Наиболее часто встречающиеся причины сопротивления людей изменениям
1. Отсутствие убежденности в необходимости изменений. Если нет достаточной информированности, непонятна цель перестройки, люди чаще всего рассматривают существующую ситуацию как удовлетворительную, а усилия изменить ее как бесполезные и досадные
2. Недовольство переменами, насаждаемыми сверху. Людям обычно не нравится, когда с ними не советуются и обращаются, как с пассивными объектами
3. Недовольство неожиданностями. Психология многих людей такова, что их пугает, возмущает неожиданность каких-то изменений
4. Страх перед неизвестностью. Никогда полностью неизвестны последствия изменений. Хотя их пытаются прогнозировать, рассчитывать, но жизнь постоянно преподносит сюрпризы. Поэтому часто несовершенное настоящее, кажется предпочтительнее неопределенного будущего |
5. Нежелание иметь дело с непопулярными проблемами. Многие изменения сопровождаются не вполне приятными вещами: увеличением объема работ, более конкретной привязкой зарплаты к результатам и т.п.
|
|
6. Страх перед неспособностью выполнить что-либо или неудачей. Часто изменения требуют освоения каких-то новых навыков, более высокого мастерства. У многих работников возникает страх перед неспособностью соответствовать более высоким требованиям
7. Нежелание изменять сложившийся порядок, привычки, взаимоотношения. Люди консервативны и привыкают к сложившемуся порядку, к людям, с которыми им приходится общаться. Изменение всего этого, может быть, и является необходимым, рациональным, полезным, но требует усилий, которых многие предпочли бы избежать
8. Отсутствие уважения и доверия к лицу, которое руководит изменениями. Это может относиться к своему руководителю, который не обладает должным авторитетом, или к другому лицу по тем же основаниям
Наиболее эффективным способом борьбы с сопротивлением изменениям является «изменение с участием». В этом случае предусматривается максимальное участие всех сотрудников в разработке и осуществлении мер по совершенствованию деятельности организации.
Тема 6. "Природа и состав функций менеджмента"
В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:
· общее управление (планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);
· управление структурой предприятия (создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);
|
|
· конкретные области управления (маркетинг, производство, кадры, финансы, основные фонды).
Функция управления – это обособленный вид деятельности, которая объективно необходима для реализации целей предприятия. Функции управления играют решающую роль в системе производственных отношений на всех уровнях управления, так же являются определяющими и при формировании структуры управления.
Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделены на общие и конкретные.
Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления. В соответствии с ГОСТ 24525.0-80 к ним относятся:
· прогнозирование и планирование;
· организация работы;
· мотивация;
· координация и регулирование;
· контроль, учет, анализ.
Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. ГОСТ рекомендует их типовой состав:
· перспективное и текущее экономическое и социальное планирование;
· организация работ по стандартизации;
· учет и отчетность;
· экономический анализ;
· техническая подготовка производства;
· организация производства;
· управление технологическими процессами;
· оперативное управление производством;
· метрологическое обеспечение;
· технологический контроль и испытания;
· сбыт продукции;
· организация работы с кадрами;
· организация труда и заработной платы;
· материально-техническое снабжение;
· капитальное строительство;
· финансовая деятельность.
Общие и конкретные функции управления тесно связаны и представляют собой разные срезы поля управления (рис.4).
Рис.4 Поле управления
Если вспомнить модель процесса управления (рис.2), то последнюю схему можно расширить до трехмерной модели (рис. 5).
Рис. 5 Объем управления
В настоящее время общие функции менеджмента отражают содержание основных стадий процесса управления деятельностью организации на всех иерархических уровнях. Успешный менеджмент в любой организации должен предусматривать осуществление следующих общих функций:
* формирование целей;
* планирование;
* организацию;
* контроль.
Социально-психологические функции менеджмента связаны в основном с характером производственных отношений в коллективе. Они содержат две разновидности функций: делегирование и мотивацию.
Технологические функции менеджмента выделяют два основных вида деятельности, составляющих содержание технологии труда менеджера любого уровня иерархии: решения и коммуникации .
Общие, социально-психологические и технологические функции, взаимно дополняя друг друга, создают целостную систему менеджмента, позволяющую дифференцировать методы и приемы управленческого воздействия на деятельность организации: требуют создания определенных организационных структур, привлечения исполнителей, координации их работы во времени и в пространстве.
Успешное выполнение предусмотренных мероприятий требует учета, постоянного контроля за ходом осуществляемых процессов и регулирования деятельности организации. Каждая из пары взаимосвязанных общих функций представляет собой замкнутый контур управленческих решений, функционирующий в цикле «цель - средство».
В первом контуре «цель - планирование» процесс планирования завершается при условии, что предусмотренные мероприятия и запланированные ресурсы, обеспечивают достижение установленных целей развития.
В противном случае требуется корректировать поставленные первоначально цели развития.
На втором этапе в контуре «планирование - организация» осуществляется поиск организационных решений, обеспечивающих безусловное и наиболее эффективное выполнение установленных плановых заданий.
В третьем контуре «организация - контроль» в принятых организационных условиях осуществляются непрерывный контроль над ходом выполнения плановых заданий и выработка решений, направленных на устранение возникающих разногласий.
|
|