double arrow

Организационные формы проведения маркетинговых исследований

Должности и обязанности исследователей

В таблице 1 на основе зарубежного опыта приведены должности и обязанности лиц, участвующих в маркетинговых исследованиях.

Таблица 1 - Должности и обязанности лиц, участвующих в маркетинговых исследованиях

Должность Обязанности
Директор по исследовательской деятельности или вице-президент по исследованиям Самая высокая должность. Отвечает за всю исследовательскую программу компании. Принимает задания от вышестоящих инстанций или предлагает мероприятия по собственной инициативе. Нанимает персонал, представляет результаты исследований руководству и клиентам
Заместитель директора по исследовательской деятельности Руководит исследовательской программой
Статистик. Специалист по обработке данных. Отвечает за разработку эксперимента и обработку данных. Является специалистом-консультантом по теории и практике использования статистических методов
Старший аналитик В крупных исследовательских подразделениях. Вместе с руководителем принимает участие в планировании и руководстве исследовательскими проектами. Работает в условиях минимального контроля. Составляет анкеты самостоятельно или с аналитиком. Выбирает методы, готовит отчеты, контролирует расход средств и соблюдение сроков
Аналитик Выполняет текущую работу по реализации исследовательского проекта
Младший аналитик Выполняет задания старших по должности, редактирует анкеты, проводит несложный анализ опубликованных данных. Как правило, занимается конкретной маркой
Библиотекарь Составляет и поддерживает библиотеку в соответствии с потребностями подразделения
Руководитель канцелярии Осуществляет общее управление и обработку статистических данных. Требуется аккуратность
Директор, отвечающий за полевую работу Отвечает за набор, обучение и контроль деятельности сотрудников, берущих интервью в полевых условиях. Имеется только в крупных подразделениях
Специалист по опросу потребителей Проводит личные интервью. Не все компании имеют в штатном расписании такую должность
Канцелярский работник Выполняет ежедневную работу в подразделении

Организационные формы проведения маркетинговых исследований должны отвечать масштабам, мощности и структуре фирмы, целям и задачам исследований. Организация маркетинговых исследований предполагает использование различных форм:

1. Выделение специалистов по маркетингу в проблемные группы, создаваемые на уровне высшего руководства.

2. Создание службы маркетинговых исследований в составе центральной службы маркетинга фирмы.

3. Создание службы маркетинговых исследований в составе сбытового аппарата фирмы.

4. Создание службы маркетинговых исследований в составе проектных групп.

5. Заказ маркетинговых исследований консалтинговым (консультационным) фирмам, специализированным институтам, научным центрам и др.

Беляевский И.К. рассматривает три возможных варианта организации проведения маркетинговых исследований (1, с. 24).

Первый вариант. Маркетинговая служба не создана. Сбором информации и ее оценкой занимаются все подразделения фирмы, к сфере деятельности которых относится маркетинг. Условие: маркетинг играет второстепенную роль в деятельности фирмы.

Второй вариант. На фирме существует локализованная служба маркетинга, организованная по функциональному или по матричному принципу. Каждое подразделение в рамках своей компетенции собирает и анализирует информацию, а выводы и рекомендации представляют руководителю/координатору. Условие: маркетинг играет важную роль в деятельности фирмы. Рыночная ситуация стабильна.

Третий вариант. Большой объем исследовательской работы обусловил создание в рамках маркетинговый службы подразделения маркетинговых исследований. Условие: маркетинг играет ведущую роль в деятельности фирмы. Ситуация на рынке сложная и неустойчивая.

Строгих стандартов организации маркетингового исследования не существует. Каждая фирма самостоятельно выбирает схему организационной структуры. Одним из требований к организации маркетингового исследования является его эффективность. Во-первых. Маркетинговая деятельность предприятия, обеспечиваемая подразделением информации и анализа, в целом должна давать нужный результат. Во-вторых, расходы на исследования не должны быть обременительными для фирмы и выходить за рамки бюджета.

В соответствии с функциональным принципом организации маркетинга создается ряд подразделений единой службы маркетинга, каждое из которых отвечает за осуществление одной или нескольких функций маркетинга. Соответственно формируются подразделения, отвечающие за сбор и анализ информации.

Дивизиональный принцип организации маркетинга заключается в создании блоков по одному из четырех признаков:

· географического или регионального, когда каждое из подразделений осуществляет полный маркетинговый цикл в одном из регионов (географических зон), информационно-аналитическая группа обеспечивает полную характеристику данного региона;

· рыночного, когда каждое из подразделений отвечает за маркетинговую деятельность на определенном рынке, информационно-аналитическая группа обеспечивает полную характеристику данного рынка;

· сегментного, когда каждое из подразделений отвечает за маркетинговую деятельность среди определенного контингента потребителей, информационно-аналитическая группа определяет его спрос;

· товарного, когда число подразделений соответствует числу товаров, продаваемых фирмой, и в каждой из них выделяется информационно-аналитическая группа, которая собирает и анализирует все сведения по данному товару, включая и спрос.

Чаще на практике применяются комбинации указанных принципов организации, а именно функционально-товарная, функционально-рыночная, товарно-рыночная, функционально-товарно-рыночная.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: