Нововведения, инновационные процессы и новизна продукции

Особенности обновления продукции в условиях рынка.

Обновление продукции связано с постоянными процессами выведения на рынок новых товаров. Для этого каждое предприятие должно иметь факторы, мотивирующие это обновление.

1. Высокий уровень НТП на предприятии.

2. Основные виды продукции находятся на стадии насыщения и спада.

3. Наличие на предприятии нового изделия в стадии разработки.

4. Отсутствие у конкурентов новых изделий аналогичного назначения в стадии разработки.

5. Низкий процент банковского кредита по инвестициям в инновации.

Нововведения делятся на две группы:

1. Инновации, как результат творческого процесса в виде новой продукции или технологии.

2. Инновации, как процесс введения новых изделий, подходов, принципов вместо действительных.

Таким образом, различают просто инновации и инновационные процессы. Все нововведения делятся в зависимости от их использования на следующие группы:

1. Продуктовые инновации – это новая продукция. потребляемая в сфере производства и сфере потребления;

2. Технологические инновации – это новые технологии или способы производства выпускаемой или новой продукции;

3. Организационное управление – это новые методы организации работ и управлением производством.

В отличие от жизненного цикла продукции инновационный процесс включает следующие этапы:

1. «Зарождение» - осознание потребностей и возможностей изменений, поиск и разработка новшеств.

2. «Освоение, внедрение, эксперт - осуществление производных изменений».

3. «Диффузия» - распространение новшеств, тиражирование.

4. «Рутинизация» - нововведение реализуется в стабильных постоянно функционирующих элементах, соответствующих объектов.

Жизненный цикл инновационного продукта и жизненный цикл инновационного процесса различаются по времени и по сути.

Спад для нового продукта означает его уход с рынка, а «рутинизация» означает постоянное функционирование нового процесса. В то же время новый продукт связанный с процессом может устареть, а сам процесс еще не дойти до стадии «рутинизации».

Новизна – совокупность свойств, характеризующих радикальность изменений объекта и дающих ему права называться нововведением.

В литературных источниках различают:

1. Абсолютную новизну – ту, которая фиксируется при отсутствии аналогов данному новшеству.

2. Относительную новизну – определяется относительно какого-либо признака т.е она не является всеоблемьющей.

3. Частную новизну – выделение новых элементов.

4. Условную новизну – необычное сочетание ранее известных проектов.

5. Стоимостную (эффективную) новизну – фиксируется в том случае, когда затраты на освоение, НИОКР, испытание ниже, чем у заменяемого продукта.

6. Целесообразную новизну – наличие лучших производимых и потребительских свойств продукции.

Помимо новизны существует псевдоновизна – товар, который не имеет лучших характеристик, но реализуется как новый (например, стиральный порошок).

Различают новизну для потребителя и для производителя. Новизна для производителя – новый уровень техники и технологии. Новизна для потребителя – эксплуатационная новизна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: