Практические занятия. А. Список обязательных текстов для чтения по курсу

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

А. Список обязательных текстов для чтения по курсу:

СИМВОЛИЗМ

Сборники стихотворений: К.Бальмонт "Будем как солнце", "Горящие здания", В.Брюсов "Tertia vigilia", "Urbi et orbi", И.Анненский "Кипарисовый ларец", Ф.Сологуб «Лирика».

А.Блок. Циклы "Стихи о Прекрасной даме", "Город", "Страшный мир", "Ямбы", "Родина", "Снежная маска", "Кармен", "На поле Куликовом".

А.Белый. Сборники "Золото в лазури", "Пепел". Роман "Петербург".

АКМЕИЗМ

Н.Гумилев. Сборники "Романтические цветы", "Шатер", «Чужое небо», "Огненный столп".

А.Ахматова. Сборники "Вечер", "Четки", "Белая стая".

О.Мандельштам. Сборники "Камень", "Tristia".

ФУТУРИЗМ

И.Северянин. Сборник "Громокипящий кубок".

В.Хлебников. Лирика. Поэмы "Зверинец", "Журавль", "Ладомир".

В.Маяковский. Лирика. Поэмы "Облако в штанах", "Флейта-позвоночник", "Человек". Статьи "О разных Маяковских", "Я сам".

РЕАЛИЗМ

М.Горький. Рассказы "Макар Чудра", "Старуха Изергиль", "Девушка и смерть", "О Чиже, который лгал, и о Дятле - любителе истины", "Челкаш", "Мальва", "Коновалов", "На соли". Повесть "Исповедь". Романы "Фома Гордеев", "Мать". Автобиографическая трилогия "Детство", "В людях", "Мои университеты". Пьесы "Мещане", "На дне", "Дети солнца".

И.Бунин. Лирика. Рассказы "Танька", "Антоновские яблоки", "Эпитафия", "Веселый двор", "Захар Воробьев", "Господин из Сан-Франциско". Повести "Деревня", "Суходол".

А.Куприн. Повести "Олеся", "Поединок", "Гранатовый браслет". Рассказы "Болото", "Изумруд", "Анафема", "Суламифь", "Гамбринус".

Л.Андреев. Рассказы "Большой шлем", "Стена", "Жизнь Василия Фивейского", "Иуда Искариот". Пьеса "Жизнь Человека".

Б. Обязательная критическая литература:

1.Гаспаров М. Поэтика серебряного века // Русская поэзия серебряного века.- М., 1993.

2.Серебряный век.- Л., 1991.

3.Воспоминания о серебряном веке.- М., 1993.

4.Гачев Г. Логика вещей и человек. - М., 1992.

5.Жирмунский В. Преодолевшие символизм (любое издание).

6.Цветаева М. Эпос и лирика современной России (любое издание).

7.Пастернак Б. Люди и положения (любое издание).

8.Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского.- М.,1990.

В. Список научной и учебной литературы:

Учебники, учебные пособия и справочная литература по курсу

1.История русской литературы: В 4-х тт. Т.4. Л., 1983.

2.История русской литературы. ХХ век. Серебряный век./

Под ред.Ж.Нива, И.Сермана, В.Страды и Е.Эткинда. М.,1995.

3.История русской литературы ХХ века (20-90-е гг.). МГУ, 1998.

4.Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ века. М., 2001.

5.Руднев В.П. Словарь культуры ХХ в. Ключевые понятия. М.,1999.

6.Русские писатели. ХХ век. Биобиблиографический словарь. В 2-х ч./ Под ред. Н.Н.Скатова. М., 1998.

7.Смирнова Л.А. Русская литература конца 19 – начала 20 века. М.,1993.

8.Соколов В.Г. История русской литературы конца 19 – начала 20 века. М., 1979.

Антологии, хрестоматии, сборники манифестов

и поэзии Серебряного века

1.Антология акмеизма: Стихи. Манифесты. Статьи. Заметки. Мемуары./ Вступ.ст., сост. и примеч. Т.А.Бек. М., 1997.(Библиотека студента).

2.Литературные манифесты: от символизма до наших дней./ Сост. и предисл. С.Б.Джимбинова. М., 2000. (Библиотека русской культуры).

3.Поэзия русского футуризма. СПб., 1999.(Библиотека поэта).

