выделяют следующие элементы среды международного маркетинга: экономическую, политико-правовую и культурную среду. Среда международного маркетинга во многом определяется системой международной торговли.
Система международной торговли. При организации сбыта в другой стране фирма может столкнуться с различными торговыми ограничениями. Самое распространенное ограничение — таможенный тариф, представляющий собой налог, которым иностранное правительство облагает ввозимые в его страну товары. На товары определенных категорий может устанавливаться квота — количественный предел, ограничивающий ввоз этих товаров в страну. В то же время ряд стран образовали экономические сообщества, обеспечивающие беспошлинную торговлю между их членами.
Экономическая среда. Привлекательность страны в качестве экспортного рынка определяется двумя характеристиками — структурой хозяйства и характером распределения доходов.
Существует 4 типа хозяйственных структур:
Страны с экономикой типа натурального хозяйства, при котором большинство население занимается простейшими видами сельскохозяйственного производства. Большая часть аграрной продукции потребляется самими производителями, а её остаток напрямую обменивается на простые товары и услуги. Здесь экспортеры имеют ограниченные возможности. Примером такой страны может служить Эфиопия.
|
|
Страны – экспортёры сырья богаты отдельными видами природных ресурсов и их экономика носит монотоварный характер.
Б о льшую часть средств они получают за счет экспорта сырья. К странам этого типа можно отнести, например, Саудовскую Аравию, экспортирующую нефть. Подобные страны являются емкими рынками для импорта промышленных товаров и услуг.
Промышленно развивающиеся страны характеризуются тем, что их обрабатывающая промышленность производит от 10 до 20% валового национального продукта. Пример – Индия, Бразилия.
Странам этого типа необходим экспорт технологий и оборудования. Появление в них узкого слоя богачей и растущего среднего класса обусловливает увеличение спроса на товары новых типов, причем часть потребностей можно удовлетворить только за счет импорта.
Промышленно развитые страны являются основными экспортерами, и импортерами товаров и услуг.
Характер распределения доходов в стране существенным образом сказывается на рыночном спросе. По характеру распределения доходов страны делят на пять видов: 1) Страны с очень низким уровнем семейных доходов; 2) страны с преимущественно низким уровнем семейных доходов; З) страны с очень низким и очень высоким уровнем семейных доходов; 4) страны с низким, средним и высоким уровнем семейных доходов; 5) страны с преимущественно средним уровнем семейных доходов.
|
|
Политико-правовая среда. Страны резко отличаются друг от друга своей политико-правовой средой. При решении вопроса о выборе зарубежного партнера фирмы необходимо учитывать факторы:
0тношение к закупкам из-за рубежа.
Политическая стабильность.
Валютные ограничения.
Государственный аппарат.
Культурная среда. В каждой стране существуют свои культурные традиции, обычаи, правила, запреты. Продавцу следует выяснить, как воспринимает зарубежный потребитель те или иные товары и как он пользуется ими. Сюрпризы, которые может преподнести потребительский рынок, весьма поучительны. Например, вопреки распространенному заблуждению немцы и французы едят больше макарон, чем итальянцы.