Состав и содержание технологических
Состав и содержание социально-психологических функций менеджмента
Социально-психологические функции менеджмента обеспечивают регулирование отношений между людьми, возникающих в процессе функционирования организации; в современных условиях они нередко становятся решающим фактором успеха предпринимательской деятельности организации.
К социально-психологическим функциям менеджмента относятся делегирование и мотивация. Обе эти функции позволяют определить состав полномочий и задач каждого из участников осуществляемых процессов и сформировать наиболее благоприятные условия его деятельности, стимулирующие получение высоких результатов.
Делегирование означает процесс передачи задач и определения компетенции лицу или группе лиц, принимающих на себя ответственность за их осуществление.
Задачи формулируют конечные или промежуточные результаты деятельности участника или руководителя подразделения.
Компетенция означает ограниченное право сотрудника или подразделения использовать средства и ресурсы предприятия для выполнения установленных задач.
|
|
Ответственность означает обязательство лица или подразделения выполнять установленные задачи в рамках предоставленных полномочий, т.е. прав и ресурсов.
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к активной деятельности для достижения личных целей или целей организации.
Потребности – физиологическое или психологическое ощущение недостатка чего-либо или его отсутствие.
Первичные потребности являются по своей природе врожденными, они заложены генетически (потребности в пище, воде, потребности дышать, спать и т. д.).
Вторичные потребности осознаются с опытом (потребности в успехе, уважении, привязанности, власти).
Мотивационное поведение состоит в том, что потребности человека служат мотивом к действию.
Побуждение – ощущение недостатка в чем-либо. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели, которая осознается как средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает такой цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной.
Стремление к достижению цели становится стимулом всей деятельности сотрудника или коллектива.
Стимул в мотивационном механизме - это результат, к которому направлены побудительные мотивы деятельности сотрудника. Оценка достижения этого результата человеком ощущается через получаемое вознаграждение.
Вознаграждение – это то, что человек считает ценным для себя. Вознаграждение, как оценка, может носить внутренний и внешний характер. Внутреннее вознаграждение – это то удовлетворение, которое приносит работа, чувство достижения результата, самоуважения. Внешнее вознаграждение обеспечивает организация – зарплата, продвижение по службе, признание и похвала, а также дополнительные выплаты и отпуска.
|
|
функций менеджмента
Технологические функции менеджмента характеризуют содержание процессов и методов управления.
Они содержат два главных компонента: коммуникации и решения.
Коммуникации в менеджменте - это обмен информацией между людьми. Это сложная, многоярусная система, охватывающая как саму систему и ее элементы, так и ее внешнее окружение.
Основные задачи коммуникаций в менеджменте:
· определение и планирование потребности в информации для каждого звена управления на предприятии;
· организация информационного обеспечения системы управления на предприятии;
· формирование рациональных способов и процедур подготовки и реализации управленческих решений;
· разработка и внедрение прогрессивных информационных технологий в управлении инновациями на предприятии;
· координация и контроль управленческих решений, обеспечение исполнительской дисциплины на предприятии;
· разработка и реализация единой технической политики в области информационных технологий в управлении на предприятии.
Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.
а) звездообразная б) кольцевая в) полная
Рис. 6. Типы структур коммуникационных сетей в менеджменте
Основные требования, предъявляемые к управленческим решениям:
· целевая направленность: решения должны быть направлены на достижение определенных целей развития;
· иерархическая субординация: решения менеджера должны соответствовать делегированным ему полномочиям;
· обоснованность: решения должны иметь объективное обоснование рациональности;
· адресность: решения должны быть направлены на конкретного исполнителя и ограничены по времени, т.е. ориентированы в пространстве и во времени;
· обеспеченность: решения должны предусматривать необходимые ресурсы и устанавливать источники их получения;
· директивность: решения должны быть обязательными для исполнения и носить плановый характер.
Таблица 8
Функции менеджмента | Типичные управленческие решения |
Формирование целей | · Выявление миссии организации. · Формирование и утверждение целевых параметров. · Принятие концепции стратегии развития организации. |
Планирование | · Формирование плана инноваций. · Утверждение календарного графика работ по проекту. · Утверждение сметы затрат по проекту. · Формирование производственной программы организации. · Утверждение штатного расписания по подразделениям. · Запрос кредитных средств на инновации, модернизацию. · Принятие финансового плана организации. · Утверждение плана реализации продукции (работ, услуг). |
Организация | · Создание организации. · Выбор организационно-правовой формы организации. · Принятие организационной структуры организации. · Утверждение положений о службах организации и должностных инструкций. · Создание новых или упразднение существующих подразделений организации. · Открытие филиалов или дочерних фирм организации. |
Контроль и оценка | · Оценка состояния работ по проекту · Оценка финансового состояния организации. · Анализ работы служб и подразделений организации. · Распоряжение об изменении сроков проведения работ по проекту. · Установление порядка оценки деятельности исполнителей. · Оценка исполнения стратегической концепции. |
Тема 7. "Формирование целей и стратегия организации"
|
|