4.Русская поэзия Серебряного века. 1890-1917. Антология./ Вступ. ст. М.Л.Гаспарова. М.,1993.

5.Русские поэты «серебряного века»: Сб. стих.: в 2-х тт. Л.,1991.

Список научной литературы по курсу

1.Барковская Н.В. Поэтика символистского романа. Екатеринбург, 1996.

2.Богомолов Н.А. Русская литература первой трети ХХ века. Портреты.Проблемы.Разыскания. Томск, 1999.

3.Бройтман С.Н. Русская лирика 19-начала 20 века в свете исторической поэтики.(Субъектно-образная структура). М.,1997.

4.Гаспаров М.Л. Антиномичность поэтики русского модернизма.// Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т.2. О стихах. М.,1997.

5.Гинзбург Л.Я. О лирике. Л.,1974.

6.Долгополов Л.К. На рубеже веков: о русской литературе конца 19-начала 20 века. Л.,1984.

7.Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М.,1989.

8.Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм.// Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.,1977.

9.Заманская В.В. Русская литература первой трети ХХ века: Проблема экзистенциального сознания. Магнитогорск, 1996.

10.Ильев С.П. Русский символистский роман. Киев, 1991.

11.Келдыш В. Русский реализм начала ХХ века. М.,1975.

12.Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа 19-20 вв. М.,1990.

13.Колобаева Л.А. Русский символизм. М., 2000.

14.Максимов Д.Е. Русские поэты начала ХХ века. М.,1986.

15.Марков В.Ф. История русского футуризма. СПб., 2000.

16.Минц З.Г. Поэтика А.Блока. СПб.,1999.

17.Орлов В.Н. Перепутья: Из истории русской поэзии начала 20 века. М.,1976.

18.Ронен О. Серебряный век как умысел и вымысел. М.,2000.

19.Русский авангард 1910-1920-х годов в европейском контексте. М.,2000.

20.Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (Введение в тему).// Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.

Занятие 1.

Тема "страшного мира" (городской России) в творчестве А.Блока и А.Белого.

Вопросы:

1. Блоковская концепция "страшного мира" (по статьям З.Г.Минц «"Страшный мир"(Общая характеристика)» и «"Страшный мир"(Пути лирического героя.)»)

2. Образ города в лирике второго и третьего томов, своеобразие интерпретации темы в контексте литературной традиции ("Обман", "Город в красные пределы", "Петр").

3. Тема двойничества как выражение противоречий души лирического героя ("Двойник", "Осенний вечер был…").

4. Метаморфоза прекрасного в мире пошлости ("Унижение", "Незнакомка").

5. Тема "поэт и город" в лирике А.Белого ("На улице", "В летнем саду", "Маскарад", "Меланхолия"). Что сближает двух поэтов в трактовке темы?

Литература:

1. Максимов Д.Е. Об одном стихотворении ("Двойник")//Д.Максимов. Поэзия и проза А.Блока.- М., 1981.

2. Минц З.Г. Поэтика А.Блока.- СПб, 1999.

3. Орлов В.Н. Поэт и город. А.Блок и Петербург.- Л., 1980.

4. Гинзбург Л.Я. О лирике.- Л., 1974.

5. Хмельницкая Т.Ю. Поэзия А.Белого.// Андрей Белый. Стихотворения и поэмы.- М.-Л.,1966.

Рекомендации:

Цель занятия – помочь разобраться в специфике художественного мышления А.Блока и А.Белого, в осмыслении ими темы «страшного мира» как одного из ликов России. Готовясь к занятию, необходимо основательно изучить статьи З.Г.Минц «"Страшный мир".(Общая характеристика)» и «"Страшный мир". (Пути лирического героя)». Студент должен понять, что сама идея «страшного мира», его символический образ отражается в любом стихотворении второго и третьего томов лирики Блока и Белого. Важно разобраться в следующих положениях:

1).А.Блок, в отличие от других представителей символизма, не выделяет своего лирического героя из этого мира, у него нет типичного для литературы 19 века конфликта героя и среды. «Страшный мир» - не только внешние обстоятельства, но и внутреннее состояние человека.

2). «Страшный мир» загроможден предметами, которые приобретают здесь символический смысл, создают образ обманного псевдомира.

3). Символика «страшного мира» строится на противопоставлении миру Первой любви, «синему берегу рая», потому так важны оппозиции: замкнутость – открытость, низ – верх, осень – весна и т.п.

