Современный процесс развития консалтинга в мировой экономике

В связи с ускоренным послевоенным развитием экономики в 50-60 гг. ХХ века консалтинг приобрел все возрастающее значение как элемент рыночной инфраструктуры. В 70-80 гг. развитие сферы консалтинговых услуг стабилизировалось и сохраняет устойчивые темпы, несмотря на кризисные периоды в развитии мировой экономики. Произошла дифференциация консалтинговых услуг, перечень их вырос до 100 видов и более. По официальным данным, в настоящее время консультирование по экономике и управлению в большинстве развитых стран выделено как отдельный вид услуг. В США его оборот составляет 14 млрд. долл., в Европе – 8 млрд. долл., в Японии – 2,5 млрд. долл. Нужно иметь в виду, что приведенные данные показывают только оборот менеджмент-консалтинга, если учесть и другие профессиональные услуги (аудит, юридическое обслуживание, тренинг, инжиниринг, инвестиционные, информационные и рекламные услуги) суммарный оборот возрастет в несколько раз. Достаточно заметить, что годовой оборот всей сферы профессиональных услуг по экономике и управлению только в США составляет около 50 млрд. долл.

Большинство крупнейших консалтинговых фирм по своему происхождению являются американскими, каждая из которых имеет филиалы в десятках стран, с персоналом от 50 до 100 % состоящего из местных консультантов.

Профессиональные консалтинговые ассоциации существуют в настоящее время в 42 странах мира. Обычно членство в них является корпоративным, т.е. они объединяют не индивидуальных консультантов, а консалтинговые фирмы. Индивидуальные консультанты создали специальные фирмы объединений, которые называются «институты менеджмент-консалтинга». Национальные консалтинговые институты объединены в Международный Совет консалтинговых институтов со штаб-квартирой в Торонто (Канада). Существуют два ведущих международных профессиональных объединений консалтинговых фирм:

1) Европейская федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО). Она была основана в 1960 г. в Париже, а в 1991 г. ее штаб-квартира была перенесена в Брюссель. В настоящее время членами ФЕАКО являются 25 национальных ассоциаций стран Европы (по одной от каждой страны, в том числе 17 из стран Западной Европы и 8 из стран Центральной и Восточной Европы). Ассоциации-члены ФЕАКО включают 1200 консалтинговых фирм, насчитывающих более 12000 консультантов;

2) Ассоциация менеджмент-консалтинговых фирм (АМКФ). Она основана в 1929 г. и является старейшей в мире консалтинговой ассоциацией. Будучи изначально национальной ассоциацией консалтинговых фирм США (АКМЕ), в середине 1990 гг. она обозначила себя как международная ассоциация введя в свое название подзаголовок «Всемирная ассоциация консалтинговых фирм». В отличии от ФЕАКО АМКФ пока не межнациональное, а транснациональное объединение, так как ее международный статус основывается на том, что членами этой организации являются крупнейшие американские консалтинговые фирмы, имеющие свои филиалы практически во всех регионах мира.

Главными уставными задачами профессиональных ассоциаций и институтов консультантов выступают обеспечение и гарантирование высокого качества консалтинговых услуг и профессиональных услуг и профессионального поведения своих членов.

Для достижения этих целей применяются следующие основные элементы саморегулирования и развития профессии:

1) квалификационные требования к членству;

2) кодексы этики консультантов;

3) обмен опытом и обучение (конференции, курсы и семинары для консультантов).

В большинстве ассоциаций и институтов консультантов членство совпадает с сертификацией, то есть членское удостоверение выступает в качестве документа, подтверждающего соответствие члена определенным стандартам квалификации и профессионального поведения. В некоторых ассоциациях, например в голландской, применяется специальная процедура сертификации (обычно по стандартам ISO-9001) как для членов, так и для не членов ассоциации. Иногда процедура сертификации осуществляется профессиональными организациями консультантов совместно с правительственными органами по аккредитации. Помимо профессиональных консалтинговых ассоциаций, существуют так же организации, в которые консультанты включаются наряду с другими специалистами в области менеджмента: преподавателями, профессиональными менеджерами и т.д. К таким организациям относятся Европейский фонд развития менеджмента (ЕFMD), Ассоциация развития менеджмента стран Центральной и Восточной Европы (CEEMAN), Американская ассоциация менеджмента (АМА), Всеяпонская федерация менеджмент-организаций (ZEN-NOH-REN).

В советский период в отсутствие рыночной экономики некоторая степень независимости и «рыночности» представления консалтинговые услуги обеспечивались лишь в рамках хоздоговорных работ, при которых консультант и клиент выступали в качестве равноправных и относительно независимых от государства сторон. Хоздоговорные работы составляли примерно 3% от объемов работ в этой области, а 97% работ осуществлялось на основе госбюджетного финансирования. Заказчиками в этом случае (но не обязательно потребителями) выступали государственные или партийные органы. В конце 80-х – начале 90-х годов ситуация стала меняться. С одной стороны все в большей степени заказчиками становились не государственные, а частные или смешанные структуры. С другой стороны, начали возникать независимые (частные) консалтинговые фирмы, а независимость консультантов составляло одно из необходимых профессиональных качеств этих специалистов. Из числа стран СНГ – в России за последние 10 лет консалтинговые услуги получили определенное развитие.

Реформирование российской экономики повлекло за собой увеличение и расширение спроса на консалтинговые услуги. Ключевые позиции консультационных услуг в России в 1997 г. состоялись в следующих сферах:

  1. реструктуризация;
  2. управление финансами (консультирование по рынку корпоративных ценных бумаг, инвестиции, бухгалтерский учет и налогообложение, неплатежи предприятий-должников, снижение издержек в условиях роста цен);
  3. юридическое консультирование (отношения с акционерами, отношения с государственными органами и деловыми партнерами);
  4. маркетинг;
  5. управление производством;
  6. общее управление и стратегическое планирование;
  7. управление человеческими ресурсами.

В 1998 г. эксперты отмечали устойчивый рост спроса на аудит и консультирование по налогам и праву. В 1996 г. российские и иностранные консультационные фирмы заработали на заказах зарубежных клиентов, работающих на рынке России, 550 млн. долл. В тоже время российским предприятиям было оказано услуг на 173 млн. долл. Практика показала, что на самом деле спрос со стороны российских клиентов был во много раз выше, но оплатить услуги консультантов могли не все. Большое место в работе консультантов в России отводится начинающим предпринимателям, сотрудничество с которыми осуществляется по следующим направлениям: обучение желающих начать свое дело; подбор и подготовка управляющих кадров; услуги по формированию учредительских документов и регистрации предприятий; открытие счета в банке; оказание помощи по стратегическому и оперативному управлению.

Малый бизнес пользуется услугами консультантов для удовлетворения своих потребностей в информации, методах коммуникации, приобретении навыков, связанных с организацией производства и управления. Для консультационно-информационной поддержки малых и средних предприятий в РФ на государственном и региональном уровнях формируется сеть консультационных организаций. Вот несколько примеров. В рамках Морозовского проекта создано более 50 региональных учебно-деловых центров (УДЦ), Они оказывают квалифицированные услуги в следующих направлениях:

  1. - подготовка и переподготовка кадров;
  2. - консультирование;
  3. - обеспечение доступа к инвестициям;
  4. - информационная поддержка.

Руководители консультационных групп УДК, прошли стажировку в зарубежных консалтинговых фирмах. В шести регионах созданы бизнес-инкубаторы. В рамках совместного проекта Национального фонда подготовки финансовых и управленческих кадров и государственного университета управления под эгидой Национального фонда подготовки кадров в РФ разработана и издана в 1999 г. 17 – модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модульная программа ориентирована на менеджеров высшего и среднего уровней управления. Это целостная серия учебных материалов по ключевым разделам менеджмента, в том числе и по использованию услуг профессиональных консультантов. В качестве авторов были объединены ученые, работающие в ведущих учебных центрах РФ, общий тираж разработанных материалов более 100 тыс. экземпляров.

Большинство фирм молоды (1-5 лет) и находятся в начале развития. Их основной приоритет на сегодняшний момент – найти клиентов и вовремя получить с них деньги за проделанную работу. Вторым приоритетом можно назвать выживание этих фирм в ближайшее время. Налоговая ситуация и платежеспособность предприятий влияет не только на клиентов, но и соответственно на возможности и профессиональную ориентацию консультационных фирм. Генеральный директор АКЭУ – Посадский А.П. в своей книге констатировал, что, «… с точки зрения рыночной экономики российский консалтинг находится лишь на начальномэ тапе развития».

В мировой экономике в целом консалтинговые услуги развиваются опережающими

темпами по сравнению с другими отраслями мировой экономики. Развивается диверсификация видов услуг, нарастает также тенденция осуществления комплексных консалтинговых проектов, в ходе которых предоставляются услуги различных типов и направлений. С точки зрения методов консалтинг по прогнозу в XXI веке будет интегративным, то есть объединяющим экспертное, процессное и обучающее консультирование либо в лице одного консультанта, либо в форме консультационной команды.

Особенно быстрое развитие консалтинговых услуг ожидается в странах Центральной и Восточной Европы и в Китае.

Области применения консалтинга: субъекты и объекты, классификация консалтинговых услуг, регулирование консультационной деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: