.Установите соответствие между автором и его героем:

а) Горький; б) Куприн; в) Бунин; г) Л.Андреев

1) Ромашов; 2) Красов;3) Гаев; 4) Баргамот; 5) Ларра

5.Автор стихотворения

Усадьба ночью, чингисхань!

Шумите, синие березы.

Заря ночная, заратустрь!

А небо синее, моцарть!

И сумрак облака, будь Гойя!

Ты ночью, облако, роопсь!

является представителем…

а) символизма; б) футуризма; в) реализма.

6.В данном отрывке образ создается с помощью художественного приема…….

«Металлический Гость, раскалившийся под луною, сидел перед ним; опаляющий, красно-багровый; вот он, прокаляясь, побелел; и – протек на склоненного Александра Ивановича: пепелящим потоком – металлами пролился в его жилы».

7.Укажите лишнее:

а) «Танго с коровами»; б) «Облако в штанах»; в) «Песнь о собаке»;

г) «Рыкающий Парнас».

8.Фраза горьковского героя «Человек должен уважать себя» отражает веру автора в высокое предназначение личности, сформированное под влиянием философии…….

9.Данный отрывок построен с использованием художественного приема…

Слышу:

тихо,

как больной с кровати,

спрыгнул нерв.

И вот –

сначала прошелся



едва-едва,

потом забегал,

взволнованный,

четкий.

Теперь и он и новые два

мечутся отчаянной чечеткой.

10.Соотнесите автора и его произведение:

А.Белый Огненный ангел

В.Брюсов Соловьиный сад

Д.Мережковский Золото в лазури

А.Блок Петр и Алексей

М.Волошин

11. Укажите правильную последовательность стихотворений в цикле А.Блока «На поле Куликовом»:

а) «Опять с вековою тоскою…»

б) «Мы, сам-друг, над степью в полночь стали…»

в) «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»

г) «В ночь, когда Мамай залег с ордою…»

д) «Опять над полем Куликовым…»

12.Описание героя

«Любил он птиц, и они не боялись его; умилительно вспомнить, как, бывало, бегает поползень-птица очень дикая – по рыжей голове его и путается в огневых волосах…А то насыплет конопли в голову и в бороду себе, и вот слетятся чижи, щеглята, синицы, снегири – роются в волосах дьячка…на нос ему садятся, а он лежит и хохочет…Замечательный был человек!»

раскрывает автора как представителя направления…….

13.Борис Бугаев известен в литературе под псевдонимом

а) Федор Сологуб

б) Андрей Белый

в) Игорь-Северянин

г) Саша Черный

14.Установите соответствие между стихотворными строками и литературной школой:

1 - символизм, 2 - акмеизм, 3 – футуризм, 4 - реализм

а) «Тень несозданных созданий / Колыхается во сне»;

б) «С неба, изодранного о штыков жала,/ слезы звезд просеивались…»;

в) «Чем жарче день, тем сладостней в бору / Дышать сухим смолистым ароматом…»;

г)«Прекрасно в нас влюбленное вино/ И добрый хлеб, что в печь для нас садится…».

15. Приведенный отрывок из произведения «Большой шлем» отражает главную тему произведения - ………….

«-Ни-ко-гда, - медленно, по слогам, произнес он, чтобы убедиться, что такое слово существует и имеет смысл.

Такое слово существовало и имело смысл, но он был до того чудовищен и горек, что Яков Иванович снова упал в кресло и беспомощно заплакал от жалости к тому, кто никогда не узнает, и от жалости к себе, ко всем, так как то же страшно и бессмысленно жестокое будет и с ним и со всеми.»

16. В стихотворении провозглашаются установки литературной школы………

Нет, не луна, а светлый циферблат

Сияет мне, - и чем я виноват,

Что слабых звезд я осязаю млечность?

И Батюшкова мне противна спесь:

Который час, его спросили здесь,

А он ответил любопытным: вечность!

17.Основная идея стихотворения может быть определена как….

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

И всем казалось что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок и луч был тонок,

И только высоко, у Царских Врат,

Причастный Тайнам, - плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

18.Поэтический стиль Н.Гумилева и А.Ахматовой отличается искусством……

19. Данный портрет принадлежит персонажу……….

«…сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый…Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью – крепкая лысая голова».

20. Сонет И.Северянина посвящен

а) Гумилеву; б) Брюсову; в) Л.Андрееву.

Его воспламенял привычный клич,

Кто б ни кричал – новатор или Батый…

Немедля честолюбец суховатый,

Приемля бунт, спешил его постичь.

Взносился грозно над рутиной бич,

В руке самоуверенно зажатый.

Оплачивал новинку щедрой платой

По-европейски скроенный москвич.

Родясь дельцом и стать сумев поэтом,

Как часто голос свой срывал фальцетом,

В ненасытимой страсти все губя!

Всю жизнь мечтая о себе чугунном,

Готовый гимны петь грядущим гуннам,

Не пожалел он – прежде всех – себя…

21. Влияние литературного направления ………….. обнаруживает данный портрет героя:

«Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка – целое солнце, ей-богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с конем. Стоит весь, как в крови, в огне костра и сверкает зубами, смеясь!»

22.Определите стихотворный размер отрывка:

На всех явлениях лежит печать.

Одно с другим как будто слито.

Приняв одно – стараюсь угадать

За ним другое, - то, что скрыто.

а) дактиль; б) анапест; в) ямб.

23.Автором признания является………..

Я сошью себе черные штаны

из бархата голоса моего.

Желтую кофту из трех аршин заката.

По Невскому мира, по лощеным полосам его,

профланирую шагом Дон-Жуана и фата.

24. Отрывок демонстрирует черты влияния а) импрессионизма;

б) экспрессионизма; в) абстракционизма.

«Город был громаден и многолюден, и было в этом многолюдии и громадности что-то упорное, непобедимое и равнодушно-жестокое. Колоссальной тяжестью своих каменных раздутых домов он давил на землю, на которой стоял, и улицы между домами были узкие, кривые и глубокие, как трещины в скале. И казалось, что все они охвачены паническим страхом и от центра стараются выбежать на открытое поле, но не могут найти дороги, и путаются, клубятся, как змеи, и перерезают друг друга, и в безнадежном отчаянии устремляются назад.»

25. Поэтические сборники «Белая стая», «Камень», «Чужое небо» принадлежат представителям

а) символизма

б) акмеизма

в) реализма

г) футуризма

26.Переводчик Еврипида, автор поэтических книг «Тихие песни» и «Кипарисовый ларец», преподаватель словесности и директор Царскосельской гимназии это……

27.Стихотворение принадлежит представителю………..

Мне мило отвлеченное:

Им жизнь я создаю…

Я все уединенное,

Неявное люблю.

Я – раб моих таинственных,

Необычайных снов…

Но для речей единственных

Не знаю здешних слов…

28.Произведение, включающее данный портрет героини, принадлежит к литературному направлению ………..

«Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати – двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом».

29. Автор стихотворного отрывка предстает мастером приема…..

Я – изысканность русской медлительной речи,

Предо мною другие поэты – предтечи,

Я впервые открыл в этой речи уклоны,

Перепевные, гневные, нежные звоны.

Я – внезапный излом,

Я – играющий гром,

Я – прозрачный ручей,

Я – для всех и ничей.

30.Функция упоминания чеховского рассказа в романе Ф.Сологуба «Мелкий бес» состоит в …………..

«Гостей надо было занимать, и Надежде Васильевне казалось, что самый приятный и удобный разговор для учителя русского языка – разговор о состоянии учебного дела, реформе гимназий, о воспитании детей, о литературе, о символизме, о русских журналах. Всех этих тем она коснулась, но не получала в ответ ничего, кроме озадачивших ее отповедей, обнаруживших, что ее гостям эти вопросы не любопытны. Она увидела, что возможен только один разговор – городские сплетни. Но Надежда Васильевна все-таки сделала еще одну попытку.

- А вы читали «Человек в футляре» Чехова? – спросила она. – Не правда ли, как метко?»

31.Автором стихотворения является…..

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочел до середины:

Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,

Что над Элладою когда-то поднялся.

Как журавлиный клин в чужие рубежи –

На головах царей божественная пена –

Куда плывете вы? Когда бы не Елена,

Что Троя вам одна, ахейские мужи?

И море, и Гомер – все движется любовью.

Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,

И море черное, витийствуя, шумит

И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

32.Сформулируйте мысль:

Гротеск в приведенном отрывке служит……….

«Карты комбинировались бесконечно разнообразно, и разнообразие это не поддавалось ни анализу, ни правилам, но было в то же время закономерно. И в закономерности этой заключалась жизнь карт, особая от жизни игравших в них людей. Люди хотели и добивались от них своего, а карты делали свое, как будто они имели свою волю, свои вкусы, симпатии и капризы. Черви особенно часто приходили к Якову Ивановичу, а у Евпраксии Васильевны руки постоянно полны бывали пик, хотя она их очень не любила. Случалось, что карты капризничали, и Яков Иванович не знал, куда деваться от пик, а Евпраксия Васильевна радовалась червям, назначала большие игры и ремизилась. И тогда карты как будто смеялись».

33.Автором строк является:

Быть может, юноша веселый

В грядущем скажет обо мне:

Простим угрюмство – разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь – дитя добра и света,

Он весь – свободы торжество!

а) Блок; б) Бальмонт; в) Бунин

34. Приведенные строки являются заключительными в стихотворении……..

Есть бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенна и убога.

Но все в себе вмещает человек,

Который любит мир и верит в бога.

35.Радостное состояние лирического героя, произносящего: “Звени, знойный, разудалый, / Русский алый день. / Звездидень!/ Звездидень!”, передается с помощью приемов….…

36.Выберите строки, принадлежащие поэтам-символистам:

а) «Сладок запах синих виноградин…»

б) «Сердце исполнено счастьем желанья, / Счастьем возможности и ожиданья».

в) «Ананасы в шампанском – это пульс вечеров!»

г) «Не доносятся жизни проклятья / В этот сад, обнесенный стеной».

д) «Солнца контур старинный / Золотой, огневой, /Апельсинный и винный / Над моей головой».

37.Стихотворение В.Хлебникова строится на приемах…….

Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови,

Лиэээй – пелся облик,

Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.

Так на холсте каких-то соответствий

Вне протяжения жило Лицо.

38.Утверждение, что «в каждом произведении искусства, хотя бы пластического, есть скрытая музыка», отражает взгляды представителей школы……….

39. В.Ходасевич, рассуждая о поэзии О.Мандельштама, выделяет такую особенность акмеизма, как……….

«Подобно Адаму, поэт ставит главной своею целью – узнать и назвать вещи. Присоединяя к игре смысловых ассоциаций игру звуковых, поэт обладает редким в наши дни знанием и чутьем языка, часто выводит свои стихи за пределы обычного понимания».

40.Творчество художников А.Бенуа, К.Сомова, В.Борисова-Мусатова близко в литературе представителям

а) реализма

б) символизма

в) акмеизма

ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМ И МЕТОДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Чтение художественное литературы

Чтение научно-критической литературы

Участие в проектах

Выступления на «круглых столах», дискуссиях

Подготовка к тестированию

Подготовка к практическим занятиям

Анализ поэтических и прозаических текстов с целью выявления художественных особенностей направления (школы) и индивидуального стиля автора

Ответ на проблемный вопрос

Разработка сценария литературного вечера, подготовка презентаций, портфолио (дополнительный модуль)

Конспектирование научной литературы (дополнительный модуль)

1. Текущий контроль.

Консультации, собеседования по сложным вопросам курса, по прочитанным художественным текстам, по усвоенной научной литературе – в часы самостоятельной работы в течение семестра.

2. Промежуточный контроль.

А. Выступления на практических занятиях.

Б. Ответ на проблемный вопрос.

В. Тестирование по разделам курса.

Г. Анализ поэтических и прозаических произведений (отрывков).

Д. Участие в проекте по творчеству А.Куприна.

Е. Подготовка сообщения в рамках «круглого стола» о любовной лирике символистов.

3. Итоговый контроль.

Тестирование (декабрь).







Сейчас читают про: