double arrow

ТЕМА 1.1 Предмет, задачи и метод статистики. Организация работы органов статистики в РФ



ЛЕКЦИЯ 1

Термин статистика употребляется в различных значениях. Под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, накоплению, обработке и анализу цифровых данных, характеризующих население, экономику, культуру, образование и другие явления в жизни общества.

Статистикой также называют особую науку, т.е. отрасль знаний, изучающую явления в жизни общества с их количественной стороны.

Термин «статистика» происходит от латинского слова status, что в средние века означало политическое состояние государства. В науку этот термин введён немецким учёным Готфридом Ахенвалем (1719-1772) и означал он тогда государствоведение.

Значение современной статистики заключается в познании конъюнктуры рынка, изучение тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятие оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности.

Статистика как наука имеет свой предмет исследования. Она изучает с количественной стороны (в непосредственной связи с качественным содержанием) массовые социально-экономические явления.

Статистика также изучает влияние природных и технических факторов на изменение количественных характеристик социально-экономических явлений и влияние жизнедеятельности общества на среду обитания.




Явления и процессы в жизни общества изучаются статистикой по средствам статистических показателей.

Статистический показатель - количественная оценка свойства изучаемого явления. В зависимости от целевой функции статистических показателей их можно подразделить на два основных вида:

- учётно-оценочные показатели

- аналитические показатели.

Учётно-оценочные показатели - это статистическая характеристика размера качественно определённых социально-экономических явлений в конкретных условиях места и времени.

В зависимости от специфики изучаемого явления учётно-оценочные показатели могут отображать или объёмы их распространённости в пространстве, или достигнутые на определённые моменты (даты) уровни развития.

Аналитические показатели применяются для анализа статистической информации и характеризуют особенности развития изучаемого явления: типичность признака, соотношения его отдельных частей, меру распространения в пространстве, скорость развития во времени и т.д. В качестве аналитических показателей в статистике применяются относительные и средние величины, показатели вариации и динамики, тесноты связи и др.



Количество и качество выступают в статистике как две стороны единого. Количество в статистике всегда имеет качественную определённость. Именно в этом и состоит познавательное значение статистического метода изучения социально-экономических явлений.

Одной из важных категорий статистической науки, тесно связанной с показателем, является понятие признака. Под признаком в статистике понимается характерное свойство изучаемого явления, отличающее его от других явлений.

Признаки могут выражаться как смысловыми понятиями, так и числовыми значениями. Признаки, выраженные смысловыми понятиями, принято называть атрибутивными. Например, атрибутивными признаками являются: пол человека – мужчина или женщина; специализация магазинов (продовольственные, непродовольственные) и т.д. Если атрибутивные признаки принимают только одно из двух противоположных значений, их называют альтернативными.

Признаки, выраженные числовыми значениями, принято называть количественными, например возраст (число прожитых лет), стаж работы, получаемая заработная плата и т.д.

Признаки, принимающие различные значения у отдельных единиц изучаемого явления, называются варьирующими. Значения варьирующего признака у отдельных единиц изучаемого явления называется вариантом.

Важная особенность статистической науки состоит в том, что, изучая свой предмет, она образует статистические совокупности (коллективы).

Статистическая совокупность – это множество единиц изучаемого явления, объединённых в соответствии с задачей исследования единой качественной основой.

Для изучения предмета – статистики, разработаны и применяются специфические приёмы, совокупность которых образует методологию статистики (методы массовых наблюдений, группировок; обобщающих показателей, динамических рядов, индексный метод и др.). Применение в статистике конкретных методов предопределяется поставленными задачами и зависит от характера исходной информации.

Статистические методы используются комплексно (системно). Это обусловлено сложностью процесса экономико-статистического исследования, состоявшего из трёх основных стадий:

  1. Сбор первичной статистической информации.

Применяется метод массового статистического наблюдения, обеспечивающий всеобщность, полноту и представительность (репрезентативность) полученной первичной информации.

  1. Статистическая сводка и обработка первичной информации.

Метод сводки и группировки результатов наблюдений.

  1. Обобщение и интерпретация статистической информации.

Проводится анализ статистической информации на основе применения обобщающих статистических показателей: абсолютных, относительных и средних величин, вариации, тесноты связи и скорости изменения социально-экономических явлений во времени, индексов и др.

При изучении статистической информации широкое применение имеют табличный и графический методы.

Коренным вопросом осуществления радикальной экономической реформы является переход от командно-административных форм управления к экономическим. Это ставит перед статистикой как составной частью системы управления народным хозяйством новые задачи.

Основными задачами статистики на современном этапе её развития являются:

  1. всестороннее исследование происходящих в обществе глубоких преобразований экономических и социальных процессов на основе научно обоснованной системы показателей;
  2. обобщение и прогнозирование тенденций развития народного хозяйства;
  3. выявление имеющихся резервов эффективности общественного производства;
  4. своевременное обеспечение надёжной информацией законодательной власти, управленческих, исполнительных и хозяйственных органов, а также широкой общественности.


Сейчас читают про: