Рис. 4. Общая конкурентная матрица М. Портера
Рис. 3. Матрица Мак-Кинзи
Рис. 2. Матрица БКГ
Темпы роста определяются по отношению к наиболее опасным конкурентам или к лидеру рынка. Возможны следующие стратегии:
- «Звезды» - сохранение лидерства;
- «Дойные коровы» - получение максимальной прибыли;
- «Трудные дети» - инвестирование и избирательное развитие;
- «Собаки» - уход с рынка или малая активность.
Матрица БКГ позволяет определять позиции предприятия в составе единого портфеля, структурировать проблемы, генерировать стратегии. Недостатком матрицы является то, что она дает результаты только применительно к стабильным условиям и по ограниченному кругу показателей, при условии массового производства, когда выявляются определенные закономерности развития.
Матрица Мак-Кинзи представляет более широкие возможности для выбора маркетинговых решений («привлекательность рынка/ стратегическое положение предприятия»), позволяет принимать более дифференцированные маркетинговые решения по эффективному использованию потенциала предприятия.
Стратегическое положение | |||
сильное | слабое | ||
Привлекательность рынка | высокая | «Оптимизировать» | «Усилить или удержать» |
низкая | «Извлекать полную выгоду» | «Уходить» |
2-я группа - стратегии в области направлений роста – стратегии роста являются моделями управления туристским предприятием путем выбора видов его деловой активности с учетом внутренних и внешних возможностей. Ростом предприятия называется проявление видов его деловой активности, основанной на трех возможностях роста:
- органический рост – интенсивное развитие за счет своих собственных ресурсов;
- приобретение других предприятий (интегрированное развитие); интеграция может идти по вертикали (объединение предприятий, работающих в смежных отраслях) или по горизонтали (объединение предприятий, работающих в одной отрасли);
- диверсификация – уход в другие сферы деятельности.
Применяются матрица Ансоффа (продукт/рынок), матрица внешних приобретений («область деятельности/тип стратегии»), новая матрица БКГ («товары/затраты»).
3-я группа - стратегии в области конкурентного положения – цель конкурентных стратегий обеспечить конкурентное преимущество туристского предприятия на рынке. Эти стратегии способствуют удержанию предприятием определенной доли рынка (отдельного рыночного сегмента) или ее увеличению. Используются модели и матрицы М. Портера.
Конкурентное преимущество | |||
снижение издержек | дифференциация продукции | ||
Область конкуренции | широкая | «Ценовое лидерство» | «Продуктовое лидерство» |
узкая | «Лидерство в нише» |
Конкурентное преимущество можно получить тремя основными путями:
- продуктовое лидерство, основанное на политике дифференциации товаров (создается ценность для покупателя); главная роль отводится маркетингу: совершенствование товаров, развитие марочной продукции, дизайн, сервис и гарантийное обслуживание;
- ценовое лидерство, основанное на возможностях туристского предприятия снизить затраты (создается ценность для производителя); главная роль принадлежит производству: управление затратами, внедрение рациональных технологий, стабильность инвестиций;
- лидерство в нише – это фокусирование продуктового или ценового преимущества на узком сегменте рынка; характерно для малого бизнеса или крупных предприятий, выделяющих узкие группы потребителей (профессионалы, молодежь и др.).
Функциональные маркетинговые стратегии направлены на выбор туристским предприятием целевых рынков (ниш, индивидуальных потребителей, рыночных сегментов) и разработку для них комплекса маркетинга, маркетинга партнерских отношений. Области решений:
- определение целевых рынков;
- формирование отличительных преимуществ;
- обеспечение маркетинговой поддержки.
Сегментация (market segmentation) – это деление рынка на четкие группы покупателей, требующих отдельный товар или маркетинговый комплекс – маркетинг-микс. Под рынком понимается совокупность всех реальных и потенциальных покупателей определенного продукта. Единого способа сегментации не существует. Ф. Котлер предложил использовать следующие критерии для деления туристского рынка:
1) географическая сегментация – деление рынка на разные географические единицы (нации, страны и т.д.);
2) демографическая сегментация группировка по демографическим признакам (возраст, пол, доход, род занятий, религия и т.д.);
3) психографическая сегментация – по принципу принадлежности к определенному социальному классу, стилю жизни и типу личности[21];
4) по типу поведения - деление рынка на группы по уровню их знания, характеру использования продукта, отношению к продукту и реакции на него.
Существуют требования к эффективной сегментации: измеримость (объем и покупательная способность рыночного сегмента); доступность (в какой степени на данный сегмент можно выйти и его обслужить); доходность (размер и степень прибыльности сегмента); реализуемость (степень, до которой целесообразно разрабатывать специальные программы по привлечению и обслуживанию сегментов).
Выделяют следующие этапы сегментации рынка:
1. Установить критерии отбора сегментов. Кроме вышеназванных применяют и другие критерии сегментации: схожесть потребителей внутри сегменты, размер сегмента, возможность создания конкурентных преимуществ, потенциал роста сегмента.
