Сценарий стратегического управления
Фазы развития стратегического менеджмента
Стратегического менеджмента
Основные понятия и категории
Стратегический менеджмент рассматривает большой круг вопросов, связанных с проблемами управления компанией на стратегическом уровне.
Стратегия – это ориентация на решение долгосрочных задач, разработку долгосрочных планов, а так же управление ресурсами и большими массами товаров.
Стратегическая цель отражает масштабные намерения организации, ведущие к достижению существенных результатов в сферах предпринимательства, производства и социальной среде.
Базовая (частная) стратегия - модели поведения организации в целом или отдельной стратегической хозяйственной единицы в той или иной рыночной ситуации.
Функциональные стратегии - комплекс мероприятий и программ развития отдельных функциональных сфер и подразделений организации. Имеют подчиненное значение, являются по существу ресурсными программами, обеспечивающими развитие фирмы.
Стратегический менеджмент - понятие, введенное в терминологический обиход зарубежных стран на стыке 60-70-х годов. Важнейший фактор его возникновения и развития - стремление фирм к выживанию в усиливающейся конкурентной борьбе.
Таблица 9
Фазы \ годы | Условия планирования | Методы и средства планирования |
Планирование 1945-1960 | Рынок продавцов | Бюджетирование. Контроль: план-факт. |
Долгосрочное планирование 1960-1973 | Растущая активиза-ция капитала, ино-странная конкуренция | Долгосрочные прогнозы. Многоэтапное планирование. |
Фазы \ годы | Условия планирования | Методы и средства планирования |
Стратегичес-кое планиро-вание 1973-1980 | Рынок покупателей. Прерывность, отсутствие преемственности | Анализ будущих шансов и рисков. Анализ собственных сильных и слабых сторон. |
Стратегичес-кий менедж-мент начиная с 1980 года | Глобализация: изменение в общественных системах | Координация всех подсистем управле-ния. Системный подход |
Стратегические мероприятия организации, независимо от ее типа и размера, осуществляются по определенному сценарию. Сценарий - это логическая последовательность шагов (актов), предпринимаемых организацией для достижения поставленных ею стратегических целей. Содержание и масштабы мероприятий в разных организациях могут быть различными, но логика шагов остается для всех постоянной.
Основное предназначение сценария заключается в обосновании и организационном обеспечении, реализации конкурентного преимущества фирмы, под которым понимается ее превосходство, компетентность в какой-либо области деятельности или выпуске товара по сравнению с конкурирующими фирмами.
К факторам конкурентного преимущества относятся конкретные компоненты внешней или внутренней среды фирмы, по которым она превосходит конкурирующие фирмы.
Различают тактические и стратегические факторы конкурентных преимуществ.
Тактический фактор конкурентного преимущества носит относительно локальный характер и отражает превосходство по сравнению с конкурирующей фирмой в ближайший период (не более года).
Стратегический фактор конкурентного преимущества представляет собой конкретный компонент внешней и внутренней среды фирмы, по которому она после выполнения комплекса масштабных мер способна в перспективе существенно превзойти конкурирующие фирмы в данной функциональной области.
Таблица 10