Принципы формирования и использования информации в маркетинговых исследованиях:
1. Актуальность – означает реальное отражение в каждый момент времени состояния окружающей среды.
2. Достоверность – основывается на точном воспроизведении объективного состояния и развития производства, рынка и внешней макросреды. Этот принцип требует повышенной надежности источников данных и отсутствия фальсификаций.
3. Релевантность – позволяет получать информацию в точном соответствии со сформулированными требованиями и избежать работы с ненужными данными.
4. Целенаправленность – ориентирует на конкретные цели и задачи в области производства и реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках
5. Полнота отображения – необходима для объективного учета всех факторов оказывающих влияние на организацию.
Согласованность и информационное единство – требуют разработки такой системы показателей при которой исключались бы возможность противоречия в выводах и несогласованность первичных и производных данных.
|
|
Единство принципов маркетинговой информации не противоречит возможной ее дифференциации в соответствии с объективными условиями маркетинга.
Классификация информации по назначению представлена в таблице 1.
Таблица - Группировка маркетинговой информации по назначению
Тип информации | Назначение информации | Где представлена информация |
Справочная | Вспомогательные, служебные цели | Справочники, регистры, бюллетени, учебная литература |
Нормативная | Различные нормы и нормативные акты, управление | Нормативные справочники, сборники законов и постановлений |
Аналитическая | Выявление и моделирование закономерностей, тенденций, взаимосвязей | Динамические ряды, ряды распределения, группировки и т.п. |
Рекомендательная | Консалтинговые цели, базы данных | Рекомендации на основе заказных или спонтанных исследований, прогнозы и сценарии |
Сигнальная | Мониторинг | Расчеты и факты, краткосрочные прогнозы и экстраполяция |
Регулирующая | Контроллинг | Информация об отклонениях от плана |
Различают следующие типы маркетинговой информации:
По форме планирования маркетинга:
оперативная – срочная информация, используемая в оперативном (операционном) планировании для неотложного использования; ее разновидностью является предупреждающая, или сигнальная, информация, вид краткосрочного прогноза;
стратегическая – используемая в стратегическом планировании, отличается от оперативной глубиной и охваченным периодом; ее разновидностью является среднесрочный и долгосрочный прогноз.
По регулярности поступления:
|
|
постоянная – отражает неизменный характер некоторых рыночных явлений и процессов; часть постоянной информации поступает непрерывно, без существенных промежутков;
дискретная – собирается с определенными промежутками во времени;
переменная – поступает от источников, функционирующих нерегулярно;
эпизодическая или спорадическая, которая собирается по мере возникновения потребности в ней.
Иногда непрерывная информация собирается в форме мониторинга.
Мониторинг – система постоянного отслеживания четко определенного (узкого) круга данных.