По целенаправленности
По степени формализации
По содержанию
Фундаментальные методы исследования.
Метод социологического опроса.
Опрос – метод получения первичной социологической инфы, основанный на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне. Он позволяет исследовать социальные процессы и явления не доступные наблюдению, происходящие в сфере сознания людей.
Особенности:
1.непосредственная связь с объектом исследования. Данные получают от непосредственных участников изучаемого явления!!!!!!!!!
2.содержание инфы зависит от установок и компетенции респондента.
3.получаемые данные определяются видом и содержанием вопроса.
Достоинства:
1.универсальность. Можно зафиксировать любую инфу. Нет такой проблемы, которую мы не могли бы изучать методом опроса. Касающуюся как прошлого, так и настоящего.
2.можно изучать глубинные процессы, происходящие в сознании людей. Мотивы поведения, систему целостных ориентаций социальных установок. Путем обобщения выявлять тенденции развития массового сознания.
3.позволяет получать ту инфу, которой нет ни в каких источниках.
4.оперативность получения инфы.
Недостатки:
1.есть вероятность получить искаженную инфу в силу некомпетентности респондента или случайных обстоятельств.
2.может происходить навязывание респонденту мнения исследования через формулировку вопроса или вариантов ответа.
3.получаемая инфа – это объективная реальность, преломленная через призму индивидуального сознания.
Метод наблюдения.
Анализ документов.
Классификация видов опроса.
-анкетирование.
-интервью.
-экспертный опрос.
-тестирование.
-стандартизированный опрос – заготовочка.
-не стандартизированный – без анкеты
-комбинированный.
-клинический – по широкой тематике.
-фокусированный – по узкой тематике.
-панельный – многократный опрос одних и тех же респондентов.
-трендовый – повторный опрос на одном объекте без сохранения выборки.
-сравнительный – опрос по одной методике разных объектов.
Социологическая анкета - объединенная единым смыслом система опросов, направленная на выявление кол/кач характеристик объектов и предмета исследования. Основа ее предназначения – дать исследователю достоверную инфу. Это система опросов, которые представляют собой перевод проблему в формулировку, принятые респондентом.
Вопрос как инструмент.
Функция вопроса – инструмент, с помощью которого исследователь получает нужную инфу. Сложность в том, что один и тот же вопрос будет обращен к разным людям, каждому из которых он должен быть понятен, никого не обидеть пониматься, так как его понимает задающий вопрос.
1.от отношение цели
-содержательные
-процедурные
2.по предметноому содержанию
-о фактах
-о знаниях
-о мнениях
3.по функциям
-вопрос-фильтр
-контрольный вопрос-это достигается с помощью вопроса ловушки когда один и тотже вопрос формулируется по разному.
-функционально-психологические помогают поддерживать интерес, снимать напряжение, помогают точнее понять смысл, переходить от одной темы к другой.
4.по степени стандартизации
-закрытый вопрос
Предполагают готовые варианты ответа.
Виды:
а. дихотомический (да, нет).
б. альтернативный (один вариант ответа).
в. вопрос-меню (несколько вариантов ответов).
Трудности формулировки:
а. список вариантов ответов должен быть исчерпывающим.
б. в альтернативном вопросе варианты должны быть взаимоисключающими.
в. должна быть логика.
г. последовательность должна быть продуманной.
Преимущества:
а. позволяет за счет стандартизации получать четкие результаты. Анализ носит более объективный характер.
б. легкость обработки инфы.
в. высокая заполняемость.
г. оперативность получения инфы.
Недостатки:
а. не всегда исчерпывающие вопросы, примерное соответствие ответу.
б. можно пропустить вариант который нужен респонденту.
в. принижает личность респондента, некоторых раздражает выбор варианта ответов.
-открытый вопрос
Когда мы не предлагаем варианты ответов
Специфика:
1. нужно уметь правильно формулировать вопрос.
2. % заполнения низкий.
3. сложность обработки.
Преимущества:
1. Позволяет получать инфу о психотипе.
2. Позволяет получить не только прямую но и косвенную инфу.
3. Положительная мотивация для опроса, респонденту дают высказать свою точку зрения.
-полузакрытый вопрос
Анализ документов.
Содержание документа – это та сторона социальной инфы, которая связывает и объединяет участников общения. Именно обмен содержанием инфой составляет суть общения. Поэтому анализ этой инфы позволяет получить исчерпывающую и системную инфу о жизни общества в целом. Одним из способов оформления, фиксации, хранения являются документов.
Документ – все то, что представляет собой важный источник информации и вместе с тем результат осмысления знаний об определенной сфере социальной жизни.
Метод – совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической инфы при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определенных исследовательских задач.
Достоинства метода:
Документы созданы не исследователем и не для него, а другими людьми по различным поводам. Исследователь не может влиять на инфу, он может ее использовать в соответствии с целью и задачами своего исследования.
Недостаток метода:
Инфа может быть ложной, недостоверной, субъективной.
Что необходимо учитывать при оценке надежности документа:
1. официальность
2. авторство
3. надежность, юридическая защищенность
4. личные документы всегда носят тенденциозный характер
1. по общей значимости
-официальные
+мин субъективность автора, точность, большой охват инфы
-излишняя формализованость, могут обслуживать определенную группу, идеологию
-неофициальные
А. общественные (документы общественных организаций).
Б. личные (дневники, мемуары, письма, СМИ).
2. по форме изложения
-статистические
-вербальные
3. по способу фиксации
-письменные
-иконографические
-фонетические
4. по авторству
-индивидуальные
-коллективные
Вторичная инфа – это ранее собранная инфа для определенных целей.
Преимущества:
-дешевая
-быстрота сбора
-много источников
-можно получить инфу, которую нельзя получить самостоятельно
Недостатки:
-неполнота
-устаревшая инфа
-возможность ложной инфы
-противоречивость
1.Традиционный анализ.
Направлен на вскрытие содержания текста (читать между строк). Нужно установить:
-кто является автором документа, с какими целями и в каком социальном контексте создавался документ.
-каково соотношение фактов, отраженных в документе с изучаемой действительностью.
-как отражается на содержании документа взгляды, оценка, предпочтения автора, его статус и его жизненная позиция.
Характеристика анализа
Традиционный анализ – это процесс который зависит.
-содержание и направленности самого документа
-условий, целей и задач
-научной квалификации
Вывод:
Традиционный анализ неотделим от личности исследователя, а значит несет в себе возможность субъективной интерпритации.
ОООО ОООО
ОООООООО ОООООООО
Я ОООООООООООООООООО ТЕБЯ!!!!!!!!!!!!!!
ОООООООООООООООО
ОООООООООООООО
ОООООООООООО
ООООООООО
ООООО
ОО