Понятие и виды функций менеджмента

Наиболее часто встречающиеся причины сопротивления людей изменениям

1. Отсутствие убежденности в необходимости изменений. Если нет достаточной информированности, непонятна цель перестройки, люди чаще всего рассматривают существующую ситуацию как удовлетворительную, а усилия изменить ее как бесполезные и досадные

2. Недовольство переменами, насаждаемыми сверху. Людям обычно не нравится, когда с ними не советуются и обращаются, как с пассивными объектами

3. Недовольство неожиданностями. Психология многих людей такова, что их пугает, возмущает неожиданность каких-то изменений

4. Страх перед неизвестностью. Никогда полностью неизвестны последствия изменений. Хотя их пытаются прогнозировать, рассчитывать, но жизнь постоянно преподносит сюрпризы. Поэтому часто несовершенное настоящее, кажется предпочтительнее неопределенно­го будущего

5. Нежелание иметь дело с непопулярными проблемами. Многие изменения сопровождаются не вполне приятными вещами: увеличением объема работ, более конкретной привязкой зарплаты к результатам и т.п.

6. Страх перед неспособностью выполнить что-либо или неудачей. Часто изменения требуют освоения каких-то новых навыков, более высокого мастерства. У многих работников возникает страх перед неспособностью соответствовать более высоким требованиям

7. Нежелание изменять сложившийся порядок, привычки, взаимоотношения. Люди консервативны и привыкают к сложившемуся по­рядку, к людям, с которыми им приходится общаться. Изме­нение всего этого, может быть, и является необходимым, ра­циональным, полезным, но требует усилий, которых многие предпочли бы избежать

8. Отсутствие уважения и доверия к лицу, которое руко­водит изменениями. Это может относиться к своему руководителю, который не обладает должным авторитетом, или к другому лицу по тем же основаниям

Наиболее эффективным способом борьбы с сопротивле­нием изменениям является «изменение с участием». В этом случае предусматривается максимальное участие всех сотрудников в разра­ботке и осуществлении мер по совершенствованию деятель­ности организации.

Тема 6. "Природа и состав функций менеджмента"

В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:

· общее управление (планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);

· управление структурой предприятия (создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);

· конкретные области управления (маркетинг, производство, кадры, финансы, основные фонды).

Функция управления – это обособленный вид деятельности, которая объективно необходима для реализации целей предприятия. Функции управления играют решающую роль в системе производственных отношений на всех уровнях управления, так же являются определяющими и при формировании структуры управления.

Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделены на общие и конкретные.

Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления. В соответствии с ГОСТ 24525.0-80 к ним относятся:

· прогнозирование и планирование;

· организация работы;

· мотивация;

· координация и регулирование;

· контроль, учет, анализ.

Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. ГОСТ рекомендует их типовой состав:

· перспективное и текущее экономическое и социальное планирование;

· организация работ по стандартизации;

· учет и отчетность;

· экономический анализ;

· техническая подготовка производства;

· организация производства;

· управление технологическими процессами;

· оперативное управление производством;

· метрологическое обеспечение;

· технологический контроль и испытания;

· сбыт продукции;

· организация работы с кадрами;

· организация труда и заработной платы;

· материально-техническое снабжение;

· капитальное строительство;

· финансовая деятельность.

Общие и конкретные функции управления тесно связаны и представляют собой разные срезы поля управления (рис.4).

Рис.4 Поле управления

Если вспомнить модель процесса управления (рис.2), то последнюю схему можно расширить до трехмерной модели (рис. 5).

Рис. 5 Объем управления

В настоящее время общие функции менеджмента отражают содержание ос­новных стадий процесса управления деятельностью организации на всех иерархических уровнях. Успешный менеджмент в любой организации должен предусматривать осуществление следующих общих функций:

* формирование целей;

* планирование;

* организацию;

* контроль.

Социально-психологические функции менеджмента свя­заны в основном с характером производственных отношений в коллективе. Они содержат две разновидности функций: деле­гирование и мотивацию.

Технологические функции менеджмента выделяют два основных вида деятельности, составляющих содержание технологии труда менеджера любого уровня иерархии: решения и коммуникации .

Общие, социально-психологические и технологические функции, взаимно дополняя друг друга, создают целостную си­стему менеджмента, позволяющую дифференцировать методы и приемы управленческого воздействия на деятельность организации: требуют создания определенных организационных структур, привлечения исполнителей, координации их работы во времени и в пространстве.

Успешное выполнение предусмотренных мероприятий требует учета, постоянного контроля за ходом осуществляемых процес­сов и регулирования деятельности организации. Каждая из пары взаимосвязанных общих функций представляет собой замкнутый контур управленческих решений, функционирующий в цик­ле «цель - средство».

В первом контуре «цель - планирование» процесс планиро­вания завершается при условии, что предусмотренные мероприятия и запланированные ресурсы, обеспечивают достижение установленных целей развития.

В противном случае требуется корректировать поставленные первоначально цели развития.

На втором этапе в контуре «планирование - организация» осуществляется поиск организационных решений, обеспечивающих безусловное и наиболее эффективное выполнение установленных плановых заданий.

В третьем контуре «организация - контроль» в принятых организационных условиях осуществляются непрерывный контроль над ходом выполнения плановых заданий и выработка решений, направленных на устранение возникающих разногласий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow