Особенности международного маркетинга зависят и обусловлены основными тенденциями международного товарообмена и инвестирования, средой, структурой комплекса и структурой службы международного маркетинга.
Рассмотрим основные тенденции международного товарообмена и инвестирования:
Рост обмена промышленными изделиями. Это важнейшая тенденция. Доля торговли промышленными изделиями с 2000 г. превышает 80% в товарной структуре международного товарообмена, в то время как доля торговли сырьем неуклонно сокращалась. Обмен оборудованием — станками и транспортными средствами с 2000 г. составляет свыше половины торговли товарами.
Рост обмена услугами. В настоящее время на обмен услугами приходится более 1/3 межстранового обмена. Увеличение доли услуг связано с резким ростом доходов от инвестиций. Наиболее крупными статьями поступлений являются финансовые, информационные услуги, туризм и транспорт. Международное инвестирование в сферу услуг с 2000 г. превышает 50% всего их объема.
|
|
Рост внутриотраслевого обмена. Эта тенденция связана с тем, что в условиях современного производства все чаще одни виды станков обмениваются на другие, запчасти — на собранные изделия или потребительские товары аналогичного характера (например, автомобили или одежду), различающиеся по качеству или по вкусам потребителей.
Перераспределение ролей между странами. В настоящее время наибольшую долю в мировой торговле имеют США, Германия и Япония, тогда как еще недавно в ней единолично доминировали США. Страны «Большой семерки» обеспечивают более половины международной торговли. Кроме того, именно развитые, а не развивающиеся страны теперь лидируют в приеме инвестиций, причем здесь доминируют США.
С 1970-х годов важную роль в мировой торговле играет группа развивающихся стран. Это новые индустриальные страны (НИС). Их отличают три фактора: растущая доля в мировом экспорте промышленных изделий, высокие темпы индустриализации и увеличения национального производства, а также экспортно-ориентированная политика. В числе этих стран Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Бразилия, Мексика, Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины и др.
Трехполюсный мир. Это ведущая современная концепция: международных экономических отношений, в соответствии с которой мировая экономика делится на три зоны (полюса):
1) Америка - США, Канада и Мексика, Южная Америка;
2) Евроафрика - страны ЕС, остальная Европа (кроме стран СНГ), Африка;
3) Азия — Япония, НИС Восточной и Юго-Восточной Азии, остальная Азия, Австралия и Новая Зеландия.
Каждая из этих зон имеет ядро, в котором вырабатываются соглашения о партнерстве типа зон свободной торговли или таможенного союза. Так, в Европе это Европейский союз, в Северной Америке — Североамериканская ассоциация свободной торговли.
|
|
Интернационализация компаний и международной торговли. Это одна из важнейших тенденций. Во всем мире многонациональные компании создают международную сеть разработки, производства, сборки и реализации продукции.
Рост внутрифирменного обмена. От 20 до 30% международного товарообмена является внутрифирменным, осуществляемым в рамках международных компаний. Этот вид торговли охватывает в первую очередь высокотехнологичные товары и сложные изделия (автомобили, электроника и т.п.).