Лекция № 4.
Жуковский.
2. 1808-1833 – расцвет.
Получил прозвище балладника. Чаще всего баллада была связана с фольклором. Для перевода Ж выбирал только романтические произведения. До Ж баллады писались, но они не оставили такого следа в литературе, в них не было романтизма. 1808 год «Вестник Европы» - баллада Ж «Людмила» -- перевод известной баллады (немецкие народные предания) à Ж переносит действие на Русь + русские фольклорные черты. Но все эти изменения и сам сюжет не приобрели у Ж русского колорита. Но в сюжете раскрылся неведомый рус читателю романтический вид. Людмила роптала на судьбу и за ропот будет наказана. В 13 года «Светлана» там же, на тот же сюжет. Это единственная светлая баллада Ж. посвящена Александре Воейковой (младшая сестра маши протасовой). Очень важны эмоции, сюжет связан с русскими поверьями, русская обстановка подчеркивается здесь. Ж здесь создает русский женский тип: мягкость, верность, покорность судьбе, нравственная чистота. Это первый образ русской девушки (худ-убедительный). Пафос поэмы романтический. Ж нарушает жанровые традиции баллады в светлане. Нет мистического, вводит шутки, конец баллады не трагический.
Часть баллад на античной мифологии и лит-ре, основанные на средневековье, эмоционально-исторические баллады. Баллада всегда связана с выбором человека. У Ж нет идеи всепрощения – порочный поступок обязательно будет наказан. Во многих любовная тематика, любовная утрата. Особенность – философия жизни и любви. Это во многом связано с биографией Ж. но исторические образы наполнены глубоким содержением.
Во время отечественной войны поступил в офицеры. «Певец во стане русских войн». Гимн в честь рус воинства. Это связано с одической традицией. Плюс возвращается и к элегиям. Элегии – особый эстетический мир (меланхолия). Всегда выделял меланхолию как эстетическое начало. М- непонятное очарование. Идея романтического двоемирия – здесь (плохо) и там (где получит воздаяние за дела земные).
Теон и Эсхин. Философское.
Середина 20, начало 10. Мистический романтизм период.
«Невыразимое». Это лит манифест Ж-романтика. Искусству доступна внешняя красота, передать ее таинство невозможно. Но глубину передать невозможно.
«Лаура» 1812 год. Прекрасное существует, но его нет. Оно появляется, чтобы обновить душу, и исчезает. Прекрасное принадлежит не нашей жизни. Пейзажи.
«Море». На этом лирическое творчество и заканчивается.
Большие формы. Русские сказки. 1831 год, лето – жил в царском селе (в то же лето Пушкин и Гоголь). П писал сказки, Г – вечера на хуторе. Ж пишет сказку о царе салтане, а П – о царе берендее.
1834 – повествовательные произведения.
1787-1855 К.Н. Батюшков.
Его называли «Ах!Хил» - ахил. Участвовал во многих военных кампаниях. По-разному оценивают его худ метод. Классицист или сентименталист или предромантизм или противоположно поэзии Жуковского. Его часто сравнивали с Ж.
1. 1804-1811
Принадлежал к старинному бедному роду. Наследственное заболевание – его мать после рождения Б потеряла рассудок. Его отец – очень просвещенные человек. Б получил отличное образование. Был в салоне Оленевых.
2. 1812-1814
3. 11815-1821
Творческий путь Жуковского.
Лирика Жуковского: жанровое своеобразие
Идейное и художественное своеобразие баллад Жуковского
Батюшков.
У Батюшкова «ни одного покойного дня не было» (военная служба). Вместе с батальоном стрелков идет куда-то, получает ранение в ногу, потом направлен Иваном Петиным (лучший друг) в новую кампанию. Прусский поход – умирает Муравьев, наставник, а когда в Финляндии – сестра Анна. Был влюблен во многих женщин и страсть заканчивалась довольно быстро. Неприятности дома – отец второлй раз женится – разлад в семье. Забирает сестер и уезжает в Хантону (село матери). Там он пережил покойные минуты – лучшие произведения в прозе и стихах.
«Ведение на брегах Леты»
Сон поэта, уснул, читая книгу. Славянофия. К реке Лета приходят сентименталисты и тд, тонут все, всплывают только басни Крылова. Это произведение сделало Батюшкову имя, но он и нажил себе врагов. Эта сатира четко определила эстет позиции Б.
Сам узнает только в 10 году о своей известности. Он убегает от славы.
«Прогулка по Москве»
Проза. 1810 год. Приезжает из Москвы.
В 12 году уезжает в Петербург. Помощник хранителя манусткриптов. Сослуживец Крылова и Гнедича. Здесь – 2-ой период творчества поэта.
Начинается война. Наполеон быстро движ вглубь России. Добивается места в русской армии. Там погибает его лучший друг. Был в Париже, Англии, Швеции. Эти впечателния нашли отражение в твор-ве. Исчезают эпикурейский мотивы из лирики. В 13 году под впечатлением от сожженной Москвы «Послание Дашкову». Батюшков описывает Москву, бегство жителей.
Появляются романтические элементы. Появляются философские элегии. Под влиянием событий в стране. О любви пишет как о высоком, но приходящем и трагическом чувстве. Часто возникает мотив погибшего друга. Элегия «Тень друга». Эпиграф. Возлагает надежды на лучшую жизнь в потустороннем мире. Сейчас мировосприятие очень близко к Жуковскому. Цикл стихов «Из греческой антологии».
В 17 году выходит двухтомник. Вступает в Арзамас, собирается писать книгу о Данте и тд. В 18 году Б получает назначение на дипломатическую службу в Неаполе. Когда он туда попадает – начинает прогрессировать болезнь. Он хотел вернуться в Х.
Гражданский романтизм.
У Б удивительный уровень вкуса.
Писатели-декабристы. Входили в «Вольное общ любит рос словесности». Возникло в 16 до 25 года. Председатель – Глинка. Это легальный филиал «Союза благоденствия». Ту декабристы уделяли литре внимание в своей борьбе. Задача стихотворений – не в созвучии слов, а склонении читателей к добру. Продолжают традиции, заложенный Радищевым. Рылеев и Бестужев создали в 23 году общество, которое издавало журналы, альманахи «Полярная звезда».
«Мнемозина» - Кюхельбюекер. 19-20 «Зеленая лампа» - отделение Союза Благоденствия. Идея народности, нац независимости рус лит – принцип декабристов.
Античный стиль очень близок декабристам. Для д герой – рупор их идей.
Федор Николаевич Глинка.
Он был старше Рылее, Бестужева и тд. И когда торлько возникает декабристское движение, у него уже был опыт. Заслуженный боевой офицер, получил золотое оружие за храбрость, при этом человек маленького роста и добродушного хар-ра. «Письма русского офицера». К 16 году он полковник,известный военный писатель, поэт, кот тяготеет к граждансокй лирике. Приобрел славу четсного и доброго человека, кот испытывал подлинное сострадание к народу. Написал немало военных гимнов, склоенен к самопожертвованию, подвигу. Но самым близким был жанр песни.
В 25 году пишет «Сон русского на чужбине».
В лирике звучали народные песни и интонации. Но в поздних тайных обществах не состоял. После восстания его посадили, сослали. Он писал стихи на протяжении всей жизни. В ссылке часто тему узничества, обреченности, тоски.
Кюхельбекер Вильгельм Карлович (Кюхля)
Очень мало у кого сложилась жизнь так трагически. Лицей он закончил одним из лучших учеников. Там уже начал писать стихи, они были очень уклюжими поначалу. Что бы ему ни говорили, он старался идти своей дорогой. Все увлекались фр поэзией, он так не считал. Был республканцем, вступил в тайное общ «Священный Артель». Ему не нравится легкий светский язык. Его творчество приобретает оригинальность. Он сочетавет в стихах романтизм и классицизм. От классицизма берет гражданственную патетику. Издвавал «Мнемозину» журнал в Москве. Статья о культурной программе. Сила, свобода, вдоховение – три условия для поэзии (элегия, ода, послание). Более всего этому жанру соответсвует ода. Тк поднимаются общесвенно значимые темы. Идеализирует сущность поэта. В 25 году Рылеев принимает его в тайное северное общество и 14 декабря он выходит на площадь. Пытался застрелить брата царя, но пистолет дает осечку. Схвачен через месяц в петропаловску крепость, дали 20 лет каторжных работ. В 35 году перевели в Баргузин. Он не приспособлен к трудной жзини. Ему очень трудно, но не падает духом. В эти году очень много пишет., переводит, ведет дневник каждый день.
Его герои – выс нравств, преданы общему делу, готовы жертвовать собой. Чаще всего это вожди. Важнейшая тема – тема поэта и поэзии. К пишет о судьбах Пушкина, Рылеева, Грибоедова. В 45 году появляется стих «Поэты всех времен».
Последние годы К очень сильно болел, начал терять зрение, должен был заботиться о своем быте, совершенно ослем. Умрет в Тобольске в 46 году. но никогда не оказывался от своего пути. Ради поэзии он готов отказаться от свободы.
Рылеев Кондратий Федорович..
Был сыном военного, учился в военном корпусе. В 16 году служит в Воронежской губернии, где начали проявляться его свободолюбивые взгляды. Честь друга для не него – выше любых соображений. Эпикурейские мотивы, но и гражданственные чуйств. Служит в канцелярии. Вошел в литературу сатирой 20 года «К временщику». Античный стиль. В 23 году в северное общество. Рылеев играл там очень значительную роль. Создает множество граждинских стихов. У Рылеева всегда очень четко звучит мысль, что должен быть закон и свободы. Осуждает рабство, тиранию. Рылеев призыает к принципиальности.
Оригинальный стихотворный цикл «Думы».
Он создатель героической эстетики ….