4). Лирический герой А.Блока теряет в «страшном мире» цель существования («привык я шататься»), утрачивает свою цельность, что отражается в многочисленных двойниках. Он выступает в образах то «демона», то «нищего»: в нем борются буйство, хаос страстей, активность и - безволие, уныние, пассивность. В итоге герой отвергает смирение перед судьбой.

5). Для А.Блока «страшный мир» - неизбежный этап «пути мира». Концом пути для человека в «страшном мире» является смерть (в разных вариациях), однако она, по Блоку, не является сущностью и итогом жизни вообще, конец «страшного мира» не есть универсальная катастрофа: после его гибели созреет новая любовь – к России.

6).При анализе стихотворений на тему города необходимо обратить внимание на «мистику повседневности» в лирике А.Блока: бытовые, прозаические реалии (пустой переулок, опрокинутые кадки, «шлепают солдатики», фабричная гарь, фонари и т.п.) приобретают символический смысл, пронизаны мистикой.

7). В блоковских стихах о городе и книге А.Белого «Пепел» немало общего (следует обратить внимание на их композиции, названия стихотворений, тяготение к стихотворениям-балладам, новеллистике, использование образов мировой литературы, развитие традиций Гоголя, Некрасова). Картина города нарисована Белым саркастическими или ироническими мазками, создающими впечатление маскарадной игры, вакханалии, фальши.

Занятие 2.

Тема «полевой» России и своеобразие ее поэтической интерпретации

в творчестве А.Блока и А.Белого

(на материале поэзии 1906-1908 годов).

Вопросы:

1. Показать на анализе образной системы, композиции стихотворений А.Блока ("Осенняя воля", "Русь", "Россия", цикл "На поле Куликовом") и А.Белого ("Деревня","Русь", "Родина", "Из окна вагона") перекличку двух поэтов.

2.Выявить их существенное различие в решении темы народной ("полевой") России.

Литература:

1.Хмельницкая Т.Ю. Поэзия А.Белого.// Андрей Белый. Стихотворения и поэмы.- М.-Л.,1966.

2.Скатов Н.Н. Блок и Некрасов.// В мире Блока.- М.,1981.

3.Пьяных М.Ф. Россия и революция в поэзии А.Блока и А.Белого // А.Блок и А.Белый. Диалог поэтов о России и революции.- М.,1990.

4.Ильев С.П. Куликовская битва как «символическое событие»// Александр Блок. Исследования и материалы. Л.,1991.

Рекомендации:

Цель занятия – сопоставление творчества двух поэтов-символистов, А.Блока и А.Белого, в осмыслении ими темы России «полевой». Оба поэта ищут спасения в глубинах России, куда бегут их лирические герои от «скверны» города. Но при этом необходимо уяснить и существенное отличие: осмысление России А.Белым несет на себе яркую печать обреченности, в то время как историческая концепция А.Блока заключает в себе веру в великое, хотя и трагическое счастье Родины. При сопоставлении стихотворений двух поэтов важно обратить внимание на различия в использовании фольклорных мотивов в создании образа народной России. В стихотворениях на тему города оба поэта используют образы крови, безумия, «пляски смерти», но, если у А.Белого превалирует беспросветное отчаяние, то герой А.Блока бежит за спасением в деревню («в лоскутах ее лохмотий души скрываю наготу»). Следует уяснить, что в этот период А.Белый не видит перспективы для страны, что, по определению автора, «все стихотворения «Пепла» периода 1904 – 1908 годов – одна поэма, гласящая о глухих, непробудных пространствах Земли Русской», а цикл «На поле Куликовом» А.Блока, венчающий размышления поэта о родине, содержит мысль о ее исторической судьбе, о неизбежности аскетического подвига во имя будущего.

Занятие 3.

Проблематика и поэтика романа А.Белого "Петербург".

Вопросы:

1. Краткая характеристика романа: история создания, своеобразие сюжета, композиции, стиля.

2. Историософская проблематика романа: размышление о судьбе России. Восток и Запад как символы двух сил исторического процесса.

3. Петербург как герой произведения, создание его условно-символического образа (миф А.Белого о Петербурге). Как вы понимаете определение автора, что все это "мозговая игра"?

4. Проследите линии Пушкина, Гоголя, Достоевского на всех уровнях романа: от характеристики героев до выражения авторской концепции.

Литература:

1. Долгополов Л.К.. А.Белый и его роман "Петербург". Л.,1988.

2. Пискунов В. Тема о России //Россия и революция в литературе начала ХХ века. М., 1983.

3. Ильев В.П. Русский символистский роман. Киев, 1991.

4. Бердяев Н.А. Астральный роман. Размышления по поводу романа А.Белого «Петербург»// Бердяев Н.А. Кризис искусства. М., 1990.

5. Барковская Н.В. Поэтика символистского романа. Екатеринбург, 1996.

Рекомендации:

Цель занятия – на примере произведения А.Белого «Петербург» рассмотреть особенности символистского романа, который основан на поэтике символизации. Важно понять, что принципы миропонимания писателя, преобразуясь в принципы художественного восприятия мира, создают неповторимую литературную реальность. Белый отказывается от иллюзии достоверности, отказывается от связи времени и пространства посредством фабулы, заменив ее сложной иерархией материализующего вымысел сознания. «Мозговая игра» (авторский эквивалент понятия символизация) создает исключительную форму повествования, в котором совмещаются точки зрения на мир автора и героев, которая служит втягиванию, вовлечению сознания читателя в пространство мысли, в творческий процесс. Благодаря «мозговой игре» на всех уровнях романа – сюжет, композиция, стиль, угол зрения на мир – реализуется идея фантастичности, призрачности Петербурга.

Поскольку эта идея идет от Пушкина, Гоголя, Достоевского, необходимо выявить те специфические особенности, которые отражают включенность А.Белого (и вместе с ним других символистов) в традицию русской литературы – изображение Петербурга. Следует обратить внимание на такие символы Петербургского пространства, как Медный Всадник и его трансформации, Невский проспект, Васильевский остров и др., на то, как они реализуются в сюжете романа. Немаловажно уяснить соотношение сакрального, инфернального и реального пластов бытия в хронотопе романа. При подготовке необходимо основательно изучить работу Л.К.Долгополова, в которой подробно рассматривается история создания романа, его философская проблематика, поэтика «мозговой игры», место произведения в «Петербургском тексте русской литературы».

Фундаментом вымышленного художественного пространства романа является автор, который уравновешивает и организует подвижный, не имеющий четких границ мир взаимоисключающих сознаний. Сращение объективного и субъективного начал стало возможным за счет исключительной роли в «Петербурге» сатирической и лирической сторон гротесковой основы романа. Ориентация Белого на поэтический принцип в изображении действительности проявляется в предельной метафоричности текста и в густом использовании сквозных лейтмотивов, в музыкальности, в самом построении фразы по поэтическому принципу, в обилии повторов. Белый одним из первых использовал в прозе кинематографический принцип монтажа.

Занятие 4.

Эстетическая программа акмеизма и художественная практика

Вопросы:

1. Акмеизм как реакция на символизм. От чего отказываются акмеисты в эстетике символистов?

2. Какова эстетическая ориентация акмеистов? Используйте статьи М. Кузмина "О прекрасной ясности", Н. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм ", С. Городецкого "Некоторые течения в современной русской поэзии ", О. Мандельштама "Утро акмеизма".

3. Какой смысл, по вашему мнению, акмеисты вкладывали в определение "адамисты"? Кого из них можно отнести к адамизму?

4. Многообразие художественного преломления программы в творчестве акмеистов (на примере Н. Гумилева, А. Ахматовой, О.Мандельштама). Особое внимание обратите на анализ стихотворений:

Н. Гумилев "Капитаны ", "Сегодня, я вижу… ",

"Слово ", "Заблудившийся трамвай ";

А. Ахматова "Музе ", "Муза ушла по дороге …", "Нам свежесть слов и чувства простоту …";

О. Мандельштам "Художник нам изобразил …", "Дано мне тело …", "Я ненавижу свет …".

Литература:

1. Поэтические течения в русской литературе к.19 - н.20 вв. Сост. А. Соколов. М.,1988.

2. Гинзбург Л.Я. О лирике (гл. "Поэтика ассоциаций "). Л., 1994.

3. Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм //В. М. Жирмунский. Теория литературы. Поэтика.Стилистика. Л., 1977.

4. Грякалова Н.Ю. Н.С.Гумилев и проблемы эстетического самоопределения акмеизма.// Гумилев Н.: Исследования и материалы. Библиография. СПб, 1994.

Рекомендации:

Цель занятия – помочь студенту разобраться в том, почему возник акмеизм и в чем его отличие от символизма. Готовясь к занятию, необходимо внимательно прочитать программные статьи акмеистов и выявить в них новые эстетические установки. Следует учитывать, что акмеизм был разнолик: если Н.Гумилев, С.Зенкевич, В.Нарбут тяготели к первоосновам бытия, к инстинктивному постижению жизни, смотрели на мир глазами Адама, то О.Мандельштам и А.Ахматова высоко ценили все завоевания цивилизации, культуры. Архитектурные образы Мандельштама – «не просто лирические зарисовки величественных зданий, но символы укрепляющих человеческий дух твердых, разумных начал, продуманного, уравновешенного и терпеливого самостроения личности, символы внутренних «крепостей», защищающих человека от аморфности, неопределенности, волевой расслабленности, хаоса иррациональности»(Л.Колобаева, с.133). Но при этом, в отличие от символистов, у которых восприятие реальности проникнуто мистицизмом, все земное повернуто к потустороннему, акмеисты утверждали обратную связь: «Нет, не луна, а светлый циферблат/ Сияет мне…», используя конкретность детали. В их стихах поэзия становится не заклинанием, а лишь способом почувствовать неведомое. Важно также понять, что слово у акмеистов становится местом поэтических перекличек, обретает новую глубину и значимость.

Занятие 5.

Раннее творчество В. Маяковского: лирика и поэмы

Вопросы:

1. Привести примеры эстетических установок футуризма в раннем творчестве поэта и прокомментировать их.

2. Показать, как раскрывается лирический герой Маяковского в его поэзии (на примере стихотворений "Послушайте", "Кофта фата", "Дешевая распродажа ", "Лиличке ", "А вы могли бы?").

3. Раскрыть проблематику поэмы «Облако в штанах» и ее художественное своеобразие.

Литература:

1. Альфонсов В.Н. Нам слово нужно для жизни. В поэтическом мире В.Маяковского. Л., 1984.

2. Лившиц Б. Полутораглазый стрелец: Стихотворения. Переводы. Воспоминания. М.,1989

3. Долгополов Л. Русская поэма на рубеже 19-20 веков. Л., 1964.

4. Гаспаров М.Л. Идиостиль Маяковского. Попытка измерения.// Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т.2. О стихах. М.,1997.

5. Марков В.Ф. История русского футуризма. СПб, 2000.

Рекомендации:

Цель занятия – усвоение эстетики кубофутуризма на примере творчества В.Маяковского. Главное внимание необходимо сосредоточить не на эпатажном отрицании культуры прошлого и современности, а на позитивной поэтике представителей футуризма, которая обращена к проблеме поэтического языка. Следует уяснить, что Маяковский, как и другие футуристы, относились к языку и стиху как к живой субстанции, пересмотрели лексический запас, словообразование, морфологию, синтаксис, способы организации текста. Футуристы не только обновляли значения слов, но и резко изменили сами отношения между смысловыми опорами текста, а также гораздо энергичнее использовали композиционные и даже графические эффекты. Главный технический принцип их работы – принцип «сдвига», канон «сдвинутой конструкции». Слово у них лишалось ореола сакральности и неприкосновенности, опредмечивалось, его можно было дробить, переиначивать, создавать новые комбинации морфологических и даже фонетических элементов. Часто смысловой сдвиг достигался приемом реализованной метафоры, когда иносказание прочитывалось буквально. Их свободный стих более экспрессивен, более разнообразен интонационно, чем у предшественников. Гораздо большее, чем прежде, значение придавали футуристы визуальному воздействию текста. Все эти особенности нашли яркое выражение в творчестве В.Маяковского, стихотворения которого следует рассматривать как бунт в сфере не только эстетической, но и социальной, религиозно-философской. Особое внимание необходимо обратить на «материализованный», зрелищный характер его метафорических образов, поиск новых ритмов, использование рифмы, форсированную инструментовку стиха. Помимо лирики, следует обратиться к особой жанровой разновидности в творчестве Маяковского дооктябрьского периода – лирической поэме. На примере «Облака в штанах» студент должен разобраться в специфике сюжета, метафорической образности, особенностях лирического героя Маяковского.

Занятие 6.

Идейные и творческие искания М.Горького

в 1890-1908 гг.

