double arrow

В сводке статистического материала отдельные единицы статистической совокупности объединяются в группы при помощи метода группировок

Статистическая группировкаэто образование однородных групп на основе расчленения статистической совокупности по существенным для нее признакам, каждая из которых характеризуется системой статистических показателей. Например, группировка промышленных предприятий по формам собственности, группировка населения по размеру среднедушевого дохода, группировка коммерческих банков по сумме активов баланса.

Особым видом группировок является классификация, представляющая собой устойчивую номенклатуру классов и групп, образованных на основе сходства и различия единиц изучаемого объекта.

Метод статистических группировок позволяет разрабатывать первичный статистический материал. На основе группировки рассчитываются сводные показатели по группам, появляется возможность их сравнения, анализа причин различий между признаками. Расчёт сводных показателей в целом по совокупности позволяет изучить её структуру.

Кроме того, группировка создаёт основу для последующей сводки и анализа данных. Этим определяется роль группировок как научной основы сводок.

Большие достижения в области применения метода группировок имеет современная отечественная статистика. Введение группировочных таблиц, содержащих показатели международной системы национальных счетов (СНС), превращает группировки (классификации) в эффективный метод анализа и вскрытия резервов в экономике.

Метод группировок применяется для решения задач, возникающих в ходе научного статистического исследования:

- выделение социально-экономических типов явлений;

- изучение структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нём;

- изучение связей и зависимостей между отдельными признаками явления.

Для решения этих задач применяют (соответственно) три вида группировок: типологические, структурные и аналитические (факторные).

1.Типологическая группировка решает задачу выявления и характеристики социально-экономических типов (частных подсовокупностей) путём разделения качественно разнородной совокупности на классы, социально-экономические, однородные группы единиц в соответствии с правилами научной группировки.

Примерами типологической группировки могут служить группировки секторов экономики хозяйствующих субъектов по формам собственности (группы предприятий государственной собственности, федеральной собственности, муниципальной собственности, частной и смешанной собственности).

Группы предприятий по формам хозяйствования. Объем промышленной продукции млрд. руб. В % к итогу.
Государственные с традиционными методами управления.   405,0   89,20
Арендные 19,0 4,19
Кооперативные 30,0 6,61
Всего 454,0 100,0

2.Структурной группировкой называется группировка, в которой происходит разделение выделенных с помощью типологической группировки типов явлений, однородных совокупностей на группы, характеризующие их структуру по какому-либо варьирующему признаку.

К структурным группировкам относится группировка населения по размеру среднедушевого дохода, группировка хозяйств по объёму продукции, структура депозитов по сроку их привлечения. Анализ структурных группировок, взятых за ряд периодов или моментов времени, показывает изменение структуры изучаемых явлений, т.е. структурные сдвиги. В изменении структуры общественных явлений отражаются важнейшие закономерности их развития.

Группировка торговых предприятий района по объему товарооборота (в процентах к итогу).

Группы магазинов по объему товарооборота тыс. руб. Число магазинов Различный товарооборот Торговая площадь
До 1700 1700-2000 2000-3000 3000-4200 свыше 4200 21,87 28,13 21,87 15,63 12,50 11,22 19,04 20,00 22,23 27,51 18,05 21,38 19,08 19,47 22,02
Всего 100,0 100,00 100,00

Данная группировка позволила выявить определённую последовательность в изменении показателей, характеризующих выделенные части.

3. Аналитические (факторные) группировки, в частности, исследуют связи и зависимости между изучаемыми явлениями и их признаками. В основе аналитической группировки лежит факторный признак и каждая выделенная группа характеризуется средними значениями результативного признака. Так, группируя достаточно большое число рабочих по факторному признаку Х-квалификации (разряду) с указанием их зарплаты, можно заметить прямую зависимость результативного признака У-средней месячной зарплаты рабочих от квалификации: чем выше квалификация, тем выше средняя месячная зарплата (хотя у отдельных рабочих с более высоким разрядом она может быть ниже).

Используя в аналитических группировках методы математической статистики, можно определить показатель тесноты (силы) связи между изучаемыми признаками.

В зависимости от степени сложности массового явления и от задач анализа группировка может быть простой и сложной. Простая группировка осуществляется по одному признаку(например, распределение населения по возрастным группам, а семей - по уровню доходов и т.д.). Группировка по двум или нескольким признакам называется сложной.

Социально-экономические явления отличаются большим многообразием форм своего развития, и поэтому при группировке встаёт вопрос о выборе того признака, который адекватен цели исследования и характеру исходной информации. Руководствуясь теоретическими положениями экономической науки и исходя из задач исследования, для осуществления группировки необходимо из множества признаков выбрать определяющие.

Определяющими являются признаки, которые наиболее полно и точно характеризуют изучаемый объект, позволяют выбрать его типичные черты и свойства. Например, торговое предприятие характеризуется различными признаками, каждый из которых имеет определённое значение. Тем не менее, основным, существенным признаком величины предприятия торговли является объём товарооборота, свидетельствующий о концентрации торгового процесса.

1. Важным моментом при выборе группировочного признака является необходимость учёта изменившихся обстоятельств, в которых действует то или иное явление. Принцип соблюдения условия места и времени здесь должен выполняться.

По форе выражения группировочные признаки могут быть атрибутивными, не имеющими количественного значения (профессия, образование и т.д.) и количественными, т.е. признаками, принимающими различные цифровые характеристики у отдельных единиц изучаемой совокупности (число работающих, величина дохода и т.д.). При этом количественные признаки, в свою очередь, могут быть дискретными (прерывными), значения которых выражаются только целыми числами (число комнат в квартире и т.д.), так и дробные значения (объем проданных населению товаров в стоимостном выражении, сумма издержек обращения).

2. По характеру колеблемости группировочные признаки могут быть альтернативными, которыми одни единицы обладают, а другие нет (например, поставка товаров в магазин может быть качественной или некачественной), и имеющими множество количественных значений (например, размер торговой площади, величина фонда оплаты труда и т.д.).

3. По той роли, которую играют признаки во взаимодействии изучаемых явлений, их подразделяют на другие признаки, и результативные, испытывающие на себе влияние других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: