Развитие самостоятельности и предприимчивости.
Ориентация на действие.
Признаки эффективного менеджмента.
Экономические показатели эффективности управления
1) Эу - показатель эффективности:
Эу=П/Zу, где: Zy - затраты на управление;
П - прибыль организации.
2) Кч - коэффициент численности управленческих работников:
Кч = Чу/Ч, где: Чу - численность работников управления; Ч - общая численность работников организации.
Кз - коэффициент затрат на управление:
Кз= Зу/ 3, где: Зу - затраты на управление,
3 - общие затраты организации.
3) Кзп - коэффициент затрат на управление на единицу выпускаемой продукции (оказываемых услуг):
Кзп = Зу/ОП, где: ОП - количество или объем выпускаемой продукции (оказываемых услуг).
Т. Питерс и Р. Уотермен провели исследование «образцовых компаний», на протяжении 20 лет показывавших высокую эффективность основной деятельности. Все образцовые компании обладали рядом сходных признаков, которые обеспечили эту эффективность.
1. Максимальное внимание к потребителям.
Неоднократные исследования показали, насколько сложно руководству проконтролировать уровень удовлетворенности потребителей, поскольку с жалобами обращается незначительная их часть, представляющая лишь надводную часть айсберга.
2. Человек - главный ресурс организации.
Образцовые организации рассматривают каждого работника как источник идей, а не просто как пару рабочих рук.
Не отрицая важность стратегического планирования, маркетинговых исследований и других научных методов, образцовые компании непрерывно экспериментируют, пробуют, чтобы как можно быстрее проверить на деле, на потребителе новые продукты, новые технологии, новые процедуры и т.п.
Экспериментирование действует как форма эффективного приобретения новых знаний: оно оказывается менее дорогостоящим и более полезным, чем многие другие методы.
Некоторые высшие менеджеры даже считают, что «принять решение, пусть даже плохое, - лучше, чем не принять совсем никакого решения».
Образцовые организации отличают децентрализация управления, развитие самостоятельности, предприимчивости.
Предприимчивость, атмосфера поиска создаются поддержкой энтузиастов, развитием всех форм деловых контактов между сотрудниками, коллегиальностью управления.
Во многих организациях употребляются истории и легенды, связанные с этапами развития организации и деятельностью ее руководителей и специалистов. Эти истории оказываются очень важными, поскольку выражают общие укоренившиеся ценности организации, т.е. ее культуру.
Чем сильнее культура организации и чем в большей степени она ориентирована на рынок, тем меньше нужны директивные наставления, организационные схемы, подробные процедуры и правила.
6. Верность своему делу.
Некоторая степень диверсификации становится основой устойчивости организации. Но неразборчивая диверсификация - наименее успешная стратегия.
7. Простота и скромность
Руководство образцовых организаций не допускает никаких излишеств, стремится к максимальной рациональности. Скромный аппарат управления, отсутствие объемных инструкций, доступность высшего руководства для персонала - за этим стоят не только экономические, но и моральные соображения.
8. Сильные лидеры.
Лидерство – это средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей, заставляя вести их соответствующим образом.
5.3. Пути повышения эффективности
менеджмента в организации
Повышение эффективности менеджмента в организации должно осуществляться на основе системного подхода. Одним из возможных вариантов является «схема 7-С» компании Маккинси, в которой выделены семь взаимосвязанных направлений анализа, оценки и совершенствования системы управления организации.
На основе анализа результатов деятельности организации и исследования ее системы управления разрабатываются и осуществляются следующие меры по повышению эффективности менеджмента, затрагивающие все основные элементы «схемы 7-С».
1. Совершенствование структуры управления организацией, максимальное упрощение, децентрализация большинства функций, определение полномочий руководителей с учетом квалификации и личных качеств
2. Выработка стратегии развития организации на основе анализа ее сильных и слабых сторон
3. Разработка информационной системы организации, обеспечивающей эффективную связь между сотрудниками и подразделениями. Разработка системы принятия решений, правил и процедур управления, системы стимулирования
4. Системы постоянного повышения квалификации работников на основе переподготовки, обучения, развития творчества и инициативы
5. Разработка системы подбора руководящих кадров, их обучения, оценки и перемещения, планирование карьеры руководителей
6. Применение наиболее эффективных методов подбора персонала, его оценки, формирование работоспособного состава работников, создание максимально благоприятного социально-психологического климата
7. Упорная работа по созданию культуры организации, выработкесовместных ценностей, признаваемых и одобряемых сотрудниками
Работа над повышением эффективности менеджмента может начинаться с любого элемента, совершенствование которого является для организации наиболее актуальным. Необходимо лишь иметь при этом в виду взаимосвязь элементов друг с другом.
В процессе повышения эффективности менеджмента в систему управления организацией вносятся самые разнообразнее изменения, в том числе радикального характера. Управление процессом изменений считается одной из самых трудных, но и престижных задач для руководителей, обеспечивающих организационное развитие.