Вопросы:

1. Проследите путь писателя от аллегорически-романтического воплощения идеала ("Старуха Изергиль", "Девушка и смерть", "Песнь о Буревестнике") к поискам реального героя и путей одухотворения жизни ("Фома Гордеев ", "Мать", "Исповедь"). Выявите разнообразие конфликтов, типологию героев.

2. Проанализируйте повесть "Исповедь"(1908):

а) своеобразие сюжетостроения;

б) выявите характерные эпизоды двух этапов духовных

исканий Матвея ("от богоискательства" к "богостроительству");

в) подтвердите авторское обозначение главной идеи повести: «…я старался осветить путь к слиянию с целым – счастье и источник высших наслаждений духа именно в этом слиянии».

Литература:

1.Смирнова Л.А.. Русская литература конца 19 – начала 20 века. М., 1993.

2.Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа 19 – 20 веков. М., 1990.

3.Спиридонова Л.А. Горький: диалог с историей. М.,1994.

4.Никитин Е. Повесть М.Горького «Исповедь» (новое прочтение).М.,2001.

5.Белова Т.Д. Эволюция эстетических взглядов М.Горького (1890-1910-е гг.) в контексте культурологических исканий эпохи. М.,2004.

Рекомендации:

Цель занятия – выяснить, как решалась в раннем творчестве М.Горького проблема героя. Следует знать о влиянии идей Ф.Ницше на становление концепции личности в художественном мире писателя. Необходимо учитывать, что, хотя диапазон горьковских типажей широк, автора привлекали люди «с солнцем в крови»: отличающиеся душевным размахом, независимостью, гордостью. Его герои всегда противостоят миру, устоям, способны к бунту. Важно понять, что наиболее близки писателю персонажи, наблюдающие жизнь, пытающиеся найти ответ на вопрос: «Как жить?». Герои романа «Мать», открывшие для себя социалистическую идею, жертвенно несут людям «слово правды». Главный персонаж «Исповеди», в истории жизни которого заметны черты жития, ищет идею, которая помогла бы обрести Бога в душе. Горький попытался соединить революционные идеи с богостроительством. При чтении повести следует обратить внимание на то, что писателю важен не столько результат, сколько процесс поисков, «бесконечный рост духа». Необходимо выявлять черты традиционности в изображении героя-правдоискателя и одновременно – специфические черты горьковской поэтики.

Занятие 7.

Тема деревни в прозе И.Бунина.

Вопросы:

1. Деревня в изображении русских писателей (А.Радищев, Л.Толстой, И.Тургенев, А.Чехов, М.Горький).

2. Концепция национального характера в рассказах

И. Бунина "Веселый двор ", "Захар Воробьев ",

"На чужой стороне"; вечное и исчезающее в национальном

бытии. Изображение трагической судьбы крестьянина.

3. Анализ повести "Деревня "(1910):

а) "Душа русских людей вообще " как главная тема повести.

б) Основные характеры и типы в произведении.

в) Что нового открывает И. Бунин в изображении деревни.

г) Виноват или несчастен русский народ, по его мнению?

4. Своеобразие стиля И. Бунина-прозаика.

Литература:

1. Михайлов О. Строгий талант: И. Бунин. Жизнь, судьба, творчество. М., 1976.

2. Волков А. Проза И. Бунина. М., 1972.

3. Смирнова Л.А. И.А.Бунин. Жизнь и творчество. М.,1991.

4. Сливицкая О.В. Чувство смерти в мире И.Бунина// Русская литература.2002.№1.

Рекомендации:

Цель занятия – рассмотрение специфики осмысления темы деревни, центральной в творчестве И.Бунина дооктябрьского периода. Важно для этого вспомнить, какая традиция изображения русской деревни существовала до писателя. На занятии предполагается рассмотреть произведения, написанные автором после 1905 года, когда взгляд писателя на деревню приобрел уже не поэтические, а реалистические, порою натуралистические черты. Бунин, несмотря на холодность, некоторую «летописность» своей новой манеры письма, лиричен в восприятии русского национального характера, что демонстрируют его персонажи. Необходимо обратить внимание на описание обстановки, в которой изображается характер, пейзаж, эмоциональную деталь, интонацию. Важно понять, что писатель предсказывает гибель деревни, а значит – всей России с помощью символических образов, которыми особенно отличается повесть «Деревня» (читая ее, важно понять трагедийность русской жизни на примере образа Молодой, обратить внимание на финальную сцену повести).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: