Описательное исследование (дескриптивное) – это тип итогового исследования, основной целью которого является описание чего-либо (обычно рыночных характеристик или функций).
Цели описательного исследования:
1) дать описание отдельным группам потребителей, торговому персоналу, организациям или рынка;
2) определить долю потребителей генеральной совокупности, которая демонстрирует определенное поведение (делают покупки в престижных магазинах или процент потребителей, которые посещают универмаги в период скидок);
3) определить восприятие характеристик продукта (объекта). Например, как семьи воспринимают магазин с точки зрения различных критериев;
4) определить степень связи маркетинговых переменных. Например, в какой степени покупки в универмаге связаны с приобретением еды на вынос;
5) сделать прогнозы.
Описательное исследование требует точных формулировок вопросов: кто? что? когда? где? почему? каким образом?
¾ Кто? Кто может считаться постоянным покупателем БУМа?
a) любой, кто тратит больше 1000 рублей в месяц;
b) любой, кто проживает в центре Бежицкого района;
¾ Что? Какую информацию можно получить от респондентов?
a) частота, с которой делаются покупки определенных товаров;
b) средняя стоимость покупки;
c) демографические и психографические характеристики покупателя;
d) с помощью каких критериев происходит оценка места покупки;
¾ Когда? Когда нужно получить информацию от респондентов?
a) до покупок;
b) во время покупок;
c) сразу же после покупок;
d) спустя какое-то время после покупок, чтобы имелось время для их оценки.
¾ Где? Где нужно связаться с респондентом, чтобы получить требуемую информацию?
a) перед БУМом;
b) внутри БУМа;
c) дома;
d) вне ТЦ, но на его территории (например, на автостоянке).
¾ Зачем? Для чего мы получаем информацию от респондентов? Для чего проводится маркетинговые исследования? Возможно для того, чтобы:
a) увеличить долю постоянных покупателей;
b) улучшить имидж изучаемого объекта;
c) увеличить рыночную долю;
d) принять решение об открытии нового отдела
¾ Способ. Каким образом мы собираемся получить информацию от респондентов?
a) персональный/личный опрос;
b) наблюдение за поведением респондентов;
c) опрос по телефону/почте.
Дескриптивные исследования проводятся с применением следующих методов:
1. анализ вторичной информации
2. опросы
3. панели
4. наблюдение и др. методы.
Виды описательного исследования:
1. профильные (бесповторные) исследования – это тип исследования, включающий сбор информации из любой выборки элементов генеральной совокупности только один раз.
1) Единичное профильное исследование, в котором в генеральной совокупности определяется одна выборка респондентов и информация из этой выборки получается только однажды. Этот тип исследования называется выборочным опросом.
2) Множественное профильное исследование, в котором существует две и более выборки респондентов и информация из каждой выборки получается только один раз. Часто информация из разных выборок получается в разное время.
¾ Когортный анализ – множественное профильное исследование, состоящее из серии опросов, проводимых в определенные временные промежутки. Под когортой понимается группа респондентов, с которой происходят одни и те же события в пределах одного и того же временного интервала.
Возраст | Обозначение когорт | ||||
8-19 | 63 | 73 | 81 | ||
20-29 | 45 | С8 | |||
30-39 | 34 | С7 | |||
40-49 | 23 | С6 | |||
50-и более | 18 | С5 | |||
Обозначение когорт | С1 | С2 | С3 | С4 |
2. повторное исследование – это вид исследования, включающий фиксированную выборку из элементов генеральной совокупности, характеристики которой измеряются повторно. Выборка остается неизменной с течением времени, обеспечивая, таким образом, ряд картин, которые вместе взятые дают яркую иллюстрацию ситуации и произошедших изменений.
Панель – выборка респондентов, которые согласились предоставлять информацию через определенные интервалы в течении продолжительного периода времени.
Главный недостаток панели заключается в том, что они бывают нерепрезентативны:
1) смерть респондента или его отсутствие (переехал);
2) отказ сотрудничать;
3) ошибки в ответах.
Сравнение профильного и повторного исследований
Категории сравнения | Профильные | Повторные |
Определение изменений | - | + |
Точность | - | + |
Большое количество собранных данных | - | + |
Репрезентативность выборки | + | - |
Систематическая ошибка в ответах | + | - |