2. Разработать стратегии отбора сегментов:
- концентрированная сегментация – один товар для одного сегмента; применяется для предприятий с ограниченными ресурсами, которые добиваются большой доли на нескольких или одном маленьком рынке;
- дифференцированная сегментация – несколько товаров для нескольких сегментов;
- ассортиментная сегментация – несколько товаров для одного сегмента;
- расширение сегментов – один товар для нескольких сегментов;
- недифференцированный маркетинг – предприятие игнорирует различия рыночных сегментов и выходит на рынок в целом с каким-то одним предложением.
3. Провести позиционирование на целевых сегментах – это способ, при помощи которого продукт выделяется потребителями по его основным характеристикам, т.е. место, которое этот продукт, по мнению потребителей, занимает в сопоставлении с аналогичными продуктами, предлагаемыми на рынке конкурентами.
Применяют следующие методы сегментации рынка: описательные характеристики (группировка и сопоставление степени восприимчивости), оценка степени восприимчивости (частота, объем покупок и объем услуг).
Классификация туристских сегментов по Ф. Котлеру[22]:
- организованный массовый турист (вид группового туризма, «пакетные туры», ограниченные контакты с местным населением);
- индивидуальный массовый турист (большая свобода над собственным маршрутом и общением);
- турист-исследователь (независимый турист, самостоятельное планирование маршрута, высокая коммуникабельность и различные контакты);
- турист-бродяга (неприхотливые в быту туристы с гибким маршрутом, предпочитающие останавливаться в молодежных общежитиях или палатках, широкое общение с местным населением, пониженные требования к транспорту).
Для туристского предприятия важно не только выделение целевого сегмента рынка (одного или нескольких), но и постоянное наблюдение за динамикой его важнейших характеристик:
а) емкость сегмента, то есть возможное число продаж в течение определенного периода времени;
б) доступность сегмента, то есть возможное проникновение сюда со своими продуктами;
в) тенденции изменения состояние сегмента, то есть выяснение, увеличивается этот сегмент со временем или, наоборот, сокращается;
г) прибыльность сегмента, то есть определение того, насколько велика реальная выгодность продаж продуктов данной группе покупателей и как эта выгодность меняется со временем;
д) напряженность конкуренции, то есть выяснение круга основных конкурентов и изучение итогов борьбы с ними за внимание покупателей.
Основой для сегментации являются знания о поведении потребителей. С точки зрения маркетинга рынок – это потребитель, поведение которого структурировано. Одна из наиболее распространенных моделей, разработанных для потребительского рынка является модель «стимул-реакция».
«Вход» | «Черный ящик» | «Выход» |
Внешнее воздействие: - внешние факторы; - внешние стимулы | Мыслительный процесс: - нужды; - мотивы; - решения | Ответная реакция: - удовлетворенность покупкой; - познавательный диссонанс; - типы поведения |
Рис. 5. Модель «стимул-реакция»
Вход характеризуется внешним воздействием на поведение потребителя:
- внешние факторы социальной, культурной, индивидуальной среды формируют общие рамки потребительского поведения;
- внешние стимулы от продукта, рекламы, личных контактов и т.д.
На многие факторы повлиять не можем, но учитывать их необходимо. Все факторы внешнего характера попадают в «черный ящик» потребителя, представляющий собой скрытые мыслительные процессы потребительского поведения, которые заключаются в:
1) осознании нужды (физическая или духовная, рациональная или эмоциональная и др.);
2) возникновении мотивов (побуждение к действию, осознанное поведение, ожидаемая польза);
3) формировании решения о покупке, на основании имеющейся информации, знаний, опыта. В маркетинге это рассматривается как компромисс между знаниями и действиями (осознание риска).
«Выход» - ответная реакция потребителя после покупки:
- удовлетворенность покупкой (соответствие между ожиданиями и реальностью);
- познавательный (когнитивный) диссонанс (несоответствие между ожиданиями и реальностью) – дискомфорт, вызванный послепродажным конфликтом с самим собой, сожаление о совершении покупки, в которой столько недостатков; сожаление о том, что не купили другой товар, более достойный. Существование этот диссонанса закономерно, так как идеальные товары отсутствуют, в основе любой покупки лежит компромисс. Необходимо применять маркетинговые меры для снижения познавательного диссонанса и получения потребителем удовольствия (н-р, после потребления услуги – отправить письмо с благодарностью, что выбрали именно Ваше предприятие и т.д.);
- типы поведения покупателей:
а) развернутое – недостаточное знание продукта и марки, отсутствие четких критериев для принятия решения, множество рисков, «сильная вовлеченность», необходимо много дополнительной информации;
б) ограниченное – хорошее знание продукта, но незнание марки, имеется некоторый опыт, отсутствует четкая уверенность в выборе альтернативы, необходима конкретная информация);
в) установившееся – достаточно хорошее знание продукта и марки, имеется большой покупательский опыт, выработано предпочтение к определенной марке;
г) связанное с поиском разнообразия – смена марок в поиске разнообразия, продукты «слабой вовлеченности».
Потребитель в ходе принятия решения о покупке играет следующие роли (одну или несколько):
- инициатор – тот, кому пришла идея сделать покупку;
- авторитет – к мнению которого прислушиваются при принятии решения о покупке;
- лицо, принимающее решение – кто принимает окончательное решение;
- пользователь – кто употребил товар или пользуется оплаченной услугой.
Основой успешного маркетинга является понимание поведения покупателей и сущности процесса покупки.